Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №53546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения нейропсихологических методов по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Современное состояние изученности нарушений чтения и письма в России и за рубежом 9
1.2. Нейропсихологические методы изучения предпосылок
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 28
Выводы по первой главе 39
Глава II. Организация и содержание экспериментальной работы по
изучению предпосылок сформированности навыков чтения и письма
2.1. Организация исследования предпосылок нарушений чтения
и письма детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 41
2.2. Анализ предпосылок возникновения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 45
Выводы по второй главе 74
Глава III Экспериментальная работа по выявлению
эффективности использования нейропсихологических методов в коррекционной работе по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3.1. Планирование и организация коррекционной работы по
предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием нейропсихологических методов 76
3.2. Анализ результатов проведенного исследования по
выявлению эффективности использования нейропсихологических методов в коррекционной работе по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 89
Выводы по третьей главе 95
Заключение 97
Список литературы 99
Приложение 103

Актуальность. Количество детей с нарушениями речи, а особенно с трудностями обучения письму и нарушениями письменной речи увеличивается год от года. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга.
Более того, несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению письменной речи.
Изучением проблемы использования нейропсихологических методов занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, В.И.Лубовский, А.В.Семенович, Ж.М.Глозман, Л.С.Цветкова, И.Ю.Левченко, Т.В.Ахутина. Изучением нарушений чтения и письма у детей занимались Р.И. Лалаева, Т.В. Ахутина. Однако проблема использования нейропсихологических методов по предупреждения предпосылок возникновения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня изучена недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования. Тем не менее, до сих пор проблема комплексного (психолого-педагогического и нейропсихологического) изучения нарушений письма и чтения у детей не изучена. Возможно, это связано с объективными трудностями применения нейропсихологических методов логопедами. Но дальнейшее развитие коррекционной педагогики, несомненно, требует от специалистов овладения знаниями смежных наук. В настоящее время нейропсихологические исследования становятся необходимыми для молодых логопедов и для нового витка логопедии как науки.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность использования нейропсихологических методов в системе коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: предупреждение нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предмет исследования: предупреждение нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием нейропсихологических методов.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет более эффективной, если использовать нейропсихологические методы.
В соответствии с объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования нейропсихологических методов в системе профилактики нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Выявить уровень готовности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня к обучению чтению и письму.
3. Доказать эффективность использования нейропсихологических методов в коррекционной работе по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования: теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия); о структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи (Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова, Р.И.Лалаева); фундаментальные научные положения о системной организации высших психических функций (П.К.Анохин, Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); теория системной динамической локализации высших психических функций и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций концепции функциональной системы и системогенеза (А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, П.К.Анохин); разработки современных специальных психологов и нейропсихологов (В.И.Лубовский, А.В.Семенович, Ж.М.Глозман, Л.С.Цветкова).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы: беседы, тестирование, самооценка, изучение эксперимент, методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
База исследования: данное исследование проводилось на базе:
- муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №286 «Слонёнок» компенсирующего вида» Московского района города Казани;
-муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №200 «Василёк» комбинированного вида» Московского района города Казани;
-муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №278 комбинированного вида» Московского района города Казани;
-муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №295 «Красная Шапочка» комбинированного вида» Московского района города Казани;
-муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №313 комбинированного вида» в Кировском районе города Казани;
-муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №381 «Ласточка» комбинированного вида» Московского района города Казани в посёлке Левченко.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использоваться при профессиональной переподготовке и повышении квалификации, а также в работе психологами, родителями, воспитателями учителями-логопедами, дефектологами в дошкольных образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета в секции «Развивающие технологии логопедического воздействия», на VI республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», Минск, Республика Беларусь, в Международном конгрессе практиков инклюзивного образования, УУ ТИСБИ, г.Казань, на VII международной конференции Российской ассоциации дислексии в Государственном Институте Русского Языка имени А.С. Пушкина, г. Москва, на XXIII международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» в МГУ, г. Москва.
По теме ВКР опубликованы 4 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Структура высшей квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе нейропсихологических методов является эффективным способом предупреждения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и позволяет получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, способствующая эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Нарушения письма и чтения негативно влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.
Наша выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы использования нейропсихологических методов в системе коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В ходе проведенного исследования было установлено, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III имеют специфические ошибки на письме, проявляющиеся в виде персевераций; антиципаций; пропусков, перестановок букв и слогов; зеркальных ошибок; ошибок по типу смешения букв; также у данной категории детей отмечаются неровности линий на письме, нарушения обозначения границ слов и предложений при списывании, аграмматизмы; сложности ориентировки на листе бумаги; при выполнении заданий у большинства детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наблюдалась адинамия, апатия, безразличие, флюктуация психических функций; дети быстро утомлялись, к концу выполнения заданий количество ошибок увеличивалось и они становились более грубыми.
Данные констатирующего эксперимента позволили нам выявить, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не готовы к обучению письму и чтению. На основании констатирующего эксперимента нами была разработана программа коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием нейропсихологических методов.
Планирование коррекционной работы с использованием нейропсихологических методов по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня строилось с учетом предложенной Т.В. Ахутиной классификации нарушений чтения и письма.
Использование нейропсихологических методов в коррекционной работе по предупреждению нарушений чтения и письма способствовало оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта, повышению общей психической активности, работоспособности, развитию функций переработки слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной информации; формированию функций программирования и контроля деятельности, что в конечном итоге положительно сказалось на письме детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов позволил сделать выводы об эффективности использования нейропсихологических методов в системе коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, что выразилось в улучшении качества письма в целом, у детей повысилась мотивация к письму и контроль за качеством письма. Все это указывает на важность применения нейропсихологических методов логопедами.
Таким образом, в ходе написания данной работы, нами была достигнута цель - теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность использования нейропсихологических методов в системе коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.



1. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. - Москва: Наука: 1978, 70 с.
2. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., 2001.
3. Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.
4. Ахутина, Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. - М., 2013.
5. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель
Транзиткнига, 2005, 384 с.
6. Выготский, Л.С. О психологических системах. 6 (1) - М.:, 1982, 109 - 131с.
7. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. 6 (1) - М.: 1982. 168-175с.
8. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.:
Академия: 2009, 272 с.
9. Глозман, Ж.М., Соболева А.Е. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. // М.: - 2016, 543 с.
10. Гущин, Ю.В. Нейропсихологическое изучение аномального
развития: обзор исследований. Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 4. http://www.psyanima.ru.
11. Захаров, В.В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения.http://medi.ru/doc
12. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997, 286 с.
13. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с
нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2006, 181 с.
14. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников. - СПб.: КАРО, 2008, 160 с.
15. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. -М.: Изд - во МГУ, 1973.
16. Лурия, А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: Изд - во «Институт практической психологии», 1996.
17. Манелис, Н. Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001, 30 - 39с.
18. Медицинский портал. Методы нейропсихологического исследования.http: //www.eurolab. ua/,2009
19. Меликян, З. А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического. - М.: Школа здоровья. — № 1. —2002, 28—36с.
20. Метёлкина, Т.А. - учитель-логопед МОУ СОШ №4 г. Астрахани. Использование нейропсихологических методов и приёмов в практике логопеда, 2012.
21. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Издание 2-е, исправленное и дополненное под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В.Секачев, 2013. 132с.
22. Нигматуллина, И.А. Features of Applying Neuropsychological Methods in the Correctional Activities of a Speech Therapy Teacher for Prevention of Written Speech Disorders in Children with Disabilities. - The Social Sciences 10(6): 2015, 769 - 774 с.
23. Нигматуллина, И.А., Рашитова, Р.Р. «Особенности использования нейропсихологических методов обследования в работе учителя-логопеда»,
Минск: Сборник статей VI научно-практической конференции, 2015,113- 116 с.
24. Нигматуллина, И.А., Рашитова, Р.Р. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании: теоретический обзор литературы - Минск.: Сборник статей VII научно-практической конференции, 2016, 164 - 168 с.
25. Мастюкова, Е.М., Жукова, Н.С., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2011, 320 с.
26. Пылаева, Н. М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5—6 лет с задержкой психического развития. - М.: Вестник МГУ, 1995, 37 - 45с.
27. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 1985, 265 с.
28. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и
коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002, 232 с.
29. Семенович, А.В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - Генезис, 2013. - 474с.
30. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии. - М.: 2004, 47 с.
31. Фотекова, Т. А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ. — М., —2003, 55 с.
32. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание.— СПб.: Питер, 2005, 405 с.
33. Цветкова, Л.С., Цветков А.В. О нейропсихологических синдромах несформированности высших психических функций у младших школьников с трудностями обучения. Новые исследования. - М.: 2009, 219 с.
34. Цветкова, Л.С., .Цветков, А.В. Проблема синдрома в нейропсихологии детского возраста. Вопросы психологии 2. - М., 2009. - 170 с.
35. Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - М.: МПСИ, 2000. - 148с.
36. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - 128 с.
37. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.
38. Яблокова, Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка критериев оценки. Дисс. канд псих. наук. - М., 1998. - 126 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ