Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Работа №53797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Взаимосвязь нейролингвистики и переводоведения 7
1.1 Теоретические аспекты и методы нейролингвистики 7
1.2 Феномен «трудности перевода» и его характеристики 14
1.3 Процесс перевода в нейролингвистическом контексте 25
ГЛАВА II. Эксперименты с переводческими задачами, основанные на нейролингвистических методах 35
2.1 Интеграция окулографии и метода фиксации размышлений вслух в анализе процесса перевода 35
2.2 Применение записи нажатий клавиш клавиатуры в анализе процесса перевода 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Текст, представленный на перевод для первого эксперимента 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Текст, представленный на перевод для второго эксперимента

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день процесс межъязыковой коммуникации играет важнейшую роль в мире, а международная интеграция, научные и культурные обмены происходят только при участии переводчиков. Эти факторы, а также конкуренция на рынке труда, требуют повышения качества переводов и совершенствования профессиональной подготовки переводчиков. А так как методы наук, возникающие на стыке других наук, набирают популярность, поскольку оценивают проблему под другим, новым углом, целесообразно применить знания нейролингвистики для исследования переводческих задач. Актуальность настоящей работы также обусловлена необходимостью проведения процессуально-ориентированных исследований перевода в целях выявления и решения переводческих задач или трудностей, которые существенным образом влияют на качество перевода, а также потребностью определить направления дальнейшей оптимизации перевода.
Степень изученности проблемы исследования. Систематизацией понятия «трудности перевода» занимались такие видные ученые-лингвисты, как Я.И. Рецкер, А. Берман, Х.П. Крингс, О.Л. Кундзич, В.Б. Касевич. Постановка и решение переводческих задач в нейролингвистическом контексте исследовались Ф. Фабро и Дж. Уоттсом, их областью научного интереса являлся устный перевод. В свою очередь, Х.П. Крингс и В.Н. Комиссаров исследовали особенности переводческих трудностей и переводческие стратегии с помощью метода фиксации размышлений вслух. Выдающийся вклад в развитие метода записи нажатий клавиш клавиатуры при анализе принятия переводческого решения внес его создатель А.Л. Якобсен. Использование айтрекинга в лингвистических целях началось еще в конце двадцатого века, однако в переводоведении данную методику применяют недавно. Необходимо также отметить недостаточную изученность такого раздела современной теории перевода, как процесс перевода, и именно нейролингвистические методы становятся ценными в данной ситуации.
Исходя из научных исследований и доводов практического характера, нами обозначены две проблемы исследования:
1) Сложность исследования процесса перевода исходя из субъективности его изучения;
2) Отсутствие должного внимания к систематизации стратегий решения переводческих задач.
Цель исследования - изучение процесса перевода с определением трудностей перевода и стратегий их решения с помощью нейролингвистических методов.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1) Обобщить понятие, структуру и классификации «трудностей перевода»;
2) Изучить нейролингвистические методы, применяемые для выявления и решения переводческих задач;
3) Провести нейролингвистические эксперименты для оценки эффективности решения актуальных переводческих задач;
4) Проанализировать данные из экспериментов по идентификации трудностей перевода и принятию переводческих решений для оптимизации стратегии перевода и повышения его качества.
Объектом исследования выступает языковое поведение.
Предмет исследования - особенности восприятия и обработки информации, реализуемые в механизмах языкового поведения и способы решения переводческих задач переводчиками.
Методы исследования. При решении поставленных задач в данной работе применялись различные общенаучные и частные лингвистические и нейролингвистические методы исследования: обобщение и анализ информации из научно-практической литературы, метод фиксации размышлений вслух, айтрекинг и метод записи нажатий клавиш клавиатуры (в частности, метод компьютерной объективации процесса перевода с помощью кейлоггинг программы), а также количественный и качественный анализ результатов экспериментов и метод статистической обработки информации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что собранные в ней данные могут быть использованы для последующего углубления и расширения теоретической составляющей рассматриваемой темы, в частности, анализа возможных и наилучших вариантов перевода различного рода профессиональных трудностей.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение в курсах переводоведения, теории и практики перевода, в рамках курсов последовательного и синхронного перевода, а результаты ее экспериментов могут быть использованы в прикладной лингвистике.
Говоря о научной новизне исследования, можно отметить комплексное изучение переводческих задач, включая их идентификацию и стратегии их решения. Причем, в работе исследовались не конкретная группа или определенный тип трудностей, а явление в целом. Также была предпринята попытка скомбинировать методы нейролингвистики для проведения экспериментов, что также дало свои результаты.
Данная научно-исследовательская работа прошла апробацию на заочной конференции XIV International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education» (Бостон, США, 8 мая 2016 года). Статья была опубликована в подготовленном по материалам конференции научно-исследовательском журнале «International scientific review» номер «6 (16)». Результаты данной ВКР также были представлены в статье для методической библиотеки Всероссийского специализированного информационного сайта по вопросам образования «Завуч.инфо».
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части исследования, заключения, библиографии, а также двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая изложенное, для реализации нашей цели - исследование процесса перевода, а именно, определение трудностей перевода и стратегий их решения с помощью нейролингвистических методов - были выполнены следующие задачи:
1) изучение теоретической характеристики понятия «трудности перевода», а также рассмотрение и анализ их классификаций;
2) изучение нейролингвистических методов, а в особенности - применяемых для выявления и решения переводческих задач;
3) были проведены два эксперимента c использованием трех нейролингвистических методов, которые предполагали работу испытуемых с актуальными переводческими задачами;
4) были проанализированы данные из экспериментов о регистрации переводческих трудностей, а также о принятии переводческих решений.
В теоретической части работы был проведен сбор теоретической информации касательно трудностей перевода, истории формирования термина и его развития, были рассмотрены и проанализированы соответствующие классификации по О.Л. Кундзичу и Я.И. Рецкеру. Отдельным пунктом теоретической части являлось изучение особенностей науки нейролингвистики и ее методов. Проведен анализ опыта использования нейролингвистических методов в изучении процесса перевода и основных результатов, в частности была изучена научная теория Х. Крингса об этапах процесса перевода.
В практической части исследования были составлены два текста для двух экспериментов, содержащие, в том числе, задачи из изученных в теоретической части классификаций. Был проведен эксперимент с применением методов окулографии и фиксации размышлений вслух на аудитории 10 человек в лаборатории. Также проведен эксперимент с использованием метода записи нажатий клавиш клавиатуры, в котором приняло участие 50 человек. В ходе анализа результатов экспериментов удалось выявить наиболее труднопереводимые задачи, и была представлена соответствующая диаграмма: задачи на фоновые знания, на сочетаемость, трудности, связанные с переводом средств выразительности, терминов, идиом, а также клише, в частности, формулы вежливости. Причем, некоторые из вышеупомянутых задач (термины, задачи на сочетаемость и на фоновые знания) не входили в ранее изученные классификации, соответственно, данная информация особенно ценна. Было подтверждено выполнение теории Х. Крингса о том, что макростратегия при процессе перевода включает 3 этапа: предпереводческий анализ текста, перевод и постпереводческая обработка текста. Нашла свое подтверждение исключительная роль контекста при переводе, в частности, что при айтрекинге его поиск обозначают саккады, а также удалось выявить, что контекст могут обозначать и фиксации взгляда. Анализ экспериментов продемонстрировал использование испытуемыми различных приемов перевода в качестве микростратегий, а также, что на принятие переводческого решения влияет ряд факторов: грамматическая верность, сочетаемость, контекст, благозвучие, стилистическая уместность.
В качестве возможных перспектив дальнейших исследований процесса перевода и переводческих задач можно предложить использование других методов нейролингвистики или смежной науки. Также представляется логичным акцентирование важности компаративного аспекта, например, в исследовании общего и различного в стратегиях работы действующих переводчиков и студентов. Наконец, можно заключить, что выводы данной работы могут найти применение в теоретической и прикладной лингвистике, а также в сфере образования. Следует подчеркнуть, что с их помощью можно ликвидировать недостатки в знаниях студентов переводческого отделения, а также использовать определенную информацию в качестве дидактического материала для их обучения.



1. Азов А.Г. Поверженные буквалисты: Из истории художественного перевода в СССР в 1920-е-1960-е годы / А.Г. Азов. - М.: ВШЭ, 2013. - 304 с.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы) / Н.Д. Арутюнова. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 384 с.
3. Вандышева А.В. Использование достижений психо- и нейролингвистики в обучении иностранным языкам / А. В. Вандышева // Проблемы и перспективы развития образования - Пермь, 2014. - № 5. - С. 227-230.
4. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии: нейролингвистический анализ / Е.Н. Винарская. - М.: Медицина, 1971. - 216 с.
5. Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы) / В.С. Виноградов. - М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. - 112 с.
6. Иванов В. В. Лингвистический путь Романа Якобсона / В.В. Иванов // Якобсон Р. О. Избранные работы. - М.: Хронос. - 1985. - С. 5-29.
7. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики / В.Б Касевич. - М.: Наука ГРВЛ, 1977. — 183 с.
8. Касевич В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность / В.Б Касевич // Язык и когнитивная деятельность. - 1989. - № 4. - С. 8-18.
9. Касевич В.Б. Когнитивная лингвистика: В поисках идентичности / В.Б. Касевич. — М.: ЯСК, 2013. - 192 с.
10. Коломейцева Е.М. Лексические проблемы перевода с английского языка на русский: учеб. пособие / Е.М. Коломейцева, М.Н. Макеева. - Тамбов: ТГТУ,
2004. - 92 с.
11. Комиссаров В.Н. Общая теория перевода / В.Н. Комиссаров. - М.: ЧеРо, 2000. - 134 с.
12. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение / В.Н. Комиссаров. - M.: ЭТС, 2002. - 424 с.
13. Комиссаров В.Н. Что такое «усредненный рецептор перевода»? Перевод и переводческая компетенция / В.Н. Комиссаров. - Курск: РОСИ, 2003. - 33 с.
14. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования / Е.С. Кубрякова. - М.: ЯСК, 2012. - 206 с.
15. Кундзич О.Л. Мастерство перевода. / О.Л. Кундзич. - М.: Советский писатель, 1999. - 508 с.
16. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы: 2 т. / А.Р. Лурия — М.: Гнозис, 1970.
17. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. / А.Р. Лурия — М.: МГУ, 1975. - 210 с.
18. Львовская З.Д. Современные проблемы перевода / З.Д. Львовская - М.: ЛКИ, 2008. - 220 с.
19. Нейропсихолингвистика: Хрестоматия / сост. Седов К. Ф. — М.:
Лабиринт, 2009. — 304 с.
20. Нестерова Н.М. Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты / Нестерова Н.М., Поздеева Е.В. // Вестник МГЛУ. - Сер. «Лингвистика». - 2007. - № 541. - С. 155-164.
21. Николаева Т.М. Лингвистика. Избранное. / Т.М. Николаева - М.: ЯСК, 2013. - 624 с.
22. Пинкер С. The Language Instinct. Язык как инстинкт / С. Пинкер; пер. с англ. Е.В. Кайдалова. - С.: ЛЕНАНД, 2016. - 464 c.
23. Потапова Р.К. Речевая коммуникация: От звука к высказыванию / Потапова Р.К., Потапов В.В. - М.: ЯСК, 2012. - 464 с.
24. Рикёр П. Вызов и счастье перевода / П. Рикёр // Логос. - 2011. - №5. - С. 148-153.
25. Рецкер Я.И. Перевод и переводческая практика / Я.И. Рецкер. — М.: Междунар. отношения, 1974. — 216 с.
26. Рябцева, Н.К. Перевод как специальная речевая деятельность / Н.К. Рябцева // Проблемы перевода текстов разных типов. - М.: Ин-т языкознания, 2008. - С. 22-35.
27. Саульская Н.Б. Объемная передача как способ межнейронального взаимодействия в стриатуме / Н.Б. Саульская // Журнал высшей нервной деятельности. - 1997. - № 2. - С. 362-373.
28. Секерина И.А. Метод записи движений глаз революционировал психолингвистику / И.А. Секерина // ПостНаука. - 2015. - С. 329-333.
29. Словарь лингвистических терминов / под ред. О.С. Ахмановой. - М.: «Советская энциклопедия», 1966. - 608 с.
30. Социолингвистика и социология языка. Хрестоматия. / Пер. с англ. Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. - СПб: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2012. - 588 с.
31. Убоженко И.В. Зарубежное переводоведение. Великобритания / И.В. Убоженко. - М.: Валент, 2014. - 236с.
32. Фененко Н.А. Язык реалий и реалии языка / Н.А. Фененко; под ред. проф. А.А. Кретова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - 139 с.
33. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: подготовка переводчиков / И.И. Халеева. - М.: Высш.шк., 1989. - 39 с.
34. Хомский Н. Language and Mind. Язык и мышление / Н. Хомский; пер. с англ. Б.Ю.Городецкого. - М.: МГУ, 1972. - 123 с.
35. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание / Т.В. Черниговская. — M.: ЯСК, 2013. — 448 с.
36. Altmann G. Interaction with context during human sentence processing / G. Altmann, M. Steedman // Cognition, 1988. - Volume 30, Issue 3. - P. 191-238.
37. Cooper R.M. The control of eye fixation by the meaning of spoken language / R.M. Cooper // Cognitive Psychology, 1974. - Issue 6. - P. 84-107.
38. Doidge N. The Brain That Changes Itself: Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science / N. Doidge. - New York: Springer-Verlag, 2015. - 427 p.
39. Duchowski A.T. Eye-Tracking Methodology: Theory and Practice / A.T. Duchowski. - New York: Springer, 2007. - 360 p.
40. Frazier L. The sausage machine: A new two-stage parsing model / L. Frazier, J.D. Fodor // Cognition, 1978. - Issue 6. - P. 291-325.
41. Hoffman E. Lost in Translation: A Life in a New Language / E. Hoffman. - New book, 1989. - 288 p.
42. Jakobsen A.L. Logging time delay in translation / A.L. Jakobsen // LSP Texts and the Process of Translation, 1998. - P. 173-101
43. Krings H. Was in den Kopfen von Ubersetzern vorgeht / H Krings. - Michigan: GNV, 1986. - 576 p.
44. Rayner K. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research / K. Rayner // Psychological Bulletin, 1998. - P. 372-422.
45. Tanenhaus M.K. Integration of visual and linguistic information in spoken language comprehension / M.K. Tanenhaus, M.J. Spivey-Knowlton, K.M. Eberhard, J.M. Sedivy // Science, 1995. - P. 1632-1634.
46. The Underground Dictionary / Eugene E. Landy. - NY.: Simon & Schuster, 1971. - 206 p.
47. Tirkkonen-Condit S. The interaction of world knowledge and linguistic knowledge in the processes of translation: A think-aloud protocol study / S. Tirkkonen-Condit // Translation and meaning, 1992. - P. 433-440.
48. Watts G. In other words: inside the lives and minds of real-time translators / G. Watts // Mosaic, 2014. - P. 27-32.
49. Wilss W. A framework for decision-making in translation / W. Wills. - Target, 1994. - P. 131-150.
50. Wundt W.M. Logic. An investigation into the principles of knowledge and the methods of scientific research / W.M. Wundt. - Stuttgart, 1880. - 640 p.
Также в работе использована следующая художественная литература:
51. Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес / Л. Кэрролл; пер. с англ. П.С. Соловьева. - Тропинка, 1909. - 192 с.
52. Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия / У.М. Теккерей; пер. с англ. М. А. Дьяконова. - Золотая классика, 2008. - 832 с.
53. Carroll L. Alice's Adventures in Wonderland / L. Carroll. - Wordsworth Classics, 1990. - 200 p.
54. Thackeray W.M. Vanity Fair / W.M. Thackeray. - Wordsworth Classics, 1998. - 840 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ