Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ (НА ПРИМЕРЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ И ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ АРАБОВ)

Работа №53833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования феномена психологической адаптации иммигрирующих лиц 7
1.1 Концептуальные основы теории социально-психологической адаптации . 7
1.2. Социокультурная среда как объективное основание социально-психологической адаптации эмигрирующих лиц 13
1.3. Состояние адаптационных процессов в социокультурной среде в Израиле
22
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование условий и процесса адаптации (аккультурации) мигрантов в Израиле 38
2.1 Организация эмпирического исследования 38
2.2 Методы исследования 39
2.3 Результаты исследования 41
2.4 Анализ результатов исследования 48
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение

Процессы миграции имеют активное развитие в современном глобализирующемся обществе, что несет как положительные, так и отрицательные последствия для развития страны в целом. Миграция населения - сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социальный процесс.
Актуальность. Одной из наиболее актуальных мировых проблем за последние несколько десятков лет является миграция. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в странах ближнего и дальнего зарубежья, достигли небывалых масштабов. Израиль начиная с 1946 года принимал мигрантов из всего ближнего и дальнего зарубежья. По объему иммиграции Израиль оказался на третьем месте в мире, после Германии и США, принимая в среднем за год 781 тыс. мигрантов и внутренних переселенцев.
Изучив современную политическую и социально-демографическую ситуацию, в которых находится государство, мы можем заметить, что важным ресурсом социально-экономического развития общества является человеческий и кадровый потенциал эмигрантов, которые приехали на территорию Израиля. Очень важно заботиться об их социально-психологической адаптации, интегрировании их в новую социально-культурную среду. Исследователи говорят о необходимости оказания психолого-педагогической помощи мигрантам, используя различные высокоэффективные технологии, но как отечественные, так и зарубежные авторы недостаточно внимания уделяют вопросам подготовки специалистов (педагогов, психологов, социологов) к успешной работе по социокультурной адаптации мигрантов.
Проблема исследования социально-психологических условий адаптации мигрантов довольно сложный и длительный процесс, который имеет множество важных аспектов. Среди этих аспектов психологическое состояние эмигрантов в связи с изменением среды, сложность в принятии культурных различий, депривация, изоляция. Специалистов уже достаточно давно интересует проблема социальной и психологической адаптации эмигрантов, поэтому как отечественные психологи, культурологи, психологи, педагоги, демографы, социологи, так и их зарубежные коллеги изучают и исследуют различные аспекты этого актуального вопроса. Однако, несмотря на усилия выдающихся специалистов, тема социальной и психологической адаптации и интеграции в культурную среду до сих пор недостаточно изучена, некоторые вопросы в этой области остаются открытыми. Особенно это касается прикладного аспекта. Также авторы мало изучают культурную среду как явление. Она является важнейшим фактором успешной социокультурной адаптации мигрантов.
Объектом нашего исследования являются социально-психологические условия адаптации мигрантов, а предметом - социально-психологические условия адаптации мигрантов арабов.
Гипотеза:
У мигрантов с отличными мотивами иммиграции имеются значимые различия в социально-психологических условиях и процессе адаптации (акультурации) к социальной среде Израиля.
Цель исследования:
Выявить различия между социально-психологическими условиями адаптации у мигрантов с отличными мотивами иммиграции.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи:
1. Проанализировать и теоретически обосновать проблему исследования социальной и психологической адаптации иммигрантов;
2. Дать характеристику социокультурной среде как объективному основанию социально-психологической адаптации эмигрирующих лиц.
3. Описать состояние адаптационных процессов в социокультурной среде Израиля.
4. Эмпирически выявить различия между социально-психологическими условиями адаптации у мигрантов с отличными мотивами иммиграции.
Теоретико-методологическая база: исследования таких ученых как Гриценко В.В., Зайончковская Ж.А., Лебедева Н.Н., Павленко В.Н. Пивовар Е.И., Солдатова Г. В., Стефаненко Т.Г., Сусоколов А.А., Шайгерова Л.А., Шлягина Е.И., Adler PS, Berry JW, Bock PK, Oberg K., Rack P. и другие.
Теоретическая значимость: тема социальной и психологической адаптации и интеграции в культурную среду Израиля до сих пор недостаточно изучена, некоторые вопросы в этой области остаются открытыми.
Практическая значимость: полученные результаты могут
использоваться в качестве вспомогательного инструмента для социальной и психологической адаптации эмигрантов на территории Израиля. Также материалы работы могут использовать руководители, педагоги, психологи, социологи, работающие с мигрантами.
Методы исследования:
1. Анализ теоретического материала и практических данных.
2. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление различий между социально-психологическими условиями адаптации у мигрантов с отличными мотивами иммиграции в государство Израиль.
3. Качественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. Солдатова, О. Кравцова, А. Хухлаева, Л. Шайгерова).
2. Шкала социальной дистанции Богардуса.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборка исследования: эмигранты, переселившиеся на территорию Израиля в возрасте от 18-35.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблематика социально-психологической адаптации мигрантов стала особенно актуальна в последние годы в связи с увеличением миграционного потока в развитые страны. Причин миграции очень много, но их объединяет одно - человек становится мигрантом из-за невозможности проживать на территории своей родины. Роль психологической помощи в данной ситуации - посредничество между культурами.
В связи с этим наблюдается потребность в психологической работе с мигрантами по улучшению их социально-психологической адаптации, повышению уровня толерантности, развитию социальных навыков. Проблемы психической деятельности переселенцев требуют психокоррекции, которая должна проводиться в условиях защищенной, психологически комфортной среды.
Мы определили и изучили такое явление, как миграция, выяснили, что для адекватной адаптации мигрантов необходима реадаптация, а также, что у вынужденных мигрантов и мигрантов из стран ЕС адаптация проходит гораздо сложнее, чем у добровольных.
Целью нашего исследования было выявить различия между социально¬психологическими условиями адаптации мигрантов с отличными мотивами иммиграции. Цель была достигнута.
В ходе исследования выборка из двух групп разделилась на три: вынужденные, добровольные и мигранты из стран ЕС. Было проведено исследование уровня толерантности, социальной дистанции и типа взаимоотношений у мигрантов, на основе которых был сделан вывод о значимом различии в условиях и процессе адаптации у отличных групп мигрантов. Тем самым мы подтвердили гипотезу о наличии значимых различий между мигрантами с различными мотивами иммиграции.
Не менее важным условием социально-психологической адаптации является то, что переселение ставит человека перед необходимостью реадаптации, ломая прежние, привычные формы взаимодействия с 54
окружающей средой и заставляя искать и вырабатывать новые. Мигранту приходится не только формировать в себе новые ценности, убеждения, формы поведения, характерные для данной среды, но и найти в себе силы отказаться от прежних, что доказывает практическую значимость данного исследования.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, которые так или иначе сталкиваются с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех негативных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Социальная помощь и поддержка переселенцев - одно из важных направлений социальной политики государства.



1. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе / А.Г. Абсалямова, Ю.С. Горбачева. - Уфа: Творчество, 2007. - 257 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Академия, 2000.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их
компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М.:
Медицина, 2006. - 272 с.
4. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии. - СПб.: Союз, 2007. 24 с.
5. Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис потери смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень №2. - М., 2001. С.12-20.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб.: Питер, 2005.
7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практике педагогической работы с детьми мигрантами. - М., 2001 ..
8. Витковская Г.С. Переселение в Россию из стран Центральной Азии: миграционный потенциал и роль интеграционних процессов (по данным социологического обследования в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане) // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / Ред. Д.Р. Азраелс, В. Мукомель, Е. Мисс. - К.: Ин-т социологии РАН, 1997. С. 46-56.
9. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы / Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН; РЭНД (США). - М., 1993. - 174 с.
10. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковская и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М., 1999. - С. 152-191.
11. Волков Д., Оконск Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. - Пермь, 2005. Вып. 7. С. 134-142.
12. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. - СПб., 2005. 22 с.
13. Горошидзе А. Установка и адаптация личности в творческой работе. - Тбилиси, 1992. 165с.
14. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. -, 2002.
15. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо-и этнокультурной среде. - М., 2005.
16. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 2003. Ч. II. С. 335-337.
17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 2006.
18. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе. Ростов-н / Д.: Феникс, 2005.
19. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. - М., 2007, 204 с.
20. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. - СПб., 2004.
21. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю. Забродина. - М., 2007 ..
22. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М., 2006. С. 219- 232.
23. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2000. - 192 с.
24. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 2006. - 120 с.
25. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М., 2004.
26. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. СПб., 2000 ..
27. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. - М.: Мир, 2004, 219 с.
28. Константинов В.В. Тип проживания и социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям жизни. - М., 2006.
29. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. - М., 2000 ..
30. Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров. СПб., 2000 ..
31. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. - М., 2004.
32. Лукашевич Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки. - М., 2002., 342 с.
33. Малькова В.К., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Москва многонациональная: конфликт или согласие? - М., 2007 ..
34. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999 ..
35. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - СПб., 2004. - С. 3-16.
36. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 2001. - 278 с.
37. Мигранты Москвы - стратегия выживания / Центр стратегических и политических исследований. - М., 2008.
38. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковская и С. Панарина. М.: Наука, 2000. - 267 с.
39. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгин. - СПб., 2003.
40. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. - СПб., 2004. 24 с.
41. Московская городская целевая миграционная программа на 2008¬2010 гг. От 21 августа 2007 г. № 711-ПП.
42. Мукомель В. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. - К.: Ин-т социологии РАН, 2005. 350 с.
43. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - К.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003. - 195 с.
44. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. - Тбилиси, 1996. С. 237-249.
45. Назарова Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграцион-ной политики России: социологический анализ. - М.: Союз, 1999. - 137 с.
46. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Наири, 1992. - 210 с.
47. Овдий С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей. - СПб., 2006. - 184 с.
48. Павленко В.Н. Аккультурационние стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. - М., 2001. С.25-39.
49. Павлов И.П. Избранные труды. - М., 2001 ..
50. Постовалова И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. М., 2003.
51. Проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции. - Тюмень. 7-8 октября 2004 Ч. 1. 178 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ