Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Работа №53800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования налоговой политики государства
1.1. Сущность, принципы налоговой политики государства и её
стратегический компонент 7
1.2. Инструменты и показатели эффективности налоговой политики
государства 19
Глава 2. Практические аспекты реализации налоговой политики государства
2.1. Основные направления современной налоговой политики
Российской Федерации 32
2.2. Анализ эффективности налоговой политики на примере регионов
Приволжского федерального округа 53
Глава 3. Пути совершенствования налоговой политики Российской
Федерации
3.1. Оптимизация налога на доходы физических лиц 71
3.2. Совершенствование налогового законодательства
нефтегазодобычи 81
Заключение 91
Библиографический список 95
Приложение

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.
В современных странах налоги - это основная форма доходов государства, они являются основным его фундаментом, тогда как налоговая политика - один из основных элементов государственного воздействия на экономику.
Сбор налогов и их последующее перераспределение является важнейшей социальной функцией государств. В любом обществе налоги служат материальной основой исполнения общих дел по поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития.
В Российской Федерации к настоящему времени в целом закончено формирование основ налоговой системы. Основные параметры её устройства уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную страной с советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики нашей страны. Эффективность и результативность функционирования налоговой системы нашей страны хоть и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от идеальной.
Правительство строит налоговую политику с учетом экономического состояния страны и отбирает наиболее актуальные на данный момент принципы. Налоговая политика, с одной стороны, способна обеспечить потребности общественного воспроизводства и рост благосостояния страны, а с другой, может законсервировать налоговую систему страны. Являясь частью финансовой и экономической политики государства, налоговая политика постоянно меняется под воздействием социально-экономической и политической обстановки в стране.
Эффективная налоговая политика является важнейшим условием реализации стратегии социально-экономического развития, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вышесказанное определило выбор темы исследования как актуальной для экономики России.
Теоретико-методологическим и методическим аспектам налоговой политики посвящены работы современных отечественных экономистов: Р. Гринберга, О. Ляха, И. Кузулгуртовой, И. Юрзиновой, И. Майбурова, И. Коростелкиной, В. Пушкаревой и др.
Содержание отдельных элементов налоговой политики представлено в трудах В. Панскова, А. Грязновой, С. Викулова, М. Романовского, О. Врублевской, Д. Черника, Т. Бушинской и др.
Исследованию влияния налоговой политики на социально - экономическое развитие регионов посвящены научные труды Л. Мещеряковой, Г. Журавлевой, О. Гордеевой, В. Колесникова, И. Александрова, О. Бондаренко, В. Глухо, А. Косолапова, В. Незамайкина, Н. Решетникова, О. Елисеевой, В Крюкова и др.
Цель работы состоит в исследовании современной налоговой политики Российской Федерации и разработке комплекса мер направленных на её совершенствование.
Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность, принципы налоговой политики государства и её стратегический компонент;
• рассмотреть инструменты и показатели эффективности налоговой политики государства;
• рассмотреть основные направления современной налоговой политики Российской Федерации ;
• провести анализ эффективности налоговой политики на примере регионов Приволжского федерального округа;
• предложить пути оптимизации налога на доходы физических лиц;
• предложить меры по совершенствованию налогового законодательства нефтегазодобычи.
Объект исследования-налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования- налоговая политика Российской Федерации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные отечественные и зарубежные труды, посвященные вопросам теории и практики налогообложения в целом и налоговой политики в частности. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как системный и сравнительный анализ, абстрагирование, индукция, дедукция, логико-гносеологический и диалектический методы. При решении конкретных задач использовался программный продуктМ1сгозойЕхсе1.
Информационно-правовой базой исследования являются федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, Министерства финансов РФ, материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федеральной налоговой службы (ФНС) России, Федерального казначейства, государственных внебюджетных фондов, департамента экономического развития Воронежской области, базы данных Региональной информационно-аналитической системы (РИАС), Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные автором предложения, полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке стратегий и программ социально-экономического развития регионов, а также в контрольно-аналитической и прогнозной деятельности налоговых органов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главеопределены сущность, принципы налоговой политики государства и её стратегический компонент. Поясняется с помощью каких основных налоговых инструментов государство участвует в регулировании экономических процессов и какие показатели эффективности можно использовать при оценке налоговой политики государства.
Во второй главе выявлены основные особенности государственной налоговой политики Российской Федерации и определены основные проблемы, препятствующие повышению её эффективности. Так же проведен анализ эффективности налоговой политики на примере регионов Приволжского федерального округа.
В третьей главе предложены пути реформирования налоговой системы, в частности оптимизация налога на доходы физических лиц и совершенствование налогового законодательства нефтегазодобычи.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования, в Приложении представлена методика, по которой проводился анализ эффективности налоговой политики на примере регионов Приволжского федерального округа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экономические и социальные проблемы, стоящие перед современным российским государством, актуализируют в политологической науке дискурс о природе и оптимальной форме реализации политики государства в сфере налогообложения. Данная политика являет собой единый комплекс мероприятий правового характера, осуществляемых структурами власти и управления в интересах пополнения государственного бюджета. Государственная налоговая политика основывается на действующем налоговом законодательстве.
Несмотря на свою безусловную значимость, особую роль налоговой политики в развитии государства и достаточно частое использование этого понятия единый подход к исследованию сущности и трактовке данного понятия не сформировался до сих пор. На основе обобщения теоретических исследований в работе предложено следующее определение. Налоговая политика - это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, которая создаёт условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с выбранной налоговой стратегией.
По результатам рейтинговой оценки эффективности налоговой политики некоторых регионов Приволжского федерального округа по итогам 2014 года по всем блокам наилучшие показатели продемонстрировали Республика Татарстан и Самарская область, а также Республика Башкортостан. Налоговая политика государства в данных регионах реализуется наилучшим образом с точки зрения развития налогового потенциала территории, роста собираемости налогов и стимулирования социально-экономического развития.
Перед российской налоговой политикой в настоящее время стоит целый ряд проблем, являющихся существенным препятствием на пути ее совершенствования. В первую очередь, данные проблемы направлены диссонансом стратегии государственной политики в сфере налогообложения и курса экономического развития страны. Несмотря на то, что государство декларирует необходимость инновационного развития экономики, государственная налоговая политика РФ отнюдь не способствует стимулированию отечественного бизнеса, в том числе и в инновационных сферах экономики.
В настоящее время для отечественной налоговой политики наиболее актуальны следующие проблемы:
• чрезмерная фискальная направленность российской налоговой политики; повышенное внимание к фискальной функции и пренебрежение стимулирующей функцией налогов ведет к снижению предпринимательской активности;
• нестабильность налоговой политики РФ, поскольку государственная стратегия в этом отношении соответствует выражению «взять всё, что можно»;
• размеры платежей не всегда соответствуют реальным возможностям налогоплательщика, т.е. налоговое бремя для многих оказывается непосильным, что приводит к нарушениям действующего законодательства;
• массовое распространение различных налоговых преференций, в результате чего бюджет несет значительные убытки;
• отсутствие прогрессивного налогообложения, диссонирующее с потребностью в поддержании минимального уровня социальной поддержки и защиты населения;
• недостаточная разработанность нормативно - правовых документов в сфере обеспечения государственной налоговой политики;
• несовершенная налоговая политика в части взимания налога на добычу полезных ископаемых, несмотря на чрезмерную зависимость бюджета страны от доходов нефтегазового сектора.
Г осударственная налоговая политика Российской Федерации, исходя из потребностей обеспечения политических и экономических интересов страны, поддержания социальной стабильности, нуждается в серьезном реформировании и совершенствовании. В первую очередь, необходима выработка стратегии налоговой политики, предусматривающей соблюдение интересов как государства, так и его населения - то есть, создания такой налоговой системы, которая позволит государству извлекать оптимальные доходы от налогообложения юридических и физических лиц, в то же время не представляя угрозы реальным экономическим интересам малого и среднего бизнеса, не затрагивая жизненных интересов малоимущих и бедных категорий населения страны.
Предлагается следующий перечень мероприятий, направленных на совершенствование государственной налоговой политики Российской Федерации:
1. введение прогрессивного налогообложения физических лиц со значительным снижением налогового бремени или полным освобождением от налогов малоимущих категорий населения;
2. упрощение налоговой отчётности;
3. снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия;
4. снижение ставки страховых платежей на обязательное социальное
страхование одного работника для льготных категорий налогоплательщиков; расширение перечня льгот и преференций для некоммерческих организаций, занимающихся социальным
обслуживанием и защитой населения РФ, а также для организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
5. разработка порядка предоставления амортизационной премии, а также разработка мер, направленных на снижение риска различных манипуляций и нарушений со стороны недобросовестных налогоплательщиков;
6. расширение перечня льгот и налоговых вычетов, предоставляемых при осуществлении социально-значимых расходов;
7. Для совершенствования такого специфического компонента налоговой
системы, как налогообложение природных ресурсов, предлагается усовершенствование налоговой политики в части взимания налога на добычу полезных ископаемых. А именно: отмена ценового
коэффициента, повысив ставку НДПИ, применение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть только к экспортируемому сырью, использование в расчете ценового коэффициента при определении ставки НДПИ справочную цену, привязка ценового коэффициента к внутрироссийским ценовым индикаторам, используя сырьевые биржи;
Следует отметить, что, несмотря на предложенные мероприятия, вопрос совершенствования государственной налоговой политики Российской Федерации остается открытым, поскольку существует очевидная потребность его перманентной корректировки в соответствии со стремительным изменением политических, экономических, социальных реалий современного мира и России в частности. Это подразумевает возможность дальнейшего изучения данной актуальной темы в отечественной науке.



1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
3. Федеральный Закон « О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
4. Федеральный Закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ
5. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ
6. Федеральный Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ
7. Федеральный Закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ» от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ.
8. Распоряжение Правительства от 10 февраля 2014года №162-р (в ред. От 03.12.14) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования».
9. Основные направления налоговой политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов (Одобрены Правительством Российской Федерации 1 июля 2014 года).
Статистические материалы
10. Материалы Федеральной службы государственной статистики.
«Регионы России. Социально-экономические показатели».
Официальное издание. 2015г.
11. Материалы Единой межведомственной информационно¬
статистической системы (ЕМИСС).
12. Официальная статистическая информация ФНС в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).
Монографии и статьи
13. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд.,- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. - 314с.
14. Алимбекова А.С. Источники Российского налогового права: понятия и основные признаки) // Вопросы экономики и права. 2009. № 14. с.14-18.
15. Бобылев Ю.Н., Трунцева М.Ю. Налогообложение минерально¬
сырьевого сектора экономики// М.:Ин-т Гайдара, 2010. - 200 стр.
16. Бондаренко О.А. Налоговый консультант должен иметь комплексную подготовку -обладать знаниями юриста и аудитора // Российский налоговый курьер. 2014. № 3. С. 4-7.
17. Бушинская Т. В. Региональная налоговая политика и особенности ее реализации: на примере Тульской области.- М., 2009. - С. 10
18. Глухо В.В., Дольдэ И.В Налоги: теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Специальная Литература, 2006. - 286с.
19. Гранберг А. Н. Основы региональной экономики : учебник / А. Н. Гранберг - М. : ВШЭ, 2003. - С. 350
20. Грязнова А.Г., Викулов С.Ф. Финансово-кредитный
энциклопедический словарь.- М. : Финансы и статистика, 2002. - С. 605
21. Елисеева О.А., Лукьянова А.С., Тарасова А.Э. Исследование
перспектив и анализ рисков развития газовой отрасли России // Известия академии наук. Энергетика. - 2010. - №4.
22.Зыкова Т. Миллионщиков обложили: в России могут ввести налог на большие зарплаты / Т. Зыкова // Российская газета № 6220, 30 марта 2013. — С. 6.
23. Караваева И.В. Социальные аспекты подоходного налогообложения в рыночной экономике //Финансы .- 2010. - №8.- С.23
24. Козырин А.Н. Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах. М., 2009.
25. Коростелкина И. А. Концепция формирования многоуровневой налоговой политики / И. А. Коростелкина // Финансы и кредит : научно-практич. и теоретич. журнал - 2012. - №30. - С. 45-46.
26. Косолапов А. И. Налоги и налогообложение.- М.: Дашков и Ко, 2008. - С. 45.
27. Крюков В.А., Токарев А.Н., Шмат В.В. Возможности роста на основе нефтегазового сектора.//Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2014. - №4
28. Кузулгуртова А. Ш. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики / А. Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. - 2011. - № 5. - с. 60-61.
29. Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Петроград. 1919
30. Лермонтов Ю. Основные направления налоговой политики на 2015¬2017 годы // Российский бухгалтер. 2014. № 9. С. 10-23.
31. Лях О. А. Формирование и реализация региональной налоговой политики: дис. ... канд. эконом. наук / О. А. Лях. - Абакан, 2008. - С. 9
32. Майбуров И. А. Налоговая политика. Теория и практика : Учебник / И. А. Майбуров [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 9
33. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения : Учебное пособие / И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов. - М. : ЮНИТИ-ДАТА, 2010. - С. 355
34. Малган Дж. Искусство государственной стратегии: мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага / Дж. Малган. - М. : Изд-во Института Гайдара, 2011. - С. 143
35. Мостовая И.Г. Налоговый мониторинг: новый уровень отношений между компаниями и налоговыми органами // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2014. № 8. С. 49-54.
36. Незамайкин В. Н. Налоговая политика: состояние и перспектива / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова // Финансы. - 2009. - № 12. - С. 35-36
37. Некипелов А.Д., Ивантера В.В., Глазьева С.Ю.// Российская Академия Наук// Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. М.- 2013. С. 68.
38. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В. Г. Пансков. - М. : Финансы и статистика, 2006. - С. 50
39. Решетников Н. Налоговые преференции: «абсолютное зло» или обязательный инструмент госрегулирования // Российский экономический журнал - 2010. - №8. - С. 25.
40. Романовский М. В. Налоги и налогообложение : Учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - СПб.: Питер, 2006. - С. 79
41. Сайфиева С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития // Журнал «ЭКО». - 2012. - № 2.
42. Свечин А. А. Стратегия / А. А. Свечин - М.: Воен. вестник, 1927. - С. 20 и 236
43. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935.
44. Сотников Д. М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики / Д.М. Сотников // «Весник МГУ», Серия «Экономика». - 2007. - №1. - С. 17-32
45. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц. - М.: Инфра-М, 1997. - С. 369
46.Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебник . - М. : Инфра-М,
2003. - С. 55
47.Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы (второе издание). - М.: ЮНИТИ, 2007. - 511с.
48. Юрзинова И. Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дис. ... канд. эконом. наук / И. Л. Юрзинова. - М.,
2004. - С. 28
Электронные ресурсы
49. Мишустин М.В. Основные направления налоговой политики России до
2017 года //Налоговый маневр - 2014: взгляд бизнеса и власти. Х Всероссийский налоговый форум. [Электронный ресурс]: URL: ййр://'№№№.1ррг1?.ги/ги/т1:егас1:юп/1ед1з1аЙуе/60812Дата доступа:
17.04.2016г.
50. Налоговая нагрузка на бизнес в 2014 году. Непростые налоговые
решения: повысить, зафиксировать, понизить? // Налоговый маневр - 2014: взгляд бизнеса и власти. Х Всероссийский налоговый
форум.[Электронныйресурс]:и^: http://www.tpprf.ru/ru/interaction/legisl ative/60812 Дата доступа: 7.03.2016г.
51. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Федерации. [Электронный ресурс]: URL:http://www.na1og.ru Дата доступа: 23. 02.2016г.
52. Султанова Р.Ф., Мишенина М.С. Эффективность введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. [Электронный ресурс]: URL: http://www.scienceforum.ru/2013/227/6734 Дата доступа: 04.04.2016г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ