Ведение 3
Глава 1. Системный подход и его развитие 8
1.1. Основные понятия системного подхода 11
1.2. Системный подход в образовании 20
Глава 2. Методические обоснования содержания географического
образования 33
2.1. Системный подход в географии 41
2.2. Содержание школьного курса географии как система 45
Глава 3. Разработка проекта элективного курса по географии
«Практический курс географии» (10-11 класс) 53
3.1. Значение и особенности элективных курсов 55
3.2. Содержание элективного курса и результаты работы в школе 59
Заключение 72
Литература 76
Приложение 79
Процесс познания и исследования является основополагающим процессом человеческой жизнедеятельности. Познание предшествует любой осознанной деятельности, а результаты исследований являются основой для деятельности человека. То насколько ясно человек представляет себе природу объектов и процессов окружающего мира и полнота меры его понимания этих объектов и процессов определяет адекватность поведения человека по отношению к ним и то насколько успешным будет его управление.
В частности если говорить о социально-экономических и политических процессах, то можно сказать что это весьма сложные процессы, так же как и сложны объекты социально-экономического и политического миров. В этих отношениях участвуют многие субъекты имеющие многочисленные разнообразные связи. Эти процессы невозможно понять, не рассматривая их как процессы происходящие в сложных системах и являющиеся результатом взаимодействия множества элементов. Необходимо стремиться познать систему как можно в более полной мере.
Системный подход и является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системного подхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы потому системный подход в отношении сферы общественных отношений весьма сложен, но, тем не менее, он необходим поскольку даёт наиболее полное представление об объекте исследования.
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.
Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.
Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель". Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе - совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным. Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией,
множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы. Одним из основателей системного подхода считается Карл Людвиг фон Берталанфи - австрийский биолог, проживавший в США с середины прошлого века и изучавший изоморфизм законов в самых разных сегментах научного познания. Также формированием основных принципов системного подхода занимались А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер. Все эти ученые были достаточно далеки от системы педагогических наук, но именно благодаря их научным работам системный подход в педагогике получил толчок к развитию. Современная концепция системного подхода в педагогике значительно отличается от концепции середины прошлого века, но основа была заложена именно в те далекие годы. Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Иерархичность это совокупность элементов
системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом. [20]
Многие предметы, преподаваемые в школе, занимают активную позицию в педагогике развития. Положение некоторых предметов, в соответствии с современной системой образования, является уникальным, где они играют роль «мостов» между естественными и общественными, математическими и гуманитарными и тому подобными науками.
В условиях сокращенных учебных часов, методы, приемы, формы организации процесса обучения идут по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивают планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику элективных курсов является своевременным. Элективные курсы наряду с оптимизацией учебного процесса предполагают развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.
Элективные курсы позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при всём этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Объектом исследования является системный подход в географическом образовании. Предмет исследования - системный подход в изучении социальной и политической географии в средней школе.
Цель исследования - разработать и обосновать условия реализации элективного курса по социальной и политической географии в старших классах средней школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать историю становления системного подхода в научных исследованиях.
2. Рассмотреть понятие педагогическая система.
3. Изучить возможности системного подхода в формировании содержания школьного курса географии.
4. Разработать и реализовать элективного курса по социальной и политической географии в старших классах средней школы.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Актуальность темы. Приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Использование системного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
Принцип системности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология системного подхода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней определены и обоснованы содержание, структура, характеристика и значение элективных курсов по географии в старшей школе. Определены и обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность формирования географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области. Овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально¬экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов. Развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач. Воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности. Приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Возрастание роли системного знания определяется как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана - превращением науки в непосредственную производительную силу, в наиболее революционный элемент технико - экономического и социально-культурного прогресса, в важнейшее средство общественного управления.
Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция с неизбежностью ведут к более глубокому пониманию действительности. Вместе с тем картина эта становится все более сложной, расчлененной и динамичной. Естественно, научная методология должна найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений, и в этом деле системные представления оказываются весьма адекватными, а порою просто незаменимыми.
Системный подход сегодня является одним из действующих компонентов процесса научного познания. Системные представления и методологические средства отвечают потребностям современного качественного анализа, раскрывают закономерности интеграции, участвуют в построении многоуровневой и многомерной картины действительности; они играют существенную роль в синтезе и комплексировании научных знаний. Трудно однозначно определить сущность и содержание системного подхода - все перечисленное выше составляет его различные черты. Но если все же попытаться выделить ядро системного подхода, его важнейшие грани, то таковыми следует считать интегральное и многомерное измерения действительности. Ибо изучение предмета как целого, как системы всегда имеет в качестве центральной задачи раскрытие того, что делает его системой и составляет его интегральные свойства и закономерности. Это законы системообразования (интеграции частей в целое), системные законы самого целого (интегральные базисные законы его структуры, функционирования и развития). С другой стороны, все изучение проблем сложности опирается на системное многоуровневое и многомерное понимание действительности, дающее реальную совокупную картину детерминант явления, его взаимодействия с условиями существования, «включенности» и «вписанности» в них.
Законы и основные положения наук - принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности - в первую очередь применимы для географии. Закономерности, установленные географией, подчиняются общим законам всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений: всеобщей связи явлений, движению, единству и борьбе противоположностей, переходу количественных изменений в качественные, отрицанию отрицания.
Большое значение в географии имеет системный подход. Он определяет специфику научной методологии в географии, ибо каждый объект, или явление, или процесс, или комплекс рассматриваются как сложное образование, которое состоит из нескольких блоков. И блоки эти взаимодействуют между собой. Другими словами: при системном подходе нужно видеть всю
многосторонность объекта в его внутренних и внешних взаимосвязях, представлять как структурную часть более крупного целого и как совокупность более мелких структурных частей.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности, и формировать необходимые им географические умения. Реализация системного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять две основные функции: Они могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы по географии могут выполнить еще одну важную функцию - они могут явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов по географии, для повышения качества обучения. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Элективные курсы направлены на расширеннее содержание базового курса географии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (политологии, обществознания, экономики) на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по географии.
В основу элективных курсов по географии положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. По ряду позиций элективные курсы по географии близки к такой хорошо знакомой учителям форме обучения, как факультатив. Сходство этих форм связано с ориентацией на старшеклассников, с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов. Но в отличие от факультативов учебный план всех учащихся профильных классов должен включать элективные курсы. При этом ученики не сдают экзаменов по их программе.
Элективные курсы по географии, предлагаемые учащимся разных школ, могут отличаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Именно они являются важнейшим средством индивидуализации обучения - способствуют построению индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, проектируемой профессии. Элективные курсы по географии расширяют возможности базовых и профильных курсов по географии.
Элективные курсы по географии выполняют три основных функции:
1) дополняют содержание профильного курса географии, который становится в полной мере углубленным в традиционной школе;
2) развивают содержание одного из базисных курсов в географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, это позволит поддерживать изучение географии на профильном уровне или получить дополнительную подготовку на профильном уровне;
3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека на базе современных элективных курсов.
1. Арманд А. Д., Козлова Е. В., Кренке А. Н. и др. Механизмы устойчивости геосистем. М., 1992.
2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
3. Белов С.В. Формирование исследовательской компетенции старшеклассников. Статья.
4. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
5. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. - 240с.
6. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч- ся сред. и ст. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 288 с.: ил.
7. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. - Волгоград: Учитель, 2007.
8. Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. - М., 1986.
9. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. - М. Просвещение. 2002 г.
10. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для
поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.
11. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М.: Просвещение, 1991.
12. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.
13. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2005. - 350 с.: ил., карт.
14. Ноэл Тил Прогнозы на новое тысячелетие - М. 1998 г.
15. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997, 2005. - 192 с.: ил.
16. Страны мира. Статистический справочник ООН. - М. Весь мир. 2008, 2009 гг.
17. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории методологии К- Маркса. 2-е изд., М., 1980.
18. Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира".
19. Саушкин Ю. Г., Смирнов А. М. Геосистемы и геоструктуры // Вестник Моск. ун-та. Сер. География. 1968. № 5. С.27-32.
20. Солнцев В. Н. Системная организация ландшафтов. М., 1981.
21. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск, 1978.
22. Сухоруков В. Д. Структурная динамика пространственных систем (социально-экономические аспекты). СПб., 1997.
23. Трофимов А. М. Моделирование геосистем (концептуальный аспект). Казань, 1997.
24. Трофимов А. М., Солодухо Н. М. Вопросы методологии современной географии. Казань, 1986.
25. Трофимов А. М., Игонин Е. И. Концептуальные основы моделирования в географии. Развитие основных идей и путей математизации и формализации в географии. Казань: Изд-о «Матбугат йорты», 2001. - 340 с.
26. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика,
культура, политика. Учебник для 10 - 11 классов с углубленным
изучением гуманитарных предметов. - М. Просвещение. 2002 г.
27. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974.
28. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
Электронные ресурсы
29. Бикмухаметов И.Х., Бикмухаметов И.И. Теория систем и системный анализ учеб. пособие 2007. http://rucont.ru/efd/143763
30. Богданова Е.А. Дидактическая система подготовки студентов к проектированию учебного процесса в рамках школьного компонента профильного обучения 2006 . http://dlib.rsl.ru/010028704 94.
31. Дубцова М. М. (Первый автор) География для экологов Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т (Автор-коллектив) 2011 http: //rucont.ru/efd/211585
32. Звягина А.С. Методические средства подготовки будущих учителей географии для осуществления профильного обучения. 2005 http://dlib.rsl.ru/010028535 30
33. Методика разработки элективных курсов Санкт-Петербург. 2006. window.edu.ru
34. Носонов А.М. Природный потенциал территории и формирование
региональных систем сельского хозяйства 2001.
http://dlib.rsl.ru/010023062 10
35. Кондратьева Т.А. Оптимизация профессиональной деятельности
педагога-психолога по организации предпрофильной подготовки
школьников 2007. http://dlib.rsl.ru/010033838
36. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 2009. http://dlib.rsl.ru/010042990 76
37. Похлебаев С.М. Методологические и содержательные основы
преемственности физики, химии, биологии при формировании фундаментальных естественно-научных понятий. 2007
http://dlib.rsl.ru/010042474 61
38. Предмет методики технологии обучения географии. Реферат.
http://www.bestreferat.ru/fil es/26/bestreferat- 225726.docx 2015
39. Системный подход в педагогике http://paidagogos.com/
p=4401#hcq=feil8Op