Введение
Глава I. Теоретическое изучение проблемы саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями 8
1.1. Подходы к пониманию структурной организации общей способности к учению 8
1.2. Становление саморегуляции у младших школьников 14
1.3. Характеристика учебной деятельности младших школьников с нарушением зрения 17
1.4. Особенности учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха 23
Выводы по I главе 28
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей саморегуляции в структуре учебной деятельности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Методы и организация исследования особенностей саморегуляции
младших школьников с нарушениями развития в сенсорной сфере 29
2.2. Результаты исследования саморегуляции у младших школьников с
нормативным развитием 31
2.3. Результаты исследования саморегуляции у младших школьников с
нарушением зрения 36
2.4. Результаты исследования саморегуляции у младших школьников с
нарушением слуха 41
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования саморегуляции как
компонента общей способности к учению у младших школьников 47
Выводы по II главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования. Учебная деятельность является предметом изучения многих ученых, занимающихся исследованиями особенностей развития детей младшего школьного возраста. Общая способность к учению занимает отдельное положение в рассмотрении понятия учебной деятельности детей. Изучением общей способности к учению занимались такие исследователи, как Рубинштейн С.Л. [25], Калмыкова З.И. [11], Дружинин В.Н. [8], Шмакова В.А. [38], Ульенкова У.В. [36], Баранова Э.А. [2]. Эти авторы определяют общую способность к учению как индивидуально-личностное свойство, которое характеризует уровень развития общих способностей, проявляющихся как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности.
Саморегуляция является одним из важных компонентов в структуре общей способности к учению. Её изучением занимались Сипачев Н.О. [28], Ульенкова У.В. [33], Конопкин О.А. [13], Росина Н.Л. [24]. Саморегуляция обеспечивает устойчивость развития человека, а так же специально нацеленное изменение структуры психофизиологических функций с помощью различных средств контроля за деятельностью. Саморегуляция является важнейшим условием протекания интеллектуальной деятельности детей.
Проблема изучения общей способности к учению, саморегуляции, у младших школьников с отклонениями в развитии приобретает особую значимость, поскольку таким детям сложнее овладеть компонентами учебной деятельности вследствие своего нарушения в развитии. Наиболее изученной в этом плане является категория детей с задержкой психического развития и с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, так как имеющиеся нарушения в развитии напрямую влияют на поведение ребенка и его способность самостоятельно контролировать свою деятельность. Важным фактором в освоении учебных действий является умение школьника самостоятельно организовывать свою интеллектуальную деятельность, то есть способность к саморегуляции. У младших школьников с сенсорными нарушениями весь процесс учебной деятельности имеет специфические особенности, которые обусловлены прямым или косвенным влиянием нарушения функционирования в системе зрительного или слухового анализатора. Несформированность саморегуляции может привести к дезадаптации ребенка в новых школьных условиях и как следствие к неуспеваемости в учебной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на развитие школьника, как социальной личности. В связи с немногочисленными исследованиями в области, возникает потребность в экспериментальном исследовании данного вопроса.
Цель исследования: выявление психологических особенностей саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями.
Объект исследования: способность к саморегуляции у детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями в развитии.
Предмет исследования: психологические особенности саморегуляции как основного компонента общей способности к учению у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и нарушением слуха.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что наличие сенсорной депривации при нарушениях зрения и слуха оказывает влияние на снижение уровня сформированности саморегуляции в учебной деятельности. Особенности саморегулятивной деятельности также определяются характером сенсорного нарушения и проявляются в инертности психических функций, сниженных качествах самоконтроля и познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему саморегуляции у младших школьников в качестве компонента общей способности к учению;
2. Исследовать уровень сформированности саморегуляции как основного компонента учебной деятельности у младших школьников;
3. Выявить особенности саморегуляции в качестве структурного компонента учебной деятельности младших школьников с нарушением зрения и нарушением слуха.
Методологическая база исследования. Положения культурно-исторической концепции Выготского Л.С., концептуальные теории о сущности и структуре общих способностей (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Шмакова В.А., Дружинин В.Н., Баранова Э.А), исследования в сфере саморегуляции (Конопкин О. А., Ульенкова У.В., Сипачев Н.О., Росина Н.Л., Маркова А.К.), положения об особенностях учебной деятельности младших школьников с нарушением зрения (Солнцева Л.И., Дорофеева Т.А., Волкова И.П., Земцова М.И., Плаксина Л.И., Литвак А.Г.) и нарушением слуха (Речицкая Е.Г., Соловьев И.М., Розанова Т.В., Нудельман М.М.).
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических и учебно-методических научных работ по теме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, педагогический эксперимент (констатирующий), наблюдение за поведением учащихся в процессе педагогического эксперимента; тестирование (методика диагностики формирования саморегуляции «Палочки-черточки» Ульенковой У.В., нейропсихологический тест «Исследование произвольных форм деятельности» Цветковой Л.С., «Тест простых поручений», разработанный и адаптированный коллективом психологов ППМС-центра «Доверие»); метод математического анализа, а именно критерий Фишера, t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют расширению знаний о саморегуляции как основной составляющей учебной деятельности, а также позволяют разработать коррекционные программы и занятия, направленные на развитие саморегуляции деятельности и нормализации поведения школьников с сенсорными нарушениями.
База исследования.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казань.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Савинская школа-интернат».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида» г. Советска, Кировской области.
В исследовании приняло участие 75 младших школьников в возрасте 7¬9 лет: 25 детей без нарушений в развитии, 25 детей с нарушением зрения, 25 детей с нарушением слуха.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2016); Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2016); III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии» (Казань, 2016).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 42 источника. Работа иллюстрирована 9 таблицами и 4 рисунками. В работе имеется 6 приложений. Общий объем работы составляет 60 страниц машинописного текста.
Недостаточная работа зрительного или слухового анализатора обеспечивает своеобразное протекание многих психических процессов и в определенной мере сказывается на психологическом развитии ребенка. В младшем школьном возрасте эти особенности психологического развития могут отражаться на сформированности общих способностей к учению.
Целью нашего исследования было выявление психологических особенностей саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями.
Анализ научной литературы позволил выделить основные компоненты общей способности к учению, к которым относятся самостоятельность мышления, познавательный интерес и саморегуляция интеллектуальной деятельности. Также изучение научных источников позволило определить особенности формирования этих компонентов у детей с патологией сенсорной сферы. Саморегуляция, являясь составной частью учебной деятельности школьника, направлена на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. На современном этапе развития специальной психологии особенности саморегуляции как компонента общей способности к учению у школьников с сенсорной депривацией изучены мало, поскольку интерес к этой проблеме возник сравнительно недавно.
Экспериментальное исследование позволило выявить характеристики саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников, а с помощью сравнительного анализа результатов были определены особенности саморегуляции у учащихся с сенсорными нарушениями.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о наличии психологических особенностей саморегуляции и снижении ее уровня сформированности у школьников с нарушением зрения и слуха в связи с сенсорной недостаточностью.
Причинами замедления становления саморегуляции у младших школьников с сенсорными нарушениями является слабая произвольность психических процессов. Волевая сфера у части учащихся характеризуется некоординированными и замедленными движениями из-за сложностей осуществления зрительного и слухового контроля. Пассивность и низкий уровень познавательного интереса у школьников, возникающие вследствие трудностей в пространственной ориентировке, обеспечивают возникновение специфических особенностей саморегуляции, так как противоположные компоненты (активность и интерес) являются частью ориентировочно-мотивационного этапа деятельности. Данный этап является начальным в структуре деятельности, поэтому его несформированность влечет за собой ошибочное выполнение последующих этапов.
Обобщая результаты исследования, можно сказать, что полученные данные о саморегуляции, рассматриваемой в структуре учебной деятельности младших школьников с сенсорными нарушениями, дополняют исследования предыдущих лет, объектом которых являлись психические процессы и учебная деятельность детей с нарушениями зрения и слуха. Знание особенностей саморегулятивной сферы детей с сенсорными нарушениями позволяет качественно и продуктивно организовать коррекционно-развивающий процесс, а значит сделать минимальным риск возникновения дезадаптации младших школьников в условиях школьного обучения.
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности / Б.Г. Ананьев // Проблемы способностей / Под редакцией В.Н. Мясищева - М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. - С. 15-32.
2. Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. Дис. ... д-ра психол. наук / Э.А. Баранова. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2006. - 53 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.- 203 с.
4. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения / И.П. Волкова // Дефектология. - 2005. - №3.-С.39- 47.
5. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 1999. - 320 с.
6. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Автореф. Дис. ... канд. Психол. наук / И. М. Дмитриева. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2003. - 19 с.
7. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения / Т.А. Дорофеева // Дефектология. - 2002 г. - №1. - С.14 - 19.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Наука, 1994. - 200 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя.
- Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - 480 с.
10. Зотов А.И. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / А.И. Зотов, А.Г. Литвак. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - 210 с.
11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И.Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
12. Князева Т.Н. Структурно-содержательные характеристики
самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития: диагностический аспект / Т.Н. Князева // Нижегородский психологический альманах. - 2015. - № 2. - С. 99-107.
13. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. С. 5 - 12.
14. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Едиториал УРСС, 2011. - 320 с.
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1998. - 176 с.
16. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. - СПб.: «КАРО», 2006. - 340 с.
17. Лубовский В.И. Деятельность при нарушениях зрения / В.И. Лубовский // Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2-е изд. - М.: «Академия», 2005. - С. 233-237.
18. Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников / Е.Н. Марцинковская. - М.: Педагогика, 1985. - 176 с.
19. Назарова Т.П. Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников / Т.П. Назарова // Дефектология. - 1972г. - №2. - С. 8 - 15.
20.Охулкова И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. Дис. ...канд. психол. наук / И.В. Охулкова. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 1996. - 20 с.
21. Речицкая Е.Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Е. Г. Речицкая. - М., 1994. - 102 с.
22. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В.Розанова. - М.: Мнемозина, 1998. - 106 с.
23. Розанова, Т. В. Особенности развития познавательной сферы глухих школьников/ Т.В.Розанова //Дефектология. - 1997. - № 2. - С. 102 -107.
24. Росина Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: Автореф. Дис. ...канд. психол. наук / Н.Л. Росина. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 1998. - 18 с
25. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 200 - 210.
26. Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе / Т.П. Свиридюк. - Киев.: НИИ педагогики УССР, 1984. - 95 с.
27. Синяк В.А. Особенности психического развития глухого ребенка. Учебное пособие для студентов-заочников педагогических институтов / В.А. Синяк, М.М. Нудельман. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.
28. Сипачев Н.О. Особенности становления произвольной саморегуляции в дошкольном и младшем школьном возрасте / Н.О. Сипачев // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. - М.: ПИ РАО, 2006. - С. 235 - 270.
29. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: «Классик Стиль», 2006. - 126 с.
30. Соловьев И.М. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.
31. Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка/ И.М.Соловьев. - М.: Наука, 1990. - 170 с.
32. Тест со всех сторон. Тест простых поручений / ППМС-центр «Доверие» // Школьный психолог. - 2000. - №5. С. 9-10.
33. Ульенкова У.В. Экспериментальное изучение формирования
саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, В.В. Кисова // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 26-33.
34. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высшего педагогических учебных заведений / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 176 с.
35. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. - 2005. - № 2. - С.19 - 26.
36. Ульенкова У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников / У.В. Ульенкова // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. - С. 344 -357.
37. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. - М.: «Педагогическое общество России», 2002. - 96 с.
38. Шмакова В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития: Автореф. Дис.
...канд. Психол. наук / В.А. Шмакова. - Комсомольск-на-Амуре, 2001. - 18 с.
39. Шумилин Е.А. Как развивать и воспитывать способности у детей. Сборник статей. / Е.А. Шумилин. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962. - 119 с.
40. Baumeister R. F. Self-Regulation and Personality: How Interventions Increase Regulatory Success, and How Depletion Moderates the Effects of Traits on Behavior / M. C. Gailliot, N. DeWall, M. Oaten // Journal of Personality. - 2006. - P. 6-74.
41. Heckhausen H. Why some time you might benefit achievement motivation research / J.H. Von den Bercken, E.E. Bruyn, T.C. Bergen // Achivement and task motivation. 1986. - P. 7-39.
42. Kuhl J. A theory of self-regulation: Personality, assessment and experimental
analysis, volume I /T. Goschke, M. Kazen. - Osnabruck: Universitat
Osnabruck, 1991. - P. 4-45.