Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №53549

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы205
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования
универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «универсальные
учебные действия» (УУД) 8
1.2. Особенности формирования личностных универсальных учебных
действий у младших школьников 16
1.3. Формы и методы развития личностных универсальных учебных
действий детей младшего школьного возраста 24
Выводы по 1 главе 32
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 38
2.3. Разработка и описание формирующего этапа эксперимента 43
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 52
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения

Актуальность исследования. С 1 января 2010 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации. Вследствие этого произошли изменения в системе образования, а именно было введено понятие универсальные учебные действия (УУД) вместо использовавшегося ранее термина общеучебные умения и навыки (ОУУН).
Главной целью образования стало не просто передача знаний, умений и навыков от учителя ученику, а научить ученика ставить перед собой учебные цели, находить пути достижения своей цели, оценивать свои способности, то есть сформировать у учеников умение учиться. Дети должны сами правильно организовать образовательный процесс исходя из своей индивидуальности. А в достижении этих целей, ученикам помогут универсальные учебные действия.
Впервые программа формирования общеучебных умений и навыков учащихся была разработана и предложена Дмитрием Борисовичем Элькониным [33] и его учениками: В.В. Давыдовым [11], Л.Е. Журовой [13], Г.В. Репкиной [24], Г.А. Цукерманом [30].
Важность формирования у младших школьников общеучебных умений подчеркивали такие ученые как: Ю.К. Бабанский [2], Л.С Выготский [8], П.Я. Гальперин [9], H.A. Лошкарева [18], A.A. Люблинская [17], К.Д. Ушинский [29], С.Т. Шацкий [31]. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали С.Г. Воровщиков [7], Г.К. Селевко [26], Д.В. Татьянченко [27], A.B. Усова [28] и другие.
Современную концепцию развития универсальных учебных действий разработали Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов и Н.Г. Салмина под руководством академика РАО, психолога и ученого Александра Григорьевича Асмолова [1].
По ФГОС второго поколения целью современного образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее развитие ключевой компетенции - умение учиться. А актуальной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что тема нашей дипломной работы «Формирование личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста» является актуальной в наши дни.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества в гармонично развитой личности младшего школьника, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования личностных универсальных учебный действий, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников может повыситься если:
- выявить и опираться на сущностные характеристики универсальных учебных действий;
- учитывать особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников;
- организовать развивающие действия на основе программы «Я познаю мир - я познаю себя».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия универсальные учебные действия (УУД).
2. Определить особенности формирования личностных УУД у младших школьников.
3. Выявить формы и методы развития личностных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
В соответствии с целью и задачами нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, синтез, классификация, обобщения, систематизация;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Высокогорская общеобразовательная школа № 3» Высокогорского района Республики Татарстан. Выборку составили 45 учеников 2-ых классов: 2 «А» класс - экспериментальная группа, 2 «Б» класс - контрольная группа.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них личностных универсальных учебных действий.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, разработано содержание развивающей программы «Я познаю мир - я познаю себя», которая позволяет развить личностные УУД у младших школьников.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Я познаю мир - я познаю себя» может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования учителями, воспитателями, педагогами-психологами, родителями при формировании личностных универсальных учебных действий. Достигнута положительная динамика в сформированности у детей младшего школьного возраста личностных универсальных учебных действий.
Апробация исследования осуществлялась:
1. На VIII Международной студенческой электронной научной конференции "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016" (15. 02.2016-31.03.2016, Москва, РАО).
2. На Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (5.04.2016, Казань, КФУ).
3. На IX Международной студенческой научно-практической конференции (23.04.2016, Чебоксары).
4. На Конкурсе на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета (с 30.04. по 10.05.2016 г., Казань, КФУ).
А также при публикации статей:
1. Назипова Г.Х., Калацкая Н.Н. Уровень сформированности
личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста// VIII Международная студенческая электронная научная конференция "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016"[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http: //www.scienceforum.ru/2016/2150/22458.
2. Назипова Г.Х. Формирование личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. статей.- Казань: Казан. ун-т., 2016.
3. Назипова Г.Х., Калацкая Н.Н. Формирование личностных универсальных учебных действий во внеклассной работе// IX Международная студенческая научно-практическая конференция: сб. материалов.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.- с. 126-131.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающее шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений. В 1-ой главе даны теоретические аспекты проблемы формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Во 2-ой главе дается описание этапов, методов и интерпретация результатов исследования. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ научно-педагогической литературы, а также проведенное нами опытно-экспериментальное исследование, позволило обобщить результаты в ходе решения выдвинутых задач исследования.
Решая первую задачу, мы попытались определить сущностную характеристику понятия УУД. Мы выяснили, что у ученых разное понимание понятия универсальные учебные действия. В своей работе мы придерживаемся определения: «универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Решая вторую задачу - определить особенности формирования личностных УУД у младших школьников - мы смогли установить следующее. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют 3 вида личностных УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
Младший школьный возраст является важным периодом формирования личности, поэтому столь важно именно в этот период формировать у детей нравственно-этическую ориентацию, смыслообразование и самоопределение учитывая возрастные особенности детей. Все психические процессы у младших школьника развиваются интенсивно, но неравномерно. Под влиянием обучения начинается перестройка познавательных процессов. Общими характеристиками психических процессов являются: произвольность, продуктивность и устойчивость. Психическими новообразованиями данного возраста являются: развитие произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действия, развитие познавательного отношения к действительности.
Решая третью задачу - выявить формы и методы развития личностных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста - мы выяснили, что эффективной формой развития личностных универсальных учебных действий является классный час. «Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру». Основные методы, которые будут способствовать эффективному формированию у детей личностных универсальных учебных действий, это: рассказ, объяснение, беседа, пример, упражнение, поощрение, наказание, проектная деятельность.
Для решения последней задачи мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы формирования личностных универсальных учебных действий. Для выявления эффективности программы, нами был применен метод статистического анализа данных к результатам, полученным при проведении методик «Лесенка», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Незаконченные предложения», опросник мотивации, анкета «Оцени поступок» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
После подсчета результатов констатирующего этапа экспериментального и контрольного классов на по формуле t-критерий Стьюдента по формуле несвязанных выборок, была подтверждена гипотеза Но - различия недостоверны на уровне значимости р=0,05. Это значит, что данные классы статистически однородны.
После получения данных контрольного эксперимента, к данным экспериментального класса была применена методика t-критерий Стьюдента для связанных выборок. После подсчета подтвердилась гипотеза Н1 -
показатели начальных и конечных срезов значительно отличаются от нудя на уровне значимости р=0,05. Это означает, что после проведения формирующего эксперимента показатели экспериментального класса увеличились.
Также, был применен метод G-критерий знаков. После подсчета, по результатам двух методик экспериментальной группы подтвердилась гипотеза Hi - изменений показателей измеряемых признаков не являются случайными. Это значит, что программа «Я познаю мир - я познаю себя» способствует эффективному формированию личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Следовательно, подтвердилась гипотеза нашей исследовательской работы.



1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2014. - 152 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Белякова Евгения Галиевна - Тюмень, 2009.- 438 с.
4. Белякова Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 5. - с. 8-15.
5. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб.: КАРО, 2007.- 119 с.
6. Битянова М.Р. Меркулова Т.В. Беглова Т.В. Теплицкая А.Г. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) // Библиотека журнала «Директор школы», 2015. - № 5. - C. 18-19.
7. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент
содержания учебно-познавательной компетенции. Интернет-журнал
«Эйдос» [Электронный ресурс] / С.Г. Воровщиков.- 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2007/0930-9.htm.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.- 432 с.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 45 с.
10. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения //"Новые исследования в педагогических науках", вып. IV. - М.: Просвещение, 1965.- С. 21-26.
11. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. - С. 12-27.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
13. Журова Л.Е.. Беседы с учителем / Л.Е. Журова.- М.: Издательский центр “Вентана- Граф”, 2005.- 372 с.
14. Иванова Е.О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий / Е.О. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 5 (8). - С. 113-124.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1974.- 365 с.
17. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, - М.: Просвещение, 1977.- 244 с.
18. Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1990.- 378 с.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312с.
20. Педагогика: учеб. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 1996.- 603 с.
21. Перминова Л. М. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся в условиях реализации школьных образовательных стандартов / Л.М. Перминова.- М.: Просвещение, 2013.- 52 с.
22. Пешкова В.Е. Словарь педагогических терминов / В.Е. Пешкова. - Майкоп: АдыгГУ, 2010.- 349 с.
23. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2005 - 272 с.
24. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.
25. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
26. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 192 с. — (Энциклопедия образовательных технологий).
27. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. — 2003. № 8. - С. 115-126.
28. Усова А.Б., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание,1987.- 80 с.
29. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. - 591 с.
30. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 1999.- 138 с.
31. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / С.Т. Шацкий.- М.: Просвещение,1980.- 233 с.
32. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация/ Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 1981. - 64 с.
33. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1974.- 167 с.
34.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М: Просвещение, 1989.- 217 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ