Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического анализа в
системе управления организацией 6
1.1 Содержание основных понятий стратегического анализа 6
1.2 Методы стратегического анализа 13
1.3 Оценка эффективности стратегического анализа в системе
менеджмента 20
2. Анализ действующей практики стратегического анализа АО «БАРС
Груп» 29
2.1 Анализ развития деятельности в сфере информационных технологий и
общая характеристика АО «БАРС Груп» 29
2.2 Анализ системы управления и организации стратегического анализа
на предприятии 41
2.3 Исследование проблем организации стратегического управления в
организации 48
3. Пути совершенствования стратегического анализа АО «БАРС Груп» 55
3.1 Совершенствование анализа внутренней среды организации 55
3.2 Рекомендации по процедуре проведения стратегического анализа
внешней среды 70
3.3 Предложения по совершенствованию организации стратегического
управления 77
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложения
Предприятие без ясной и эффективной стратегии своей деятельности - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. [5, с. 89] Стратегическое планирование - это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели. Логика стратегического планирования опирается на определении закономерности, получившей название принципов планирования. Основные направления стратегического планирования - снижение затрат основного и оборотного капитала, экономия живого труда, экономия естественных ресурсов, экономия в процессе обращения и потребления товаров, и непроизводственных фондов. На сегодняшний день стратегии развития предприятия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. [8, с. 112] В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий,
изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения разработке и совершенствованию стратегий развития бизнеса. Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. [6, с. 135] Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления. Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Актуальность темы исследования в том, что на сегодняшний день современный потребительский рынок товаров и услуг характеризуется высокой конкуренцией. В процессе поиска конкурентных преимуществ предприятию с его продукцией требуется принятие взвешенных стратегических решений. Для определения стратегических альтернатив развития фирмы необходимо проведение исследований рынка и определение рыночного потенциала предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы ставится исследование, анализ и совершенствование стратегического анализа в менеджменте на примере АО «БАРС Груп».
Поставленные цели обусловили необходимость рассмотрения следующих задач:
- рассмотреть теоритические и методические основы стратегического анализа в системе управления организацией;
- проанализировать действующую практику стратегического анализа АО «БАРС Груп»;
- предложить пути совершенствования стратегического анализа компании
Объектом исследования в работе выступило предприятие - АО «БАРС Груп».
Предметом исследования является - эконмические отношения, возникшие в результате стратегического управления компании.
Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы, анализ документов, наблюдение, опрос (анкетирование), методы качественной и количественной обработки данных. [4, с. 65]
Работа состоит из введения, трех глав и из девяти подразделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы дипломной работы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты теоретические и методические основы стратегического анализа в системе управления организацией.
Во второй главе дипломной работы проанализированы системы действующей практики стратегического анализа АО «БАРС Груп».
В третьей главе дается рекомендация по совершенствованию стратегического анализа АО «БАРС Груп».
В заключении обобщены результаты дипломной работы и сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
Источниками для написания работы послужили комплекс федеральных законов, постановлений, нормативно-методических материалов по розничной торговле, так же были изучены учебники, учебные пособия.
Данная выпускная квалификационная работа представляет собой систематизации теоретических и практических материалов, посвященных методическим основам стратегического анализа на предприятии.
Системный и ситуационный подходы предполагает оценку и анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также использование аналитических методов в процессе реализации стратегии в единой системе показателей, что является необходимым при принятии стратегического решения и затрагивает проблемы интеграции традиционных методов управления в единый процесс, стратегического управления.
Проведенное исследование позволило детально изучить методические основы стратегического анализа. В процессе работы были определены следующие основные направления исследования:
- изучение существующих подходов к проведению стратегического анализа;
- рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;
- рассмотрение понятия и сущности стратегической диагностики, определение ее места и роли в системе стратегического управления;
- анализ стратегического положения АО «БАРС Груп на рынке Республики Татарстан
- портфельный анализ стратегических позиций АО «БАРС Груп» с разработкой рекомендаций по формулированию стратегии и укреплению стратегической позиции;
Исследование по этим направлениям позволило дать научно-обоснованное определение понятия «стратегическая диагностика», выявить ее роль и место среди традиционных методов стратегического анализа, детально изучить возможности применения стратегической диагностики в целях управления.
Сравнительный анализ и применение в деятельности предприятий методы стратегического анализа внешней среды (SWN-анализ, SWOT-анализ), потенциала предприятия (SWN-анализ, SWOT-анализ, матрица «McKincey» , модель «7С», профиль среды, PIMS),позволили сделать следующий вывод, что на выбор метода стратегического анализа в современных условиях влияют следующие факторы:
- недостаточная проработанность методологической базы стратегического анализа,
- отсутствие и нехватка необходимой достоверной и актуальной информации,
- отсутствие на предприятиях специальной службы (отдела), занимающейся проведением стратегических аналитических процедур,
-сложность оценки эффективности методов стратегического анализа.
1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2014г. № 381-ФЗ
2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 2014г. № 2 ФЗ (с изм. и доп. от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ)
3. ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. - М.: ГОССТАНДАРТ России, 2014.
4. Алексеевский B.C. Введение в специальность «Менеджмент организации» / B.C. Алексеевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 159 с.
5. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А.Баринов. - М.: Прогресс. 2015. - 342 с..
6. Басов, В.С. Стратегическое управление организацией / В.С. Басов. - М.: Проспект, 2014. - 86 с.
7. Большаков, А.С. Менеджмент / А.С. Большаков. - СПб: Питер, 2014. -
490 с.
8. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала / В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 2014. - 362 с.
9. Веснин, В.Р. Практический менеджмент / В.Р. Веснин. - М.: Дело, 2014,
- 410 с.
10. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015.
- 306 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент. / О.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2015. - 288 с.
12. Волкова В.Н. Системный анализ и принятие решений / В.Н. Волкова, В.Н.Козлов. - М.: Высш.шк., 2014 - 616 с.
13. Дерябин, А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования / А.А. Дерябин. - М.: Прогресс, 2016. - 236 с.
14. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент / А.Т. Зуб. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 415 с.
15. Зайцев Л. Г., Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев. - М.: Юристь,
2014. - 324 с.
16. Ищейко, А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий / А.В. Ищейко. М.: Новосибирск, 2016. - 214 с.
17. Истомина, И.В. Управление персоналом / И.В. Истомина. - СПб.: ИД Нева, 2016. - 395 с.
18. Козлов, В.Н. Системный анализ, оптимизация и принятие управленческих решений / В.Н. Козлов. - М.: Проспект, 2015. - 176 с.
19. Кокорев, В.П. Совершенствование механизма управления системами мотивации работников управленческого труда на предприятиях России / В.П. Кокорев. - М.: АГУ, 2015. - 186 с.
20. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М., 2015. - 776 с.
21. Китов, В.В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Китов. - М.: Дело, 2014. - 410 с.
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2015. - 458 с.
23. Костерин, А.Г. Практика сегментирования рынка / А.Г. Костерин. - СПб.: Питер, 2014. - 288 с.
24. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 304 с.
25. Котлер, Ф. Т. Основы маркетинга / Ф.Т. Котлер. - М.: Прогресс, 2015.
- 128 с.
26. Кэмпбелл, Р.О. Экономикс / Р. О. Кэмпбелл. - М.: Республика, 2014. -
234 с.
27. Литвинов, Ф.И. Основы маркетинговой деятельности / Ф.И. Литвинов.
- М.: Кнорус, 2015. - 388 с.
28. Маркеев, А.Т. Маркетинг / А.Т. Маркеев. - М.: Экономистъ, 2014. -
564 с.
29. Максимовцев, Е.В. Стратегический менеджмент / Е.В. Максимовцев. - М.: Проспект, 2015. - 458 с.
30. Майор, 3.Б. Контроллинг как система мышления и управления / 3. Б. Майор. М.: Финансы и статистика, 2014. - 156 с.
31. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева. - М.: Внешторгиздат, 2015. - 234 с.
32. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: Проспект, 2014. - 558 с.
33. Парахина, В.И. Теория организации / В.И. Парахина. - М. Проспект, 2014. - 304 с.
34. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. - М.: Омега - Л. 2015. -
656 с.
35. Панов А. И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов. -М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2014. -240 с.
36. Поршнев, А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 234 с.
37. Пунин, Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии / Е.М. Пунин. М.: Международные отношения, 2015. - 248 с.
38. Рогожин, С.В. Теория организации / С.В. Рогожин. - М.: КНОРУС, 2014. - 456 с.
39. Решетов, В.В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде / В.В. Решетов. - М.: Проспект, 2014. - 123 с.
40. Румянцева, З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М., 2015. - 500 с.
41. Саттон, Д.А. Новая наука маркетинга: маркетинговое управление предприятием / Д.А. Саттон. - СПб.: Питер, 2015. - 232 с.
42. Сайман, Г.Л. Менеджмент в организациях / Г. Л. Сайман. - М.: Экономика, 2014. - 246 с.
43. Смит, А. Т. Практический маркетинг / А. Т. Смит. - М.: Проспект, 2014. - 235 с.
44. Селин, В.Н. Управление стратегией предприятия / В.Н. Селин. - М.: Проспект, 2014. - 400 с.
45. Сладкевич, В.П. Современный менеджмент / В.П. Сладкевич. - К.: МАУП, 2015. - 140 с.
46. Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2015. - 342 с.
47. Слепнев, Т.Ю. Стратегическое управление / Т.Ю. Слепнев. - М.: Инфра-М, 2014. - 410 с.
48. Смирнов Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М. КНОРУС, 2014. - 248 с.
49. Уткин, Э.А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков / Э.А. Уткин. М.: Фонд Экономического Просвещения, 2016. - 243 с.
50. Уткин, Э.А. Управление фирмой / Э.А. Уткин. М.: Акалис, 2014. - 267 с.
51. Тимирьянова В.М. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках / В.М. Тимирьянова. - М.: Проспект, 2014. - 234 с.
52. Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А. Фатхутдинов. - М. Дельта - Л, 2015. - 672 с.
53. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Юнити, 2014. - 522 с.
54. Фальцман, В.К. Основы управления предприятиеМ / В.К. Фальцман. - М.: ТЕИС, 2016. - 210 с.
55. Шаститко, А.П. Конкурентная политика в период кризиса / А. П. Шаститко.- М.: Юнити, 2014. - 342 с.
56. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие / А.Д. Шеремет. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
57. Шикин, Е.В. Математические методы и модели в управлении / Е.В. Шикин. - М: Дело, 2015. - 439 с.
58. Сертификационный центр Остест/ www.ostest.ru.
59. Сертификация ISO 9001/www.9001.ru.
60. БюроСет Интернэшэнел/www.bcert.ru.
61. Центр сертификации ИСО/www.iso-centr.ru.