Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ WEB 2.0-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №53737

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ WEB 2.0 - ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 9
Параграф 1. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» 9
Параграф 2. Понятие «информационная компетенция», критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетенции 14
Параграф 3. Роль формирующего оценивания в формировании информационной компетенции 34
Параграф 4. Идеология Web 2.0 - технологий и возможности использования в оценивании результатов 40
Выводы по Главе 1 47
Глава 2. РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ 49
Параграф 1. Разработка и использование оценочных средств для формирования информационной компетенции студентов (на примере дисциплины «Информатика») 49
Параграф 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы (сравнение групп студентов знания которых оценивались традиционным способом и с помощью Web 2.0 - технологий) 65
Выводы по Главе 2 75
Заключение 78
Список используемой литературы 79


На данном этапе развития общества необходимы специалисты с очень высоким уровнем информационной компетенции. Развиваясь, человечество становится более информированным, и из года в год растёт уровень информатизации всех областей жизнедеятельности человека. Возрастающие темпы компьютерного и информационного развития производственных и социальных процессов изменили требования работодателей к молодым специалистам. Развивающийся рынок труда требует от образовательных учреждений чтобы молодой специалист соответствовал требованиям общества. Проверка и оценка информационной компетенции, обучающихся - важная составляющая часть учебной деятельности. На разных этапах обучения выявляется уровень усвоения пройденного материала, и его соответствие показателям, установленным учебными программами [24].
Организация и проведение контроля знаний студентов осуществляется на протяжении всего обучения. Контроль должен гарантировать целостность структуры знаний, способствовать формированию мотивации к обучению и позволять отслеживать индивидуальные достижения каждого обучающегося.
Современные образовательные технологии могут помочь улучшить качество образования и в полной мере осуществлять проверку и оценку знаний студентов. Они ориентированы на индивидуальность, возможность дистанционного образования, академическую мобильность обучающихся независимо от возраста и уровня знаний [14].
Одним из важных инструментов информационного пространства служит глобальная сеть Интернет, предоставляющая большие возможности для организации контроля знаний по информатике студентов колледжа.
Развитие сети Интернет на сегодняшний день, во многом определяется появлением группы сервисов, разработанных на основе Web 2.0-технологий, основанных на активном участии пользователей в создании контента. Исследования учёных, направленные на изучение возможностей использования Web 2.0-технологий в образовании, выявили их высокий потенциал в организации контроля знаний по информатике.
Развитие образования характеризуется повышением значимости контроля и оценки развития информационной компетенции в процессе подготовки специалистов.
Актуальность исследования заключается в необходимости перехода к современным образовательным методам оценивания, которые способствуют формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, определяемых новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Традиционные методики контроля постепенно утрачивают свою эффективность, поэтому необходимо внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии. Под современными педагогическими технологиями мы понимаем те, что построены на новых подходах к обучению и развитию студентов и новых философских, педагогических и психологических концепциях. В частности, к таким технологиям относятся информационные компьютерные технологии.
В процессе информатизации общества от системы образования требуется решение новой проблемы подготовки специалистов, подготовленных к быстро меняющейся окружающей нас реальности, способных не только понимать, применять и анализировать, но синтезировать новую, управлять и эффективно её обрабатывать. С появлением новых видов теоретических и практических задач изменяются и требования к специалистам. Ценятся работники, имеющие нестандартное мышление, умеющие оценивать обстановку в целом, способные прогнозировать свой результат и творчески подходить к решению неоднозначных задач.
Научной задачей исследования является то, что традиционный контроль знаний не гарантирует целостность структуры знаний и не способствует формированию мотивации к обучению и не позволяет отслеживать индивидуальные достижения каждого обучающегося.
Современные образовательные технологии могут помочь улучшить качество образования и в полной мере осуществлять проверку и оценку знаний студентов.
На основе анализа актуальности выявилось противоречие исследования, выражающееся в несоответствии старых методов оценивания и новых требований к формированию компетенций студентов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Состояние изученности проблемы исследования. Такие понятия как «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция» рассматривались в работах следующих отечественных исследователей: А.В. Хуторский, П.К. Селевко, Э. Зеер, Э. Сыманюк, А.М. Аронов, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, И.М. Зимняя, С.Е. Шишков и др.
Подходы к осуществлению оценивания учебных способностей с позиции формирующего и суммирующего оценивания рассматривали исследователи Г.Б. Голуб, И.С. Фишман и др.
Описание и использование Web 2.0-технологий в образовании было рассмотрено в работах Tim O'Reilly, Е.Д. Патаракина, А.А. Андреева, Д.А. Иванченко, А.В. Филатова, Т.Ю. Павелева, Н.И. Батрова, М.А. Лукоянова, А.Х. Хусаинова, Г.Д. Бухарова, А.В. Козлова, Н.А. Будникова и др.
Цель исследования - разработка оценочных средств с использованием Web 2.0- технологий для эффективного формирования информационной компетенции студентов колледжа.
Объект исследования - формирование информационной компетенции в процессе обучения информатике у студентов колледжа.
Предмет исследования - формирующее оценивание с использованием Web 2.0 - технологий.
Гипотеза исследования - средства формирующего оценивания, созданные на основе Web 2.0. - технологий, позволяют повышать уровень информационной компетенции студентов колледжа.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Уточнить понятие «информационная компетенция», выявить критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетенции.
2. Проанализировать практику использования Web 2.0 - технологий в образовании.
3. Разработать оценочные средства с использованием Web 2.0 - технологий для формирования информационной компетенции у студентов колледжа (на примере дисциплины «Информатика»).
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность созданных оценочных средств.
Для решения поставленных задач диссертационного исследования был выбран ряд общенаучных и педагогических методов:
• Теоретические методы исследования: изучение, анализ и систематизация ФГОС среднего профессионального образования нового поколения, учебных программ, методической литературы и научных статей отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; обобщение и систематизация научных положений по теме исследования; планирование внедрения Web 2.0-технологий для более эффективного формирования информационной компетенции у студентов колледжа.
• Экспериментальные методы исследования: наблюдение, тестирование и анкетирование, педагогический эксперимент, сравнительный анализ результатов выполнения заданий обучающимися, самоанализ, метод экспертной оценки; анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обработка результатов опытно-экспериментальной работы с применением методов математической статистики, обобщение педагогического опыта.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж». За основу опытно - экспериментальной работы принята педагогическая деятельность преподавателя информатики и специальных дисциплин Слудниковой Ирины Валерьевны.
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа (с 2014 по 2016 гг.).
На констатирующем этапе (2014-2015г.) было проведено изучение научной и психолого -педагогической литературы, определен начальный уровень сформированости информационной компетенции студентов, был сформирован научный аппарат.
На формирующем этапе (2015 г.) происходила разработка оценочных средств на основе Web 2.0-технологий для эффективного формирования информационной компетенции.
На контрольном этапе (2016 г.) проводился эксперимент, проходили проверку выводы, полученные в ходе исследования, оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Уточнено содержание понятия «информационная компетенция», понимаемое как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально - профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.
2. Выявлена значимость формирующего оценивания в процессе формирования информационной компетенции.
3. Созданы средства формирующего и суммирующего оценивания на основе Web 2.0-технологий.
4. Экспериментально проверена эффективность созданных оценочных средств в процессе формирования информационной компетенции с использованием созданных оценочных средств.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют дальнейшему развитию методологических подходов в организации оценивания и формирования информационной компетенции. Было уточнено понятие «информационная компетенция», были разработаны оценочные средства с использованием Web 2.0-технологий с целью повышения эффективности формирования информационной компетенции.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в решении проблем формирования информационной компетенции у будущих рабочих и специалистов разных направлений. Работа закладывает основы для дальнейших исследований по проблемам формирования информационной компетенции.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в следующих журналах и сборниках:
1. Сафронова И.В. (Слудникова И.В.), Хусаинова А.Х.
Использование Web 2.0 технологий для организации контроля знаний обучающихся (на примере курса «информационные технологии») // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №1. - С. 119-122; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9401
2. Сафронова, И.В. (Слудникова, И.В.), Хусаинова, А.Х.
Организация контроля знаний обучающихся с использованием Web 2.0 технологий (на примере информатики) /И.В. Сафронова, А.Х. Хусаинова. // Международная научно-практическая конференция - «ИТОН-2015».
Международная школа-семинар по математическому моделированию в системах компьютерной математики - «KAZCAS-2015». // Материалы конференции и труды школы-семинара. — Казань: Казанский университет; изд-во Академии наук РТ, 2015. - С.70-74.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 29 источников. Текст диссертации иллюстрирован 9 таблицами и 18 рисунками. Объем диссертации 83 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ состояния исследуемой проблемы о несоответствии старых методик оценивания и новых требований к формированию компетенций студентов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов, позволила выявить, что необходим перехода к современным образовательным подходам, которые способствуют формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом.
Для достижение поставленной цели в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Было уточнено понятие «информационная компетенция», выявлены критерии, показатели и уровни сформированности информационной компетенции.
2. Проанализирована практика использования Web 2.0 - технологий в образовании при оценивании результатов.
3. Разработаны оценочные средства с использованием Web 2.0 - технологий для формирования информационной компетенции у студентов колледжа (на примере дисциплины «Информатика»).
4. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность созданных оценочных средств.
Достигнута цель данной работы - разработаны оценочные средства с использованием Web 2.0- технологий, которые эффективно формируют информационную компетенцию студентов колледжа.
Опытно-экспериментальным путем доказана гипотеза исследования - оценочные средства, созданные на основе Web 2.0. - технологий, более эффективно повышают уровень информационной компетенции студентов колледжа.



1. Андреев, А.А., Леднев, В.А., Семкина, Т.А. Web 2.0 в учебном процессе высшей школы // Информатизация образования - 2008. Материалы Международной научно-методической конференции. - Славянск-на- Кубани [Текст] / А.А. Андреев, В.А. Леднев, Т.А Семкина. - Издательский центр СГПИ, 2008. - С.57-60.
2. Байденко, А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России [Текст] / А. Байденко. - 2004. - № 11. - С.3-13.
3. Будникова, Н.А. Опыт реализации адаптивной системы контроля процесса электронного обучения budniko@cs.karelia.ru. Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск: Новые информационные технологии в образовании // Материалы международной научно - практической конференции Екатеринбург [Текст] / Н.А. Будникова. - 13-16 марта 2012 г. - С.73.
4. Бухарова, Г.Д., Козлова, А.В. Модель методики внедрения Web 2.0- технологий в организацию самостоятельной работы студентов // Образование и наука [Текст] / Г.Д. Бухарова, А.В. Козлова. - 2012. - № 5. - С.96-107.
5. Дудина, Т.Ю., Мамалыга, Р.Ф. Методические особенности интеграции
электронного учебника «Путешествие в страну многогранников» в педагогическую технологию В.М. Монахова. Новые информационные технологии в образовании: Материалы международной научно -
практической конференции [Текст] / Т.Ю. Дудина, Р.Ф. Мамалыга. - Екатеринбург, 13-16 марта 2012г. С.127-129.
6. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - С.14.
7. Зеер, Э., Сыманюк, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России [Текст] / Э. Зеер, Э.Сыманюк. - 2005. - № 4. - С.22-28.
8. Иванченко, Д.А. Роль Интернет-пространства в формировании образовательной информационной среды // Дистанционное и виртуальное обучение. [Текст] / Д.А. Иванченко. - 2011. - №2. - С. 19-31.
9. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М.: ПЕР-СЭ. [Текст] / Е.Д. Патаракин. - 2006. - С. 112.
10. Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета [Текст] / Т.П. Петухова. - 2005. - №1 (39). - С.116-123.
11. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. Пособие [Текст] / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264с.
12. Прокофьева, Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина, Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. [Текст] / Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина Е.И. Загребина. - 2015. - № 2-4. - С.797-801.
13. Самойлова, Н.И. Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Н.И. Самойлова. - Казань, 2007. - 175с.
14. Сафронова, И.В. (Слудникова, И.В.), Хусаинова, А.Х. «Использование
Web-2.0 технологий для организации контроля знаний обучающихся (на примере дисциплины «Информационные технологии» Международная научно-практическая конференция - ИТОН-2015. // Материалы
конференции и труды школы - семинара [Текст] / И.В. Сафронова (И.В. Слудникова), А.Х. Хусаинова. - 2015. - С.70.
15. Сафронова, И.В. (Слудникова, И.В.), Хусаинова, А.Х. Организация
контроля знаний обучающихся с использованием Web 2.0 технологий (на
80
примере информатики) [Текст] // Материалы конференции и труды школы - семинара. / И.В. Сафронова (И.В. Слудникова), А.Х. Хусаинова. - Казань: Казанский университет; изд-во Академии наук РТ, 2015. - С.70-74.
16. Хусаинова, А.Х. Web - квест как форма итогового контроля при изучении курса «интернет - технологии в образовательной и культурно - просветительской деятельности» [Текст] // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний / А.Х. Хусаинова. - С.569-571.
17. Хусаинова, А.Х. Система текущего и итогового контроля деятельности студентов в модели «единого информационного пространства учебного курса» [Текст] // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний / А.Х. Хусаинова. - С.383-389
18. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг образования [Текст] / С.Е. Шишов. - 1999. - С. 15-20.
Электронные ресурсы
19. Андреев, А.А. Проблемы внедрения Интернет-обучения в российской
высшей школе. - 2010 [Электронный ресурс] / А.А. Андреев. - Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/problemEduRus/ELearning.html
(дата обращения: 20.12.2015)
20. Батрова, Н.И., Лукоянова, М.А., Хусаинова, А.Х. Технологии WEB 2.0 в формировании опыта применения информационно-коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс] / Н.И. Батрова, М.А. Лукоянова, А.Х. Хусаинова. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2014/5/689.pdf. (дата обращения:
10.01.2016)
21. Герчес, Н.И. Система поддержки учебного процесса и ее роль
в формировании информационной компетенции выпускника технического
81
вуза [Электронный ресурс] / Н.И. Герчес // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №7. - С. 10-14; Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10273 (дата обращения: 11.12.2016)
22. Голюков, А.С. Оценивание уровня информационной компетентности учащихся основной школы - 2012. [Электронный ресурс] / А.С. Голюков. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a2ac79a5d 43b88421316c37_0.html (Дата обращения: 20.01.2016)
23. Грибан, О.Н. Составляющие понятия «информационная компетенция» - 2012. [Электронный ресурс] / О.Н. Грибан. - Режим доступа: http://griban.ru/blog/18-sostavljajuschie-ponjatija-informacionnaja- kompetencija.html (дата обращения: 17.01.2016)
24. Закон РФ «Об образовании», 1992. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения: 17.01.2016)
25. Маршуба, О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности [Электронный ресурс] / О.А. Маршуба // Концепт, 2014. - №S8. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7 klyuchevye-kompetentsii-kak-sostavlyayuschie-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 17.01.2016).
26. Павлюк Р.А. Генезис понятия «информационная компетентность» в
контексте непрерывного педагогического образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2014/01/5529 (дата обращения: 19.11.2016).
27. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория. [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Эйдос: интернетжурнал. - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. (Дата обращения: 20.01.2016)
28. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
[Электронный ресурс] / А.В. Хуторский // Отделение философии
образования и теоретической педагогики РАО, Центр "Эйдос", 23.04.02 г.-
Режим доступа: http // www.eidos.ru/ news/compet.html (Дата обращения:
15.01.2016)
29. O’Reilly, T. What Is WEB 2.0?: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Message posted to [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oreinynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/ what-is-WEB-20.html (Дата обращения: 05.01.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ