Введение 4
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫСОТЕ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ ОБЛАКОВ,
ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ И ОБ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ИХ
ФАКТОРАХ 5
1. Наклонная дальность видимости 5
1.1. Терминология и определение 5
1.2. Метеорологические минимумы для гражданской авиации 6
1.3. Наклонная видимость при установлении визуального
контакта 10
1.4. Наклонная дальность видимости взлетно-посадочной
полосы 11
2. Влияние низкой облачности на взлет и посадку 12
2.1. Слоисто-дождевые облака 13
2.2. Слоисто-кучевые облака 13
2.3. Разорвано-дождевые облака 14
2.4. Прогноз высоты нижней границы облачности 15
2.5. Метод Е.И.Гоголевой 16
3. Влияние ограниченной видимости на взлет и посадку 17
3.1. Прогноз видимости в дымках и туманах 21
3.2. Прогноз видимости в осадках 24
4. Обзор исследований низкой границы облаков и ограниченной
дальности видимости 26
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Характеристика исходного материала 29
2
2.1.1 .Данные о измерении ограниченной видимости 30
2.1.2. Данные о измерении нижней границы низких облаков 30
2.1.3. Методика исследования 31
3. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НИЖЕ МИНИМУМА ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ АЭРОПОРТУ «КАЗАНЬ» 33
3.1. Режимные характеристики ограниченной дальности видимости и высоты нижней границы низких облаков в период с 2006 по
2014 33
3.2. Изменение ограниченной дальности видимости и высоты нижней
границы низких облаков в период с 2006 по 2014 г 35
3.3. Примеры синоптических условий образования
метеорологических условий ниже минимума первой категории в международном аэропорту «Казань» 46
Заключение 57
Литература 59
В настоящее время авиация стремительно развивается: увеличивается интенсивность воздушного движения, скорости, высоты полета, совершенствуются аэродромы. Но, к сожалению, происшествия, связанные с плохими метеорологическими условиями, свидетельствуют, что авиация до сих пор зависит от состояния воздушной среды. Одна из важных характеристик - дальность видимости определяется наклонной дальностью видимости и низкой границей облаков. Основной причиной, приводящей к ограничению дальности видимости, являются такие метеорологические явления, как образование туманов, выпадение интенсивных осадков, метели, НГО[23].В настоящее время изучение этих вопросов очень актуально не только с экономической стороны, но и со стороны безопасности взлетов, а особенно посадки самолета.
Работа заключается в том, чтобы выявить условия образования ограниченной дальности видимости и низкой высоты облаков, которые влияют на безопасность и производственную деятельность, определить, как часто наблюдались метеорологические явления и значительная облачность, препятствующая взлету и посадке летательных аппаратов.
При этом решались следующие задачи:
1. Изучение литературных источников, в которых рассматривается ограниченная дальность видимости и низкая граница облаков.
2. Сбор материалов с международного аэропорта «Казань» за период 2006-2014г
3. Выбор методики обработки материала
4. Применение методики и выполнение расчетов
5. Анализ полученных результатов
В данной работе был изучен климатический режим метеорологических характеристик, а именно высота ограниченная МДВ и высота нижней границы низких облаков в период с 2006 по 2014 года. В качестве примеров были выбраны случаи с ограниченной видимостью и низкой облачностью и проанализированы условия возникновения низкой облачности и ухудшения видимости, являющихся основным фактором, определяющим степень сложности метеорологических условий.
В результате были получены следующие выводы:
1. За весь изучаемый период наблюдалась 9% ОМДВ и 5,5% низкая облачность от числа всех наблюдений.
2. Наибольшую повторяемость ОМДВ и низкая облачность имеют в период с октября по март, в период с апреля по сентябрь эти явления повторятся редко.
3. В результате измерений при ограниченной МДВ наблюдались: туманы 85%, метель со снегом 5%, дождь со снегом 5%, снег 3%, метель 2%.
4. За изучаемый период наблюдалось 296 случаев с ограниченной видимостью и 182 случая с низкой границей облаков. В среднем за год наблюдается 20 случаев с низкой облачностью и 33 случая с ОМДВ
5. Низкая облачность в районе аэропорта Казани может сохраняться от
1 до нескольких часов в сутки, наблюдались следующие формы низких облаков: а)разорванно-дождевые (Frnb) в сочетании со слоисто-дождевой (Ns) 33%; б)разорвано-дождевые (Frnb) в
сочетании с кучево-дождевыми (Cb) 27%; в)слоистые (St) 13%;
г)разорванно-слоистые (St fr) под слоистой облачностью 27%.
6. Наиболее часто изучаемая высота НГО наблюдалась в пределах 60 м, она была отмечена 2878 раз. Минимальная НГО наблюдалась 29 января 2012г в 14:00, она составила 0 м.
7. Наиболее часто ограниченная МДВ была отмечена со значением 150м. она наблюдалась 2974 раза. Самая минимальная МДВ была отмечена 15 декабря 2008 г в 23:00.