Введение 3
1. Экономические и правовые основы финансирования проектов государственно -
частного партнерства 6
1.1. Экономическое содержание и механизмы государственно-частного
партнерства 6
1.2. Модели и формы государственно-частного партнерства 18
1.3. Правовые основы финансирования государственно-частного партнерства в
России 27
2. Практика финансирования проектов государственно-частного партнерства на
региональном уровне 33
2.1. Общая характеристика проектов государственно-частного партнерства,
реализуемых в субъектах Российской Федерации 33
2.2. Анализ финансирования проектов государственно-частного партнерства на
региональном уровне 41
3. Перспективы развития государственно-частного партнерства в Российской
Федерации 47
3.1. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства и возможности его
использования в России 47
3.2. Перспективы финансирования проектов государственно-частного партнерства
в России 57
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Экономическая ситуация, характерная для последних нескольких лет, свидетельствует об изменчивости и непостоянности экономических процессов, сложности их прогнозирования и управления ими. В таких условиях повышается роль государства и отдельных организаций в успешном социально-экономическом развитии общества. Наряду с этим следует отметить, что достижение устойчивого экономического роста, улучшение уровня жизни населения и т.п., возможны только в результате тесного взаимодействия и консолидации усилий государства и бизнеса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях современной инновационной экономики объективной тенденцией становится формирование партнерских отношений между частными субъектами, а также между частным и государственным сектором.
Глубокие институциональные изменения в отношениях собственности, реализуемые посредством государственно-частного партнерства, рождают новую смешанную форму собственности, на основе которой гармонизируются экономические интересы бизнеса, государства, общества, усиливается социализация экономической системы. Смешанная собственность предполагает совместное участие в проектах партнеров разных форм собственности, возможность координации действий всех участников инновационной системы. Особенно необходимо государственно-частное партнерство в научно-технической и инновационной сферах, в высокотехнологических видах деятельности.
В переходной экономике институт государственно-частного партнерства весьма востребован, хотя его формы и механизмы находятся пока в стадии становления.
Перезагрузка взаимодействия государства и субъектов
предпринимательства, основанная на модернизации системы государственного управления в контексте развития института государственно-частного 3
партнерствав России, предусматривает необходимость кардинального изменения всей совокупности правовых отношений и перехода от методов властно- императивных предписаний к методам рекомендаций и согласования в принятии политических и экономических решений на основе согласований интересов.
Развитие механизма государственно-частного партнерства способствует решению приоритетных государственных проблем, а также реализации национальных проектов и программ. В России процесс формирования и использования механизма государственно-частного партнерства как реального инструмента находится на начальном этапе. Такая ситуация не позволяет использовать все возможности государственно-частного партнерства для общественно значимых программ или проектов в масштабе страны. В этой связи изучение вопросов организации государственно-частного партнерства в России, его развитие представляется важным.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать финансирование проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне и определить перспективы его развития.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- рассмотреть экономическое содержание и механизмы государственно-частного партнерства;
- изучить модели и формы государственно-частного партнерства;
- ознакомиться с правовыми основами финансирования государственно-частного партнерства в России;
- дать общую характеристику проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в субъектах РФ;
- провести анализ финансирования проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне;
- оценить эффективность реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ;
- изучить зарубежный опыт государственно-частного партнерства и определить возможности его использования в России;
- определить перспективы расширения источников финансирования проектов государственно-частного партнерства.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Г.В. Атманчук, С.В. Кадомцева, О.В. Малиновская, И.Д. Мацкуляк, Л.М. Подъяблонская и других, материалы периодической печати, среди которых работы авторов Ф.А. Акимов, Е.В. Арсенова, А.В. Белицкая, В.Г. Варнавский, В.В. Иванов, Н.К. Карпович, М.С. Левченко, М.Н. Мысин, П.Г. Раба, Д.В. Саузин, Р.А. Халтурин, а также интернет - источники.
Практическая часть работы основана на применении следующей группы методов: логические, статистические (группировка, ранжирование), а также табличные и графические методы визуализации результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются экономические и правовые основы финансирования проектов государственно-частного партнерства.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ практики финансирования проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне на примере Республики Татарстан.
В третьей главе определяются перспективы развития государственно-частного партнерства в РФ.
Процессы изменений на политическом пространстве мира и страны, социально-политические преобразования последних десятилетий,
геостратегические угрозы современного мира, интенсивные процессы глобализации, регионализации и информатизации создали основу для плодотворной интеграции усилий власти и бизнес - сообщества в решении задач удовлетворения потребностей населения в широком спектре услуг, традиционно являвшихся сферой ответственности органов государственной власти и местного самоуправления. Проблемы интеграции усилий потребовали развития комплекса мер, выходящих за рамки управленческой, технологической компетенции и особенно финансовых возможностей государственного и частного секторов и привели к появлению нового феномена современности - государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство - это сотрудничество государства и частного бизнеса в области организационно-экономических и имущественно-хозяйственных отношений, направленное на реализацию общественно важных проектов на взаимовыгодной для обоих участников основе и с применением совместного финансирования. Целями государственно-частного партнерства является привлечение частных инвестиций и повышение качества и доступности товаров, работ и услуг.
Государственно-частное партнерство рассматривается как один из самых эффективных способов взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса, и как механизм может быть использован в целях создания или реконструкции объектов транспортной, инженерной, производственной или социальной инфраструктуры, а также в энергетической сфере, оборонно-промышленном комплексе, сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Государственно-частное партнерство основывается на реализации ряда принципов, ключевыми из которых является разделение рисков между 67
участниками, распределение ответственности, закрепление обязательств и
условий реализации проекта в соглашении.
Государственно-частное партнерство предполагает эффективное
управление финансовыми потоками, как со стороны государства, так и со стороны частного партнера. Для публичного партнера механизм государственно-частного партнерства позволяет реализовать крупный средне- или долгосрочный проект, направленный на развитие инфраструктуры и/или оказание услуг населению. Привлекая частный сектор к финансированию и реализации проекта, публичный партнер может минимизировать либо практически полностью исключить необходимость использования средств государственного (муниципального) бюджета. Частный партнер, являясь участником государственно-частного партнерства, имеет возможность получать прибыль при реализации проекта и в определенных соглашением случаях пользоваться гарантиями (в форме различных компенсационных выплат со стороны публичного сектора), а также льготами и иными преференциями, если они предусмотрены соглашением и не противоречат действующему законодательству.
Важно отметить, что сотрудничество бизнеса и государства позволяет:
- уменьшить риск проекта за счет диверсификации источников инвестиций;
- увеличить размеры инвестиционного проекта;
- увеличить общественную социальную эффективность проекта;
- увеличить эффективность за счет улучшения качества управления проектом.
Источниками финансирования проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне являются бюджетные и внебюджетные средства. В Республике Татарстан за исследуемый период в структуре финансирования преобладают внебюджетные источники. Так, в 2015 году их доля составила 52% от общего объема финансирования. Наибольшая доля внебюджетных источников финансирования наблюдалась в 2014 году (63%).
В Республике Татарстан к отраслям, наиболее финансируемым за счет механизмов государственно-частного партнерства в 2013-2015 гг., относятся сфера ЖКХ, здравоохранение и образование. Так, общий объем финансирования сферы ЖКХ в Республике в 2015 г. составил 361,4 млн. руб., в 2014 - 692,3 млн.руб. Максимальный объем финансирования сферы здравоохранения также наблюдается в 2014 году, когда показатель составил 395,6 млн. руб., что на 135,9 млн. руб. больше, чем в 2015 году. И в сфере образования наибольшие объемы финансирования осуществлялись в 2014 году. Значение показателя за данный период составило 356 млн. руб., что 141,4 млн. руб. больше, чем в 2015 году.
За исследуемый период структура источников финансирования по отраслям в Республике Татарстан изменялась неоднозначно. Так, в сфере ЖКХ источники финансирования распределялись достаточно равномерно. В 2014 году доля бюджетных средств составила 48%, увеличившись в 2015 году на 1 п.п. В указанной сфере в 2014 году объем финансирования увеличился почти в два раза. Однако за период 2014-2015 гг. наблюдается снижение объемов финансирования данной сферы.
В сфере здравоохранения за 2013-2014 гг. наблюдается увеличение доли финансирования из бюджета РТ на 10 п.п. За 2014-2015 гг. данный показатель сократился на 5 п.п. Снижение объемов республиканского бюджетного финансирования вызвано, отчасти, завершением некоторых проектов государственно-частного партнерства, отчасти - недостатком средств в бюджете РТ на реализацию проектов. По разделу здравоохранения наибольшие объемы финансирования наблюдались в 2014 году.
В сфере образования наблюдается тенденция сокращения доли внебюджетных источников финансирования в пользу бюджетных источников. Это связано с ориентацией Правительства РТ на дальнейшее развитие образования в регионе. В сфере образования за период 2013-2014 гг. произошел рост объемов финансирования. Так, объем бюджетного финансирования увеличился на 86,4 млн. руб. и составил в 2014 году 178 млн. руб. За период 2014 - 2015 гг. данный показатель сократился до 111,6 млн. руб.
В промышленности РТ за исследуемый период преобладают внебюджетные источники финансирования проектов государственно-частного партнерства. Наибольшее значение показателя составило в 2013 году 60%, наибольшие объемы финансирования наблюдались в 2014 году.
В сфере транспорта финансирование из внебюджетных источников сократилось на 33,9 млн. руб. до 58,7 млн. руб.
Страны-лидеры по реализации проектов государственно-частного партнерства: Великобритания, Испания, Италия, США, Япония и Австралия. Анализ применения государственно-частного партнерства в разных странах показал, что те страны, которые принадлежат к развитым, к приоритетным отраслям для государственно-частного партнерства относят: здравоохранение, науку и образование. Те же страны, которые относятся к развивающимся, на первое место ставят проекты, связанные с транспортной инфраструктурой.
Несмотря на то, что в последние годы в России много сделано для развития финансирования проектов государственно-частного партнерства, остаются проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства, в их числе:
- несовершенство правового поля для реализации проектов государственно-частного партнерства;
- отсутствие в России сформированного по отраслям рынка проектов государственно-частного партнерства;
- недостаток эффективных инструментов привлечения долгосрочного финансирования проектов государственно-частного партнерства;
- ограничения суммы финансирования проектов;
- отсутствие методических материалов по практическому инструментарию, используемому в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства;
- низкий уровень квалификации кадров государственно-муниципального управления, сказывающийся на качестве подготовки проектов.
Для решения этих проблем следует:
- совершенствовать законодательство в сфере государственно-частного партнерства; создать необходимую институционально-правовую, экономическую, организационную среду.
- создать определенную систему коммуникаций для оперативного обмена информацией;
- развивать механизмы страхования и гарантирования проектов государственно-частного партнерства от рисков, связанных с исполнением обязательств государственными органами власти;
- разработать методические материалы, которые могли бы носить рекомендательный характер и включать в себя инструментарий, который мог бы использоваться при планировании и структурировании проекта государственно¬частного партнерства;
- создать механизм, стимулирующий регионы в проектах государственно-частного партнерства использовать непрямое бюджетное финансирование.
1. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.2005 г., № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление: 11.04.2016г.
2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 г., № 224-ФЗ (ред. От 29.12.2016 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление: 11.04.2016г.
3. Акимов Ф.А. Государственно-частное партнёрство как способ привлечения частных инвестиций / Ф.А. Акимов // Вестн. Гос. ун-та управления.
— 2012. — № 15. — С. 65-67.
4. Акимов Ф.А. Механизм реализации ГЧП-проектов / Ф.А. Акимов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9.
- С.5-9.
5. Акинина В.П. Государственно-частное партнёрство как катализатор инновационных процессов / В.П. Акинина, В.Г. Абасов // Финансы и кредит. - 2013. -№ 9. - С. 45-50.
6. Андерсен А.П. Обзор основных положений федерального закона о государственно-частном партнерстве / А.П. Андерсен // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С.55-59.
7. Арсенова Е.В. Перспективы внедрения механизмов ГЧП В Российской Федерации / Е.В. Арсенова, А.И. Дунаева, Н.О. Удачин // Экономика и управление: проблемы, решения. -2014. -№ 9 (33). -С. 3-7.
8. Атманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления / Г.В. Атманчук. - М.: Юнити, 2014. - 394 с.
9. Бедикин В.В. Проблемы организации взаимодействия между участниками проектов ГЧП В России / В.В. Бедикин // Инновации и инвестиции. -
2015. -№ 5. - С.111-114.
10. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как альтернатива контрактной системе / А.В. Белицкая // Юрист. - 2014. -№ 5. - С.33-37.
11. Брагина Т.С. Базовые характеристики государственно-частного партнерства Т.С. Брагин // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. -2015. -№ 5 (14). -С.102-105.
12. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С.41-50.
13. Гоосен Е.В. Опыт реализации проектов ГЧП в России / Е.В. Гоосен, С.М. Никитенко, Н.О. Пахомова // ЭКО. -2015. -№2 (488). -С.163-175.
14. Есбергенова З.Т. Сущность и определение государственно-частного партнерства / З.Т. Есбергенова // Международный научно-исследовательский журнал. -2015. -№ 5 (36). -С.131-132.
15. Запатрина И.В. Роль государственно-частного партнерства в модернизации развивающихся экономик / И.В. Запатрина// Экон. наука соврем. России. - 2012. - № 1. - С. 49-61.
16. Иванов В.В. Международная практика государственно - частного партнерства (ГЧП) / В.В. Иванов, М.М. Жабина // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С.20-33.
17. Кадомцева С.В. Государственные финансы: Учебное пособие / С.В. Кадомцева. - М.: Инфра-М, 2013. - 432 с.
18. Калинина Л.Л. Государственно-частное партнёрство как перспективный формат взаимодействия бизнеса и власти / Л.Л. Калинина, Е.А. Босых // Вестн. РГГУ. - 2012. - № 12. - С. 158-165.
19. Карпович Н.К. К вопросу о развитии государственно-частного партнерства на региональном уровне / Н.К. Карпович // Новые технологии. -
2015. - № 3. - С.50-56.
20. Кондратьева У.Д. Риски бизнеса при реализации проектов ГЧП / У.Д. Кондратьев // Управленческое консультирование. - 2014. - № 6 (66). - С.169-176.
21. Кулачинская А.Ю. К вопросу о реализации государственно-частного партнерства в социокультурной сфере / А.Ю. Кулачинская// Молодой ученый. - 2013. - №4. - С.246-248.
22. Левченко М.С. Зарубежный и российский опыт использования ГЧП / М.С. Левченко // Транспортное дело России. - 2015. - №5. - С.32-37.
23. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы. Учеб. Пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус,
2016. - 468 с.
24. Махоткина Е.В. Государственно-частное партнерство (ГЧП) как этап взаимодействия государства и бизнеса в экономическом развитии / Е.В. Махоткина// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2008. - № 2. - С. 102.
25. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы / И.Д. Мацкуляк. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 546 с.
26. Мерзлов И.Ю. К вопросу о роли государственно-частного партнёрства в развитии регионов России / И.Ю. Мерзлов// ВУЗ. XXI век. - 2015. - № 1 (47). - С.239-251.
27. Морозова И.А. ГЧП - оптимальная модель взаимодействия частного бизнеса и государства в условиях инновационной экономики / И.А. Морозова, И.Б. Дьяконова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 11. - С. 93.
28. Морозова И.А. Анализ мирового опыта использования механизмов государственно-частного партнерства: проблемы и тенденции / И.А. Морозова, М.Н. Мысин // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2016. - № 1 (180). - С.8-12.
29. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство:
отечественный опыт, мировые тенденции, вектор развития для России / В.Н. Мочальников. - М.: Экономика, 2012. - 351 с.
30. Мысин М.Н. Анализ механизмов реализации проектов ГЧП в условиях экономики знания / М.Н. Мысин // Экономика сегодня: проблемы и пути решения. - 2015. - № 6. - С.5-8.
31. Начаркин В.В. Проблемы перспективы развития ГЧП в России / В.В. Начаркин, К.А. Корнеева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 5 (36). - С.59-61.
32. Подмолодина И.М. Развитие механизма ГЧП и его роль в структурном преобразовании экономики России / И.М. Подмолодина, В.В. Пелявский // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №11 (52). - С.131-134.
33. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы / Л.М. Подъяблонская. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 544 с.
34. Раба П.Г. Механизмы реализации государственно-частного партнерства в России / П.Г. Раба // Экономика и социум. - 2014. - № 4 (13). - С.524-530.
35. Рязанова Е.Ю. Перспективы развития государственно- частного партнерства на современном этапе / Е.Ю. Рязанова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 7. - С.19-30.
36. Савкин С.П. Комплексный подход к формированию внутренней региональной политики в сфере государственно-частного партнерства / С.П. Савкин // Регионология. - 2016. - № 1 (94). - С.41-55.
37. Салихов Х.М. Международные стандарты в государственно-частном партнерстве / Х.М. Салихов // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 4 (83). - С.49-53.
38. Саузин Д.В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства В России / Д.В. Саузин // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 10-2. - С.52-54.
39. Старикова М.С. ГЧП и развитие региональной инфраструктуры / М.С. Старикова // Экономика и социум. - 2014. - №2 (11). - С.354-361.
40. Удальцова Н.Л. Механизм реализации ГЧП-проектов / Н.Л. Удальцова // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 82. - С. 85-88.
41. Халтурин Р.А. Развитие инфраструктуры и возможности государственно-частного партнерства / Р.А. Халтурин // Экономика науки. - 2012.
- № 5. - С. 28-30.
42. Шаховская Л.С. Оценки эффективности института ГЧП и рисков проектов, реализуемых на основе принципов ГЧП / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова, И.А. Морозова, У.А. Позднякова // Современные проблемы науки и образования.
- 2014. - №6. - С.447.
43. Шведкова Т.Ю. Основные характеристики государственно-частного партнерства (формы и модели) / Т.Ю. Шведкова // Вестник гражданских инженеров. - 2015. - № 5 (52). - С.319-324.
44. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики,
2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
45. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Министерства экономического развития РФ, 2016. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/.
46. Единая информационная система государственно-частного
партнерства в России [Электронный ресурс]: Структура регионального стандарта государственно-частного партнерства. - Официальный сайт Единой
информационной системы государственно-частного партнерства в России, 2016. - Режим доступа: http://www.pppi.ru/.
47. Информационный портал «Государственно-частное партнерство в России» [Электронный ресурс]: Примеры региональных нормативных правовых актов по государственно-частному партнерству. - Официальный сайт Информационного портала «Государственно-частное партнерство в России», 2016. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/.
48. Центр развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]: Рейтинг регионов по развитию государственно-частного партнерства по состоянию на март 2015. - Официальный сайт Центра развития государственно¬частного партнерства, 2016. - Режим доступа: http: //pppcenter. ru/.
49. Инвестиционно-венчурный фонд РТ [Электронный ресурс]. - Официальный
сайт Инвестиционно-венчурного фонда РТ, 2016. - Режим доступа:
http://ivf.tatarstan.ru/.
50. Агентство инвестиционного развития РТ [Электронный ресурс]: Уровень развития государственно-частного партнерства в РТ за 2013-2015 гг. и целевые значения на 2016-2018 гг. - Официальный сайт Агентства инвестиционного развития РТ, 2016. - Режим доступа: http://tida.tatarstan.ru/.