ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВКЛАД АВТОТРАНСПОРТА В ЗАГРЯЗНЕНИЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДОВ (Литературный обзор)
1.1. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
1.2. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха
1.3. 'Характеристика воздействия загрязняющих веществ в составе
атмосферного воздуха городов
1.4. Состояние атмосферного воздуха в г. Казани
Глава 2. Объекты исследования. Материалы и методы
2.1. Пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в г.Казани
2.2. Расчет интенсивности движения автотранспорта
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Характеристика загрязнения атмосферного воздуха
города Казани за 2012 - 2014 года
3.2. Характеристика интенсивности движения автотранспорта
3.3. Анализ интенсивности транспортного потока в течение
3.4. Зависимость между уровнем загрязнения атмосферного воздуха и интенсивностью транспортного потока
3.5. Оценка риска здоровью населения от загрязнения атмосферного
воздуха вблизи транспортных магистралей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Атмосферный воздух является одной из экологических систем биосферы, уравновешивающих взаимоотношение человека с окружающей средой. Огромное влияние на качество воздуха оказывает автомобильный транспорт, число автомобилей, зарегистрированных в масштабах всего мира, перевалило за миллиард еще в 2010 году. В России за последнее десятилетие количество автотранспорта в увеличилось более чем на 65% — с 34 млн. в 2006 году до 56,6 млн. единиц (на 1 января 2016 г.) (http://www.gibdd.ru/news/federal/2158595).
Ро°+ количества автотранспорта в городах, более высокая токсичность выбросов автотранспорта в сравнении с выбросами от производственных стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, близость передвижных источников к жилым районам, неудовлетворительное содержание городских дорог обостряет проблему качества атмосферного воздуха в городах, нивелируя картину его улучшения, обусловленного снижением выбросов от промышленных предприятий (Май и Клейн, 2011).
По данным Государственного ^доклада Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году» в условиях превышения гигиенических нормативов загрязняющих веществ атмосферного воздуха при кратковременных подъемах их концентраций проживает порядка 128,4 млн. человек на территориях городских и сельских поселений, что составляет 88% населения страны.
Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и транспорт. Доля выбросов от всех видов транспорта составляет 40-60 % антропогенных выбросов. К ним относятся автомобильные, железнодорожные, морские, речные транспортные средства, а также авиация. По оценке специалистов, в среднем вклад отдельных видов транспортных средств, в загрязнение атмосферы, следующий: автомобильный - 85%; морской и речной - 5,3%; воздушный - 3,7%; железнодорожный - 3,5%; сельскохозяйственный - 2,5% (http://www.studfiles.ru/preview/4411305).
Общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух на территории Российской Федерации от выхлопов газа автомобильного транспорта, в 2014 г. составило 13621,6 тыс. тонн. Данный объем выбросов составляет 43,8 % от общего загрязнения атмосферы РФ стационарными и передвижными источниками за 2014 год.
^Казань также входит в число городов, где в настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха города. По данным «Государственного доклада о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды в Республике Татарстан в 2014 году» доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Казани составила 71,8 %.
В этой связи, оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения крупных автомагистралях, поиск зависимостей между загрязнением воздуха и интенсивностью движения для прогноза экологического состояния города являемся актуальной проблемой.
Цель работы: оценить качество атмосферного воздуха г. Казани в период максимальной транспортной нагрузки.
Задачи исследования:
1. Оценить качество атмосферного воздуха по данным мониторинга УГМС за период 2012-2014 гг. с использованием показателей КИЗА и стандартного индекса загрязнения;
2. Дать характеристику интенсивности транспортных потоков
магистралей, примыкающих к ПНЗ, по направлениям движения д >по времени суток;
3. Найти зависимости уровня загрязнения от интенсивности х
Научная новизна:
Впервые получены количественные данные о взаимосвязи между уровнем загрязнения атмосферного воздуха и интенсивностью транспортного потока на крупных автомагистралях г.Казани. Охарактеризован уровень риска здоровью населения как средний для неканцерогенных и чрезвычайно высокий для канцерогенных эффектов. Показано несоответствие максимумов интенсивности движения на основных автомагистралях г.Казани в течение суток и времени забора воздуха в целях мониторинга состояния атмосферного воздуха на постах УГМС, что приводит к снижению уровня загрязнения и искажению реальной экологической ситуации.
Практическая значимость:
Полученные зависимости между содержанием отдельных загрязняющих веществ и интенсивностью транспортного потока позволяют сделать прогноз уровня загрязнения г.Казани при дальнейшем X ж i
росте количества автомобилей. Анализ суточного потока транспорта на автомагистралях, выявление суточных максимумов позволяет рекомендовать изменение времени отбора проб на отдельных ПНЗ г.Казани.
Таким образом, результаты проведенного исследования выявили недостатки существующей системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в районах с интенсивным движением автотранспорта.
Несмотря на низкий уровень загрязнения воздуха, оцененный по интегральным индексам СИ и КИЗА, сделать вывод о безопасности для здоровья людей нельзя в силу того, что максимальная интенсивность движения по времени не совпадает со временем забора проб воздуха на ПНЗ, чти приводит к занижению содержания загрязняющих веществ. Расчет риска здоровью населения подтверждает неадекватность оценки опасности загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ПДК. Уровень суммарного Хнеканцерогенного риска характеризуется как средний, канцерогенный риск по формальдегиду - чрезвычайно опасный.
Интенсивность транспортных потоков сильно отличается в зависимости от времени суток н дня недели, оставаясь равномерной в течение дня в будни, снижаясь в утренние часы и увеличиваясь в ночное время в выходные. По мере снижения транспортной нагрузки исследованный районы располагаются в ряду: перекрестки у ПНЗ-11 (ул.Лаврентьева), ПНЗ-15 (ул.Дубравная), ПНЗ-8 (сан. Казанский) и ПНЗ-3 (ул .Правобулачная).
Найденные зависимости между потока и содержанием загрязняющих диоксид азота, сероводород, фенол, автотранспорт является доминирующим фактором загрязнения атмосферного воздуха в центральной части и в спальных районах города п позволяет делать прогноз экологического состояния при увеличении транспортной нагрузки.
1. Войтенков Е. А. Историко-правовой опыт организации дорожного
движения и внедрения автоматизированных систем управления для обеспечения его безопасности// Транспортное право. 2012. N 1. стр.
2. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Л населенных мест» от 25 июня 2003 г
3. Гончарук Е.И. /Коммунальная гигиена / Киев. Изд-во Здоровье. 2006.792 с.
4. ГОСТ 17.2.3-01.86 «Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов").
5. Государственный доклад «О состоянии санитарно-
эпидемиологическохэ благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году» /Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей н благополучия человека. 169 с.
6. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 уходу /Министерство природных ресурсов и экологии РФ
7. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды в Республике Татарстан в 2014 году/ Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан^
8. Демин А.А, Тунакова Ю.А., Заднев А.А. Мониторинг окружающей
среды. Общие вопросы. Атмосфера: Учебное пособие/Казднь. Изд-во Казан. Гос. техн. ун-та 2002 г. 136 с. < к*
9. Егорова О.С., Гоголь Э.В, Шипилова Р.Р., Тунакова Ю.А. Воздействие
передвижных источников на качество атмосферного воздуха городов /, Вестник Казанского технологического университета 2013 г. Выпуск №19. том 16. стр.71-74.
10. Ежегодник «Состояние загрязнения атмосферы в городах на
территории России за 2014 г.» (Спб. 2015 г. с.288 Федеральная служба
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова»
11. Май И.В., Клейн С.В. Анализ риска здоровью населения от воздействия выбросов автотранспорта и пути его снижения// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011 г. Выпуск № 1(8) . том 13 . стр. 1895-1901
12. Переведенцев Ю.П., Верещагин М.А., Наумов Э.П., Шанталинский К.М., Шафикова Р.Б./ Климат Казани и его изменения в современный период. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова Ленина, 2006. 216 с.
13. Переведенцев Ю.П., Хабутдинов Ю.Г., Исмагилов Н. В., Николаев А. А. Качество атмосферного воздуха в центре г. Казани// Вестник Удмуртского университета. 2014. Выпуск № 1. с.122-130
14. Петров В.В. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах: Учебное пособие/ Омск. Изд-во СибАДИ. 2007. 104 с.
15. Пешков Ю.В. Сеть мониторинга ) состояния и загрязнения атмосферного воздуха. Проблемы и перспективы.// Загрязнение атмосферы городов: сборник тезисов докладов конференции СПб.
2013. С. 9-10. О s
16. Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» от 5 марта 2004 г
17. Русакова Т.И. Исследование загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в «Уличных каньонах» города» // Веетн Днепропетровского национального университета железнодорожно транспорта. 2015. № 1 (55) стр.
18. Ситдикова А.А., Святова Н.В., Царева И.В. Анализ влияния выбросов
автотранспорта в крупном промышленном городе на состояние загрязнения атмосферного воздуха// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. стр.
19. Степанова Н.В. Оценка химической безопасности и уровня риска для
здоровья населения от загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах автотранспорта г. Казани// Вестник НЦ БЖД. 2011. №1 (7). С. 101-104
20. Степанова Н.В., Сабирова И.Х. Риск для здоровья населения от загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе города// Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно - практической конференции 31 марта 2014 г.: в 13 частях. Часть 13. Тамбов. «Консалтинговая компания Юком», 2014. стр.134-138
21. Степанова Н.В., святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка
влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотрачспорта//Медицинские науки. 2014. №10 с.1185 - 1190 У
22. Тунакова Ю.А., Шагидуллина >Р.А., Шагидуллин А.Р. Расчет
концентраций примесей, поступающих в приземный слой
атмосферного воздуха с выбросами автотранспорта в зоне действия полимерных производств (на примере г. Нижнекамска)// Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 11. С. 51-54.
23. Тунакова Ю.А., Шагидуллина Р.А., Шагидуллин А.Р., Новикова С.В. Инвентаризация выбросов от автомобильного транспорта в зонах концентрации полимерных производств //Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 3. С. 139-142 Дх
24. Шагидуллин А.Р., Тунакова Ю. А., Шагидуллин Р. Р., Кузнецова О. Н. Оценка уровня загрязнения воздушного бассейна г. Казани выбросами стационарных и передвижных источников// Вестник Казанского технологического университета. 2015 г. №8. том 18. С.231-234
25. Шагидуллина Р.А., А.Р. Шагидуллин, А.Н. Сизов, Н.Н. Грачева, А.А. Зарипова, Р.Р. Шагидуллин. Воздействие автотранспортных потоков на атмосферный воздух промышленных центров Республики Татарстан. Сравнительный анализ // Экология урбанизированных территорий. -
2014. N 4. С.29-34.
26. Шагидуллина Р.А., А.Р. Шагидуллин. Расчет загрязнения атмосферы г.
Л Казани выбросами автотранспортных потоков //Экология и промышленность России. 2013.N 4. С. 51-55
27. Шамсияров Н.Н., Галиуллин А.Н., Тимерзянов М.И., Тафеева Е.А. //
28. Шмаков Е. П, Цыпушкина Е.Е. Оценка уровней загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в г. Екатеринбурге// Здоровье и образование в XXI веке. 2015. № 4. том 17
Интернет-источники
http://www.studfiles.ru/preview/4411305/ (дата обращения 20.06.2016)
http://refleader.ru/jgernajgejgebew.html (дата обращения 20.06.2016)
http://biofile.ru/bio/22260.html (дата обращения 20.06.2016)
http://www.chelpogoda.ru/pages/607.php)(дата обращения 20.06.2016)
http://www.gibdd.ru/news/federal/2158595/ (дата обращения 20.06.2016)
Законодательные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 15.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" >
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 июня 2014 года №37 «О внесении изменения №11 в ГН 2.1.6.1338-03
«Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. - М., 1995. - 124 с.;