Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Работа №53728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации и готовности к школьному обучению у старших дошкольников 6
1.1 Понятие адаптации и адаптация первоклассника 6
1.2 Готовность ребенка к школе 17
1.3. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие
их адаптации к школе 23
Вывод по I главе 32
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2 Изучение особенностей слаженности межличностных отношений и
готовности к школьному обучению у старших дошкольников 38
2.3. Обсуждение результатов формирующего этапа эксперимента 43
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения

Актуальность исследования. Подготовить детей к школе и школьной жизни, формировать у них коллективное взаимоотношение, сотрудничество и дружбу - одна из самых главных задач, которая рассматривается в педагогике как одна из самых актуальных.
Помочь будущему младшему школьнику преодолеть трудности взаимоотношений, адаптации к школе, заинтересовать его процессом познания на любом уровне готовности к учебе - одна из актуальных проблем современной начальной школы. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, с учетом реальных возможностей учащихся.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Цель исследования: выявить психолого - педагогические особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению.
Объект исследования: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений старших дошкольников и готовность к школьному обучению.
Проблема исследования, - каковы психолого-педагогические условия межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязь с готовностью к школьному обучению.
Гипотеза исследования: межличностные отношения первоклассников могут стать условием, обеспечивающие их готовность к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязи с готовностью к школьному обучению;
2. Выявить особенности межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению;
3. Оценить эффективность программы по формированию слаженности межличностных отношений у старших дошкольников.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и психологами в процессе адаптации старших дошкольников к школе и формированию слаженности межличностных отношений между ними.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются: Эльконин Д.Б., Яницкий, М.С., Талызина, Н.Ф., Реан А.А., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Л. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ существующих методологических подходов в психологической и педагогической научной литературы; выделены проблема, цель, и методы исследования, составлен план экспериментального исследования;
2. Тестирование старших дошкольников (Методика изучения взаимосвязи межличностных отношений старших дошкольников и готовности к школьному обучению);
3. Социометрия - используется для исследования эмоциональных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью данного социометрического опросника можно проанализировать готовность старших дошкольников к школе;
4. В исследовании был проведен статистический анализ количественных тестовых данных - вычислены средние, стандартные отклонения.
База исследования: Татаро-английская гимназия № 16 Приволжского района города Казани. В исследовании приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Адаптация - это процесс, который позволяет организму приспособиться к новым требованиям, условиям изменчивой окружающей среды. Она может быть психологической, физиологической и биологической.
Проблема формирования и становления навыков адаптации, межличностных отношений у обучающихся приобретает все большее общественное значение, так как именно они являются показателем духовной культуры личности. Формированию навыков речи и общения, а также коммуникативно-речевой стороне коммуникации, как показателю готовности детей к обучению в школе, умению устанавливать социальные связи, для решения учебных задач, уделяется большое внимание в психолого-педагогической практике.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязи с готовностью к школьному обучению мы определяем готовность старшего дошкольника к обучению как сформированность всех психических процессов, а также личности старшего дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и бучения в начальной школе. Межличностные отношения в коллективе могут положительно и отрицательно влиять на процесс адаптации к школьному обучению.
2. Изучение особенностей слаженности межличностных отношений и готовности к школьному обучению у старших дошкольников показало, что уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (92%) находятся в благоприятных статусных категориях, непринятых детей составляет 8%; у 22 старших дошкольников готовность к обучению в школе очень высокая - это составляет 83%. Остальные старшие дошкольники (17%) представляют школу как что-то необходимое либо возможность поиграть, пообщаться с ребятами и получить хорошую отметку. Изучение учебной мотивации старших дошкольников показал, что 67 %, очень имеют высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень учебной мотивации и средний уровень у 33%, после проведения контрольного этапа уровень мотивации старших дошкольников повысился на 24%, что составляет 91%, а средний уровень составляет 58%.
3. Для определения эффективности программы по формированию слаженности межличностных отношений у старших дошкольников основывается на предложенных нами упражнений, игр и квеста, мы провели вторичный эксперимент, который выявил, что у 90 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У 3 старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 10%, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.
Сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что слаженность межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента формирование межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению, и внутренней мотивации к школе наблюдалась у 83 %, то после проделанной работы - 88 %. Так же один испытуемый перешел из социометрической категории «аутсайдер» перешел в социометрическую категорию «принятые».
Можно отметить что, слаженность межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению должно стать основой адаптивной системы обучения через личностно-ориентированный и дружеский подход в воспитании и обучении учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.



1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2014. - 284 с.
2. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2012. - 188 с.
3. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. - М., 2010. - 153с.
4. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 2010. - 180с.
5. Балл, Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. - 2009, №1. - 54 с.
6. Беличева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / С. А. Беличева, И. А. Коробейникова. - Москва : Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 2011. - 127
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.: 2012. - 544 с.
8. Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение. Последние выступления / В.В. Давыдов. — М.: 2010. — 49 - 68 с.
9. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. — М.: 2012. — № 3-4. 14 - 19 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — М.: 2012. — 384 с.
11. Концепция общего среднего образования / проект // ВНИК « Школа » — М.: 2014. — 94. 16-17 с.
12. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - М.: ЛГУ, 2007. - 168 с.
13. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988
14. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. — Ярославль: «Академия развития», 2009. — 7. — с. 52
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4 - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Педагогика, 1993. - С. 26 - 49.
17. . Основы психологии: учебное пособие Л.Д. Столяренко. - Изд. 23-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 671 с. - (Высшее образование)
18. Поливанова К.Н. Учимся общаться с ребенком / К.Н. Поливанова, Г.А Цукерман. — М.: 2013. —70-173 с.
19. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Урунтаева Г.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
20. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.
21. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. — М.: 2010, — № 4
22. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П. С. Жеден // подред. Соловейчик М. С. — М.: Просвещение, 2013. — 383 с.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Талызина Н.Ф. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
24. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для
студентов: Сост. Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.:
Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.
25. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с
26. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГРГУ, 2002. - 263с.
27. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 - 14.
28. Школьная дезадаптация. //Школьный психолог. - 2010. - № 12. - С. 17
29. Эльконин Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под. Ред. Д.И.Фельдштейна / Вступ. Статья Д.И.Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
30. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 184с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ