Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты благоустройства и развития рекреационных зон на территории муниципального образования 7
1.1. Понятие рекреационных зон на территории муниципального образования . 7
1.2. Основные формы благоустройства и развития рекреационных зон на
территории муниципального образования 20
Глава 2. Сравнительный анализ уровня благоустройства и развития рекреационных зон в столичных городах 34
2.1. Рекреационный потенциал Казани, Самары, Нижнего Новгорода 34
2.2. Анализ систем управления рекреационными зонами в городах 43
Глава 3. Проблемы и предложения по повышению уровня благоустройства и развития рекреационных зон в столичных городах 61
3.1. Проблемы развития рекреационных зон в столичных городах 61
3.2. Предложения по развитию рекреационных зон в столичных городах 68
Заключение 78
Библиографический список
Приложение
В настоящее время происходит изменение значимости для человека и общества таких понятий, как труд и отдых, причем последний объективно становится важнейшим условием в жизнедеятельности человека. Нарастающие объемы урбанизации территорий, увеличение процента городского населения, усложнение и расширение способов коммуникаций неизбежно ведут к возрастающей потребности городских жителей в рекреации (как кратковременной, так и длительной). В связи с этим актуализируется проблема организации полноценного и качественного отдыха как важного фактора здоровья населения, что требует наличия рекреационных территорий высокого качества. Проектирование и управление такими территориями должно осуществляться с учетом изменяющихся мотивов отдыхающих.
Для современного развития крупных городов характерно динамичное преобразование городских территорий и заметное сокращение открытых озеленённых пространств. В процессе роста и территориального развития городов, когда одновременно с крупными промышленными предприятиями строятся отдельные жилые районы, система открытых озеленённых пространств приобрела разрозненный характер, осложнивший их функциональное использование.
Рекреационные территории являются основой природного каркаса города. В настоящее время во многих городах наблюдается сокращение площади существующих рекреационных территорий ввиду экспансии жилой застройки, а также их постепенное разрушение в связи с отсутствием научно-обоснованной концепции развития открытых озеленённых пространств города. Бывшие промышленные и складские территории, изначально тяготевшие к береговым пространствам, занимают наиболее ценные в ландшафтном отношении участки города и, фактически, уменьшают возможность их использования в целях организации рекреации населения.
Большинство существующих открытых озеленённых пространств ни по своей структуре, ни по расположению в городах не обеспечивают достаточного разнообразия и возможности выбора форм активного досуга, а также возможности их использования в рекреационных целях в различные периоды года.
Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших городов. Городские парки — это место, где люди могут проводить свободное время, поближе узнать друг друга в безопасной обстановке, отдыхать от городской суеты и просто наслаждаться природой. Парковые зоны способствуют улучшению качества воздуха и являются средой обитания и развития представителей флоры и фауны. Также они способствуют сплочению городского населения и повышению качества его жизни.
По мере развития городов сложившаяся структура открытых озеленённых пространств становится всё менее эффективной, как с точки зрения обеспечения жителей города местами рекреации, так и с точки зрения экологической устойчивости территорий. Это выражается, в частности, в том, что при наличии около 40% озеленения территории, степень обустроенности, набор специализированных площадок и структура самих пространств не отвечают современным требованиям населения.
Целью работы является исследование уровня благоустройства и развития рекреационных зон на территории муниципальных образований городов Казани, Самары, Нижнего Новгорода.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие рекреационных зон на территории муниципального образования;
- рассмотреть факторы дифференциации рекреационных зон;
- исследовать основные формы благоустройства и развития рекреационных зон на территории муниципального образования;
- провести сравнение рекреационного потенциала городов Казани, Самары и Нижнего Новгорода;
- провести анализ управления рекреационными зонами в городах;
- разработать рекомендации по благоустройству и развитию рекреационных зон на территории муниципальных образований городов Казани, Самары и Нижнего Новгорода.
Объектом исследования являются система муниципального управления городов Казани, Самары и Нижнего Новгорода.
Предмет исследования - система обеспечения благоустройства и развития рекреационных зон на территории муниципальных образований городов Казани, Самары, Нижнего Новгорода.
Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: диалектический метод, методы предметно-логистического и структурно-функционального анализа, системного анализа, классификации, метод экспертных оценок, программно-целевой подход и статистическая обработка данных, современные социальные и экономические теории и труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам экономики и управления рекреационными территориями.
За последние годы появилось много серьезных и разносторонних исследований, посвященных проблемам управления сферой отдыха. Так, вопросы управления рекреационными зонами в городах рассмотрены в трудах Р.Д. Блэкуэлла, Н.А. Гончаровой, И.А. Дубровина, М.А. Жуковой, Д.Ф. Энджела, К. Юнга и других. Однако они не в полной мере учитывают происходящие в обществе изменения предпочтений и ценностей.
Существенный вклад в разработку проблем формирования, развития и управления рекреационными территориями внесли А.Ю. Александрова, В.С. Бовтун, С.А. Боголюбова, Ю.А. Веденин, А.М. Ветитнев, И.Н. Гаврильчак, М.Б. Горенбургов, В.И. Зорин, Н.И.Евменова, А.С. Кусков, А.А. Минц, Н.С. Мироненко, О.А. Никитина, В.С. Преображенский, Ф. Флетчер и другие.
При проведении исследования использованы методы анкетирования, социологического опроса, ранжирования.
Информационной базой исследования явились федеральные и региональные нормативно-правовые документы в сфере рекреации и туризма, данные Федеральной службы государственной статистики, региональных и муниципальных органов управления, интернет-ресурсы, материалы периодической печати, а также исследования автора.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы
Целью работы было исследование уровня благоустройства и развития рекреационных зон на территории муниципального образования г. Казань. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие рекреационной зоны следует рассматривать в рамках концепции рекреационной системы. Рекреационная система состоит из взаимосвязанных подсистем: отдыхающих, туристов, природных комплексов, материальной базы и рекреационной инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления.
Возрастающий объем рекреационной деятельности приводит к необходимости выделения все новых территорий для отдыха и туризма. Сложность структуры и процесс диверсификации рекреационного потребления приводит к определенной территориальной специализации рекреационной отрасли. Происходит, таким образом, территориальное разделение труда вширь и вглубь. Как и другим отраслям современного, хозяйства, рекреации свойственно диалектическое противоречие между внутриотраслевой диверсификацией и процессом территориальной концентрации.
Комплекс мероприятий по благоустройству и развитию рекреационных зон городов включает ландшафтный дизайн территорий, озеленение с использованием новейших технологий и разработок, устройство экопарковок, спортивно-игровых площадок и т.п. Методология создания и благоустройства рекреационных зон включает два основных подхода: социологический и географический. Роль органов местного самоуправления в создании и благоустройстве рекреационных зон сводится к привлечению инвестиций в инфраструктуру туризма и рекреации, содействию формированию и продвижению конкурентоспособного туристского предложения на территории муниципального образования и стимулированию предпринимательской активности местного населения в сфере туризма. Муниципальными органами власти разрабатываются концепции развития данной отрасли, программы, которые могут быть целевыми, адресными, инвестиционными
Основным нормативным актом, устанавливающим требования к благоустройству городских территорий являются Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89. По показателям озеленения площадь озеленения города Казани превышает нормативное требования на 0,2 кв.км. за счет превышения нормативной площади озеленения общегородских территорий. В Самаре также наблюдается превышение на 0,4 кв.м. как за счет превышения нормативной площади озеленения общегородских территорий на 0,2 кв.км., так и жилых районов на 0,2 кв.км. В городе Нижнем Новгороде обратная ситуация, нормативное значение озеленения города не достигается, фактическое значение меньше нормативного на 0,5 кв.км. По результатам проведенного анализа, можно сказать, что все требования СНиП 2.07.01-89 в рассматриваемых городах выполняются. По выделенным критериям оценки рекреационного потенциала городов на первое место вышел город Самара. Этот город уступает городу Казани по числу парков культуры и отдыха, по числу учреждений культуры и отдыха, спортивных сооружений, кинотеатров, но имеет большее количество музеев, пляжей, театров, библиотек, гостиниц. Город Казань занял второе место, а Нижний Новгород - третье. Следовательно, предпочтения городского населения в выборе мест рекреации зависят как от пола, так и от возраста людей.
Управление развитием рекреационных зон в городах осуществляют муниципальные органы власти посредством программно-целевых методов. Так, в городе Самаре в настоящее время действуют две программы: Муниципальная программа городского округа Самара "Благоустройство парков и скверов городского округа Самара" на 2013 - 2017 годы и "Озеленение территории городского округа Самара" на 2013 - 2017 годы. В городе Казани запущен экологический проект "Зеленый рекорд" в рамках реализации программы "Пятилетка здоровья", а также в 2015 году была реализована программа возрождения городских парков. В городе Нижний Новгород в настоящее время реализуется программа «Благоустройство города Нижнего Новгорода». В Нижнем Новгороде разрабатываются регламенты: Регламент содержания объектов озеленения, карты-схемы каждого района с цветовым обозначением категории каждого объекта озеленения, регламент устройства и содержания цветников. В 2012 году в городе стартовала общегородская программа «Чистый город».
В ходе исследования мы выделили следующие общие для всех трех городов проблемы развития рекреационных зон:
- несформированность системы озеленения, отсутствие единого органа, координирующего и контролирующего работы в сфере озеленения;
- недостаточные мотивационные и стимулирующие механизмы в сфере привлечения физических и юридических лиц к деятельности в сфере благоустройства;
- недостаточно развитая система взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам организации какой-либо деятельности на объектах озеленения;
- отсутствие четкой нормативно-правовой базы, определяющие единые критерии и подходы к оценке деятельности органов местного самоуправления, населения, заинтересованных организаций, индивидуальных предпринимателей в сфере благоустройства;
- недостаточное финансирование основных мероприятий.
Для повышения рекреационного потенциала городов Самары и Нижнего Новгорода муниципальными органами власти уже разработаны предложения по улучшению ситуации. Обустройство части городских газонов возможно за счет средств предприятий рекламодателей, путем создания зеленой (экологической) рекламы, устройства ландшафтных композиций. В городе Казани в сфере благоустройства территории города программно-целевой подход не используется. В связи с этим мы предлагаем разработать муниципальную программу по развитию рекреационных зон города Казани (Муниципальная программа «Развитие рекреационных зон города Казани на 2017-2020 годы»). Основной и наиболее значимой проблемой развития рекреации в рассматриваемых городах является недостаток финансирования мероприятий. Необходимо активно привлекать инвесторов и спонсоров на базе муниципально-частного партнерства. Мы предлагаем воспользоваться таким инструментом муниципально-частного партнерства, как долгосрочная аренда Интересным является также опыт Москвы по развитию общепита в парках и скверах. Среди жителей города Казани существует мнение, что городу не хватает зеленых зон, а также привлекательных мест на открытом воздухе, в том числе пляжей. В связи с этим мы предлагаем следующее: создание раздельных пляжей для мужчин и женщин и создание литературного парка.
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136- ФЗ (с изм. от 5 октября 2015 г.) // СПС «Гарант»
2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно¬частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант»
3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с изм. от 30 декабря 2015 г) // СПС «Гарант»
4. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"(в ред. от 29.06.15).
5. Приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 г. № 66 "Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской федерации"
6. Муниципальная программа городского округа Самара
"Благоустройство парков и скверов городского округа Самара" на 2013 - 2017 годы.
7. Муниципальная программа городского округа Самара "Озеленение территории городского округа Самара" на 2013 - 2017 годы
8. Справочник проектировщика. Градостроительство.
9. СНиП 2.07.01-89" Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78).
10. Буйленко В.Ф. Туризм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 416 с.
11. Благоустройство территории муниципального образования: Методические рекомендации / Б. Б. Афанасьев, Л. Е. Бурда, В. И. Иванков, В. Н. Лисица, В. И. Псарев. - Новосибирск, 2006.
12. Булдакова Е. А. Решение проблем экологии путем организации мобильных систем озеленения [Текст] / Е. А. Булдакова // Технические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 112-119.
13. Гапанович А. В. Рекреационное зонирование территории Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - №1. - С.148-158.
14. Григорьева Д.К. Формирование нового взгляда на понятие территории
без выраженного туристско-рекреационного потенциала // УЭкС. Региональная экономика. - 2015. - №10. - URL: http: //uecs .ru/ru/re gionalnaya-
ekonomika/item/3741 -2015-10-12-09-16-16/(дата обращения: 15.04.2016)
15. Гориловский М. Инфраструктура ЖКХ: новый уклад / М.Гориловский // Эксперт. - 2012. - № 47.
16. Губин В. А. Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края) / В. А. Губин, Ю. С. Платонова // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 139-141.
17. Губина М. В. Природно-ландшафтные и климатические факторы и их влияние на архитектурную композицию городских ансамблей / М. В. Губина, В. С. Коваленко. — Науково-техшчний збхрник «Комунальне господарство мют», Выпуск 66. Серия: Технические науки и архитектура, 2010. — с. 49-53.
18. Девятов С. А. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета.
2009.
19. Дроздецкая А.А. Государственные, региональные и муниципальные программы развития туризма как фактор устойчивого развития приграничных регионов Северо-запада России / А.А.Дроздецкая // Проблемы современной экономики. - 2013. - №2(46). - С. 283-286.
20. Золотова М. С. Создание архитектурно-ландшафтной среды и благоустройство водоохранной прибрежной полосы / М. С. Золотова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 331-335.
21. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.
22. Королева Н.В. Рекреационная зона как структурная территориальная
единица экономики государства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - №4. - URL:
http:ZZvestnik.adygnet.ru/files/2012.1Z1635/koroleva2012 1 .pdf/(дата обращения: 23.04.2016)
23. Крылов И.И., Мясников Е.А., Коробов В.В., Сорокин П.С. Особенности геоморфологических условий развития рекреации Артёмовского взморья (Приморский край) // Исследования в области естественных наук. 2014. №12 [Электронный ресурс]. URL:http://science.snauka.ru/2014/12/8763/(дата обращения: 15.04.2016)
24. Кусков А.С. Рекреационная география: Учебно-методический
комплекс / А.С Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М: МПСИ, Флинта, 2005. - 496 с.
25. Кусков A.C., Иванов A.B., Яшков И.А., Ширинкин П.С. Туристское ресурсоведение: учебник. М.: Университетская книга, 2011. С. 34-59.
26. Мингалева Ж.А. Инновационные технологии в городском хозяйстве // Современный город: власть, управление, экономика. 2015. Т. 1. С. 278-288.
27. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.: МГУ, 1981. - 207 с.
28. Муслимов Ф. А. Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 621-625.
29. Основы территориально-пространственного развития городов: Учеб. пособие / Городков А. В., Федосова С. И. — Брян. гос. инженер.-технол. акад. — Брянск, 2009. — 326 с.
30. Петерс Е. В. Основы территориально-пространственного развития городов: учеб. пособие / Е. В. Петерс; Кузбас. гос. техн. ун-т. — Кемерово, 2010. — 120 с.
31. Поспелова А. А. Особенности управления рекреационными системами / А. А. Поспелова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 112-115.
32. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений — М.: ОАО «ЦШ1», 2011.
33. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие. М.: КНОУРС, 2007. 256 с.
34. Славин В.В. Туризм как фактор развития муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2012. № 2 (3). С. 090¬092.
35. Службы сервиса и социально-экономическое развитие региона: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Н.Н. Соловьева. Псков: ООО "Типография "Гименей", 2011. - 456 с.
36. Созиева З. И. Роль туристско-рекреационного комплекса в развитии региональной экономики // Вестник Государственного университета управления 2009 — № 7.
37. Филанова Т.В. Шуруев Ф.В. Анализ процесса формирования системы общественных и рекреационных пространств в крупнейшем исторически сложившемся городе // Архитектон: известия ВУЗов. - 2015. - №49. - URL: http://archvuz.ru/2015 1/5/(дата обращения: 15.04.2016)
38. Фокина З. Т. Теоретический анализ тенденции урбанизации и экологии города / Научно-технический журнал Вестник МГСУ, № 7, 2011. — с. 609-614.
39. Черепанов К. А. Проблемы выбора оптимальных параметров застройки в зависимости от социальных, экономических и экологических свойств городской среды. — Молодой ученый, № 2, часть 1, 2014. — с. 216¬232.
40. Черепанов К. А. Влияние экологических свойств городских территорий на формирование городской среды / К. А. Черепанов // Технические науки в России и за рубежом: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 99-105.
41. Шепелев И. Г., Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры — механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием региона, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 3(11), 2012 //www.sisp.nkras.ru./(дата обращения: 26.03.2016)
42. Рубцов В.А., Шабалина С.А. Оценка рекреационного потенциала и развитие внутреннего туризма в Республике Татарстан // Туризм и региональное развитие: мат. III междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: Универсум, 2004. С. 376-381.
43. Филанова Т.В. Шуруев Ф.В. Анализ процесса формирования системы общественных и рекреационных пространств в крупнейшем исторически сложившемся городе // Архитектон: известия ВУЗов. - 2015. - №49. - URL: http://archvuz.ru/2015 1/5/(дата обращения: 5.04.2016)
44. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан //http://tatstat.gks.ru/(дата обращения: 23.04.2016)
45. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области //http://samarastat.gks.ru/(дата обращения: 23.04.2016)
46. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области //http://novgorodstat.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2016)