Способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы (на материале французского языка)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава.1 Языковая компетенция учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы
1.1. Коммуникативная компетенция как цель обучения в СОШ и место языковой компетенции
1.2. Структура языковой компетенции 11
1.3. Формирование языковой компетенции учащихся СОШ: проблемы и подходы
Глава II. Контроль грамматических, лексических и фонетических 20
навыков (на материале французского языка)
II.1. Анализ требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по французскому языку
11.2. Традиционные и инновационные способы контроля языковой компетенции
11.3. Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Глава.1 Языковая компетенция учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы
1.1. Коммуникативная компетенция как цель обучения в СОШ и место языковой компетенции
1.2. Структура языковой компетенции 11
1.3. Формирование языковой компетенции учащихся СОШ: проблемы и подходы
Глава II. Контроль грамматических, лексических и фонетических 20
навыков (на материале французского языка)
II.1. Анализ требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по французскому языку
11.2. Традиционные и инновационные способы контроля языковой компетенции
11.3. Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Процесс вхождения России в мировое сообщество ставит проблему владения иностранным языком на одно из первых мест в системе образования. На этом фоне отчетливо и ярко проявляется рост интереса к иностранным языкам. В немалой степени этот интерес носит чисто прагматический характер, являясь отражением той потребности в знании иностранных языков, без которых нельзя рассчитывать, как на гармоничное, естественное вхождение нашей страны в мировое сообщество, так и на профессиональный и жизненный успех отдельно взятой личности. Поэтому столь пристанное внимание в общеобразовательных учреждениях уделяется иностранному языку.
Основные умения учащихся должны быть связаны со способностью задавать вопросы прямого или уточняющего характера с учетом конкретной ситуации общения. Ядром контроля диалогических умений устной речи можно считать готовность и способность учащегося быстро запрашивать и уточнять недостающую информацию для решения конкретной коммуникативной задачи.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным.
Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Анализ ЕГЭ говорит о том, что основной цель обучения иностранному языку в СОШ является формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входят речевые умения говорения, аудирования, чтения и письма.
ЕГЭ по французскому языку - один из экзаменов по выбору для выпускников школ. По своей структуре и сложности практически ничем не отличается от других выпускных экзаменов по иностранным языкам. Основная сложность этого экзамена заключается в большом количестве заданий.
Контроль играет большую роль в измерении компетенций для более четкого представления у учащихся прогресса ил регресса. На протяжении всей истории методики преподавания иностранного языка идет поиск эффективных способов, поскольку без контроля ученик не может получить, ни оценку, ни знания. Таким образом, способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы на материале французского языка является актуальной темой современности.
Актуальность данной работы имеет трехсторонний характер: научный - необходимость разработки эффективных способов контроля, педагогическая актуальность - поиск продуктивного процесса обучения, социальная - социальный заказ общества на людей, владеющих иностранным языком.
Предмет исследования - способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Объект исследования - учебный процесс по французскому языку на старшей ступени в средней общеобразовательной школе по выявлению способов контроля языковой компетенции.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов контроля языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы на материале французского языка.
Цель исследования определяет ее задачи:
1. Систематизировать традиционные и инновационные способы
контроля в обучении фонетике.
2. Систематизировать традиционные и инновационные способы
контроля в обучении грамматике.
3. Систематизировать традиционные и инновационные способы
контроля в обучении лексике.
4. Описать авторские приемы контроля лексики.
Методологическая основа исследования - труды отечественных методистов Р.К.Миньяр - Белоручева, С.Ф. Шатилова, Н.Д. Гальсковой, а также использованы идеи авторов научных трудов И.Л.Бима, Н.И. Г еза, Я.М. Колкер.
Методы исследования: общенаучные методы исследования: анализ и синтез, опытное обучение, как один из основных методов методики как науки.
Этапы исследования:
-выбор темы
-изучение научной литературы -постановка цели и задачей -написание работы -техническое оформление -представление работы на рецензию
Новизна и теоретическая значимость исследования - обобщены традиционные и инновационные способы контроля фонетических, лексических, грамматических навыков и описаны новые предлагаемые способы контроля.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут использоваться в средней общеобразовательной школе в изучении французского языка на старшей ступени обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе излагается материал о структуре языковой компетенции и ее роли в средней общеобразовательной школе (далее СОШ). Во второй главе даются ответы на поставленные в работе задачи. Приложение содержит конкретный практический материал для контроля уровня языковой компетенции.
Основные умения учащихся должны быть связаны со способностью задавать вопросы прямого или уточняющего характера с учетом конкретной ситуации общения. Ядром контроля диалогических умений устной речи можно считать готовность и способность учащегося быстро запрашивать и уточнять недостающую информацию для решения конкретной коммуникативной задачи.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным.
Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Анализ ЕГЭ говорит о том, что основной цель обучения иностранному языку в СОШ является формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входят речевые умения говорения, аудирования, чтения и письма.
ЕГЭ по французскому языку - один из экзаменов по выбору для выпускников школ. По своей структуре и сложности практически ничем не отличается от других выпускных экзаменов по иностранным языкам. Основная сложность этого экзамена заключается в большом количестве заданий.
Контроль играет большую роль в измерении компетенций для более четкого представления у учащихся прогресса ил регресса. На протяжении всей истории методики преподавания иностранного языка идет поиск эффективных способов, поскольку без контроля ученик не может получить, ни оценку, ни знания. Таким образом, способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы на материале французского языка является актуальной темой современности.
Актуальность данной работы имеет трехсторонний характер: научный - необходимость разработки эффективных способов контроля, педагогическая актуальность - поиск продуктивного процесса обучения, социальная - социальный заказ общества на людей, владеющих иностранным языком.
Предмет исследования - способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Объект исследования - учебный процесс по французскому языку на старшей ступени в средней общеобразовательной школе по выявлению способов контроля языковой компетенции.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных способов контроля языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы на материале французского языка.
Цель исследования определяет ее задачи:
1. Систематизировать традиционные и инновационные способы
контроля в обучении фонетике.
2. Систематизировать традиционные и инновационные способы
контроля в обучении грамматике.
3. Систематизировать традиционные и инновационные способы
контроля в обучении лексике.
4. Описать авторские приемы контроля лексики.
Методологическая основа исследования - труды отечественных методистов Р.К.Миньяр - Белоручева, С.Ф. Шатилова, Н.Д. Гальсковой, а также использованы идеи авторов научных трудов И.Л.Бима, Н.И. Г еза, Я.М. Колкер.
Методы исследования: общенаучные методы исследования: анализ и синтез, опытное обучение, как один из основных методов методики как науки.
Этапы исследования:
-выбор темы
-изучение научной литературы -постановка цели и задачей -написание работы -техническое оформление -представление работы на рецензию
Новизна и теоретическая значимость исследования - обобщены традиционные и инновационные способы контроля фонетических, лексических, грамматических навыков и описаны новые предлагаемые способы контроля.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут использоваться в средней общеобразовательной школе в изучении французского языка на старшей ступени обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе излагается материал о структуре языковой компетенции и ее роли в средней общеобразовательной школе (далее СОШ). Во второй главе даются ответы на поставленные в работе задачи. Приложение содержит конкретный практический материал для контроля уровня языковой компетенции.
В ходе данного исследования были изучены способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы и были выявлены наиболее эффективные способы. Контроль играет важную роль в измерении компетенций для четкого представления у учащихся прогресса или регресса, без контроля учащиеся не могут получить ни знания, ни оценку. Таким образом, тема является актуальной.
Для достижения исследования была поставлена цель: выявление наиболее эффективных способов контроля языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы на материале французского языка. Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Систематизировать традиционные и инновационные способы контроля в обучении фонетике.
2. Систематизировать традиционные и инновационные способы контроля в обучении грамматике.
3. Систематизировать традиционные и инновационные способы контроля в обучении лексике.
4. Описать авторские приемы контроля лексики.
На основе изучения трудов отечественных методистов и лингвистов были даны ответы на поставленные задачи:
1.Нами систематизированы инновационные и традиционные способы контроля в обучении фонетике, лексике и грамматике, что изложено во второй главе. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыто: цель и место коммуникативной компетенции в СОШ, подходы к формированию языковой компетенции, а также ее структура.
Особую ценность представляет материал по обобщению традиционных и инновационных способов контроля навыков, изложенные в параграфе II.2., а также параграф 11.3.,где описаны эффективные способы контроля лексических, грамматических и фонетических навыков, в том числе авторские приемы.
Наиболее эффективными являются:
1. Третий лишний - в ряде слов найти лишнее, которое тематически не
подходит к этому ряду. Пример: une pomme, une poire, une ligne. ( une ligne -лишнее)
2. Найди пару - даны четыре пары слов, необходимо выбрать ту пару, которая наиболее логично связана по смыслу.
une boule- football ,une robe -une tasse, sucre- une TV, meubles -un couteau. Ученики должны выбрать первую пару (мяч-футбол).
3. Цепочка - ученикам необходимо всем вместе придумать предложение, добавляя выученные слова. Например: первый ученик говорит «Je», второй- «Je vais», третий- «Je vais au», четвертый- «Je vais au cinema» и т.д.
Для достижения исследования была поставлена цель: выявление наиболее эффективных способов контроля языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы на материале французского языка. Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Систематизировать традиционные и инновационные способы контроля в обучении фонетике.
2. Систематизировать традиционные и инновационные способы контроля в обучении грамматике.
3. Систематизировать традиционные и инновационные способы контроля в обучении лексике.
4. Описать авторские приемы контроля лексики.
На основе изучения трудов отечественных методистов и лингвистов были даны ответы на поставленные задачи:
1.Нами систематизированы инновационные и традиционные способы контроля в обучении фонетике, лексике и грамматике, что изложено во второй главе. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыто: цель и место коммуникативной компетенции в СОШ, подходы к формированию языковой компетенции, а также ее структура.
Особую ценность представляет материал по обобщению традиционных и инновационных способов контроля навыков, изложенные в параграфе II.2., а также параграф 11.3.,где описаны эффективные способы контроля лексических, грамматических и фонетических навыков, в том числе авторские приемы.
Наиболее эффективными являются:
1. Третий лишний - в ряде слов найти лишнее, которое тематически не
подходит к этому ряду. Пример: une pomme, une poire, une ligne. ( une ligne -лишнее)
2. Найди пару - даны четыре пары слов, необходимо выбрать ту пару, которая наиболее логично связана по смыслу.
une boule- football ,une robe -une tasse, sucre- une TV, meubles -un couteau. Ученики должны выбрать первую пару (мяч-футбол).
3. Цепочка - ученикам необходимо всем вместе придумать предложение, добавляя выученные слова. Например: первый ученик говорит «Je», второй- «Je vais», третий- «Je vais au», четвертый- «Je vais au cinema» и т.д.



