Модель рекламного дискурса и способы её использования при обучении английскому языку для специальных целей(на примере рекламных текстов лесной промышленности)
|
Введение 3
Глава I. Общие характеристики текста и дискурса
1.1. Многозначность понятия «дискурс» в современной лингвистике 7
1.2. Современные подходы к исследованию дискурса 12
1.3. Языковая специфика рекламного дискурса 17
Выводы по I главе 29
Глава II. Дискурсивный анализ рекламных текстов лесного хозяйства
2.1. Дискурсивное событие как единица институционального дискурса 31
2.2. Дескриптивный анализ дискурсивного события рекламных текстов 34
Выводы по II главе 66
Заключение 67
Библиография 68
Приложение
Глава I. Общие характеристики текста и дискурса
1.1. Многозначность понятия «дискурс» в современной лингвистике 7
1.2. Современные подходы к исследованию дискурса 12
1.3. Языковая специфика рекламного дискурса 17
Выводы по I главе 29
Глава II. Дискурсивный анализ рекламных текстов лесного хозяйства
2.1. Дискурсивное событие как единица институционального дискурса 31
2.2. Дескриптивный анализ дискурсивного события рекламных текстов 34
Выводы по II главе 66
Заключение 67
Библиография 68
Приложение
Последние десятилетия реклама и её публикации становятся колоссальным пластом для изучения таких научных сфер как экономика, социология, культурология, юриспруденция, психология, философия и языкознание, где в фокусе последнего находится лингвистика текста, его описание с точки зрения модели «текст - дискурс». Стремительный за короткое время рост интереса к лингвистике рекламы российских и зарубежных ученых можно объяснить ростом новых технологий, способствующих систематизации и управлению информационными потоками.
Сегодня, основываясь на потребительских интересах потенциальных клиентов, реклама способна влиять на привычки индивида, его естественное поведение в быту, что в свою очередь, ведет к изменению социальных устоев общества. Иными словами, гигантские потоки информации на сегодня - это инструменты формирования материальных и духовных потребностей человека, где реклама играет значительную роль. Под влиянием красиво поданной коммерческой информации, члены общества слепо следуют выдуманным рекламным стереотипам во многих сферах бытия, будучи уверенными, что поступают независимо, однако пытаясь не упустить мысли, что подача рекламы (форма рекламного дискурса) доминирует над её содержанием, что реклама строится преимущественно на эмоциях человека.
Т.А. ванн Дейк пишет, что понятие «дискурс» используется и для обозначения того или иного жанра, например «новостной дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс». Поэтому мы полагаем логичным рассматривать в нашем исследовании достаточно новый и популярный в науке жанр - рекламный, а вместе с ним и рекламный дискурс.
Реклама имеет все признаки текста, поэтому её дискурс можно отнести к институциональному виду дискурса. Согласно исследованиям Карасика В.И., с позиции социолингвистики можно выделить два типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный), где говорящий выступает как личность, и институциональный (статусно-ориентированный). Здесь личность - это часть какой-либо социальной группы, осуществляющая общение в кругу статусноролевых отношений в соответствии с принятыми нормами [Карасик, 2004: 175]. Поэтому при обучении иностранному языку было бы рациональным рассматривать именно институциональный дискурс как инструмент формирования коммуникативных навыков учеников и умений конструировать научные взгляды и идеи, используя клише, лексические единицы и профессиональные выражения.
Безусловно узкая специфика изучаемого дискурса может быть применена при обучении преимущественно слушателей, учеников или студентов неязыковых специальностей техникумов, колледжей, училищ с биологическими, деревообрабатывающими, лесоперерабатывающими, строительными и пр. факультетами, т.к. основными характеристиками структуры профессионального дискурса является его повышенная информационная насыщенность, достигнутая за счет специализированных знаний. Умение не только качественно производить товар, но и грамотно продвигать свою продукцию на международном рынке является важным критерием компетентности современного человека, чему учащиеся могут быть научены в ходе обучения, как на экономических курсах, так и курсах английского языка.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости изучения институциональных единиц рекламного дискурса на примере текстов лесоперерабатывающего производства как инструмента формирования иноязычных коммуникативных навыков учеников на уроках английского языка. Кроме того, это возросший интерес современной лингвистики к изучению различных типов экологического дискурса, среди которых рекламный дискурс является основным анализируемым объектом.
Цель исследования: рассмотреть и выявить лексико-семантические особенности англоязычного рекламного дискурса лесного хозяйства как организационной коммуникации.
В связи с этим, наше исследование подразумевает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и понятие дискурса.
2. Рассмотреть современные подходы к исследованию дискурса.
3. Раскрыть сущность и понятие единиц институционального дискурса.
4. Провести дискурсивный анализ рекламных текстов лесного хозяйства, содержащих институциональные единицы.
5. Дать дискурсивный анализ текстам лесной промышленности.
Объектом нашего исследования являются институциональные единицы экологического дискурса в рекламе.
В качестве предмета изучения рассматриваются национально - специфические характеристики англоязычного рекламного дискурса.
В настоящем исследовании применялись общенаучные методы исследования - индуктивный метод, метод качественного анализа, наблюдения. Также использовались специализированные лингвистические методы: дескриптивно-аналитический, метод контекстуального анализа. В исследовании использовались методы дискурс-анализа: единицы дискурсивного анализа.
В основу материала исследования легли англоязычные рекламные тексты в количестве 50 единиц, связанные с лесным хозяйством и столярной продукцией Великобритании. Источниками материала стал интернет-источник http: //www.norburyparksawmill.org.uk/
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что впервые комплексно охарактеризован рекламный дискурс лесного хозяйства и его основные минимальные единицы. Развитие экологического дискурса в массмедийной среде привело к появлению его рекламных типов текстов, используемых коммуникантами в дискуссиях на экологические темы, с целью оказывать воздействие на сознание социума, изменяя его ценностные доминанты и модели поведения.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обосновании концепции институционального дискурса как метапрофессионального образования. Уточнены понятия единиц дискурса. Теоретически значимым представляются выявление и определение рекламных текстов лесного хозяйства.
Практической значимостью проведенного нами исследования можно считать результаты, способствующие решению ряда теоретических вопросов, касающихся развития дискурсологии как науки, наличие готовых материалов и выводов дипломной работы при обучении английскому языку, а также при обучении эколингвистике, как инструмента формирования экологического мировоззрения обучающихся.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографии, включающей в себя 53 источника.
Сегодня, основываясь на потребительских интересах потенциальных клиентов, реклама способна влиять на привычки индивида, его естественное поведение в быту, что в свою очередь, ведет к изменению социальных устоев общества. Иными словами, гигантские потоки информации на сегодня - это инструменты формирования материальных и духовных потребностей человека, где реклама играет значительную роль. Под влиянием красиво поданной коммерческой информации, члены общества слепо следуют выдуманным рекламным стереотипам во многих сферах бытия, будучи уверенными, что поступают независимо, однако пытаясь не упустить мысли, что подача рекламы (форма рекламного дискурса) доминирует над её содержанием, что реклама строится преимущественно на эмоциях человека.
Т.А. ванн Дейк пишет, что понятие «дискурс» используется и для обозначения того или иного жанра, например «новостной дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс». Поэтому мы полагаем логичным рассматривать в нашем исследовании достаточно новый и популярный в науке жанр - рекламный, а вместе с ним и рекламный дискурс.
Реклама имеет все признаки текста, поэтому её дискурс можно отнести к институциональному виду дискурса. Согласно исследованиям Карасика В.И., с позиции социолингвистики можно выделить два типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный), где говорящий выступает как личность, и институциональный (статусно-ориентированный). Здесь личность - это часть какой-либо социальной группы, осуществляющая общение в кругу статусноролевых отношений в соответствии с принятыми нормами [Карасик, 2004: 175]. Поэтому при обучении иностранному языку было бы рациональным рассматривать именно институциональный дискурс как инструмент формирования коммуникативных навыков учеников и умений конструировать научные взгляды и идеи, используя клише, лексические единицы и профессиональные выражения.
Безусловно узкая специфика изучаемого дискурса может быть применена при обучении преимущественно слушателей, учеников или студентов неязыковых специальностей техникумов, колледжей, училищ с биологическими, деревообрабатывающими, лесоперерабатывающими, строительными и пр. факультетами, т.к. основными характеристиками структуры профессионального дискурса является его повышенная информационная насыщенность, достигнутая за счет специализированных знаний. Умение не только качественно производить товар, но и грамотно продвигать свою продукцию на международном рынке является важным критерием компетентности современного человека, чему учащиеся могут быть научены в ходе обучения, как на экономических курсах, так и курсах английского языка.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости изучения институциональных единиц рекламного дискурса на примере текстов лесоперерабатывающего производства как инструмента формирования иноязычных коммуникативных навыков учеников на уроках английского языка. Кроме того, это возросший интерес современной лингвистики к изучению различных типов экологического дискурса, среди которых рекламный дискурс является основным анализируемым объектом.
Цель исследования: рассмотреть и выявить лексико-семантические особенности англоязычного рекламного дискурса лесного хозяйства как организационной коммуникации.
В связи с этим, наше исследование подразумевает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и понятие дискурса.
2. Рассмотреть современные подходы к исследованию дискурса.
3. Раскрыть сущность и понятие единиц институционального дискурса.
4. Провести дискурсивный анализ рекламных текстов лесного хозяйства, содержащих институциональные единицы.
5. Дать дискурсивный анализ текстам лесной промышленности.
Объектом нашего исследования являются институциональные единицы экологического дискурса в рекламе.
В качестве предмета изучения рассматриваются национально - специфические характеристики англоязычного рекламного дискурса.
В настоящем исследовании применялись общенаучные методы исследования - индуктивный метод, метод качественного анализа, наблюдения. Также использовались специализированные лингвистические методы: дескриптивно-аналитический, метод контекстуального анализа. В исследовании использовались методы дискурс-анализа: единицы дискурсивного анализа.
В основу материала исследования легли англоязычные рекламные тексты в количестве 50 единиц, связанные с лесным хозяйством и столярной продукцией Великобритании. Источниками материала стал интернет-источник http: //www.norburyparksawmill.org.uk/
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что впервые комплексно охарактеризован рекламный дискурс лесного хозяйства и его основные минимальные единицы. Развитие экологического дискурса в массмедийной среде привело к появлению его рекламных типов текстов, используемых коммуникантами в дискуссиях на экологические темы, с целью оказывать воздействие на сознание социума, изменяя его ценностные доминанты и модели поведения.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обосновании концепции институционального дискурса как метапрофессионального образования. Уточнены понятия единиц дискурса. Теоретически значимым представляются выявление и определение рекламных текстов лесного хозяйства.
Практической значимостью проведенного нами исследования можно считать результаты, способствующие решению ряда теоретических вопросов, касающихся развития дискурсологии как науки, наличие готовых материалов и выводов дипломной работы при обучении английскому языку, а также при обучении эколингвистике, как инструмента формирования экологического мировоззрения обучающихся.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографии, включающей в себя 53 источника.
Настоящее исследование рекламного дискурса выполнено в русле классических методик дискурсивного анализа с особым акцентом насоциолингвистических характеристиках англоязычного дискурса лесоперерабатывающей промышленности.
Рекламный дискурс является одним из основных типов институционального общения, однако его определение и содержание остается предметом научных дискуссий и порождает множество толкований. В настоящем исследовании предлагается концепция делового дискурса как системы организации и структурирования коммуникативного взаимодействия людей вне зависимости от сферы их профессиональной деятельности. Рекламный дискурс здесь понимается как организационная коммуникация, имеющая метапрофессиональный характер, сущностными характеристиками которой являются интенциональность, регулятивность и результативность.
В структурно-содержательном плане рекламный дискурс представляет собой совокупность дискурсивных событий как целостная система с собственными интеракциональными структурами, участниками, дискурсивными, событиями, жанрами и текстами.
Закономерности, выявленные во второй части нашего исследования определили необходимость разработки методической модели обучения, иноязычному профессиональному дискурсу студентов неязыковых специальностей. Так, рекламный дискурс может быть использован в профессионально ориентированной проектной деятельности, уточнения теоретических положений и практической реализации метода проектов в учебном процессе по иноязычной подготовке студентов естественных специальностей.
Рекламный дискурс является одним из основных типов институционального общения, однако его определение и содержание остается предметом научных дискуссий и порождает множество толкований. В настоящем исследовании предлагается концепция делового дискурса как системы организации и структурирования коммуникативного взаимодействия людей вне зависимости от сферы их профессиональной деятельности. Рекламный дискурс здесь понимается как организационная коммуникация, имеющая метапрофессиональный характер, сущностными характеристиками которой являются интенциональность, регулятивность и результативность.
В структурно-содержательном плане рекламный дискурс представляет собой совокупность дискурсивных событий как целостная система с собственными интеракциональными структурами, участниками, дискурсивными, событиями, жанрами и текстами.
Закономерности, выявленные во второй части нашего исследования определили необходимость разработки методической модели обучения, иноязычному профессиональному дискурсу студентов неязыковых специальностей. Так, рекламный дискурс может быть использован в профессионально ориентированной проектной деятельности, уточнения теоретических положений и практической реализации метода проектов в учебном процессе по иноязычной подготовке студентов естественных специальностей.



