Введение 3
Глава I. Стресс и психологические защиты 6
1.1 Школьная тревожность, как следствие переживания стресса в учебной ситуации 6
1.2 Проблема соотношения переживания стресса и агрессивности 13
1.3 Психологические защиты и копинг-поведение в стрессовых ситуациях 20
Выводы по первой главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей защитных механизмов Эго с характеристиками стрессоустойчивости у старшеклассников с различной степенью выраженности
стресса 25
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 25
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 30
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей
психологической адаптации с учетом t-критерия Стъюдента для независимых выборок в группах лиц с различным уровнем стресса 31
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем стресса 34
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах лиц с высоким и низким уровнем стресса 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
В настоящее время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных подростков. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.
Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние-в подростковом возрасте.
Остается актуальным вопрос о переживаниях стресса и копинг- стратегиях, в том числе и о защитных механизмах эго, способствующих снижению этого переживания. В средствах массовой информации все чаще сообщается об агрессивных «выходках» подростков возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. У молодежи, во время не обученной саморегуляции поведения, агрессивность, гнев, попытки самоутвердиться, протест выражаются в форме вандализма. Естественно, что он имеет деструктивный характер и направлен против общества. Интенсивность общего стресса, как некоего суммарного напряжения, переживаемого современным подростком, может быть выражена в разной степени. Во многом сила переживания стресса зависит от того, как функционируют защитные механизмы психики подростка, насколько он владеет способами саморегуляции. Всплески агрессии в школе как индикатор внутреннего напряжения могут свидетельствовать, как и высокая школьная тревожность, о психологическом неблагополучии подростка, о его неустойчивости к стрессогенным факторам. Вопрос о соотношении защитных механизмов психики, агрессии и тревожности в школе с учётом индивидуальных особенностей реагирования на стресс составляет проблему нашего исследования.
Цель исследования: особенности взаимосвязей защитных механизмов Эго с характеристиками стрессоустойчивости у старшеклассников с различной степенью выраженности стресса
Объект исследования: защитные механизмы эго у старшеклассников с различной интенсивностью переживания стресса в школе.
Предмет исследования: особенности взаимосвязей защитных механизмов Эго с характеристиками стрессоустойчивости у старшеклассников с различной степенью выраженности стресса.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что у старшеклассников с различной степенью выраженности стресса в ситуации учебного процесса, будут наблюдаться различия в структуре взаимосвязей, между защитными механизмами эго и характерным стрессоустойчивости.
Задача исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области защитных механизмов, стресса обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик психологически защитных механизмов стрессоустойчивости.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц с высоким и низким уровнем стресса, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами характеристиками психологической адаптации.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись труды зарубежных и отечественных психологов К. Бютнер, Д. Ричардсона, Р. Верона, Н.Д. Левитова, К. Лоренца, Т.Г. Румянцевой, А.А. Реана, Э. Фромма, В. ХолличераЖ.Пиаже, Л.С Выготский, З.Фрейд и др.
Методы исследования включают в себя:
1. теоретический анализ общей и специальной литературы (в частности по проблемам стресса и тревожности)
2. тестирование с использованием тестов-опросников;
3. математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. “ Методика диагностика уровня школьной тревожности Филлипса ”
2. Методика для диагностики состояния стресса К.Шрайнера ”
3. “Личностный опросник Плутчика”
4. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки”
Теоретическая и практическая значимость
Данные нашего исследования могут быть полезны в процессе разработки методов для определения склонности подростков к стрессу в условиях обучения в школе и в психологической помощи подросткам, с учётом их индивидуально-психологических особенностей, находящимся в состоянии интенсивного переживания стресса.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 50 человек (27 мальчика и 23 девочек), учащиеся 10-11 классов, средний возраст составил 17 лет:
Испытуемые были поделены по показателю стресса, на два уровня (высокий и низкий) 31 человек с низким уровнем стресса и 19 человек с высоким (выборки получились смешанные, примерно равными по количеству).
По итогам исследовательской работы, целью которой было описание характеристик стрессоустойчивости старшеклассников и защитных механизмов эго, выявление взаимосвязи между ними у высокого и низкого показателя лиц с уровнем стресса, можно заключить, что проведенная работа и полученные в ней результаты отражают содержание предъявленной тематики исследования.
Большое значение для профилактики отклонения в поведении подростков способствует своевременному выявлению и нейтрализации неблагоприятных факторов и воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны ближайшего окружения, основой чего является социум. В социуме формируется, подросток, как личность. Можно предложить рекомендации родителям подростков с девиантным поведением.
Психолого-педагогическая наука испытывает острую потребность в разработке концептуальных направлений, практических рекомендаций по организации комплексных психолого-педагогических программ профилактики и коррекции агрессивных проявлений личности, что определяет актуальность детального изучения личности детей и подростков, склонных к проявлению агрессивности, природы и причин агрессивности, факторов, оказывающих влияние на формирование и проявление агрессивности. Такое детальное изучение необходимо с целью разработки технологий коррекции и уменьшения деструктивного компонента агрессивности в поведении подрастающих людей.
На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. В группе школьников более устойчивых к стрессу (реакция на стресс не интенсивная) общая школьная тревожность выражена в меньшей степени по сравнению с теми, чей показатель реагирования на стресс выше. В первую очередь, в первой группе менее выражен с трах не соответствовать ожиданиям окружающих. В первой группе значительно больше выражена косвенная агрессия, как способ реагирования на стресс, в то время как во второй группе более выражена агрессия в форме раздражительности.
2. У школьников, в меньшей степени реагирующих на стресс защитный механизм эго «вытеснение» имеет обратную связь с общей школьной тревожностью. В то время как у испытуемых другой группы такой связи не обнаружено. В то же время у представителей второй группы общая школьная тревожность тем больше, чем меньше развита защита «отрицание»
3. Обнаружено, что в первой группе снижение интенсивности защиты «отрицание» приводит к усилению социального стресса, в то время как во второй группе это не наблюдается.
4. Усиление работы защитного механизма «компенсация» приводит в первой группе к усилению страха ситуации проверки знаний, в то время как в группе с интенсивным реагированием на стресс активизация механизма компенсации ведёт к усилению чувства собственной вины и к ослаблению обиды на окружающих.
5. В то время как усиление механизма рационализации приводит в первой группе к усилению негативизма, во второй группе это приводит к усилению подозрительности.
Гипотеза о различной структуре взаимосвязей между используемыми в исследовании показателями получила подтверждение.
Данные нашего исследования могут быть полезны в процессе разработки методов для определения склонности подростков к стрессу в условиях обучения в школе и в психологической помощи подросткам, с учётом их индивидуально-психологических особенностей, находящимся в состоянии интенсивного переживания стресса.
1. Арсеньев А .С. Подросток глазами философа//Философские основания понимания личности.М.: Академия,2001 .С.480-545.
2. Бондарчук О.И. Психология семьи: курслекций-М.:Юристъ,2001.-96с.
3. Гончаренко Т. Работа психолога с родителями.-К.: Школьный мир,2006.-112с.
4. Десятников В.Ф. Дозюля В.Г. Психические девиации и противоправное поведение подростков. -М., 1982.-84с.
5. Иванченко В.Н.,Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное поведение//Вопросы психологии.-1992.-№2 .-С.З 5-3 9.
6. HHTepHeT(.com.ua.http://www.university.com.;).
7. Капская А.И.Социальная педагогика.-М.’.Финансы,2006.-468с.
8. Кириенко Т. Сотрудничество с семьей//Дошкольное воспитание.-2006.-№10.
9. Кисарчук З.Г.,Ермусевич А.И. Психологическая помощь семье.- М.:Главник,2006.-128с.
10. Коваль А.Г.,Зверева И.Д.,Хлебик НС. Социальная педагогика. Социальная работа :Учеб.пособие.-М. :ИЗМН, 1997.
11. Кононенко Н. Семья как ячейка формирования культуры поведения//Начальная школа.-2006.-№3.
12. Кравченко Т. Воспитательный потенциал семьи в современных условиях//Социальная психология.-2006.-№2,142-150с.
13 .Кричевский, Р. Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.:«АспектПресс»,2009.-318с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.-М.;Воронеж,1997.
15 .Макаренко А.С. Методы воспитания//Сочинения:В7-мит.-Т.5.- М. :Сов.школа, 1954.
16. Никитина Е.И. Влияние типа семьи на развитие акцентуаций характера у ребенка. Проблемы девиантного поведения: история, теория, практика//Материалы Всеукраинской научно-практической конференции.-К.:Миллениум,2002.-424с.
П.Павлик А.Н. Исследование мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы девиантного поведения история, теория, практика//Материалы Всеукраинской научно-практической конференции.-К.:Миллениум,2002.-424с.
18. Пересунчак А. «Тяжелые» дети и их поведение//Психолог.-2006.-№9.-С.8-11.
19 .Петровский, А.В. ,Шпанский В .В. Социальная психология коллектива.- М. :Издательский центр «Академия»,2010.-296с.
20. Подоляк Л.Г., Главник А.П. Основы педагогической психологии.- М.:Главник,2006.-112с.
21. Полякова А.В., Кружева Т. Преодоление тревожности в школьной среде//Психоло Г.-2005 .-№2.-С. 10-13.
22 .Райский Б .Ф.Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков.-М. :3нание, 1986.-88с.
23 .Романовская Д. Технологии работы с родителями.-М. :Г лавник,2007.-128
24. Сапронова М. Культура поведения-
категория моральная//Дошкольное воспитание.-2003 .-№ 10.-С.8-9.
2 5. Соко л оваВ .Н. ,ЮзефовичГ.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М. :Просвещение, 1991 .-2003 с.
26. Татаренко В.А. Трудный подросток: причины и следствия.-М.:Рад.школа,1985.- 125с.
27. Трубавина И.М. Социально-
педагогическая работа с неблагополучной семьей. Учебное пособие.- М.: ДЦССМ,2002,132с.
28. ФицулаН.Н.Педагогика.-М.:Академия,2000.-554с.
29. Хархан А. Отношения родителей, детей, и их влияние на поведение подростков//Социальная психология.-2003 .-№4,139-142с.
30. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М: Академический проспект,2005.336с