Введение 4
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в образовательной деятельности 8
1.1. Особенности менеджмента в образовательной организации 8
1.2. Управление как основа менеджмента в образовательной деятельности .. 14
1.3. Критерии социальной и экономической эффективности менеджмента в
образовательной организации и пути совершенствования образовательного менеджмента 24
Глава 2. Анализ оценка эффективности менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге 33
2.1. Общая характеристика деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г.
Можге 33
2.2. Анализ менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ
ВО «УдГУ» в г. Можге 42
2.3. Оценка эффективности менеджмента в образовательной деятельности
филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге 54
Глава 3. Совершенствование менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге 66
3.1. Основные направления по совершенствованию менеджмента в
образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге 66
3.2. Мероприятия по оптимизации образовательной деятельности филиала
ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге 69
Заключение 74
Список использованной литературы
Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем.
Происходящие сегодня кардинальные изменения в образовательной системе определили новые потребности в сфере педагогической деятельности и привели к необходимости модернизации системы образования. В связи с чем возросла роль менеджмента в образовательной деятельности, в особенности роль руководителя образовательной организации, и на первый план встали такие качества лидерства, как техническое, человеческое, образовательное, символическое, культурное, которые необходимы руководителю образовательной организации, для того чтобы его организация считалась успешной.
Эффективность управления в сфере образования состоит в слаженном функционировании образовательных организаций для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности.
Необходимость обращения к проблематике совершенствования менеджмента в образовательной деятельности актуализирует еще и тот факт, что глобальные трансформации, осуществляемые в России, помимо вполне очевидных позитивов детерминировали и ряд кризисных явлений, затронувших, по существу, все сферы общественной жизни, в том числе и вопросы управления. При этом решение проблем управления в сфере образования является необходимым условием становления и развития нынешней системы образования в качестве социального института, адекватного насущным потребностям современного общества.
В отечественной и зарубежной научной литературе проблемам менеджмента в области образования, а также анализу различных организационно-управленческих аспектов образовательной деятельности посвящено немало трудов. Однако подавляющее число работ по данной
тематике, несмотря на то, что их авторы формулируют заявленную в исследовании тему как анализ управленческих процессов, сводятся либо к выявлению позитивных результатов собственных педагогических практик с ярко выраженной эмпирически-описательной доминантой, либо к поверхностному объяснению того, что считать управлением в образовательных организациях, разъяснению смысла категорий и понятий, связанных с вопросами управления в образовании, конструированию таблиц, примерных планов, графиков, схем и т.п. Вопросы и основные направления по совершенствованию менеджмента в образовательной деятельности практически не затрагиваются, что определяет особую значимость рассматриваемой темы.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что разработанные рекомендации по совершенствованию менеджмента в образовательной деятельности будут адаптированы в филиале ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге и позволят повысить эффективность работы данной образовательной организации.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ эффективности менеджмента в условиях высшего учебного заведения и подготовка предложений по повышению его эффективности.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы менеджмента в образовательной деятельности.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности менеджмента в образовательной деятельности ФГБОУ ВО «УдГУ» филиала в г. Можге.
3. Определить основные направления по совершенствованию менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге.
Проблема состоит в противоречиях между необходимостью современного менеджмента в современных условиях и отсутствием должной научной проблематики этой деятельности.
Объект исследования - Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» в городе Можге (филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге).
Предмет исследования - совершенствование менеджмента в образовательной деятельности.
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок, специальные методы экономического, статистического и социологического исследования.
В качестве базы исследовательской работы выступает ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» (филиал в г. Можге).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в глубоком исследовании и анализе менеджмента в
образовательной деятельности ФГБОУ ВО «УдГУ» филиала в г. Можге и определении направлений по его совершенствованию, что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности. Материалы исследования были озвучены в виде доклада на V Всероссийской научно-практическая конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы менеджмента в образовательной деятельности. В данной главе рассмотрены: понятие и значение менеджмента в образовательной деятельности; управление как основа менеджмента в образовательной деятельности; основные направления повышения эффективности управления образовательной организацией.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге. В данной главе изложена общая характеристика деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге, проведен анализ менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе определены основные направлении по совершенствованию менеджмента в образовательной деятельности филиала
ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге. В данной главе даны рекомендации по совершенствованию менеджмента в образовательной деятельности филиала
ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге и разработаны мероприятия по повышению эффективности менеджмента в филиале ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была исследована научная и учебная литература в области менеджмента в образовательной деятельности. Более подробно данный вопрос рассматривается в трудах следующих авторов: Дмитриев В.А., Лазарев В.С., Лебедев О.Е., Панферова Н.Н., Пастюк О.В., Полуянов В.Б., Сластенин В.А.
Таким образом, теоретические исследования менеджмента в образовательной деятельности позволят сделать следующие выводы.
Менеджмент - процесс координации и объединения людей для эффективной и результативной деятельности.
Менеджмента в образовательной деятельности - это междисциплинарная область научных знаний, исследующая закономерности, принципы, функции и методы управления образовательными процессами и системами на основе синтеза, интегрирующая психолого-педагогические науки теории менеджмента.
Менеджмента в образовательной деятельности - область профессиональной деятельности, связанная с управлением:
- системами образования различного уровня (муниципальными, федеральными, национальными);
- образовательными учреждениями различного вида и типа;
- процессами обучения и развития персонала организации.
Функции образовательного менеджмента:
- анализ, оценка образовательных потребностей, рынка
образовательных услуг и образовательный маркетинг;
- планирование и прогнозирование развития организации и персонала;
- организация образовательной деятельности и комплексное обеспечение её развития;
- актуализация образовательного потенциала субъектов
организации и управление карьерой ее сотрудников;
- контроллинг и рефлексия результатов образовательной деятельности.
Менеджмент в образовательной деятельности является системой управления образовательным учреждением, ориентированной на его высокую эффективность в условиях рыночной экономики. Рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, было показано, что все функции менеджмента влияют на эффективность управления. Контроль, является одним из средств повышения эффективности.
Анализ менеджмента в образовательной деятельности был проведен на примере филиала ФГБОУ ВО «УдГУ», расположенного в г. Можге и входит в состав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет», являясь его обособленным структурным подразделением, расположенным вне места нахождения университета и выполняющим все его функции.
ФГБОУ ВО «УдГУ» осуществляет образовательную деятельность в сфере высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
Организация учебного процесса в ФГБОУ ВО «УдГУ» носит систематический, грамотно организованный характер, который обоснован нормативно-правовой документацией всех уровней.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что образовательная деятельность филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Действующие учебные планы, их структура и содержание полностью соответствуют ГОС ВО и ФГОС ВО, а также требуемой продолжительности обучения.
Подготовка специалистов и бакалавров осуществляется в очной (дневной) и заочной формам, а также в заочной форме с применением ЭО и ДОТ (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий), отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом.
Для всех форм обучения действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. Форма, в которой студент проходил обучение в вузе, указывается в документе об образовании (в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании).
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной и заочной формам обучения составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года; для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет.
Анализ организации образовательной деятельности показал высокую оснащенность образовательного процесса, почти все преподаватели имеют соответствующее высшее образование и квалификационную категорию.
Анализ структуры управления ФГБОУ ВО «УдГУ» показал, что она сформирована в соответствии с задачами, стоящими перед Филиалом, в настоящее время продолжает активно совершенствоваться, в том числе и на основе использования современных технологий.
В ФГБОУ ВО «УдГУ» успешно внедряется автоматизированная система управления, способствующая повышению оперативности управления.
В целом можно сказать, что кадровая политика в ФГБОУ ВО «УдГУ» по обеспечению образовательного процесса качественным Ш1С строится исходя из требований ГОС и ФГОС.
Научно-исследовательская деятельность ННС все больше приобретает практико - ориентированное направление, основной акцент делается на оказание помощи организациям, предприятиям в создании эффективного производства и оптимизации их деятельности.
1роведенная оценка позволила сделать вывод об эффективной организации менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге, так как почти весь педагогический состав имеет высокие качественные характеристики, выявлен рост показателей успеваемости студентов, анализ кадрового состава показал практическое отсутствие текучести кадров и сложившуюся стабильность. В филиале ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге сформирован стабильный, высококвалифицированный, инициативный педагогический коллектив, способный эффективно решать поставленные задачи.
Было определено, что ФГБОУ ВО «УдГУ» имеет потенциал для эффективной реализации подготовки специалистов, ориентированных на потребности современного рынка труда.
Для совершенствования менеджмента в образовательной деятельности филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге были разработаны мероприятия по развитию филиала.
Мероприятия направлены на развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Удмуртской республики на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 42, ст. 53.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// СПС КонсультантПлюс.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295// СПС КонсультантПлюс.
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СПС КонсультантПлюс.
II Специальная литература:
8. Бабичева А.Г., Наумова С.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2013. - 381 с.
9. Балашенко В.В. Как воспитать идеального менеджера?// Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 12. - С. 20-25.
10. Берлин А. В. Эффективность кадрового обеспечения органов местного самоуправления// Российский экономический журнал, № 5, 2014. - с. 12 - 17.
11. Борисова Я.В. Муниципальное управление. Современный подход.// Справочник по управлению персоналом. - 2014. - №11. - С. 29-33.
12. Гаджиева М.М. Сущность и структура интеллектуального капитала организации// Социально-трудовая сфера: проблемы и пути решения. Сборник научных статей. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 223 с.
13. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Перспектива, 2014. - 132 с.
14. Дмитриев В.А. Оценка эффективности работы преподавателя высшей школы: проблема, концепция и методика// http://fb.ru.
15. Донецкая С. С. Объективная оценка квалификации преподавателей Российских университетов.- М.: Просвещенье, 2014. - 153 с.
16. Журавкова И.В. Анализ эффективности управленческой деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2012. - 406 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие. Изд. 6, пер. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 476 с.
18. Истратова О. Н. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 495 с.
19. Кравченко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие/ В.М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
20. Крысько В.Г. Педагогика и психология: Учебник/ В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
21. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М.: Феникс, 2013. - 489 с.
22. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее об-разование в России. - 2015. - № 6. - С. 22 - 29.
23. Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: перспекитвы и
проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих
проблем. - Спб.: СП6АППО, 2012. - 96 с.
24. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 126 с.
25. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 248 с.
26. Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 178 с.
27. Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Юрайт - Издат, 2013. - 325 с.
28. Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2011. — 138 с.
29. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы/ А.М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 125 с.
30. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
31. Сластенин В.А., Подымова В.А. Эффективность образовательного процесса// Педагогическая наука и образование. - 2015. - № 7. - С. 12 - 16.
32. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 с.
33. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
34. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - М: Феникс, 2014. - 816 с.
III. Текущая документация ФГБОУ ВО «УдГУ»:
35. Устав ФГБОУ ВО «УдГУ».
36. Коллективный договор ФГБОУ ВО «УдГУ».
37. Отчет о деятельности ФГБОУ ВО «УдГУ».
38. Официальный сайт ФГБОУ ВО «УдГУ»: http://udgum.ru.
39. Положение о порядке обработки и обеспечении безопасности персональных данных в ФГБОУ ВО «УдГУ».
40. Положение о структурных подразделениях филиала ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге.
41. Положение об организационной структуре ФГБОУ ВО «УдГУ».
42. Положение об оплате труда педагогов ФГБОУ ВО «УдГУ».
43. Положение о филиале ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Можге.