ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОММЕНТИРОВАНИЕ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 7
1.1. Проблемы комментирования на уроках литературы и виды комментариев 7
1.2. Комментарии к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В СТАРШИХ КЛАССАХ 20
2.1. Проблематика и поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 20
2.2. Сложности восприятия старшеклассниками романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 29
ГЛАВА III. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КОММЕНТАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 34
3.1. Организация исследования на базе МБОУ Тат. Шуранская
ООШ Муслюмовского района и МБОУ Шадчинская СОШ Мамадышского района 34
3.2. Реализация экспериментальной работы по использованию
культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 37
3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В литературе как отечественной, так и зарубежной Александр Сергеевич Пушкин занимает видное место. Его произведения были переведены на многие языки, самым же известным и популярным произведением А.С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин». Этот роман Н.Н. Скатов назвал центральным в творчестве А.С. Пушкина, и не только «по значению в пушкинском творчестве и во всей русской литературе, по объему и полноте охвата жизни» [39, с. 4].
Роман «Евгений Онегин» представляет собой широкую историческую картину, это произведение - художественное воссоздание исторической эпохи. Данный роман А.С. Пушкин писал в течение восьми лет, и все изменения, происходящие в обществе, нашли отражение на страницах «Евгения Онегина». Итак, роман «Евгений Онегин» стал поэтической хроникой русской жизни, ее своеобразной поэтической историей.
Роман «Евгений Онегин» изучают многие литературоведы, при этом в различных исследованиях акценты делаются на различные аспекты произведения: жанр, форму, идейное содержание, образную систему и т.д. сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа. Одним из первых исследователей творчества А.С. Пушкина был И.В. Киреевский, который дал подробную оценку «Евгения Онегина»: «Отличительные черты его суть: живописность, какая-то беспечность, какая-то особенная задумчивость и, наконец, что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу» [17, с. 64]. Критик усмотрел в этом произведении самобытность и «соответственность» времени.
В.Г. Белинский считал, что поэт «был совершенным выражением своего времени <...> современного ему мира, но мира русского, но человечества русского» [4, с. 46]. Народность А.С. Пушкина, по мнению критика, была главным критерием его национального значения.
При изучении романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в рамках курса литературы в школе огромную роль играет использование культурологического и социально-бытового комментария. Подробный комментарий к роману дает Ю.М. Лотман. В его книге содержится пояснения к тексту романа А.С. Пушкина, помогающие глубже понять произведение, кроме того эти комментарии знакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д. Благодаря использованию комментария в процессе школьного обучения становится возможным исторически конкретно и широко истолковать изучаемое произведение.
Объектом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Предмет исследования - комментированное чтение в процессе преподавания романа «Евгений Онегин» в школе.
Цель дипломного исследования - разработать методические рекомендации по использованию культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить педагогическую проблему комментированного чтения;
2. Проанализировать проблематику и поэтику романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
3. Рассмотреть сложности восприятия романа «Евгений Онегин» старшеклассниками;
4. Разработать методические рекомендации уроков
комментированного чтения романа «Евгений Онегин».
Степень изученности темы. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» становится предметом специального изучения в таких работах как: ««Время расчислено по календарю»: О внутренней хронологии романа «Евгений Онегин»» В.А. Кожевникова, ««Вся жизнь, вся душа, вся любовь.»: Перечитывая «Евгения Онегина»» В.А. Кожевникова, ««Онегина воздушная громада.»: Образ времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» В.А.Кошелева, «Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина» Ю.Н. Чумакова и др.
О поэтическом мастерстве А.С. Пушкина и о его жизни были рассмотрены следующие работы: С.Г. Бочаров «Поэтика Пушкина» и «Форма плана. Некоторые вопросы поэтики Пушкина», Б.И. Бурсов «Судьба Пушкина», В.В. Виноградов «Стиль Пушкина», Л. Гроссман «Пушкин», В.К. Кантор «Пушкин, или Формула русской истории», Л.А. Коган ««Самостоянье человека»: философское кредо Пушкина» и проч.
Кроме того были изучены комментарии к роману в стихах «Евгений Онегин» Н.Л. Бродского, Ю.М. Лотмана и др.
В ходе работы был использованы историко-теоретический и формальный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в работе даны методические рекомендации по использованию именно культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина на уроках литературы. Стоит отметить, что отдельно проблема использования комментария в процессе изучения романа «Евгений Онегин» ранее не рассматривалась.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы во время преподавания старшеклассникам романа «Евгений Онегин» в процессе уроков литературы в школе. Кроме того материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества А.С. Пушкина.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, определяются цели и задачи, теоретическая основа работы, определяется практическая значимость дипломной работы.
В первой главе говорится о педагогической проблеме комментированного чтения.
Вторая глава непосредственно посвящена проблематике и поэтике романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В ней также рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники во время изучения данного романа на уроках литературы.
В третьей главе представлены методические разработки уроков комментированного чтения романа «Евгений Онегин».
В заключении сделаны выводы.
Александр Сергеевич Пушкин - выдающийся русский поэт. Б.М. Эйхенбаум даже сказал, что он завершает своим творчеством длинный путь, пройденный русской поэзией XIX века, «блестящий период русской поэзии, начатый Ломоносовым и Тредьяковским» [43, с. 44].
Актуальность произведений А.С. Пушкина прослеживается и сегодня. А.С. Пушкин «живой» поэт, его произведения одновременно очень легки и философичны, полны глубины. В.С. Непомнящий говорит о том, что его личность - это «личность живого человека, к которому и с которым у каждого могут быть, как в жизни, свои личные отношения» [34, с. 26]. Пушкин вобрал в себя поэтические традиции XVIII века и создал свой «высокий, классический в своей уравновешенности и кажущейся легкости канон» [43, с. 54].
В выпускном квалификационном исследовании была поднята проблема использования культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина. Для этого в теоретической части исследования был рассмотрен вопрос комментированного чтения, которому на уроках литературы отводится огромное место. Комментирование необходимо из-за огромной пропасти во времени между учениками и изучаемым литературным произведением. Так, например, роман «Евгений Онегин» был написан почти 200 лет назад. Для понимания авторского замысла и идеи произведения учащимся необходимы сведения об историческом и культурном развитии данного периода. Цель комментированного чтения - преодоление дистанции, при знакомстве с литературным произведением.
Существуют различные виды комментирования, выбор того или иного вида зависит от конкретной учебной ситуации и целей и задач анализа. Существуют разнообразные виды комментирования, среди них: лингвистический, историко-бытовой, историко-литературный, идейно-стилевой, текстологический, биографический и др.
После изучения проблемы комментирования мы обратились непосредственно к анализу произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Данный роман занимает выдающееся место в творчестве поэта. «Евгений Онегин» - произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства. Уникальность жанра произведения в том, что он представляет собой единство эпоса и лирики.
У «Евгения Онегина» есть множество комментариев, созданных в разное время. Мы попытались в данном исследовании проанализировать и систематизировать их.
В практической части исследования было разработаны методические рекомендации, посвященные изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Стоит отметить тот факт, что уроки по изучению романа следует в обязательном порядке проводить, используя комментированное чтение. На первых уроках наиболее продуктивным будет использование предварительного комментария. В процессе чтения лучше использовать комментарий последующий или попутный. Когда же учащиеся основательно познакомятся с текстом, возможно использование комментария по аналогии (на основе интуиции и воображения), что способствует увеличению степени самостоятельности школьников.
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М.: Эксмо, 2016. - 240 с.
Литература
2. Аверинцев С.С. Гете и Пушкин // Новый мир. - 1999. - №6. - С. 32-34.
3. Баевский В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине» // Изв. РАН. - 1996. - Т. 55. - №6. - С. 74-78.
4. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина //
Отечественные записки. - 1844. - Т. XXXVII. - Отд. V. - № 12. - С. 45-72.
5. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. //
Отечественные записки. - 1845. - Т. XXXIX. - Отд. V. - № 3. - С. 1-20.
6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - Т. VII. - М.: Просвещение, 1955. - 519 с.
7. Большакова А.Ю. Образ автора // Лит. Учеба. - 2001. - №5. - С. 3-5.
8. Большакова А.Ю. Образ читателя как литературоведческая категория // Изв. РАН. - 2003. - Т. 62. - №2. - С. 56-58.
9. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - М.: Наука, 1974. - 312 с.
10. Бочаров С.Г. Форма плана. Некоторые вопросы поэтики Пушкина // Вопросы литературы, 1967. - № 12. - С. 12-13.
11. Бродский Н.Л. Комментарии // Пушкина А.С. «Евгений Онегин». - М.: Просвещение, 1964. - 264 с.
12. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. - Л.: Наука, 1989. - 194 с.
13. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Наука, 1999. - 312 с.
14. Гроссман Л. Пушкин. - М.: Просвещение, 1958. - 406 с.
15. Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура // Октябрь.
- 2003. - №11. - С. 7-9.
16. Кантор В.К. Пушкин, или Формула русской истории // Вопросы философии. - 1999. - №7. - С. 10-14.
17. Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1998. - 264 с.
18. Коган Л.А. «Самостоянье человека»: философское кредо
Пушкина // Вопросы философии. - 1999. - №7. - С. 19-21.
19. Кожевников В.А. «Время расчислено по календарю»: О внутренней хронологии романа «Евгений Онегин» // Литература в школе. - 1984. - №6. - С. 8-9.
20. Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь.»: Перечитывая «Евгения Онегина». - М.: Просвещение, 1993. - 194 с.
21. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада.»: Образ времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» // Литература в школе. - 2012. - №1. - С. 8-10.
22. Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская
энциклопедия, 1971. - 1428 с.
23. Курилов А.С. В.Г. Белинский о мировом значении А.С. Пушкина // Русская словесность. - 2014. - №3. - С. 6-10.
24. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 116 с.
25. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - 267 с.
26. Лотман Ю.М. Комментарий // А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
- Л.: Наука, 1980. - 312 с.
27. Макогоненко Г.П. Роман Пушкина «Евгений Онегин». - М.: ГИХЛ, 1968. - 185 с.
28. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX в. - СПб.: Алетейя, 2015. - 482 с.
29. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина / Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М., 1999. - 401 с.
30. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 245 с.
31. Недзвецкий В.А. Пушкин как всемирный гений // Русская словесность. - 1999. - №4. - С. 32-34.
32. Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам: «Евгений Онегин» как «проблемный роман» // Москва. - 1999. - №6. - С. 16-18.
33. Непомнящий В.С. Пушкин. Избранные работы 1960-х - 1990-х гг. В 2-х т. - М.: АСТ, 2012. - Т.1. - 341 с.
34. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. - М.: Наследие, 1999. - 98 с.
35. Непомнящий В.С. Пушкин через двести лет // Москва. - 1999.- №12. - С. 7-8.
36. Онегинская энциклопедия: В 2 т. / Под общ. ред. Н.И. Михайловой. - М.: Русский путь, 1999. - Т. 1. - 817 с.
37. Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе // Русская литература. - 1960. - №2. - С. 6-8.
38. Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. - Л.: Наука, 1990. - 184 с.
39. Скатов Н.Н. Пушкин сегодня // Русская литература. - 1999. - №2. - С. 4-6.
40. Челышев Е.П. Постижение русского национального гения // Москва. - 1999. - №11. - С. 17-20.
41. Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина» // Вест. Моск. ун-та. - Сер. 9 (филология). - 1999. - №1. - 112-117.
42. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. - СПб., 1999. - 206 с.
43. Эйхенбаум Б.М. «Мой временник»: Художественная проза и избранные статьи 20 - 30-х годов. - СПб.: Время, 2011. - 401 с.
44. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.: Сов. Писатель, 1969. - 97 с.