ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КОММЕНТАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО АНАЛИЗА РОМАНА А.С.ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОММЕНТИРОВАНИЕ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 7
1.1. Проблемы комментирования на уроках литературы и виды комментариев 7
1.2. Комментарии к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В СТАРШИХ КЛАССАХ 20
2.1. Проблематика и поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 20
2.2. Сложности восприятия старшеклассниками романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 29
ГЛАВА III. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КОММЕНТАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 34
3.1. Организация исследования на базе МБОУ Тат. Шуранская
ООШ Муслюмовского района и МБОУ Шадчинская СОШ Мамадышского района 34
3.2. Реализация экспериментальной работы по использованию
культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 37
3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. КОММЕНТИРОВАНИЕ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 7
1.1. Проблемы комментирования на уроках литературы и виды комментариев 7
1.2. Комментарии к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В СТАРШИХ КЛАССАХ 20
2.1. Проблематика и поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 20
2.2. Сложности восприятия старшеклассниками романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 29
ГЛАВА III. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КОММЕНТАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 34
3.1. Организация исследования на базе МБОУ Тат. Шуранская
ООШ Муслюмовского района и МБОУ Шадчинская СОШ Мамадышского района 34
3.2. Реализация экспериментальной работы по использованию
культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 37
3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В литературе как отечественной, так и зарубежной Александр Сергеевич Пушкин занимает видное место. Его произведения были переведены на многие языки, самым же известным и популярным произведением А.С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин». Этот роман Н.Н. Скатов назвал центральным в творчестве А.С. Пушкина, и не только «по значению в пушкинском творчестве и во всей русской литературе, по объему и полноте охвата жизни» [39, с. 4].
Роман «Евгений Онегин» представляет собой широкую историческую картину, это произведение - художественное воссоздание исторической эпохи. Данный роман А.С. Пушкин писал в течение восьми лет, и все изменения, происходящие в обществе, нашли отражение на страницах «Евгения Онегина». Итак, роман «Евгений Онегин» стал поэтической хроникой русской жизни, ее своеобразной поэтической историей.
Роман «Евгений Онегин» изучают многие литературоведы, при этом в различных исследованиях акценты делаются на различные аспекты произведения: жанр, форму, идейное содержание, образную систему и т.д. сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа. Одним из первых исследователей творчества А.С. Пушкина был И.В. Киреевский, который дал подробную оценку «Евгения Онегина»: «Отличительные черты его суть: живописность, какая-то беспечность, какая-то особенная задумчивость и, наконец, что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу» [17, с. 64]. Критик усмотрел в этом произведении самобытность и «соответственность» времени.
В.Г. Белинский считал, что поэт «был совершенным выражением своего времени <...> современного ему мира, но мира русского, но человечества русского» [4, с. 46]. Народность А.С. Пушкина, по мнению критика, была главным критерием его национального значения.
При изучении романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в рамках курса литературы в школе огромную роль играет использование культурологического и социально-бытового комментария. Подробный комментарий к роману дает Ю.М. Лотман. В его книге содержится пояснения к тексту романа А.С. Пушкина, помогающие глубже понять произведение, кроме того эти комментарии знакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д. Благодаря использованию комментария в процессе школьного обучения становится возможным исторически конкретно и широко истолковать изучаемое произведение.
Объектом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Предмет исследования - комментированное чтение в процессе преподавания романа «Евгений Онегин» в школе.
Цель дипломного исследования - разработать методические рекомендации по использованию культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить педагогическую проблему комментированного чтения;
2. Проанализировать проблематику и поэтику романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
3. Рассмотреть сложности восприятия романа «Евгений Онегин» старшеклассниками;
4. Разработать методические рекомендации уроков
комментированного чтения романа «Евгений Онегин».
Степень изученности темы. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» становится предметом специального изучения в таких работах как: ««Время расчислено по календарю»: О внутренней хронологии романа «Евгений Онегин»» В.А. Кожевникова, ««Вся жизнь, вся душа, вся любовь.»: Перечитывая «Евгения Онегина»» В.А. Кожевникова, ««Онегина воздушная громада.»: Образ времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» В.А.Кошелева, «Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина» Ю.Н. Чумакова и др.
О поэтическом мастерстве А.С. Пушкина и о его жизни были рассмотрены следующие работы: С.Г. Бочаров «Поэтика Пушкина» и «Форма плана. Некоторые вопросы поэтики Пушкина», Б.И. Бурсов «Судьба Пушкина», В.В. Виноградов «Стиль Пушкина», Л. Гроссман «Пушкин», В.К. Кантор «Пушкин, или Формула русской истории», Л.А. Коган ««Самостоянье человека»: философское кредо Пушкина» и проч.
Кроме того были изучены комментарии к роману в стихах «Евгений Онегин» Н.Л. Бродского, Ю.М. Лотмана и др.
В ходе работы был использованы историко-теоретический и формальный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в работе даны методические рекомендации по использованию именно культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина на уроках литературы. Стоит отметить, что отдельно проблема использования комментария в процессе изучения романа «Евгений Онегин» ранее не рассматривалась.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы во время преподавания старшеклассникам романа «Евгений Онегин» в процессе уроков литературы в школе. Кроме того материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества А.С. Пушкина.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, определяются цели и задачи, теоретическая основа работы, определяется практическая значимость дипломной работы.
В первой главе говорится о педагогической проблеме комментированного чтения.
Вторая глава непосредственно посвящена проблематике и поэтике романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В ней также рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники во время изучения данного романа на уроках литературы.
В третьей главе представлены методические разработки уроков комментированного чтения романа «Евгений Онегин».
В заключении сделаны выводы.
Роман «Евгений Онегин» представляет собой широкую историческую картину, это произведение - художественное воссоздание исторической эпохи. Данный роман А.С. Пушкин писал в течение восьми лет, и все изменения, происходящие в обществе, нашли отражение на страницах «Евгения Онегина». Итак, роман «Евгений Онегин» стал поэтической хроникой русской жизни, ее своеобразной поэтической историей.
Роман «Евгений Онегин» изучают многие литературоведы, при этом в различных исследованиях акценты делаются на различные аспекты произведения: жанр, форму, идейное содержание, образную систему и т.д. сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа. Одним из первых исследователей творчества А.С. Пушкина был И.В. Киреевский, который дал подробную оценку «Евгения Онегина»: «Отличительные черты его суть: живописность, какая-то беспечность, какая-то особенная задумчивость и, наконец, что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу» [17, с. 64]. Критик усмотрел в этом произведении самобытность и «соответственность» времени.
В.Г. Белинский считал, что поэт «был совершенным выражением своего времени <...> современного ему мира, но мира русского, но человечества русского» [4, с. 46]. Народность А.С. Пушкина, по мнению критика, была главным критерием его национального значения.
При изучении романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в рамках курса литературы в школе огромную роль играет использование культурологического и социально-бытового комментария. Подробный комментарий к роману дает Ю.М. Лотман. В его книге содержится пояснения к тексту романа А.С. Пушкина, помогающие глубже понять произведение, кроме того эти комментарии знакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д. Благодаря использованию комментария в процессе школьного обучения становится возможным исторически конкретно и широко истолковать изучаемое произведение.
Объектом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Предмет исследования - комментированное чтение в процессе преподавания романа «Евгений Онегин» в школе.
Цель дипломного исследования - разработать методические рекомендации по использованию культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить педагогическую проблему комментированного чтения;
2. Проанализировать проблематику и поэтику романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
3. Рассмотреть сложности восприятия романа «Евгений Онегин» старшеклассниками;
4. Разработать методические рекомендации уроков
комментированного чтения романа «Евгений Онегин».
Степень изученности темы. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» становится предметом специального изучения в таких работах как: ««Время расчислено по календарю»: О внутренней хронологии романа «Евгений Онегин»» В.А. Кожевникова, ««Вся жизнь, вся душа, вся любовь.»: Перечитывая «Евгения Онегина»» В.А. Кожевникова, ««Онегина воздушная громада.»: Образ времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» В.А.Кошелева, «Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина» Ю.Н. Чумакова и др.
О поэтическом мастерстве А.С. Пушкина и о его жизни были рассмотрены следующие работы: С.Г. Бочаров «Поэтика Пушкина» и «Форма плана. Некоторые вопросы поэтики Пушкина», Б.И. Бурсов «Судьба Пушкина», В.В. Виноградов «Стиль Пушкина», Л. Гроссман «Пушкин», В.К. Кантор «Пушкин, или Формула русской истории», Л.А. Коган ««Самостоянье человека»: философское кредо Пушкина» и проч.
Кроме того были изучены комментарии к роману в стихах «Евгений Онегин» Н.Л. Бродского, Ю.М. Лотмана и др.
В ходе работы был использованы историко-теоретический и формальный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в работе даны методические рекомендации по использованию именно культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина на уроках литературы. Стоит отметить, что отдельно проблема использования комментария в процессе изучения романа «Евгений Онегин» ранее не рассматривалась.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы во время преподавания старшеклассникам романа «Евгений Онегин» в процессе уроков литературы в школе. Кроме того материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества А.С. Пушкина.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, определяются цели и задачи, теоретическая основа работы, определяется практическая значимость дипломной работы.
В первой главе говорится о педагогической проблеме комментированного чтения.
Вторая глава непосредственно посвящена проблематике и поэтике романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В ней также рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники во время изучения данного романа на уроках литературы.
В третьей главе представлены методические разработки уроков комментированного чтения романа «Евгений Онегин».
В заключении сделаны выводы.
Александр Сергеевич Пушкин - выдающийся русский поэт. Б.М. Эйхенбаум даже сказал, что он завершает своим творчеством длинный путь, пройденный русской поэзией XIX века, «блестящий период русской поэзии, начатый Ломоносовым и Тредьяковским» [43, с. 44].
Актуальность произведений А.С. Пушкина прослеживается и сегодня. А.С. Пушкин «живой» поэт, его произведения одновременно очень легки и философичны, полны глубины. В.С. Непомнящий говорит о том, что его личность - это «личность живого человека, к которому и с которым у каждого могут быть, как в жизни, свои личные отношения» [34, с. 26]. Пушкин вобрал в себя поэтические традиции XVIII века и создал свой «высокий, классический в своей уравновешенности и кажущейся легкости канон» [43, с. 54].
В выпускном квалификационном исследовании была поднята проблема использования культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина. Для этого в теоретической части исследования был рассмотрен вопрос комментированного чтения, которому на уроках литературы отводится огромное место. Комментирование необходимо из-за огромной пропасти во времени между учениками и изучаемым литературным произведением. Так, например, роман «Евгений Онегин» был написан почти 200 лет назад. Для понимания авторского замысла и идеи произведения учащимся необходимы сведения об историческом и культурном развитии данного периода. Цель комментированного чтения - преодоление дистанции, при знакомстве с литературным произведением.
Существуют различные виды комментирования, выбор того или иного вида зависит от конкретной учебной ситуации и целей и задач анализа. Существуют разнообразные виды комментирования, среди них: лингвистический, историко-бытовой, историко-литературный, идейно-стилевой, текстологический, биографический и др.
После изучения проблемы комментирования мы обратились непосредственно к анализу произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Данный роман занимает выдающееся место в творчестве поэта. «Евгений Онегин» - произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства. Уникальность жанра произведения в том, что он представляет собой единство эпоса и лирики.
У «Евгения Онегина» есть множество комментариев, созданных в разное время. Мы попытались в данном исследовании проанализировать и систематизировать их.
В практической части исследования было разработаны методические рекомендации, посвященные изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Стоит отметить тот факт, что уроки по изучению романа следует в обязательном порядке проводить, используя комментированное чтение. На первых уроках наиболее продуктивным будет использование предварительного комментария. В процессе чтения лучше использовать комментарий последующий или попутный. Когда же учащиеся основательно познакомятся с текстом, возможно использование комментария по аналогии (на основе интуиции и воображения), что способствует увеличению степени самостоятельности школьников.
Актуальность произведений А.С. Пушкина прослеживается и сегодня. А.С. Пушкин «живой» поэт, его произведения одновременно очень легки и философичны, полны глубины. В.С. Непомнящий говорит о том, что его личность - это «личность живого человека, к которому и с которым у каждого могут быть, как в жизни, свои личные отношения» [34, с. 26]. Пушкин вобрал в себя поэтические традиции XVIII века и создал свой «высокий, классический в своей уравновешенности и кажущейся легкости канон» [43, с. 54].
В выпускном квалификационном исследовании была поднята проблема использования культурологического и социально-бытового комментария в процессе школьного изучения романа А.С. Пушкина. Для этого в теоретической части исследования был рассмотрен вопрос комментированного чтения, которому на уроках литературы отводится огромное место. Комментирование необходимо из-за огромной пропасти во времени между учениками и изучаемым литературным произведением. Так, например, роман «Евгений Онегин» был написан почти 200 лет назад. Для понимания авторского замысла и идеи произведения учащимся необходимы сведения об историческом и культурном развитии данного периода. Цель комментированного чтения - преодоление дистанции, при знакомстве с литературным произведением.
Существуют различные виды комментирования, выбор того или иного вида зависит от конкретной учебной ситуации и целей и задач анализа. Существуют разнообразные виды комментирования, среди них: лингвистический, историко-бытовой, историко-литературный, идейно-стилевой, текстологический, биографический и др.
После изучения проблемы комментирования мы обратились непосредственно к анализу произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Данный роман занимает выдающееся место в творчестве поэта. «Евгений Онегин» - произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства. Уникальность жанра произведения в том, что он представляет собой единство эпоса и лирики.
У «Евгения Онегина» есть множество комментариев, созданных в разное время. Мы попытались в данном исследовании проанализировать и систематизировать их.
В практической части исследования было разработаны методические рекомендации, посвященные изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Стоит отметить тот факт, что уроки по изучению романа следует в обязательном порядке проводить, используя комментированное чтение. На первых уроках наиболее продуктивным будет использование предварительного комментария. В процессе чтения лучше использовать комментарий последующий или попутный. Когда же учащиеся основательно познакомятся с текстом, возможно использование комментария по аналогии (на основе интуиции и воображения), что способствует увеличению степени самостоятельности школьников.



