Введение 3
1. Теоретические основы бюджетной политики субъекта РФ 6
1.1. Сущность, цели и задачи проведения бюджетной политики субъекта РФ 6
1.2. Инструменты бюджетной политики субъекта РФ 15
1.3. Зарубежный опыт проведения бюджетной политики 23
2. Инструменты бюджетной политики субъекта РФ 28
2.1. Политика субъекта РФ в области доходов 28
2.2. Политика субъекта РФ в области расходов 38
2.3. Бюджетная политика субъекта РФ в области межбюджетных отношений 48
3. Совершенствование бюджетной политики субъекта РФ 59
3.1. Эффективность бюджетной политики субъекта РФ 59
3.2. Направления совершенствования бюджетной политики субъекта РФ 68
Заключение 81
Список использованных источников 87
Приложения
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Бюджетная политика - это, прежде всего разработка концепции развития бюджета и бюджетных отношений на длительную перспективу. В настоящее время на основе объединения собственных бюджетных ресурсов, целевых бюджетных фондов и заемных средств регионы осуществляют реализацию базисных программ: поддержки промышленности, малого предпринимательства, других секторов экономики региона, обеспечивающих рост объема валового регионального продукта и увеличения на этой основе доходов регионального бюджета.
Реализуя эти планы, Правительство Республики Татарстан и финансовые органы строят свою политику на следующих приоритетах.
На экономической эффективности - создании долгосрочных стимулов для поддержания конкурентной среды, благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в целях содействия росту доходов населения и экономическому развитию хозяйства республики. Бюджетная ответственность подразумевает управление финансами от имени и в интересах населения при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов территорий республики в целях предоставления различных бюджетных услуг, прозрачности и подотчетной бюджетной политики, сбалансированности всех стадий бюджетного процесса, повышение законодательно установленной взаимной ответственности органов власти разных уровней при выработке и проведении бюджетной политики.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны и его регионов, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджетную политику происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджетная политика выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно бюджетная политика определяет социальную политику как государства в целом, так и его субъектов.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (доходы, в частности налоговые, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и субъекта в отдельности и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Целью работы является изучение особенностей бюджетной политики субъекта Российской Федерации на примере одного из самых экономически развитых регионов - Республики Татарстан.
В связи с целями работа призвана решить следующие задачи:
- рассмотреть цели, задачи и инструменты проведения бюджетной политики;
- изучить зарубежный опыт проведения бюджетной политики;
- определить сущность политики субъекта РФ в области доходов и расходов;
- дать оценку эффективности бюджетной политики;
- исследовать основные направления совершенствования бюджетной политики субъекта РФ.
Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Информационной базой написания дипломной работы послужили труды экономистов Г.Б. Поляка, Н.М. Сабитовой, М.В. Романовского, Л.А. Дробозиной, М.Г. Афанасьева, А.М. Година, В. М. Родионовой, и других, а также нормативные документы и данные периодической печати.
Проведенные исследования на тему «Бюджетная политика субъекта РФ» позволяют сделать следующие выводы.
1. Бюджетная политика призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики субъект РФ должен исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности.
2. В экономической литературе нет единого определения понятия «бюджетная политика». В работе приведены несколько определений этого понятия разных ученых экономистов. Однако, с нашей точки зрения бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, во-первых, по выбору наиболее рациональных способов применения имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание стабильности развития общества, во-вторых, предполагающую профессионально подготовленных специалистов-представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе по мере усложнения процедур принятия решений и судебной власти, в-третьих, нацеленной на улучшение финансового положение субъекта управления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель, в- четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).
3. Президент Российской Федерации определил главные цели бюджетной политики на 2014 - 2016 годы, которые также относятся и к субъекту РФ - это: обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ; эффективное исполнение принятых обязательств; эффективное управление государственными финансами; создание эффективной системы межбюджетных отношений.
Главными задачами бюджетной политики на протяжении многих лет остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы.
Основными инструментами бюджетной политики являются: доходы бюджета, расходы бюджета, межбюджетные отношения, государственный долг и дефицит (профицит) бюджета, государственный финансовый контроль, управление бюджетной системой.
4. Специфика европейских стран в вопросах проведения бюджетной политики состоит в том, что уровень национального дохода, перераспределяемого посредством государственного бюджета, остается максимальным на протяжении длительного периода времени.
Основными источниками формирования доходных статей бюджетов развитых стран являются налоги на доходы, взносы на социальное страхование и потребительские налоги.
Расходы бюджетов зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем государственных расходов и их удельный вес в ВВП.
5. Политика субъекта РФ в области доходов имеет свои особенности, которые связаны с тем, что в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в составе доходов бюджета Республики Татарстан имеют налоговые доходы, за счет которых осуществляется бюджетное регулирование. Основу налоговых доходов республиканского бюджета составляют федеральные налоги.
В 2015 году поступление налоговых доходов резко увеличилось благодаря экономической ситуации на рынке - в результате девальвации - а также новому налоговому законодательству. Таким образом, в силу этих факторов, бюджет Республики Татарстан в 2015 году сошелся с минимальным дефицитом относительно прогнозных показателей.
6. Бюджетная политика Республики Татарстан в области расходов основана на необходимости финансового обеспечения обязательств субъекта РФ по вопросам социально-экономического развития, необходимости решения задач по обеспечению базовых услуг, сокращению социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу наиболее социально незащищенных групп населения.
Отметим, что наибольший удельный вес приходится на социальную сферу. На ее финансирование запланировано и исполнено более половины всех расходов бюджета Республики Татарстан (53,74% в 2013, 56,55% в 2014, 51,46% в 2015). При этом на протяжении трех лет приоритетные направления финансирования не изменились - на первом месте это «Национальная экономика», затем «Образование», «Здравоохранение» и «Социальная политика». В целом же бюджетная политика в области расходов за последние годы не менялась.
7. Межбюджетные отношения в России на протяжении многих лет являлись важнейшей проблемой построения демократического федеративного государства.
В настоящее время межбюджетные трансферты субъекта РФ согласно Бюджетной классификации РФ делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а также прочих межбюджетных трансфертов общего характера, при чем последние включают в себя субсидии и субвенции. Дотации в общей структуре межбюджетных отношений за последние два года составляли лишь 2,51% и 3,49% соответственно.
8. Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики субъекта РФ в целом. Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики субъекта Федерации используются следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов, в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; динамика ВРП; уровень безработицы; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете; уровень жизни населения.
Подводя итоги 2015 года, можно сказать, что выбранное Правительством РТ направление бюджетной политики все еще нуждается в дальнейшем развитии, так как не все основные макроэкономические показатели и пороговые значения индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан были выполнены. Таким образом, объем ВРП в 2015 году в сопоставимых ценах к предыдущему году уменьшился, а уровень безработицы увеличился.
Однако, нельзя забывать об условиях, в которых сейчас находится экономика Республики Татарстан, и Российской Федерации в целом. Беря во внимание этот фактор, можно с уверенностью заявить, что в целом бюджет Республики Татарстан показывает неплохие результаты, которые касаются полного исполнения своих расходных обязательств, уверенного увеличения доходной части бюджета, а также соблюдение минимально возможного уровня бюджетного дефицита.
9. Особое внимание уделяется повышению эффективности бюджета Республики Татарстан и совершенствованию бюджетной политики. В данное время в Республике Татарстан проделывается большая работа в области совершенствования бюджетной политики, которая направлена на снижение налоговой нагрузки, что не снижает объем налоговых поступлений, а увеличивает за счет вывода доходов из нелегального рынка, развития предпринимательской деятельности и роста объемов производства. Важным направлением работы становится осуществление контроля и надзора над соблюдением налогового законодательства.
На наш взгляд, будущее за малым и средним бизнесом. Ведь именно они ориентируются на реальный спрос населения, и не смотря на средства, которые направляются на поддержку малого и среднего предпринимательства, эффективность расходования этих средств не особо проглядывается. Подтверждение этому повышение ставки ЕНВД на 16% в 2015 году. Сейчас в кризисный период экономики поддержка малого и среднего предпринимательства как никогда важна.
В среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы республиканского бюджета. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.
Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджета Республики Татарстан. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен за счет улучшения администрирования уже существующих налогов.
Также одним из приоритетных направлений совершенствования бюджетной политики Республики Татарстан должно стать поддержание инновационного сектора с целью уменьшения зависимости экономики республики от изменений мировой экономической конъюктуры.
Следующим немаловажным направлением совершенствования бюджетной политики Республики Татарстан является повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг, что непосредственно подразумевает повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг и механизмов их финансирования.
Касаемо межбюджетных отношений, бюджетная политика субъекта РФ должна быть направлена не только на повышение бюджетной самостоятельности, но и оказание содействия Министерства финансов Республики Татарстан в организации бюджетного процесса на местном уровне.
С учетом выше сказанного, хотелось бы пожелать, чтобы Правительство Республики Татарстан и дальше развивало выбранное, как показала практика, успешное направление бюджетной политики для процветания нашей республики.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.04.2016.
2. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 21.04.2016.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.05.2016.
4. "О бюджете РТ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" [Электронный ресурс]: Закон РТ от 30.11.2012 № 80-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.tatarstan.ru.
5. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]: Закон РТ от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 17.05.2016.
6. "О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и
2016 годов" [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 25.11.2013 № 94-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http: //www. minfin.tatarstan.ru.
7. "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013 год" [Электронный
ресурс]: Закон Республики Татарстан от 10.06.2014 № 52-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа:
http: //www. minfin.tatarstan.ru.
8. «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и
2017 годов» [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 27.11.2014 №107-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http ://www. minfin. tatarstan. ru.
9. "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год" [Электронный
ресурс]: Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 № 36-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа:
http: //www. minfin.tatarstan.ru.
10. «О бюджете Республики Татарстан на 2016 год» [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 20.11.2015 № 97-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.tatarstan.ru.
11. «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годах» (25.12.2015) [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 24.12.2015 № 103-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http: //www. minfin.tatarstan.ru.
12. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 20.05.2016.
13. "Об утверждении Порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.06.2008 N 444 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.04.2016.
14. Государственная программа «Управление государственными финансами
Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы» [Электронный ресурс]:
Постановление КМ РТ от 31.12.2012 № 1194 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 20.05.2016.
15. "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Республике Татарстан на период до 2018 года" [Электронный ресурс]: Постановление КМ РТ от 15.03.2014 № 154 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 17.05.2016.
16. Ведомственная целевая программа Министерства финансов Республики
Татарстан «Повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами Республики Татарстан на 2012-2014 годы» [Электронный ресурс]: Приказ МФ РТ от 01.12.2011 №07-114 - Официальный сайт Министерства
финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.tatarstan.ru.
17. «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.05.2016.
18. «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 20.12.2013 № 2593-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 19.05.2016.
19. «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития на уровне муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан» (11.01.2016) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономики Республики Татарстан от 18.12.2015 № 534 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.05.2016.
20. О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 // www.budgetrf.ru.
21. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебние / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. М.П. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Юрайт, 2012.
22. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко, 2012.
23. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - КНОРУС, 2015.
24. Иванов А.М., Боярский М.Г. Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики // Финансы.- 2014.- №8.
25. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие/ Ковалева Т.М. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016.
26. Ковалева Т.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник/ коллектив авторов; под ред. Т.М. Ковалевой. - М: КНОРУС, 2016.
27. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2013, № 6.
28. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для бакалавров.-М.: Проспект, 2014.
29. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015.
30. Родионова В. М. Финансы: Учебник - М., Финансы и статистика, 2014.
31. Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (в ред. от 31.09.2015).- Казань: Издательство Казанского ун-та, 2002.
32. Финансово-кредитный словарь. Т.1.А-Й / Гл.ред. В.Ф. Гарбузов. М.:Финансы и статистика,1984.
33. Шуба В.Б. Модели межбюджетных отношений конкретных стран: общее и особенное // Финансы, 2013, №10.
34. Бюджет Татарстана в 2015 году: в ожидании дефицита и децимации // http:ZZrealnoevremya.ru. - 22.12.2015 г.
35. Бюджетный парадокс 2015 года: с чего начнется секвестр в Татарстане? // http:ZZrealnoevremya.ru. - 27.01.2016 г.
36. Казань-2015: объем инвестиций в экономику сократился на 10 млрд, но доходы города выросли // http://realnoevremya.ru. - 26.02.2016 г.
37. Обрезание образования // http://realnoevremya.ru. - 02.03.2015 г.
38. Полгода лихого времени // www.tatcenter.ru. - 04.08.2014 г.
39. Федеральный центр «отозвал» 200 млн субсидий Татарстану // http:ZZrealnoevremya.ru. - 24.12.2015 г.
40. Экономика Татарстана: бюджет под давлением // http://realnoevremya.ru. - 20.04.2016 г.
41. Эксклюзив «Реального времени»: 153 казанских торговых центра за 80 млрд рублей // http://realnoevremya.ru. - 30.12.2015 г.
42. Нормативное регулирование и федеральный опыт внедрения государственных
программ и программного бюджета [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы на сайте Министерства финансов РТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа:
http: //www. minfin.tatarstan.ru.
43. Основные показатели социально-экономического развития Республики Татарстан за 2015 год [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы на сайте Министерства финансов РТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.tatarstan.ru.
44. Интернет ресурс: www.budget.gov.ru.
45. Интернет ресурс :www.data.oecd.org.
46. Интернет ресурс: www.ec.europa.eu.
47. Интернет ресурс: www.gks.ru.
48. Интернет ресурс: www.iminfin.ru.
49. Интернет ресурс: www.tatarstan.ru.
50. Интернет ресурс: www.tatarstan.roskazna.ru.
51. Интернет ресурс: www.tatstat.gks.ru.
52. Интернет ресурс: www.usgovernmentspending.com.