Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Бюджетирование, ориентированное на результат как фактор повышения эффективности региональных бюджетов

Работа №53724

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования, ориентированного на результат 6
1.1 Сущность бюджетирования, ориентированного на результат 6
1.2 Технология внедрения бюджетирования, ориентированного на результат 14
Глава 2. Практика использования бюджетирования, ориентированного на результат в регионах РФ 32
2.1 Сравнительный анализ эффективности расходов региональных бюджетов РФ 32
2.2 Сравнительный анализ эффективности региональных и
ведомственных целевых программ субъектов РФ 42
Глава 3. Пути совершенствования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат в регионах РФ 51
3.1 Меры по повышению эффективности (результативности) расходов
региональных бюджетов РФ 51
3.2 Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности
региональных и ведомственных целевых программ в субъектах РФ 66
Заключение 77
Библиографический список 80


Актуальность исследования. В настоящее время, как за рубежом, так и в России существует актуальная необходимость эффективного использования бюджетных средств с максимальной отдачей.
Наиболее перспективной и эффективной концепцией формирования, использования, распределения и контроля бюджетных средств является система бюджетирования, ориентированного на результат.
В Российской Федерации тема бюджетирования, ориентированного на результат начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).
Предложения по переходу к новой модели результативного бюджетирования в РФ содержаться в Бюджетных посланиях Президента РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (20082020 гг.), федеральной целевой программе «Реформирование государственной службы РФ (2015-2018 гг.)» . Тема бюджетирования, ориентированного на результат активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Именно на региональном и муниципальном уровнях внедрение результативного бюджетирование представляет собой комплексную и трудоемкую задачу, на решение которой у органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в большинстве случаев, оказывается недостаточно опыта, а также финансовых, технологических и трудовых ресурсов.
В связи с этим выработка рекомендаций, которая позволит не только получить дополнительные знания, но и практические навыки по совершенствованию инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, является актуальной, прежде всего, для представителей органов власти субъектов РФ.
Высокая практическая значимость и, вместе с тем, недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы предопределили выбор темы исследования.
Разработанность темы исследования в научной литературе.
Теоретический базис бюджетирования, ориентированного на результат, как фактора повышения эффективности бюджетов в рыночных условиях заложен зарубежными классиками экономической науки: Х. де Брюйном, Г. Букартом, А. Гором, Д. Келли, Р. Найтом, А. Нортоном, У. Оутсом, К. Поллитом, У. Ривенбарком, Г. Розеном, Ф. Скардоном, Д. Уолкером, А. Шахом, Д. Элсоном и др.
В отечественной науке проблемы повышения эффективности и результативности бюджетного финансирования обсуждались в последней четверти ХХ века, но с учетом возможности внедрения концепции БОР существующие проблемы начали активно обсуждаться только в последние десятилетия. Среди публикаций на эту тему следует отметить труды отечественных исследователей и специалистов: М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, Е.В. Бушмина, М.Ю. Гараджи, А.Л. Кудрина, В.В. Михеева, Л.В. Перцова, С.Н. Рябухина, А.Г. Силуанова, И.В. Стародубской, А.В. Улюкаева, Ю.Ю. Чалой и др.
Несмотря на значительное количество работ и публикаций, многие вопросы оценки эффективности бюджетного процесса в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, остаются недостаточно разработанными, особенно на уровне региона.
Цель исследования. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и совершенствовании инструментарно-методического аппарата бюджетирования, ориентированного на результат, как фактора повышения эффективности региональных бюджетов РФ.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- выявить сущность бюджетирования, ориентированного на результат;
- уточнить цели, задачи и принципы бюджетирования, ориентированного на результат;
- проанализировать эффективность расходов региональных бюджетов РФ;
- провести сравнительный анализ эффективности региональных и ведомственных целевых программ субъектов РФ;
- предложить меры по повышению эффективности расходов региональных бюджетов РФ;
- дать рекомендации по совершенствованию региональных и ведомственных целевых программ в субъектах РФ.
Объектом исследования выступает система бюджетирования, ориентированного на результат, как фактора повышения эффективности региональных бюджетов РФ.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе осуществления бюджетных расходов субъектов РФ.
Методология исследования. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили: сравнительный и системный анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция и диалектический метод. В качестве специальных методов применялись эконометрические и статистические методы исследования (интегральный анализ, вариация, группировка, индексный метод и др.).
Информационная база исследования. Информационную базу исследования составили: Бюджетный кодекс РФ; законодательные и нормативные правовые акты РФ, Президента РФ, Правительства и Министерства финансов РФ, касающиеся функционирования российской бюджетной системы; законодательные и нормативные правовые акты субъектов РФ, связанные с обеспечением бюджетного процесса; доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ; информационные бюллетени Счетной палаты субъектов РФ; справочные, аналитические и статистические материалы по теме исследования, опубликованные в специальной периодической печати и размещенные в справочных правовых системах и сети Интернет; результаты собственных исследований автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного теоретического исследования в области бюджетирования, ориентированного на результат, анализа эффективности расходов бюджетов и целевых программ: Республики Марий Эл, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Самарской области и Ульяновской области за период с 2010 по 2014 годы можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее эффективной и зарекомендовавшей себя в практике управления государственными финансами является концепция бюджетирования, ориентированного на результат.
2. В Российской Федерации тема бюджетирования, ориентированного на результат начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).
3. Модель бюджетирования, ориентированного на результат внедряется с целью повышения эффективности государственных расходов за счет концентрации этих расходов на наиболее важных для общества направлениях и заключается в реформировании бюджетного процесса, при котором планирование, выделение бюджетных средств должно обосновываться ожидаемым результатом их расходования.
4. Основными инструментами бюджетирования, ориентированного на результат являются: доклады о результатах и основных направлениях деятельности, бюджетные целевые программы, перспективный (среднесрочный) финансовый план и реестр расходных обязательств.
5. Полномасштабное внедрение принципов и методов БОР в бюджетный процесс того или иного субъекта потребует разработки целого комплекса нормативных правовых актов, принятие которых позволит создать надлежащие правовые основы для полноценной реализации реформы бюджетного процесса.
6. Эффективность расходов бюджетных средств, в представленных регионах, не имеет устойчивой тенденции роста или падения, что свидетельствует о нестабильной бюджетной политике. Самым проблемным во всех регионах является показатель «Доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам несостоявшихся конкурентных способов определения поставщика
7. Анализ эффективности планирования и реализации целевых программ, в исследуемых регионах позволил выявить низкий уровень соответствия целей и задач, заложенных в программах.
На основании вышеприведенных выводов можно представить следующие основные пути совершенствования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат в регионах РФ:
Сокращение кредиторской задолженности, недопущение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджетов субъектов РФ.
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом
- повышение ответственности государственных учреждений за качество и объем оказываемых услуг
- совершенствование процесса планирования бюджетных ассигнований
-устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного управления
- мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств
- совершенствование системы планирования и осуществления закупок, исполнения контрактов
- привлечение экспертов для проведения качественной оценки целевых программ
- использование методики интегральной оценки результативности региональных целевых программ (с применением древа целей)
Предложенные меры позволят обеспечить:
- эффективное использование бюджетных средств
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение качества управления финансами в общественном секторе;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
- повысить эффективность качественной и количественной оценки целевых программ;
- снизить недополученный эффект при реализации целевых программ;
- нивелировать основные социально-экономические проблемы региона.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Гросс-Медиа, 2011. 240 с.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике на 2012-2014 годы // Российская газета. 2012.
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике на 2014-2016 годы // Российская газета. 2014.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
5. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 259 «О разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ на 2006-2008 гг».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ 2008-2020 гг».
7. Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 239 «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789 -р. «Об утверждении концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг».
9. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2010 г.№ 467-р. «Об утверждении концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2010-2012 гг».
10. Приказ Министерства Финансов РФ от 19 декабря 2007 г. № 399 «О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора».
11. Монографии и статьи:
11. Алексеева, Н. Социальная модель экономического роста в условиях межбюджетного взаимодействия / Н. Алексеева // Проблемы теории и практики управления. 2008. - № 5. - С. 33-36.
12. Басова, Н. В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе / Н. В. Басова // Аудит и финансовый анализ. 2011. - № 3. -С. 34-38.
13. Белов, А. К. Эффективность и равенство в региональной бюджетной политике Российской Федерации / А. К. Белов // Федерализм. 2012. -№2.-С. 101-112.
14. Беляева, Д. Ю. БОР: проблема идентификации результата / Д. Ю. Беляева // Бюджет. 2011. - № 6. - С. 76-79.
15. Ваксова, Е. Е. Программа повышения эффективности бюджетных расходов / Е. Е. Ваксова, В. В. Михеев // Бюджет. 2013. - № 7. - С. 7-14.
16. Галкин А.И. Модернизация БОР // Финансы. 2015. -№2 . с. 38
17. Демидов, А. Вопросы повышения эффективности и результативности государственного управления / А. Демидов // Бюджет. 2012. - № 3. -С. 89-95.
18. Зотов, В.В. Анализ системных функций экономики: институциональный аспект / В.В. Зотов, В.Ф. Пресняков, В.О Розенталь // Экономика и математические методы. 2010. - № 2. - С. 33-46.
19. Кивелева, Н. Н. Бюджетирование, ориентированное на результат: проблемы внедрения / Н. Н. Кивелева // Системная интеграция в бюджетном процессе. 2012. - № 4. - С. 24-31.
20. Лавров, А. М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы / А. М. Лавров // Финансы. 2013. - № 3. - С. 9-14.
21. Нестеренко, Т. Г. Этапы бюджетной реформы / Т. Г. Нестеренко // Финансы. 2008. - № 2. - С. 3-7.
22. Серпилин, А. БОР по-американски / С. Серпилин // Бюджет. 2011. - № 5.-С. 12-22.
23. Фадейкин, Г. А. Модернизация финансового менеджмента в общественном секторе / Г. А. Фадейкин, Н. В. Фадейкина // Сибирская финансовая школа. 2012. - № 3. - С. 75-82.
24. Хабаев, С. Г. Зарубежная практика БОР / С. Г. Хабаев // Бюджет. -2014.-№ 10.-С. 46-78.
25. Хабаев, С. Г. ДРОНДы. Опыт применения / С. Г. Хабаев, // Бюджет. -2012.-№6.-С. 72-75.
26. Чалая, Ю. Ю. Подходы к формированию оценки целевых программ / Ю. Ю. Чалая // Бюджет. 2010. - № 12. - С. 45-51.
27. Шишкин А.Г., Шишкина Е.А. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс //Финансы. М., 2006. - №5. - с. 23.
32. Гараджа, М. Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне / М. Ю. Гараджа. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. - 289 с.
33. Гришанова, О. А. Финансовое обеспечение расходных полномочий субъектов РФ / О. А. Гришанова. Иваново, 2010. - 135 с.
34. Гукова А. В Результативность и эффективность бюджетных расходов. / Под ред. Дорждеева А. В.,Гуковой А. В. — М.: Книжная редакция «Финансы», 2009. 720 с.
35. Дорждеев, А. В. Региональные финансы: опыт, стратегии, перспективы / А. В. Дорждеев, Д. Ю. Завьялов, П. В.Бескровный. М. : Финансы, 2008.-365 с.
36. Дубров, А. М. Многомерные статистические методы / А. М. Дубров, В. С. Мхитарян, Л. И. Трошин. М.: Финансы и статистика, 2011. - 279 с.
37. Курляндская, Г. В. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России / Г. В. Кур-ляндская, Е. И. Андреева.-М.: Центр фискальной политики, 2013.-59 с.
38. Петрова, Е. Ф. Реструктуризация и повышение эффективности бюджетных расходов / Е. Ф. Петрова, В. Ю. Прокофьев, С. Б. Сиваев. М.: Институт экономики переходного периода, 2006. - 467 с.
39. Поляк, Г. Б. Финансы / Г. Б. Поляк. М.: Юнити, 2011. - 528 с.
40. Стародубровская, И. В. Бюджетирование, ориентированное на
результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и
рекомендации / И. В. Стародубровская. М.: Институт экономики переходного периода, 2011. - 184 с.
41. Хатри Г. П. Мониторинг результативности в общественном секторе / Г. П. Хатри. М.: ИЭК, 2008. - 364 с.
IV. Электронные ресурсы:
42. Министерство Финансов РФ - Официальный сайт. - режим доступа: http://minfin.ru/ru/statistics , свободный. (дата обращения 24.04.2016)
43. Федеральная служба государственной статистики - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. (дата обращения 27.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ