Кредитование предприятий корпоративного бизнеса
|
Введение 4
1. Теоретические основы кредитования предприятий корпоративного
бизнеса 8
1.1. Понятие и сущность кредитования предприятий корпоративного
бизнеса 8
1.2. Классификация видов кредитов, выдаваемых предприятиям
корпоративного бизнеса и их характеристика 15
2. Тенденции развития кредитования корпоративного бизнеса на
современном этапе 28
2.1. Оценка кредитования предприятий корпоративного сектора
российскими банками 28
2.2. Анализ кредитования коммерческими банками региональной
экономики на примере Республики Татарстан 38
3. Направления совершенствования развития корпоративного
кредитования в коммерческом банке 44
3.1. Проблемы и перспективы кредитования предприятий
корпоративного бизнеса на современном этапе 44
3.2. Прогнозная оценка эффективности кредитования корпоративного
сектора 51
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения
1. Теоретические основы кредитования предприятий корпоративного
бизнеса 8
1.1. Понятие и сущность кредитования предприятий корпоративного
бизнеса 8
1.2. Классификация видов кредитов, выдаваемых предприятиям
корпоративного бизнеса и их характеристика 15
2. Тенденции развития кредитования корпоративного бизнеса на
современном этапе 28
2.1. Оценка кредитования предприятий корпоративного сектора
российскими банками 28
2.2. Анализ кредитования коммерческими банками региональной
экономики на примере Республики Татарстан 38
3. Направления совершенствования развития корпоративного
кредитования в коммерческом банке 44
3.1. Проблемы и перспективы кредитования предприятий
корпоративного бизнеса на современном этапе 44
3.2. Прогнозная оценка эффективности кредитования корпоративного
сектора 51
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения
Современная банковская система Российской Федерации, которая выступает в качестве компаньона государства в выработке и проведения денежной кредитной, инвестиционной политики, распределения риска среди субъектов экономики, оптимизации издержек, наталкивается на конфиденциальность взаимных экономических интересов. Банк, формируя единое пространство в сфере финансов, возлагает на себя конкретные обязательства перед всеми без исключения субъектами экономики. Банк выступает единоличным оператором платежной системы, образно принимая участие в каждых сделках, которые предусматривают безналичные денежные расчеты, а также являются обладателями монопольного права по созданию кредитных ресурсов. Существующая взаимосвязь корпоративных клиентов и коммерческих банков не соответствует требованиям существующего сектора экономики по причине отсутствия четких ориентаций в потребности корпоративных клиентов, не учитывают разработки новых, модернизации устаревших банковских услуг, компьютерных информационных технологий, определение на каждом этапе необходимой степени индивидуальности работы.
Для того, чтобы увеличить объемы активных операций банка, а также обеспечить стабильное положения на рынке услуг необходимо в первую очередь постоянное наращивать ресурсные базы. Цель каждого банка заключается в привлечении наибольшего круга клиентов, для продажи наибольшего объема банковских услуг и, следовательно, получить значительную прибыль.
В настоящее время любой банк, у которого возникает желание быть конкурентоспособным, в первую очередь, должен стать клиентоориентированным, иными словами, тем, в котором клиенты на всех этапах управления получают поддержку и реализацию своих запросов.
В данное время многие коммерческие банки стараются предложить своим клиентам такой вид сотрудничества как корпоративное кредитование, в рамках которого предприятиям банк предлагает кредитные продукты на более выгодных для заемщика условиях.
В связи с этим возникает надобность поиска наиболее совершенствованной формы взаимоотношения коммерческого банка с корпоративными клиентами, а также возникает необходимость в создании системы оценки клиентоориентированности и конкурентной среды в региональном банковском секторе. В свою очередь, это может обеспечить поддержку стабильного функционирования, а если принять во внимание уровень коммерческого банка и корпоративных клиентов - определение степени надежности и измерение имиджа и конкурентной позиции в клиентской среде.
Развитие рынка банковских услуг для корпоративных клиентов является закономерным процессом, затрагивающим интересы многих субъектов хозяйственных взаимоотношений, причем не только банков, как непосредственных производителей, а, прежде всего, предприятий и организаций реального сектора экономики, как потребителей банковских услуг.
Привлекательность крупного корпоративного клиента для банков является постулатом. Как показывает практика, в условиях кризиса, привлекая даже одного корпоративного клиента, позволит значительно упрочить положение банка. Однако для таких клиентов необходимо не только предложить взаимовыгодные условия, ну и дополнительные специальные услуги.
Цель исследования - исследование процесса кредитования предприятий корпоративного бизнеса и выявление перспектив его развития. Задачи исследования:
- исследовать теоретические основы банковского кредитования предприятий корпоративного бизнеса, раскрыть сущность, особенности и виды;
- определить тенденции развития кредитования корпоративного бизнеса на современном этапе;
- проанализировать кредитование коммерческими банками регионального бизнеса на примере Республики Татарстан с помощью различных способов, методов и видов экономического анализа;
- выявить актуальные проблемы и перспективы кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
- спрогнозировать с использованием экономико-математических методов эффективность кредитования корпоративных клиентов коммерческими банками до 2020 года.
Объектом исследования выступает организация кредитования предприятий корпоративного бизнеса. Предметом исследования выступают кредитные отношения, возникающие у коммерческого банка с предприятиями корпоративного бизнеса.
Теоретической и методологической базой исследования выступают фундаментальные результаты и труды научных исследований зарубежных и российских ученых в области практики и теории в банковском деле и инновационной деятельности, а также региональные и федеральные нормативно - правовые акты по изучаемой проблеме, периодические и отраслевые издания. Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, а также материалы по статистике Банка России, сведения Федеральной Службы государственной Статистики, публикации и материалы из сети интернет.
Научная новизна положений и выводов, сформулированных в магистерской диссертационной работе, состоит в решении важных теоретических и методических основ формирования и реализации механизма банковского кредитования предприятий корпоративного бизнеса, а именно:
1. Приведения классификация видов кредитов, выдаваемых предприятиям корпоративного бизнеса, и дана их характеристика.
2. С применением инструментов анализа банковского рынка проведена оценка состояния объема рынка корпоративного кредитования в России и Республики Татарстан.
3. Используя ЭММ спрогнозирована оценка эффективности кредитования корпоративного сектора до 2020 года.
Практическая значимость работы заключается в применении результата исследования при макроэкономических исследований рынка корпоративного кредитования, а также для решения актуальных задач, возникающие при кредитовании предприятий корпоративного бизнеса.
Для того, чтобы увеличить объемы активных операций банка, а также обеспечить стабильное положения на рынке услуг необходимо в первую очередь постоянное наращивать ресурсные базы. Цель каждого банка заключается в привлечении наибольшего круга клиентов, для продажи наибольшего объема банковских услуг и, следовательно, получить значительную прибыль.
В настоящее время любой банк, у которого возникает желание быть конкурентоспособным, в первую очередь, должен стать клиентоориентированным, иными словами, тем, в котором клиенты на всех этапах управления получают поддержку и реализацию своих запросов.
В данное время многие коммерческие банки стараются предложить своим клиентам такой вид сотрудничества как корпоративное кредитование, в рамках которого предприятиям банк предлагает кредитные продукты на более выгодных для заемщика условиях.
В связи с этим возникает надобность поиска наиболее совершенствованной формы взаимоотношения коммерческого банка с корпоративными клиентами, а также возникает необходимость в создании системы оценки клиентоориентированности и конкурентной среды в региональном банковском секторе. В свою очередь, это может обеспечить поддержку стабильного функционирования, а если принять во внимание уровень коммерческого банка и корпоративных клиентов - определение степени надежности и измерение имиджа и конкурентной позиции в клиентской среде.
Развитие рынка банковских услуг для корпоративных клиентов является закономерным процессом, затрагивающим интересы многих субъектов хозяйственных взаимоотношений, причем не только банков, как непосредственных производителей, а, прежде всего, предприятий и организаций реального сектора экономики, как потребителей банковских услуг.
Привлекательность крупного корпоративного клиента для банков является постулатом. Как показывает практика, в условиях кризиса, привлекая даже одного корпоративного клиента, позволит значительно упрочить положение банка. Однако для таких клиентов необходимо не только предложить взаимовыгодные условия, ну и дополнительные специальные услуги.
Цель исследования - исследование процесса кредитования предприятий корпоративного бизнеса и выявление перспектив его развития. Задачи исследования:
- исследовать теоретические основы банковского кредитования предприятий корпоративного бизнеса, раскрыть сущность, особенности и виды;
- определить тенденции развития кредитования корпоративного бизнеса на современном этапе;
- проанализировать кредитование коммерческими банками регионального бизнеса на примере Республики Татарстан с помощью различных способов, методов и видов экономического анализа;
- выявить актуальные проблемы и перспективы кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
- спрогнозировать с использованием экономико-математических методов эффективность кредитования корпоративных клиентов коммерческими банками до 2020 года.
Объектом исследования выступает организация кредитования предприятий корпоративного бизнеса. Предметом исследования выступают кредитные отношения, возникающие у коммерческого банка с предприятиями корпоративного бизнеса.
Теоретической и методологической базой исследования выступают фундаментальные результаты и труды научных исследований зарубежных и российских ученых в области практики и теории в банковском деле и инновационной деятельности, а также региональные и федеральные нормативно - правовые акты по изучаемой проблеме, периодические и отраслевые издания. Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, а также материалы по статистике Банка России, сведения Федеральной Службы государственной Статистики, публикации и материалы из сети интернет.
Научная новизна положений и выводов, сформулированных в магистерской диссертационной работе, состоит в решении важных теоретических и методических основ формирования и реализации механизма банковского кредитования предприятий корпоративного бизнеса, а именно:
1. Приведения классификация видов кредитов, выдаваемых предприятиям корпоративного бизнеса, и дана их характеристика.
2. С применением инструментов анализа банковского рынка проведена оценка состояния объема рынка корпоративного кредитования в России и Республики Татарстан.
3. Используя ЭММ спрогнозирована оценка эффективности кредитования корпоративного сектора до 2020 года.
Практическая значимость работы заключается в применении результата исследования при макроэкономических исследований рынка корпоративного кредитования, а также для решения актуальных задач, возникающие при кредитовании предприятий корпоративного бизнеса.
Подводя итог, отразим в заключении рассмотренные в работе важные моменты.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики и неотъемлемым элементом экономического роста. Кредитом пользуются как крупные объединения и предприятия, так и малые торговые, производственные и другие предприятия.
Нами были составлена классификация видов кредитов корпоративному бизнесу, включающая в себя кредиты по валютному предоставлению, степени риска, отраслевой сфере, обеспечению, сроку кредитования, видам кредитования, форме кредитования.
В целом ситуация на рынке корпоративного банковского кредитования продолжает оставаться сложной. Несмотря на слабый рост выдачи новых кредитов, задолженность корпоративных клиентов перестала расти. Это означает, что с учётом процентных платежей экономика сейчас не получает дополнительных ресурсов с кредитного рынка. Единственный положительный сигнал - прекращение роста просроченной задолженности, что может дать основания к более активному снижению кредитных ставок и возобновлению роста кредита в ближайшей перспективе.
Сейчас банки заинтересованы в надежных заемщиках. Это относится и к корпоративному, и частному сектору. В этой связи банки идут в двух направлениях. Первое — снижение ставок по кредитам, что делает их более привлекательными и должно способствовать приходу потенциальных заемщиков. Второе — ужесточение требований к потенциальным заемщикам, что должно отсеять претендентов на кредит, которые в дальнейшем могут оказаться в группе потенциальных или реальных неплательщиков. Если восстановление экономики, наметившееся в IV квартале 2017 г., продолжится, уже в первых двух кварталах следующего года возможна активизация в секторе корпоративного кредитования. Этому будет способствовать не только улучшение экономической си-
туации, но и дальнейшее снижение ключевой ставки со стороны ЦБ.
Формирование новой бизнес-архитектуры деятельности отечественных банков будет направлено на нивелирование имеющихся рисков в основной деятельности банков; оптимизацию бизнес-процессов, структуры управления; сокращение операционных издержек; автоматизацию части управленческих задач и контроля за их выполнением с учетом финансовых возможностей банков и т.д.
Конечными целями всех этих мероприятий являются совершенствование работы, взаимоотношений и взаимодействия банков с клиентами, дальнейшее развитие и совершенствование корпоративного кредитования, кросс-продаж и продуктов, создание и реализация инновационных технологий ведения банковского бизнеса.
Прогнозируя эффективность кредитования предприятий корпоративного бизнеса в работе была построена ЭММ. На основании этих данных были определены факторы, которые оказывают наибольшее влияние на доходность кредитования корпоративных клиентов. В ходе работы было построено уравнение множественной регрессии, которая характеризует доходность предприятий корпоративного бизнеса, применение которого позволит не только оценить текущее состояние корпоративного кредитования в части эффективности, а также и провести прогнозные расчеты для будущего с целью поиска путей решения проблемных моментов. По результатам расчетов можно констатировать, что на доходность кредитования корпоративных клиентов больше всего оказывает влияние фактор "средневзвешенная ставка по кредитам корпоративных клиентов." На основе построенной модели был рассчитан прогнозный объем доходности корпоративного кредитования в России на 2020 гг. По результатам расчетов можно сделать выводы, что по результатам 2017 года можно будет увидеть увеличение доходности по кредитам корпоративных заемщиков до 12,3%, затем, до 2020 года, будет продолжаться тенденция на снижение доходности корпоративных портфелей российских банков (2018г. - 12,2%, 2019г. - 11,9%, 2020г. - 11,3%).
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики и неотъемлемым элементом экономического роста. Кредитом пользуются как крупные объединения и предприятия, так и малые торговые, производственные и другие предприятия.
Нами были составлена классификация видов кредитов корпоративному бизнесу, включающая в себя кредиты по валютному предоставлению, степени риска, отраслевой сфере, обеспечению, сроку кредитования, видам кредитования, форме кредитования.
В целом ситуация на рынке корпоративного банковского кредитования продолжает оставаться сложной. Несмотря на слабый рост выдачи новых кредитов, задолженность корпоративных клиентов перестала расти. Это означает, что с учётом процентных платежей экономика сейчас не получает дополнительных ресурсов с кредитного рынка. Единственный положительный сигнал - прекращение роста просроченной задолженности, что может дать основания к более активному снижению кредитных ставок и возобновлению роста кредита в ближайшей перспективе.
Сейчас банки заинтересованы в надежных заемщиках. Это относится и к корпоративному, и частному сектору. В этой связи банки идут в двух направлениях. Первое — снижение ставок по кредитам, что делает их более привлекательными и должно способствовать приходу потенциальных заемщиков. Второе — ужесточение требований к потенциальным заемщикам, что должно отсеять претендентов на кредит, которые в дальнейшем могут оказаться в группе потенциальных или реальных неплательщиков. Если восстановление экономики, наметившееся в IV квартале 2017 г., продолжится, уже в первых двух кварталах следующего года возможна активизация в секторе корпоративного кредитования. Этому будет способствовать не только улучшение экономической си-
туации, но и дальнейшее снижение ключевой ставки со стороны ЦБ.
Формирование новой бизнес-архитектуры деятельности отечественных банков будет направлено на нивелирование имеющихся рисков в основной деятельности банков; оптимизацию бизнес-процессов, структуры управления; сокращение операционных издержек; автоматизацию части управленческих задач и контроля за их выполнением с учетом финансовых возможностей банков и т.д.
Конечными целями всех этих мероприятий являются совершенствование работы, взаимоотношений и взаимодействия банков с клиентами, дальнейшее развитие и совершенствование корпоративного кредитования, кросс-продаж и продуктов, создание и реализация инновационных технологий ведения банковского бизнеса.
Прогнозируя эффективность кредитования предприятий корпоративного бизнеса в работе была построена ЭММ. На основании этих данных были определены факторы, которые оказывают наибольшее влияние на доходность кредитования корпоративных клиентов. В ходе работы было построено уравнение множественной регрессии, которая характеризует доходность предприятий корпоративного бизнеса, применение которого позволит не только оценить текущее состояние корпоративного кредитования в части эффективности, а также и провести прогнозные расчеты для будущего с целью поиска путей решения проблемных моментов. По результатам расчетов можно констатировать, что на доходность кредитования корпоративных клиентов больше всего оказывает влияние фактор "средневзвешенная ставка по кредитам корпоративных клиентов." На основе построенной модели был рассчитан прогнозный объем доходности корпоративного кредитования в России на 2020 гг. По результатам расчетов можно сделать выводы, что по результатам 2017 года можно будет увидеть увеличение доходности по кредитам корпоративных заемщиков до 12,3%, затем, до 2020 года, будет продолжаться тенденция на снижение доходности корпоративных портфелей российских банков (2018г. - 12,2%, 2019г. - 11,9%, 2020г. - 11,3%).
Подобные работы
- Кредитование предприятий корпоративного бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Кредитование предприятий корпоративного бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - Кредитование предприятий корпоративного бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Кредитование предприятий корпоративного бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Кредитование предприятий корпоративного бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
(НА ПРИМЕРЕ ПАО «ВТБ»)
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020



