Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г. КАЗАНИ В ПЕРИОД МАКСИМАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ НАГРУЗКИ

Работа №53621

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология и природопользование

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВКЛАД АВТОТРАНСПОРТА В ЗАГРЯЗНЕНИЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДОВ (Литературный обзор)
1.1. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
1.2. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха
1.3. 'Характеристика воздействия загрязняющих веществ в составе
атмосферного воздуха городов
1.4. Состояние атмосферного воздуха в г. Казани
Глава 2. Объекты исследования. Материалы и методы
2.1. Пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в г.Казани
2.2. Расчет интенсивности движения автотранспорта
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Характеристика загрязнения атмосферного воздуха
города Казани за 2012 - 2014 года
3.2. Характеристика интенсивности движения автотранспорта
3.3. Анализ интенсивности транспортного потока в течение
3.4. Зависимость между уровнем загрязнения атмосферного воздуха и интенсивностью транспортного потока
3.5. Оценка риска здоровью населения от загрязнения атмосферного
воздуха вблизи транспортных магистралей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Атмосферный воздух является одной из экологических систем биосферы, уравновешивающих взаимоотношение человека с окружающей средой. Огромное влияние на качество воздуха оказывает автомобильный транспорт, число автомобилей, зарегистрированных в масштабах всего мира, перевалило за миллиард еще в 2010 году. В России за последнее десятилетие количество автотранспорта в увеличилось более чем на 65% — с 34 млн. в 2006 году до 56,6 млн. единиц (на 1 января 2016 г.) (http://www.gibdd.ru/news/federal/2158595).
Ро°+ количества автотранспорта в городах, более высокая токсичность выбросов автотранспорта в сравнении с выбросами от производственных стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, близость передвижных источников к жилым районам, неудовлетворительное содержание городских дорог обостряет проблему качества атмосферного воздуха в городах, нивелируя картину его улучшения, обусловленного снижением выбросов от промышленных предприятий (Май и Клейн, 2011).
По данным Государственного ^доклада Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году» в условиях превышения гигиенических нормативов загрязняющих веществ атмосферного воздуха при кратковременных подъемах их концентраций проживает порядка 128,4 млн. человек на территориях городских и сельских поселений, что составляет 88% населения страны.
Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и транспорт. Доля выбросов от всех видов транспорта составляет 40-60 % антропогенных выбросов. К ним относятся автомобильные, железнодорожные, морские, речные транспортные средства, а также авиация. По оценке специалистов, в среднем вклад отдельных видов транспортных средств, в загрязнение атмосферы, следующий: автомобильный - 85%; морской и речной - 5,3%; воздушный - 3,7%; железнодорожный - 3,5%; сельскохозяйственный - 2,5% (http://www.studfiles.ru/preview/4411305).
Общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух на территории Российской Федерации от выхлопов газа автомобильного транспорта, в 2014 г. составило 13621,6 тыс. тонн. Данный объем выбросов составляет 43,8 % от общего загрязнения атмосферы РФ стационарными и передвижными источниками за 2014 год.
^Казань также входит в число городов, где в настоящее время автотранспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха города. По данным «Государственного доклада о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды в Республике Татарстан в 2014 году» доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Казани составила 71,8 %.
В этой связи, оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения крупных автомагистралях, поиск зависимостей между загрязнением воздуха и интенсивностью движения для прогноза экологического состояния города являемся актуальной проблемой.
Цель работы: оценить качество атмосферного воздуха г. Казани в период максимальной транспортной нагрузки.
Задачи исследования:
1. Оценить качество атмосферного воздуха по данным мониторинга УГМС за период 2012-2014 гг. с использованием показателей КИЗА и стандартного индекса загрязнения;
2. Дать характеристику интенсивности транспортных потоков
магистралей, примыкающих к ПНЗ, по направлениям движения д >по времени суток;
3. Найти зависимости уровня загрязнения от интенсивности х 
Научная новизна:
Впервые получены количественные данные о взаимосвязи между уровнем загрязнения атмосферного воздуха и интенсивностью транспортного потока на крупных автомагистралях г.Казани. Охарактеризован уровень риска здоровью населения как средний для неканцерогенных и чрезвычайно высокий для канцерогенных эффектов. Показано несоответствие максимумов интенсивности движения на основных автомагистралях г.Казани в течение суток и времени забора воздуха в целях мониторинга состояния атмосферного воздуха на постах УГМС, что приводит к снижению уровня загрязнения и искажению реальной экологической ситуации.
Практическая значимость:
Полученные зависимости между содержанием отдельных загрязняющих веществ и интенсивностью транспортного потока позволяют сделать прогноз уровня загрязнения г.Казани при дальнейшем X ж i
росте количества автомобилей. Анализ суточного потока транспорта на автомагистралях, выявление суточных максимумов позволяет рекомендовать изменение времени отбора проб на отдельных ПНЗ г.Казани.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, результаты проведенного исследования выявили недостатки существующей системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в районах с интенсивным движением автотранспорта.
Несмотря на низкий уровень загрязнения воздуха, оцененный по интегральным индексам СИ и КИЗА, сделать вывод о безопасности для здоровья людей нельзя в силу того, что максимальная интенсивность движения по времени не совпадает со временем забора проб воздуха на ПНЗ, чти приводит к занижению содержания загрязняющих веществ. Расчет риска здоровью населения подтверждает неадекватность оценки опасности загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ПДК. Уровень суммарного Хнеканцерогенного риска характеризуется как средний, канцерогенный риск по формальдегиду - чрезвычайно опасный.
Интенсивность транспортных потоков сильно отличается в зависимости от времени суток н дня недели, оставаясь равномерной в течение дня в будни, снижаясь в утренние часы и увеличиваясь в ночное время в выходные. По мере снижения транспортной нагрузки исследованный районы располагаются в ряду: перекрестки у ПНЗ-11 (ул.Лаврентьева), ПНЗ-15 (ул.Дубравная), ПНЗ-8 (сан. Казанский) и ПНЗ-3 (ул .Правобулачная).
Найденные зависимости между потока и содержанием загрязняющих диоксид азота, сероводород, фенол, автотранспорт является доминирующим фактором загрязнения атмосферного воздуха в центральной части и в спальных районах города п позволяет делать прогноз экологического состояния при увеличении транспортной нагрузки.



1. Войтенков Е. А. Историко-правовой опыт организации дорожного
движения и внедрения автоматизированных систем управления для обеспечения его безопасности// Транспортное право. 2012. N 1. стр.
2. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Л населенных мест» от 25 июня 2003 г
3. Гончарук Е.И. /Коммунальная гигиена / Киев. Изд-во Здоровье. 2006.792 с.
4. ГОСТ 17.2.3-01.86 «Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов").
5. Государственный доклад «О состоянии санитарно-
эпидемиологическохэ благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году» /Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей н благополучия человека. 169 с.
6. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 уходу /Министерство природных ресурсов и экологии РФ
7. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды в Республике Татарстан в 2014 году/ Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан^
8. Демин А.А, Тунакова Ю.А., Заднев А.А. Мониторинг окружающей
среды. Общие вопросы. Атмосфера: Учебное пособие/Казднь. Изд-во Казан. Гос. техн. ун-та 2002 г. 136 с. < к*
9. Егорова О.С., Гоголь Э.В, Шипилова Р.Р., Тунакова Ю.А. Воздействие
передвижных источников на качество атмосферного воздуха городов /, Вестник Казанского технологического университета 2013 г. Выпуск №19. том 16. стр.71-74.
10. Ежегодник «Состояние загрязнения атмосферы в городах на
территории России за 2014 г.» (Спб. 2015 г. с.288 Федеральная служба
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова»
11. Май И.В., Клейн С.В. Анализ риска здоровью населения от воздействия выбросов автотранспорта и пути его снижения// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011 г. Выпуск № 1(8) . том 13 . стр. 1895-1901
12. Переведенцев Ю.П., Верещагин М.А., Наумов Э.П., Шанталинский К.М., Шафикова Р.Б./ Климат Казани и его изменения в современный период. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова Ленина, 2006. 216 с.
13. Переведенцев Ю.П., Хабутдинов Ю.Г., Исмагилов Н. В., Николаев А. А. Качество атмосферного воздуха в центре г. Казани// Вестник Удмуртского университета. 2014. Выпуск № 1. с.122-130
14. Петров В.В. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах: Учебное пособие/ Омск. Изд-во СибАДИ. 2007. 104 с.
15. Пешков Ю.В. Сеть мониторинга ) состояния и загрязнения атмосферного воздуха. Проблемы и перспективы.// Загрязнение атмосферы городов: сборник тезисов докладов конференции СПб.
2013. С. 9-10. О s
16. Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» от 5 марта 2004 г
17. Русакова Т.И. Исследование загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в «Уличных каньонах» города» // Веетн Днепропетровского национального университета железнодорожно транспорта. 2015. № 1 (55) стр.
18. Ситдикова А.А., Святова Н.В., Царева И.В. Анализ влияния выбросов
автотранспорта в крупном промышленном городе на состояние загрязнения атмосферного воздуха// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. стр.
19. Степанова Н.В. Оценка химической безопасности и уровня риска для
здоровья населения от загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах автотранспорта г. Казани// Вестник НЦ БЖД. 2011. №1 (7). С. 101-104
20. Степанова Н.В., Сабирова И.Х. Риск для здоровья населения от загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе города// Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно - практической конференции 31 марта 2014 г.: в 13 частях. Часть 13. Тамбов. «Консалтинговая компания Юком», 2014. стр.134-138
21. Степанова Н.В., святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка
влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотрачспорта//Медицинские науки. 2014. №10 с.1185 - 1190 У
22. Тунакова Ю.А., Шагидуллина >Р.А., Шагидуллин А.Р. Расчет
концентраций примесей, поступающих в приземный слой
атмосферного воздуха с выбросами автотранспорта в зоне действия полимерных производств (на примере г. Нижнекамска)// Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 11. С. 51-54.
23. Тунакова Ю.А., Шагидуллина Р.А., Шагидуллин А.Р., Новикова С.В. Инвентаризация выбросов от автомобильного транспорта в зонах концентрации полимерных производств //Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 3. С. 139-142 Дх
24. Шагидуллин А.Р., Тунакова Ю. А., Шагидуллин Р. Р., Кузнецова О. Н. Оценка уровня загрязнения воздушного бассейна г. Казани выбросами стационарных и передвижных источников// Вестник Казанского технологического университета. 2015 г. №8. том 18. С.231-234
25. Шагидуллина Р.А., А.Р. Шагидуллин, А.Н. Сизов, Н.Н. Грачева, А.А. Зарипова, Р.Р. Шагидуллин. Воздействие автотранспортных потоков на атмосферный воздух промышленных центров Республики Татарстан. Сравнительный анализ // Экология урбанизированных территорий. -
2014. N 4. С.29-34.
26. Шагидуллина Р.А., А.Р. Шагидуллин. Расчет загрязнения атмосферы г.
Л Казани выбросами автотранспортных потоков //Экология и промышленность России. 2013.N 4. С. 51-55
27. Шамсияров Н.Н., Галиуллин А.Н., Тимерзянов М.И., Тафеева Е.А. //
28. Шмаков Е. П, Цыпушкина Е.Е. Оценка уровней загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в г. Екатеринбурге// Здоровье и образование в XXI веке. 2015. № 4. том 17
Интернет-источники
http://www.studfiles.ru/preview/4411305/ (дата обращения 20.06.2016)
http://refleader.ru/jgernajgejgebew.html (дата обращения 20.06.2016)
http://biofile.ru/bio/22260.html (дата обращения 20.06.2016)
http://www.chelpogoda.ru/pages/607.php)(дата обращения 20.06.2016)
http://www.gibdd.ru/news/federal/2158595/ (дата обращения 20.06.2016)
Законодательные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 15.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" >
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 июня 2014 года №37 «О внесении изменения №11 в ГН 2.1.6.1338-03
«Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. - М., 1995. - 124 с.;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ