Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей адаптации младших школьников с нарушением зрения
1.1. Изучение особенностей адаптации младших школьников с нарушением
зрения к условиям школы в психолого-педагогической науке
1.2. Психологические трудности ребёнка с нарушением зрения на первом
году обучения в школе 10
1.3. Подготовка дошкольников с нарушением зрения к школьному обучению 16
Выводы по I главе 20
Глава II. Эмпирическое исследование адаптации младших школьников с нарушением зрения к условиям школы
2.1. Организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Уровень адаптации младших школьников с нарушением зрения и с
нормой развития к условиям школы 24
2.3 Особенности адаптации младших школьников с нарушением зрения к условиям школы 36
Выводы по II главе 44
Заключение 48
Список литературы 54
Приложение 57
Актуальность исследования. Достигая определённого возраста, ребёнок идёт в школу. Это закономерный этап жизненного пути каждого дошкольника. Однако не каждый дошкольник, переступивший порог школы, психологически готов к новой роли ученика. Осознание ребёнком своего нового положения в обществе происходит в процессе адаптации к новым условиям, в которые он попадает при поступлении в школу.
Процесс адаптации к школьному обучению имеет немалое значение для дальнейшего развития ребёнка. Его успешность зависит во многом от внимательного отношения со стороны учителей и родителей ребёнка. Адаптация к условиям школы детей с нарушением зрения - особая проблема.
Исследования дефектологов таких как, Л. С. Выготский, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, А. И. Зотов, В. А. Феокистова, Л. И. Солнцева указывают на то, что развитие детей без патологии и развитие детей с нарушениями имеет общие закономерности. Своеобразие развития ребёнка с каким-либо нарушением объясняется характером дефекта. [13] Так, ограниченность зрительного восприятия при отсутствии своевременной помощи приводит к недостаточному, неполноценному восприятию окружающей среды, выражающегося в неточности и фрагментарности представлений о предметах и явлениях. Это в значительной степени осложняет учебную деятельность ребёнка, а так же и сам процесс адаптации младших школьников к условиям школы. О неблагоприятном воздействии этого фактора на развитие детей с сенсорными нарушениями так же говорят многочисленные исследования Л. И. Солнцевой, М. И. Земцовой, Н. Г. Морозовой, А. Г. Литвака, Ю. А. Кулагина, В. А. Феокистовой и др.
Однако имеющиеся проблемы детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в их учебной, трудовой и игровой деятельности связаны в основном не столько с отрицательным влиянием патологии сенсорной сферы, сколько с неблагоприятными условиями воспитания, в которых пребывал ребёнок до начала обучения в образовательном учреждении. Также авторы этого утверждения отмечают огромный потенциал возможностей, сохранившихся у ребёнка с нарушением зрения для нормального его развития. Это сохранность других анализаторов, компенсаторные возможности нервной системы, сохранный интеллект и т. д. Опора на эти сохранные функции ребёнка при проведении коррекционно-развивающей работы появляется возможность благоприятно компенсировать недостаточность зрительного анализатора. Но так же немаловажно понимать особенности первичного дефекта, чтобы предупредить возникновение вторичных и третичных отклонений в развитии ребёнка.[11]
Адаптация к условиям образовательного учреждения детей с нарушением зрения на первоначальном этапе обучения очень важна, так как от приспособления к новым условиям школы младших школьников определяется их успешность в освоение учебной программы.
Актуальное и важное значение успешного овладения школьными знаниями детьми с ограниченностью зрительного восприятия определяет цель данного исследования.
Цель исследования - изучить особенности адаптации младших школьников с нарушением зрения к условиям образовательного учреждения.
Объект исследования - адаптация младших школьников к условиям школьного обучения.
Предмет исследования - специфика уровня адаптации младших школьников с нарушением зрения в процессе обучения.
Гипотеза исследования - процесс адаптации к условиям школы у младших школьников с нарушением зрительного восприятия происходит менее успешно, чем у детей без сенсорных нарушений.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретическое изучение проблемы адаптации к школьному обучению младших школьников с нарушением зрения.
2. Изучить показатели адаптации к школьному обучению младших школьников с нарушением зрения и без сенсорных нарушений.
3. Сравнить показатели адаптации к условиям школы детей с нарушениями зрения и детей без патологии зрительного восприятия.
Методы исследования:
- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- изучение медико-педагогической документации;
- наблюдение за совместной деятельностью учащихся;
- количественный и качественный анализ данных исследования.
Значимость исследования заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса адаптации к школе первоклассников, а так же результаты нижеописанных исследований можно использовать школьными психологами в процессе консультирования и коррекционной работы.
Объём и структура дипломной работы. Общий объём работы составляет 45 страниц машинописного текста. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. В тексте дипломной работы содержится 11 таблиц и 6 приложений.
В ходе дипломной работы нами был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации учеников первого класса, выявлены уровни сформированности школьной адаптации.
Исходя их полученных в нашем исследовании данных, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Анализируя результаты, полученные нами в ходе проведения констатирующего эксперимента, необходимо отметить следующее:
1. Мы установили существование различий между детьми экспериментальной и контрольной групп. Так по данным полученным с помощью методики Н. Г. Лускановой дети с нарушением зрительного восприятия имеют большую направленность на внеучебную деятельность. Тогда как дети с нормальным развитием имеют более зрелое отношение к школе, они мотивированы на непосредственное получение знаний.
2. По данным полученным с помощью методики Александровской Э.М. в экспериментальной группе младших школьников с нарушением зрения преобладает средний уровень адаптации к условиям школы. Детям со средним уровнем школьной адаптации характерны эмоциональная готовность к позиции ученика, имеются наработанные привычные приемы учебных действий, что обеспечивает довольно быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения. Однако у таких детей наблюдаются переживание и низкая сопротивляемость стрессу, что может отразиться на успешности усвоения норм поведения и социальных контактов. Тогда как в контрольной группе детей без нарушения зрения преобладают дети с высоким уровнем школьной адаптации, им характерна позиция учащегося, готового включиться в нестандартную учебную деятельность, для поиска новых средств ее решения. Так же эти дети следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, что благотворно отражается на успешности усвоения норм поведения и социальных контактов дети мирные, дисциплинированные и ответственные.
Так же, в ходе исследования были выявлены и некоторые сходства между группами детей. Так по результатам, полученным с помощью методики «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе», по мнению родителей младших школьников с нарушением зрения и родителей детей младшешкольного возраста без нарушения зрительного восприятия их дети имеют высокий уровень адаптации к школе. Детям характерны достаточно хорошая ориентация в учебном пространстве, они хорошо справляются с заданиями, их поведение соответствует поведению ученика начальных классов, так же эти дети хорошо ладят с окружающими их людьми.
Исходя из вышеперечисленных выводов, можно подвести итог, что в целом, все дети имеют неплохую адаптацию к школе. Однако, имеющиеся достоверно значимые различия между двумя группами детей к условиям образовательного учреждения говорят о разных уровнях школьной адаптации.
Так как, учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий, ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Так же он должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленная цель в изучении особенностей адаптации младших школьников с нарушением зрения к условиям образовательного учреждения была достигнута.
В соответствии с целью данного исследования - изучения особенностей процесса адаптации младших школьников с нарушением зрения к условиям современной школы, в работе были решены следующие задачи:
- проведен теоретический и практический анализ проблемы процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в психолого-педагогических исследованиях.
- изучены основные особенности школьной адаптации младших школьников.
А так же выдвинутая гипотеза о том, что процесс адаптации к условиям школы у детей без нарушения зрения происходит значительно лучше, чем у младших школьников с нарушением зрительного восприятия получила свое подтверждение.
Результаты данного исследования могут быть полезны учителям начальной школы. Вышеуказанная информация сможет помочь подобрать индивидуальный подход к «проблемным» ученикам и их родителям. Углубить понимание психологических особенностей детей, требующих дополнительного внимания и поспособствовать разработке практических рекомендации для педагогов общеобразовательных и специальных школ, с целью повышения качества адаптации детей в первых классах.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.- 398 с.
2. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 4. - С. 36-41.
3. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. - 2005. - №3. - С.39-47.
4. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО- пресс, 2000.- 1008 с.
5. Головина Т. Н. Особенности развития узнавания предметов слабовидящими школьниками: Автореф. дис. ... канд.псих.наук / Т.Н. Головина. - М., 1962.- 16 с.
6. Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / В.В. Давыдов, Т. И. Данюшевская, А. В. Захарова, А. К. Маркова — М.: Советская Россия, 1977.- 310 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-Пресс, 2003. — 264 с.
8. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 2002. - №1. - С.14-19.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин М.: Лантерна Вита, 1995.- 150 с.
10. Евмененко Е.В. Психология лиц с нарушениями зрения / Е.В. Евмененко, А.В. Трущелева. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.- 220 с.
11. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2000.- 240 с.
12. Ермолович З.Г. Тифлопсихология: особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими / З.Г. Ермолович. - Мн., 2004.¬65 с.
13. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / Завражин С.А., Л.К. Фортова. - М.: Трикста, 2005.- 400 с.
14. Зотов А. И. Актуальные вопросы исследования возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена / А.И. Зотов.
- Л., 1968.- 344 с.
15. Карандашев Ю. Н. Развитие мышления у дошкольников / Ю.Н. Карандашев, Е. А. Панько, А. Н. Белоус.-Минск: МГПИ, 1984. - 101 с..
16. Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 2001. -464с.
17. Литвак А. Г. Тифлопсихология / А.Г. Литвак. - М.: Просвещение, 1985.- 182 с.
18. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. - СПб.: Каро, 2006.- 336 с.
19. Литвиненко С.В. Адаптация детей к школе // Начальное образование. - 2011. - №4. - С. 37-42.
20. Лобанова Т.Г. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - №2. - С. 19 - 29.
21. Маллаев Д. М. Гендерная тифлопсихлогия дошкольного и младшего школьного возраста / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, Д.П. Гаджиева.
- СПб.: Речь, 2013.- 128 с.
22. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - Спб.: Речь, - 2006. - 218 с.
23. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский дом "Академия", 2001.- 336 с.
24. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, - 1999. - 95 с.
25. Михайлова М. В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: Автореф. Дис. ... канд. психол.наук / М.В. Михайлова. - СПб., 2002.- 29 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, - 1994. - 450с.
27. Никулина Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием(психолого- педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения) / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.- 86 с.
28. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, - 1998. - 352 с.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология в тестах в начальной школе. / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, - 1996. - 240с.
30. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999.- 54 с.
31. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М.: Арт-Пресс, - 1999. - 376 с.
32. Рудакова Л.В. Основные направления работы
специализированного детского сада для детей с нарушением зрения // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: - 1982. - С. 74¬85
33. Руднев В. И. Психология слепого / В.И. Руднев, Казань, - 1910.¬28 с.
34. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе / Т. П. Свиридюк НИИ педагогики УССР - К.: Ряд. Шк., - 1984. - 95 с.
35. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценка психического развития ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
36. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению / Л.Н. Силкин. - М.:ВОС, 1984.- 83 с.
37. Солнцева Л. И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева //Дефектология. - 1997. - №2. С.8-14.
38. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. - М.: Классике Стиль, 2006.- 256 с.
39. Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной
умственной работоспособностью / Л.И. Солнцева. - М.: Институт
коррекционной педагогики, 1998.- 19 с.
40. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.- 250 с.
41. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева.-М.: Полиграфсервис, 1997.- 121 с.
42. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев - М.: Просвещение, - 1996. - 192 с.
43. Ульянова Ю.А. Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушение зрения / Ю.А. Ульянова. - Новокуйбышевск, 2007.¬131 с.
44. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. Центр "Академия", 2013.- 368 с.
45. Феоктистова В. А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов / В.А. Феоктистова.- М.: Просвещение, 1981.- 168 с.
46. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2012.- 349 с.