ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации и готовности к школьному обучению у старших дошкольников 6
1.1 Понятие адаптации и адаптация первоклассника 6
1.2 Готовность ребенка к школе 17
1.3. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие
их адаптации к школе 23
Вывод по I главе 32
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2 Изучение особенностей слаженности межличностных отношений и
готовности к школьному обучению у старших дошкольников 38
2.3. Обсуждение результатов формирующего этапа эксперимента 43
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения
Глава 1. Теоретические основы адаптации и готовности к школьному обучению у старших дошкольников 6
1.1 Понятие адаптации и адаптация первоклассника 6
1.2 Готовность ребенка к школе 17
1.3. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие
их адаптации к школе 23
Вывод по I главе 32
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2 Изучение особенностей слаженности межличностных отношений и
готовности к школьному обучению у старших дошкольников 38
2.3. Обсуждение результатов формирующего этапа эксперимента 43
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения
Актуальность исследования. Подготовить детей к школе и школьной жизни, формировать у них коллективное взаимоотношение, сотрудничество и дружбу - одна из самых главных задач, которая рассматривается в педагогике как одна из самых актуальных.
Помочь будущему младшему школьнику преодолеть трудности взаимоотношений, адаптации к школе, заинтересовать его процессом познания на любом уровне готовности к учебе - одна из актуальных проблем современной начальной школы. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, с учетом реальных возможностей учащихся.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Цель исследования: выявить психолого - педагогические особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению.
Объект исследования: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений старших дошкольников и готовность к школьному обучению.
Проблема исследования, - каковы психолого-педагогические условия межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязь с готовностью к школьному обучению.
Гипотеза исследования: межличностные отношения первоклассников могут стать условием, обеспечивающие их готовность к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязи с готовностью к школьному обучению;
2. Выявить особенности межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению;
3. Оценить эффективность программы по формированию слаженности межличностных отношений у старших дошкольников.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и психологами в процессе адаптации старших дошкольников к школе и формированию слаженности межличностных отношений между ними.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются: Эльконин Д.Б., Яницкий, М.С., Талызина, Н.Ф., Реан А.А., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Л. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ существующих методологических подходов в психологической и педагогической научной литературы; выделены проблема, цель, и методы исследования, составлен план экспериментального исследования;
2. Тестирование старших дошкольников (Методика изучения взаимосвязи межличностных отношений старших дошкольников и готовности к школьному обучению);
3. Социометрия - используется для исследования эмоциональных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью данного социометрического опросника можно проанализировать готовность старших дошкольников к школе;
4. В исследовании был проведен статистический анализ количественных тестовых данных - вычислены средние, стандартные отклонения.
База исследования: Татаро-английская гимназия № 16 Приволжского района города Казани. В исследовании приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Помочь будущему младшему школьнику преодолеть трудности взаимоотношений, адаптации к школе, заинтересовать его процессом познания на любом уровне готовности к учебе - одна из актуальных проблем современной начальной школы. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, с учетом реальных возможностей учащихся.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Цель исследования: выявить психолого - педагогические особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению.
Объект исследования: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений старших дошкольников и готовность к школьному обучению.
Проблема исследования, - каковы психолого-педагогические условия межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязь с готовностью к школьному обучению.
Гипотеза исследования: межличностные отношения первоклассников могут стать условием, обеспечивающие их готовность к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязи с готовностью к школьному обучению;
2. Выявить особенности межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению;
3. Оценить эффективность программы по формированию слаженности межличностных отношений у старших дошкольников.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и психологами в процессе адаптации старших дошкольников к школе и формированию слаженности межличностных отношений между ними.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются: Эльконин Д.Б., Яницкий, М.С., Талызина, Н.Ф., Реан А.А., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Л. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ существующих методологических подходов в психологической и педагогической научной литературы; выделены проблема, цель, и методы исследования, составлен план экспериментального исследования;
2. Тестирование старших дошкольников (Методика изучения взаимосвязи межличностных отношений старших дошкольников и готовности к школьному обучению);
3. Социометрия - используется для исследования эмоциональных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью данного социометрического опросника можно проанализировать готовность старших дошкольников к школе;
4. В исследовании был проведен статистический анализ количественных тестовых данных - вычислены средние, стандартные отклонения.
База исследования: Татаро-английская гимназия № 16 Приволжского района города Казани. В исследовании приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Адаптация - это процесс, который позволяет организму приспособиться к новым требованиям, условиям изменчивой окружающей среды. Она может быть психологической, физиологической и биологической.
Проблема формирования и становления навыков адаптации, межличностных отношений у обучающихся приобретает все большее общественное значение, так как именно они являются показателем духовной культуры личности. Формированию навыков речи и общения, а также коммуникативно-речевой стороне коммуникации, как показателю готовности детей к обучению в школе, умению устанавливать социальные связи, для решения учебных задач, уделяется большое внимание в психолого-педагогической практике.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязи с готовностью к школьному обучению мы определяем готовность старшего дошкольника к обучению как сформированность всех психических процессов, а также личности старшего дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и бучения в начальной школе. Межличностные отношения в коллективе могут положительно и отрицательно влиять на процесс адаптации к школьному обучению.
2. Изучение особенностей слаженности межличностных отношений и готовности к школьному обучению у старших дошкольников показало, что уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (92%) находятся в благоприятных статусных категориях, непринятых детей составляет 8%; у 22 старших дошкольников готовность к обучению в школе очень высокая - это составляет 83%. Остальные старшие дошкольники (17%) представляют школу как что-то необходимое либо возможность поиграть, пообщаться с ребятами и получить хорошую отметку. Изучение учебной мотивации старших дошкольников показал, что 67 %, очень имеют высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень учебной мотивации и средний уровень у 33%, после проведения контрольного этапа уровень мотивации старших дошкольников повысился на 24%, что составляет 91%, а средний уровень составляет 58%.
3. Для определения эффективности программы по формированию слаженности межличностных отношений у старших дошкольников основывается на предложенных нами упражнений, игр и квеста, мы провели вторичный эксперимент, который выявил, что у 90 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У 3 старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 10%, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.
Сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что слаженность межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента формирование межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению, и внутренней мотивации к школе наблюдалась у 83 %, то после проделанной работы - 88 %. Так же один испытуемый перешел из социометрической категории «аутсайдер» перешел в социометрическую категорию «принятые».
Можно отметить что, слаженность межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению должно стать основой адаптивной системы обучения через личностно-ориентированный и дружеский подход в воспитании и обучении учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Проблема формирования и становления навыков адаптации, межличностных отношений у обучающихся приобретает все большее общественное значение, так как именно они являются показателем духовной культуры личности. Формированию навыков речи и общения, а также коммуникативно-речевой стороне коммуникации, как показателю готовности детей к обучению в школе, умению устанавливать социальные связи, для решения учебных задач, уделяется большое внимание в психолого-педагогической практике.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам межличностных отношений старших дошкольников и их взаимосвязи с готовностью к школьному обучению мы определяем готовность старшего дошкольника к обучению как сформированность всех психических процессов, а также личности старшего дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и бучения в начальной школе. Межличностные отношения в коллективе могут положительно и отрицательно влиять на процесс адаптации к школьному обучению.
2. Изучение особенностей слаженности межличностных отношений и готовности к школьному обучению у старших дошкольников показало, что уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (92%) находятся в благоприятных статусных категориях, непринятых детей составляет 8%; у 22 старших дошкольников готовность к обучению в школе очень высокая - это составляет 83%. Остальные старшие дошкольники (17%) представляют школу как что-то необходимое либо возможность поиграть, пообщаться с ребятами и получить хорошую отметку. Изучение учебной мотивации старших дошкольников показал, что 67 %, очень имеют высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень учебной мотивации и средний уровень у 33%, после проведения контрольного этапа уровень мотивации старших дошкольников повысился на 24%, что составляет 91%, а средний уровень составляет 58%.
3. Для определения эффективности программы по формированию слаженности межличностных отношений у старших дошкольников основывается на предложенных нами упражнений, игр и квеста, мы провели вторичный эксперимент, который выявил, что у 90 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У 3 старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 10%, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.
Сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что слаженность межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента формирование межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению, и внутренней мотивации к школе наблюдалась у 83 %, то после проделанной работы - 88 %. Так же один испытуемый перешел из социометрической категории «аутсайдер» перешел в социометрическую категорию «принятые».
Можно отметить что, слаженность межличностных отношений старших дошкольников и их готовность к школьному обучению должно стать основой адаптивной системы обучения через личностно-ориентированный и дружеский подход в воспитании и обучении учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ БАСКЕТБОЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Модель психолого-педагогического сопровождения формирования связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМ ПЛАН ГАМ И В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018



