Введение 3
Глава 1. Организация питания на базе гостиничного предприятия 5
1.1. Специфика работы предприятий питания в гостинице 5
1.2. Качество обслуживания на предприятиях питания 13
1.3. Зарубежный опыт в организации питания в гостиницах 17
1.4. Лицензирование и сертификация службы общественного
питания 22
Глава 2. Анализ деятельности службы питания в гостинице
«Fortepiano» 27
2.1. Общая характеристика гостиницы «Fortepiano» 27
2.2. Характеристика службы питания гостиницы «Fortepiano» 36
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности
службы питания в гостинице «Fortepiano» 40
3.1 Мероприятия по продвижению услуг службы питания «Fortepiano»... 40
3.2 Способы повышения объёмов продаж услуг гостиницы 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 58
Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации, и в настоящее время под воздействием научно-технического процесса превратилось в мощную индустрию, объединяющую различные сферы деятельности в которой работают миллионы профессионалов, создавая уют и комфорт на благо людей. [36, с. 286]
В системе гостиничного бизнеса тесно переплетены интересы экономики и культуры, экологии и занятости населения, а также транспортных организаций.
В технологии туристской деятельности одним из важнейших видов услуг является правильная организация питания отдыхающих. Предприятия общественного питания, расположенные в гостиницах, аэропортах, железнодорожных вокзалах, на теплоходах, занимают ведущее место в организации питания туристов, в том числе иностранных. Широкое распространение получает автотуризм-путешествие на автобусах или автомобилях с остановками в комплексах, во время которых туристы питаются в ресторанах, кафе, барах.
Уровень обслуживания на предприятии общественного питания зависит не только от его материально-технической базы и успешного менеджмента, но и от профессионального мастерства тех, кто призван создавать обстановку радушия и гостеприимства, в первую очередь от метрдотелей и официантов. В свою же очередь, от профессионализма и производительности персонала зависит прибыль всего заведения.
Непрерывное изменение структуры предприятия, движение в ногу со временем необходимо в любой отрасли предпринимательства, но нигде оно не является таким важным, как в условиях рынка. Конкуренция здесь такова, что нерентабельные предприятия оказываются банкротами. Поэтому, когда исчерпан запас путей оптимизации технической базы, необходимо заниматься человеческой составляющей организации, а также повышать уровень и качество обслуживания, предлагать потребителям новые услуги.
Радушно встретить, быстро и вкусно накормить людей, создать им все условия для наилучшего отдыха - такова задача работников этих предприятий.
Актуальность исследования: предприятия питания представляют собой неотъемлемую часть гостиничного бизнеса, поскольку гостеприимства без стола не бывает. Гостиничные рестораны - это не только престиж и лицо гостиницы, но и основной источник прибыли (примерно треть доходов гостиничного комплекса). От уровня обслуживания в ресторане зависит общее мнение постояльцев о качестве услуг в отеле. А это в дальнейшем напрямую повлияет на имидж. Гостиница без ресторана - это просто «ночлежка», человек должен сначала вкусно поесть, а уже потом поспать.
Цель работы: разработка мероприятий по повышению эффективности службы питания в гостинице «Fortepiano».
Объект исследования: служба питания гостиницы «Fortepiano».
Предмет исследования: организация питания на базе гостиничного предприятия.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач:
• проанализировать роль предприятий питания в гостиничной индустрии на основе теоретических источников
• рассмотреть деятельность службы питания в гостинице «Fortepiano»
• разработать рекомендации по продвижению услуг службы питания
Информационной основой дипломной работы явились нормативно - правовые акты и нормативные документы по рассматриваемой проблеме, монографии, журнальные и газетные публикации, документация гостиницы «Fortepiano».
Организация питания в гостиницах - важный фактор обслуживания, который влияет на количество посетителей и загрузку гостиницы. Точки питания способствуют привлечению дополнительных доходов.
В ресторанном хозяйстве сосредоточена значительная часть
материально-технической базы гостиничного предприятия. От качества строительства, уровня оборудования, разнообразия его типов существенно зависит степень комплексного обслуживания и удовлетворения потребностей клиентов гостиницы.
При проведении анализа деятельности службы питания гостиницы «Fortepiano» было выявлено, что:
• питание - востребованная услуга, и является одной из основных статей дохода гостиницы (40 %);
• преимуществом гостиницы является удачное месторасположение.
Также были выявлены следующие недостатки:
• неравномерная загрузка ресторанов в течении года;
• плохая информированность иностранных туристов, проживающих в гостинице (вывеска в холле отеля на русском языке, флаеры, информация на сайте исключительно на русском языке).
• Несовершенная работа персонала на территории всего гостиничного комплекса. Начиная от официантов и заканчивая администратором на ресепшен-отсутствует знание иностранных языков.
• недостаточность рекламных мероприятий по продвижению услуг точек питания.
• отсутствие посадочных мест на открытом воздухе в летний сезон.
Для устранения выявленных недостатков мною предложен комплекс мероприятий:
• организация крытой летней террасы на крыше здания, а так же детской комнаты с необходимым инвентарём
разработка летнего меню;
ввести в разнообразие меню больше национальных блюд
комплекс мероприятий по продвижению услуг точек питания при
гостинице
• Улучшение качества обслуживания за счёт повышения квалификации работников сервиса
• Инвестиции в рекламу
• Внести бильярдную комнату в развлекательную структуру гостиницы « Fortepiano»
Предполагаемый экономический эффект:
• увеличение загрузки точек питания на 20 % за счёт открытия летней террасы и от посещения бильярда; Поток посетителей увеличится как «с улицы», так и гостей столицы.
• увеличение загрузки номерного фонда
• увеличение объёма реализуемой продукции (алкогольная продукция, напитки и закуски) точками питания при гостинице « Fortepiano» .
1. ГОСТ РК 50645-94. "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц"
2. ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования"
3. Международный стандарт ИСО 9004-2: 1991. Общее руководство и элементы системы. Ч.2: Руководящие указания по услугам / Пер. с англ., науч. ред.В.И. Галеев. - М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т сертификации Госстандарта России (ВНИИС), 2006. - 68 с.
4. Апатовская Т. Брендинг в индустрии гостеприимства как метод конкурентной борьбы малых гостиниц с глобальными цепочками / Бренд- менеджмент, 2007, №3.
5. Арбузова, Н.Ю. Состояние и перспективы развития гостиничного хозяйства Российской Федерации / Н.Ю. Арбузова, О.В. Яшин / Парад гостиниц. - М.: № 9, 2001. - 67 с.
6. Артемова Е.Н., Царева Н.И. Учебное пособие для вузов. Основы проектирования гостиничных комплексов и предприятий общественного питания. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - 154 с
7. Артемова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма
8. Баженова, Н.М., Комисарова, Т.А. Методические подходы к
исследованию и анализу потребительских предпочтений /Маркетинг и
маркетинговые исследования - 2008.-№ 3.-52 с.
9. Беляев П.Р.; Организация производства в общественном питании
10. Березин, И. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар.
Продвижение, 2008.-480 с.
11. Браерти Э., Ридер Р., Эклс Р..Бизнес-маркетинг. М: ИД
Гребенников, 2007.- 736 с.
12. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 254 с.
13. Берёзкин, И.С. Маркетинг и исследование рынка.- М: Русская деловая литература. 2010.- 71 с.
14. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2007.-143 с.
15. Баль Н. В.Управление инновационными процессами в индустрии питания Диссертация. канд.экон.наук. 2010
16. Баль Н. В. Современное состояние, проблемы и тенденции развития индустрии питания Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2010.
17. Баканов, М.И: Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2008.-120 с.
18. Волков Ю.Ф. Технологии гостиничноготобслуживания. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
19. Волов, А.Б. Менеджмент в индустрии гостеприимства, отели и рестораны, А.Б. Волов, В.В. Иванов // Пять звезд. - 2010. - № 1. - 31 с.
20. Голубков Е. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Дело и сервис, 2008.-53 с.
21. Григорьева Р.З. , Кленогина Т.В.Проектирование предприятий питания при гостиницах. Учебное пособие. Кемерово,2002.-90с.
22. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования, 2009.- 52 с.
23. Дойль, Питер. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
24. Дымший, М.Н. / М.Н. Дымшиц. - М.: Омега-Л, 2009.
25. Емельянов, С. Международная конкурентоспособность
производителей: факторы, определяющие положение на рынках и
конкурентные преимущества. / Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №1. - 107-116 с.
26. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Рестораны при гостиницах. - СПб: Питер, 2002.-482 с.
27. Зозулев, А. Об усилении конкурентных преимуществ предприятия // Экономика. - 2008. - №6. - 33 - 37 с.
28. Исмаев, Д.К. Международное гостиничное хозяйство: по
материалам зарубежных публикаций. / Д.К. Исмаев - М.: ВШТГ, 2010. - 86 с.
29. Иванов, Л.А. Исследование рынка собственными силами. 2010
30. Иванов В.В., Волов А.Б. Исследование современных систем управления в гостиничном бизнесе // Пять звезд. — 2009. - № 2. - С.12- 16.
31. Ильясов, Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 112-116 с.
32. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. С. 123-126, 225-228, 234-239
33. Катькало В.С., Шемракова В.Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. Высшая школа менеджмента СПбГУ.2008
34. Колотилин Ю. Ю. Эффективность системы управления гостиничным бизнесом в условиях высокой конкуренции. Диссертация .канд.экон.наук. 2006.¬
35. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондорс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2007
36. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ.; 2-е Европ. изд. - СПб.: Издательский дом “Вильямс", 2012 - 580 с.
37. Кудимова, М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе. // журнал 5 звезд, 2011- №6.
38. Лобанов М.М.,Осипов Ю.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции / Маркетинг в России и за рубежом №6,
2007. - 280 с.
39. Лесник, А.Л. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. / А.Л. Лесник, М.Г. Смирнова - М.: ООО "САС ПЛЮС", 2009. -126 с.
40. Лесник, А.Л. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. / А.Л. Лесник, А.В. Чернышев - М.: Товарищ, 2009. - 286 с.
41. Любецкий М.С. Организационные основы приёма и обслуживания туристов. Учебное пособие к курсу лекций. ФГОУВПО «РГУТиС». Волгоград, 2011.-145с.
42. Охраменко С. А. Подготовка специалистов сферы гостеприимства в условиях дополнительного образования : Диссертация. канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2002.- 317 с. РГБ .
43. Перцовский, Н.И. Маркетинг: Краткий толковый словарь
основных маркетинговых понятий и терминов — М.: Дашков и Ко, 2008. — 140 с.
44. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом №1 /
2007. - 50 с.
45. Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований.- СПб.: Издательство ДНК, 2007.- 352 с.
46. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и
предпринимательские решения - Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2009.
47. Скуднова Н.Управление конкурентами. Шах и мат на бизнес-поле. СПБ: Питер, 2008.- 204 с.
48. Сачук, Т. Организация производства на предприятиях общественного питания. СПб.: Питер, 2009.- 368 с.
49. Соколова М.И., Гречков В.Ю. Маркетинговые исследования, 2009.¬120 с.
50. Суслова, И. Формирование имиджа гостиницы, Маркетинг услуг,
2008, №3.
51. Савченко, Г.100% Успеха // Индустрия гостеприимства. - 2009. - № 11. -С.27-29
52. Савельева, Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы.
2009. -38с.
53. Токарев, Б. Маркетинговые исследования. М: Экономистъ, 2007.-624 с.
54. Усов В.В. «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания». Учебник. М.: Издательский центр «Академия» 2002.
55. Условия труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных
заведениях. // Материалы Международной конференции труда. - М.:
Посткриптум. 2007. - С.156
56. Учебное пособие. - Орёл: Орёл ГТУ, 2005. - 104 с
57. Шаповалов Андрей Геннадьевич. Содержание и технологии обучения студентов "Основам гостеприимства" в процессе профессионального туристского образования : Диссертация. канд. пед. наук 2003.- 157 c
58. Черешнев, В.В. Конкурентная борьба и маркетинг: проблемы и технологии управления.- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2009.- С. 19.
59. Яброва Ольга Александровна. Управление ресурсным обеспечением предприятия общественного питания в ресторанно-гостиничном комплексе : Дис. канд. экон. наук : 08.00.05 : Санкт-Петербург, 2004 191 с. РГБ ОД, 61:04-8/2855
60. Яшева, Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. /Маркетинговое образование. - 2009. - №1. - С. 20-25.
61. Holloway J. Christopher. The Business of Tourism. - London: Longman, 2010
62. www.hotelline.ru Журнал «Отель» 2010.- С.38-55.
63. www.tourbus.ru Журнал «Пять Звёзд» 2011.-С. 56.
64. http:// www.roccofortecollection.com/.
65. http://www.fortepiano-kazan.ru/
66. http://sokolniki-khv.ru/index.php/dopinfo/199-litsenzirovanie-i- sertifikatsiya-uslug-obshchestvennogo-pitaniya-okazyvaemykh-restoranom-pri- gostinitse.CmaTba