Организационная культура как фактор программирующий организационное поведение (Организационное поведение, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)
Введение 3
1 Понятие, функции и виды организационной культуры 5
2 Функции и виды организационной культуры организации 8
Заключение 13
Список использованных источников 14
Важнейшим фактором функционирования и развития современных российских предприятий и учреждений является формирование культуры организации. Организационная культура – это комплекс наиболее стабильно и продолжительное время существующих характеристик организации, объединяющий ценности и нормы, свойственные данной организации, существующие в ней стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организационная культура является одним из наиболее важных факторов, которые способствуют не только повышению эффективности управления, но и эффективности деятельности учреждения в целом. Она представляет собой целый комплекс ценностей, убеждений, образцов поведения, принимаемых членами коллектива и придающих общий смысл действиям.
Организационная культура имеет непосредственное влияние на поведение каждого отдельного члена трудового коллектива, объединяя в себе потребности личности и организации. Она ставит рамки, в которых могут уверенно приниматься управленческие решения, использоваться ресурсы учреждения, определяться уровень ответственности.
Целью реферата является анализ организационной культуры, как фактора программирующего организационное поведение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, функции и виды организационной культуры;
проанализировать влияние организационной культуры на поведение в организации.
Объектом работы выступает организационная культура. Предметом – организационная культура как фактор, программирующий организационное поведение.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как Р. Акофф, Е.О. Валеева, И.В. Грошев, А.А. Кулешова, А.В. Труфанов, А. Хавыло, Г. Хофстедеи др.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В настоящее время все больше внимания уделяется организационной культуре, которую принято рассматривать как систему норм, взглядов, подходов к делу, традиций, моральных устоев, образцов поведения и взаимоотношений между участниками трудовой деятельности. Именно организационная культура выделяет организацию из массы других, определяет ее уникальность и индивидуальность.
Организационная культура включает в себя совокупность элементов, таких как: миссия организации, ценности, цели, обычаи, ритуалы, нормы и образцы поведения.
В настоящее время существует разнообразие методов, с помощью которых можно развивать и совершенствовать организационную культуру. Они направлены на оценку и контроль деятельности членов организации, моделирование, обучение и развитие персонала. Также здесь находит свое место разработка критериев мотивации и кадровой работы, создание и соблюдение ритуалов, обрядов и традиций.
Организационная культура оказывает большое влияние на поведение организации: во-первых, она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; во-вторых, она выражается в чувстве общности всех членов организации; в-третьих, она усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей; в-четвертых, она усиливает систему социальной стабильности в организации.
Организационная культура – своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения; в-пятых, она является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.
1. Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. – М.: Инфра-М, 2000. - 325 с.
2. Валеева, Е.О. Организационное поведение: учебное пособие / Е.О. Валеева. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.– 176 c.
3. Грошев, И.В. Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», по экономическим специальностям / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 535 c.
4. Ефимова, С.А. Теория организации: учебное пособие / Ефимова С.А. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 67 c.
5. Иванова, Т.Б. Корпоративная культура и эффективность предприятия: Монография / Т. Б. Иванова, Е.А Журавлёва. – М.: РУДН, 2011. – 152 с.
6. Коновалова, В.Г. Управление персоналом: теория и практика. Управление организационной культурой: уч.-практ. пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2016. – 72 с.
7. Кулешова, А.А. Проблемы формирования и развития организационной культуры [Электронный ресурс] / А.А. Кулешова // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1548-1551. – URL: https://moluch.ru/archive/116/31275/ (дата обращения: 29.05.18).
8. Куприянов, А.С. Роль организационной культуры в контексте менеджмента организации [Электронный ресурс] / А.С. Куприянов // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 56-58. – URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1817 (дата обращения: 28.05.18).
9. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн // Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. - 320 с.
10. Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О.Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 151 с.
11. Труфанов, А.В. Влияние организационной культуры на деятельность организации / А.В. Труфанов // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 150-153.
12. Хавыло, А. Влияние культуры на организационную эффективность [Электронный ресурс] / А. Хавыло // Психология и бизнес. – URL: https://www.psycho.ru/library/3217 (дата обращения: 28.05.18).
13. Хофстеде, Г. Организационная культура: понятие, составляющие, характеристика. Переиздано / Г. Хофстеде. – М.: БЕК, 2008. – 423 с.