МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Проблема мотивации профессионального самоопределения подростков в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Становление личности в подростковом возрасте 15
1.3 Особенности мотивации профессионального самоопределения
подростков посещающих учреждения дополнительного образования 21
Вывод по 1 главе: 24
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ,
ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Результаты исследования 30
2.2.1 Экспериментальная группа 30
2.2.2 Контрольная группа 35
2.3 Анализ и сравнение результатов исследования 38
Вывод по 2 главе: 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Проблема мотивации профессионального самоопределения подростков в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Становление личности в подростковом возрасте 15
1.3 Особенности мотивации профессионального самоопределения
подростков посещающих учреждения дополнительного образования 21
Вывод по 1 главе: 24
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ,
ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Результаты исследования 30
2.2.1 Экспериментальная группа 30
2.2.2 Контрольная группа 35
2.3 Анализ и сравнение результатов исследования 38
Вывод по 2 главе: 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность. Социально-экономические изменения и катаклизмы ведет к проблемам воспитания и развития личности подростков на современном этапе развития российского общества. Подростковому возрасту, как никакому другому, свойственны противоречия развития, острая восприимчивость глобальных изменений в обществе, стране, семье. Современное российское общество характеризуется как кризисное, нестабильное, «переходное», «трансформирующееся».
Основная проблема состоит в том, что, несмотря на широкую разработанность проблемы профориентации и профессионального самоопределения подростков, результаты деятельности не всегда достигают своих целей. В частности, процесс формирования индивидуализированного профессионального самоопределения и экономические запросы в кадрах и требований к работнику - эти показатели не всегда соотносятся. Сейчас часто приходится слышать о дефиците кадров в той или иной профессиональной области и ВУЗы по запросам работодателей начинают делать скидки на обучение по недостающим специальностям, выделяются квоты, внеконкурсный набор. Но кто при этом задумывается насколько поступившие студенты отвечают запросам профпригодности данной профессии? Или, например, и на сегодняшний день, встречаются учащиеся, поступившие туда, куда смогли и окончившие учебное заведение только для высшего образования, никогда не работают по профессии. По факту это потеря времени и ресурса, как своего личного, так и образовательного.
На сегодняшний день (современные исследования) направлены на решение практических вопросов профориентации. Так под руководством Б.А. Федоришина разрабатывается система профориентации, призванная помочь учащимся сориентироваться в профессиональном мире, адекватно оценить свои способности и особенности; В.Д. Шадриков разрабатывает диагностические методики изучения личностных особенностей для помощи в выборе профессии; Е.А Климов исследует теоретико-методические основы профессиональной консультации молодежи, а также составляет банк профессиокарт; системный подход к профессиональной ориентации учащихся предложен в исследованиях В.Ф. Сахарова, Н.К. Степаненкова; общественно-значимые мотивы выбора профессии выделяет в своих исследованиях Е.М. Павлютенков; Г.П. Шевченко исследует процесс формирования элементов духовной культуры в процессе подготовки школьников к сознательному выбору профессии.
Проблема профессионального самоопределения раскрывается в исследованиях Б.В. Шапарь, Л.А. Головей, Н.С. Пряжникова, Н.В. Самоукиной, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер и др. Авторы отмечают, что целесообразно рассматривать старший школьный возраст с точки зрения профессионального выбора. В зарубежной психологии вопросы профессионального самоопределения изучали Д. Холанд, Ф.Парсонс и др. В работах этих авторов профессиональное самоопределение рассматривается как длительный, динамичный процесс, проходящий определенные стадии.
В работах О.Б. Вершинского, В.И. Слободчикова, А.К. Марковой, А.А. Реан и др. изучены вопросы мотивации учебной деятельности будущих студентов.
Объект - мотивация профессионального самоопределения подростков
Предмет - особенности мотивации профессионального самоопределения подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и не посещающих такие учреждения.
Цель исследования: сравнить особенности мотивации профессионального самоопределения подростков в учреждениях дополнительного образования и подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
Гипотеза - мы предположили, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования, более мотивированы для профессионального самоопределения в отличие от подростков, не посещающих такие учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему мотивации профессионального самоопределения подростков в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить психолого-возрастные особенности развития подросткового возраста;
3. Рассмотреть роль учреждений дополнительного образования в развитии мотивации профессионального самоопределения;
4. Сравнить особенности мотивации профессионального самоопределения подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и подростков, и не посещающих учреждения дополнительного образования;
5. Провести сравнительный анализ исследуемых показателей в группах мальчиков и девочек
6. Сделать выводы, разработать практические рекомендации.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных практических результатов в работе педагогов, психологов, социальных работников. Выявление особенностей влияния учреждений дополнительного образования на развитие мотивации профессионального самоопределения может позволить усовершенствовать систему профориентационного образования в рамках школьного образования.
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- Эмпирические: анкетирование, психодиагностические методики (Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла; Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда; Мотивация успеха и боязнь неудачи А.А. Реана).
- Статистический: сравнительный и корреляционный анализ проводился с помощью t-критерия Стьюдента.
База исследования: исследовательская работа была организована и проведена на базе многопрофильного молодежного центра «Рубеж» г. Москва.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Основная проблема состоит в том, что, несмотря на широкую разработанность проблемы профориентации и профессионального самоопределения подростков, результаты деятельности не всегда достигают своих целей. В частности, процесс формирования индивидуализированного профессионального самоопределения и экономические запросы в кадрах и требований к работнику - эти показатели не всегда соотносятся. Сейчас часто приходится слышать о дефиците кадров в той или иной профессиональной области и ВУЗы по запросам работодателей начинают делать скидки на обучение по недостающим специальностям, выделяются квоты, внеконкурсный набор. Но кто при этом задумывается насколько поступившие студенты отвечают запросам профпригодности данной профессии? Или, например, и на сегодняшний день, встречаются учащиеся, поступившие туда, куда смогли и окончившие учебное заведение только для высшего образования, никогда не работают по профессии. По факту это потеря времени и ресурса, как своего личного, так и образовательного.
На сегодняшний день (современные исследования) направлены на решение практических вопросов профориентации. Так под руководством Б.А. Федоришина разрабатывается система профориентации, призванная помочь учащимся сориентироваться в профессиональном мире, адекватно оценить свои способности и особенности; В.Д. Шадриков разрабатывает диагностические методики изучения личностных особенностей для помощи в выборе профессии; Е.А Климов исследует теоретико-методические основы профессиональной консультации молодежи, а также составляет банк профессиокарт; системный подход к профессиональной ориентации учащихся предложен в исследованиях В.Ф. Сахарова, Н.К. Степаненкова; общественно-значимые мотивы выбора профессии выделяет в своих исследованиях Е.М. Павлютенков; Г.П. Шевченко исследует процесс формирования элементов духовной культуры в процессе подготовки школьников к сознательному выбору профессии.
Проблема профессионального самоопределения раскрывается в исследованиях Б.В. Шапарь, Л.А. Головей, Н.С. Пряжникова, Н.В. Самоукиной, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер и др. Авторы отмечают, что целесообразно рассматривать старший школьный возраст с точки зрения профессионального выбора. В зарубежной психологии вопросы профессионального самоопределения изучали Д. Холанд, Ф.Парсонс и др. В работах этих авторов профессиональное самоопределение рассматривается как длительный, динамичный процесс, проходящий определенные стадии.
В работах О.Б. Вершинского, В.И. Слободчикова, А.К. Марковой, А.А. Реан и др. изучены вопросы мотивации учебной деятельности будущих студентов.
Объект - мотивация профессионального самоопределения подростков
Предмет - особенности мотивации профессионального самоопределения подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и не посещающих такие учреждения.
Цель исследования: сравнить особенности мотивации профессионального самоопределения подростков в учреждениях дополнительного образования и подростков, не посещающих учреждения дополнительного образования.
Гипотеза - мы предположили, что подростки, посещающие учреждения дополнительного образования, более мотивированы для профессионального самоопределения в отличие от подростков, не посещающих такие учреждения.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему мотивации профессионального самоопределения подростков в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить психолого-возрастные особенности развития подросткового возраста;
3. Рассмотреть роль учреждений дополнительного образования в развитии мотивации профессионального самоопределения;
4. Сравнить особенности мотивации профессионального самоопределения подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и подростков, и не посещающих учреждения дополнительного образования;
5. Провести сравнительный анализ исследуемых показателей в группах мальчиков и девочек
6. Сделать выводы, разработать практические рекомендации.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных практических результатов в работе педагогов, психологов, социальных работников. Выявление особенностей влияния учреждений дополнительного образования на развитие мотивации профессионального самоопределения может позволить усовершенствовать систему профориентационного образования в рамках школьного образования.
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- Эмпирические: анкетирование, психодиагностические методики (Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла; Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда; Мотивация успеха и боязнь неудачи А.А. Реана).
- Статистический: сравнительный и корреляционный анализ проводился с помощью t-критерия Стьюдента.
База исследования: исследовательская работа была организована и проведена на базе многопрофильного молодежного центра «Рубеж» г. Москва.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Проблема профессионального самоопределения является объектом исследования в работах Э.Ф. Зеер (основы профессионального самоопределения), И.В. Дубровиной, Л.И. Божович (виды профессиональной мотивации), К. Замфир (мотивация трудовой деятельности), А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина (теория деятельности), Э.С. Чугуновой (профессиональная мотивация), Т.О. Гордеевой (мотивация достижения), Е.А. Костюниной, Л.Г. Агеевой (этапы профессионального самоопределения), С.В. Шибанковой (психологические условия профессионального самоопределения) и т.д.
Профессиональное самоопределение представляет собой осознание своих профессиональных потребностей и способностей, поиск оптимального соотношения профессиональных потребностей, способностей и существующих интересов, и на основе этого формирование структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для профессионального самоопределения личности. Чувство взрослости является одним из центральных новообразований подросткового возраста. Профориентационная деятельность, в частности обучение, являются основополагающими образовательного процесса в подростковом возрасте.
Таким образом, мы определили, что учреждения дополнительного образования играют весьма важную роль в формировании мотивации профессионального самоопределения. Однако, остается вопрос: какие особенности мотивации профессионального самоопределения подростков отличают подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и не посещающие такие учреждения? Для ответа на этот вопрос и проверки гипотезы мы организовали эмпирическое исследование мотивации профессионального самоопределения подростков.
Выборку исследования составили учащиеся 15-16 лет, посещающие многопрофильный молодежный центр «Рубеж» (27 человек, составивших экспериментальную группу) и учащиеся ГБОУ средней общеобразовательной школы №547 (28 человек, составивших контрольную группу).
Для диагностики были выбраны следующие методики и показатели мотивации профессионального самоопределения: тест на эмоциональный интеллект (Н. Холла) - уровень эмоционального интеллекта, методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) - уровень тревожности, методика профессионального самоопределения (Дж. Голланд) - тип профессионального самоопределения, мотивация успеха и боязнь неудачи (А.А. Реан) - направленность личности в деятельности на успех или неудачу.
Таким образом, мы подтвердили заявленную гипотезу - показатели мотивации профессионального самоопределения подростков, посещающих учреждения дополнительного образования достоверно отличаются от показателей учащихся, не посещающих такие учреждения.
Если отталкиваться от условий, способствующих формированию профессионального самоопределения, то учреждения дополнительного образования отвечают им всем.
Главными преимуществами учреждений дополнительного образования являются: возможность индивидуального подхода в образовании учащихся, что позволяет наиболее полно раскрыть их потенциал; возможность применения различных вариантов содержания и форм организации занятий, отсутствие строгого регламента в образовательном процессе, положительный социально-психологический климат, доверительные отношения учащихся и педагогов - обстановка сотворчества, сотрудничества.
Другими словами, главным отличием школы (образовательного учреждения) и учреждения дополнительного образования является неформальность общения, это, в свою очередь, ведет к увеличению возможностей самореализации, возможности попробовать себя в разных сферах деятельности.
Развитие мотивации профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования представляет собой целостную систему, включающую следующие компоненты: целевой, содержательно - технологический, диагностический. Целевым компонентом является социальный заказ на исследование проблемы, содержательно - технологическим компонентом является суть содержания дополнительного образования, формы, методы, методики обучения, и диагностическим компонентом являются критерии, показатели и уровни мотивации профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение представляет собой осознание своих профессиональных потребностей и способностей, поиск оптимального соотношения профессиональных потребностей, способностей и существующих интересов, и на основе этого формирование структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для профессионального самоопределения личности. Чувство взрослости является одним из центральных новообразований подросткового возраста. Профориентационная деятельность, в частности обучение, являются основополагающими образовательного процесса в подростковом возрасте.
Таким образом, мы определили, что учреждения дополнительного образования играют весьма важную роль в формировании мотивации профессионального самоопределения. Однако, остается вопрос: какие особенности мотивации профессионального самоопределения подростков отличают подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и не посещающие такие учреждения? Для ответа на этот вопрос и проверки гипотезы мы организовали эмпирическое исследование мотивации профессионального самоопределения подростков.
Выборку исследования составили учащиеся 15-16 лет, посещающие многопрофильный молодежный центр «Рубеж» (27 человек, составивших экспериментальную группу) и учащиеся ГБОУ средней общеобразовательной школы №547 (28 человек, составивших контрольную группу).
Для диагностики были выбраны следующие методики и показатели мотивации профессионального самоопределения: тест на эмоциональный интеллект (Н. Холла) - уровень эмоционального интеллекта, методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) - уровень тревожности, методика профессионального самоопределения (Дж. Голланд) - тип профессионального самоопределения, мотивация успеха и боязнь неудачи (А.А. Реан) - направленность личности в деятельности на успех или неудачу.
Таким образом, мы подтвердили заявленную гипотезу - показатели мотивации профессионального самоопределения подростков, посещающих учреждения дополнительного образования достоверно отличаются от показателей учащихся, не посещающих такие учреждения.
Если отталкиваться от условий, способствующих формированию профессионального самоопределения, то учреждения дополнительного образования отвечают им всем.
Главными преимуществами учреждений дополнительного образования являются: возможность индивидуального подхода в образовании учащихся, что позволяет наиболее полно раскрыть их потенциал; возможность применения различных вариантов содержания и форм организации занятий, отсутствие строгого регламента в образовательном процессе, положительный социально-психологический климат, доверительные отношения учащихся и педагогов - обстановка сотворчества, сотрудничества.
Другими словами, главным отличием школы (образовательного учреждения) и учреждения дополнительного образования является неформальность общения, это, в свою очередь, ведет к увеличению возможностей самореализации, возможности попробовать себя в разных сферах деятельности.
Развитие мотивации профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования представляет собой целостную систему, включающую следующие компоненты: целевой, содержательно - технологический, диагностический. Целевым компонентом является социальный заказ на исследование проблемы, содержательно - технологическим компонентом является суть содержания дополнительного образования, формы, методы, методики обучения, и диагностическим компонентом являются критерии, показатели и уровни мотивации профессионального самоопределения.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности детей, занимающихся в детской школе искусств
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



