Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования тестовых технологий в обучении 5
1.1 Понятие теста и тестирования 5
1.2 Формы тестовых заданий 7
1.2.1.Задания закрытой формы 9
1.2.2. Задания открытой формы 11
1.3. Классификация тестов 13
Глава 2. Использование тестовых технологий в процессе обучения математике
на примере урока на тему «Теоремы Чевы и Менелая» 16
2.1. Применение тестовых технологий на подготовительном этапе работы 16
2.2. Изложение темы «Теоремы Чевы и Менелая». Применение тестовых
технологий на этапе закрепления темы 20
2.3. Использование компьютерного тестирования на уроке систематизации и
обобщения по теме «Теоремы Чевы и Менелая» 30
Глава 3.Результаты эксперимента по созданию и апробации тестовой системы на примере задач повышенной сложности 33
3.1. Основные требования к тестовым заданиям 33
3.2. Использование программы MyTestXPro для создания тестов 36
3.3. Анализ эффективности тестовой системы в задачах повышенной сложности 37
Заключение 46
Список использованной литературы 47
Приложение
Система оценивания, которая применяется сегодня на уроках в школе, не всегда может полно и точно охарактеризовать знания и умения учащихся, поэтому вполне оправдано и естественно искать более совершенные методики оценивания результатов обучения. Тестовые технологии являются одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся, и позволяют наиболее объективно оценить уровень подготовленности каждого ученика.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что тестовые технологии активно вводятся в процесс обучения и рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования.
Использование на уроке тестов дает возможность учителю перейти от роли руководителя, наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, советчика, который помогает детям добывать знания самостоятельно, сосредотачивает их внимание и анализирует индивидуальные успехи каждого ребёнка. Таким образом, учитель может эффективно формировать знания и навыки учащегося, не причиняя вреда его эмоциональному здоровью.
Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Использование тестовых технологий в задачах повышенной сложности школьного курса математики».
Объект исследования—тестовые задания.
Предмет исследования—применение тестовых технологий в обучении.
Цель исследования: на основе изучения научной, учебной и периодической литературы систематизировать и последовательно изложить теоретический материал с подробным описанием методов разработки и оценивания тестов, и рассмотреть использование тестовых технологий в задачах повышенной сложности с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную и учебную литературу по проблеме исследования, дать определения и характеристики основным понятиям работы.
2. Применить тестовые технологии при изучении темы «Теоремы Чевы и Менелая» и выявить их эффективность.
3. Осуществить экспериментальную проверку возможностей разработанной тестовой системы на примере задач повышенной сложности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются основные понятия, определения, характеристики тестовых заданий.
Вторая глава посвящена применению тестовых технологий на уроках математики по теме «Теоремы Чевы и Менелая», также приведены результаты тестирования школьников по данной теме.
В третьей главе рассматриваются вопросы целесообразности и эффективности применения компьютерных и тестовых технологий в решении задач повышенной сложности школьного курса математики.
При выполнении данной работы использовались программы:
• GeoGebra — программа, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, стереометрии.
• MyTestXPro—это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов, но и ряд других программ, которые используются.
Тестовые технологии не создают новую образовательную структуру, они раздвигают рамки образовательного пространства. Тестирование не отменяет и не заменяет педагогический опыт и индивидуальный вклад каждого педагога, а лишь помогает преподавателям эффективно организовать систематический контроль знаний.
Все поставленные в квалификационной работе задачи выполнены. В ходе данной квалификационной работы были рассмотрены основные понятия и определения, характеристики тестов их достоинства и недостатки. Выявлена эффективность использования тестовых технологий в процессе обучения математике на примере урока «Теоремы Чевы и Менелая».Была проведена экспериментальная проверка возможностей разработанной тестовой системы на примере задач повышенной сложности, которая показала следующие результаты:
1. Тестовые технологии позволяют более успешно контролировать усвоение материала: различные понятия, определения, теоремы. Все то, что «ускользает» от внимания учащихся при проведении традиционной формы контроля.
2. Задачи повышенной сложности не поддаются алгоритмизации, необходим эвристический подход к их решению, поэтому введение тестовых технологий не может привести к отмене традиционной формы контроля. К тому же, письменная контрольная работа остается главным видом проверки умений (в частности, умения анализировать условие задачи с целью выявления существенных данных, закономерностей, а также умения оформлять главные мысли четко, ясно и кратко, чтобы наглядно продемонстрировать основные идеи процесса решения задач повышенной сложности).
1. Аванесов, В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В.С.Аванесов. — М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 2004. —135 с.
2. Атанасян, Л.С. Геометрия: учебник для общеобразовательных учреждений 7-9 классы / Л.С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
3. Васильев, В.И. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов / В.И. Васильев, Т.Н. Тягунова. — М.: МГУЭСиИ, 2001.—143 с.
4. Дорофеев, Г.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В.Дорофеев.— М.: Дрофа, 2001.— 80 с.
5. Колягин, Ю.М. Учись решать задачи / Ю.М.Колягин, В.А. Оганесян.—М.: Просвещение, 1980.— 95 с.
6. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования /А.Н. Майоров.—М.: Народное образование,2000.— 352 с.
7. Михайлычев, Е.А. Дидактическая тестология / Е.А.
Михайлычев.— М.: Народное образование, 2001. -232с.
8. Наумова, В.В. Актуальные проблемы социально-экологической
безопасности Поволжского региона / В.В.Наумова, Н.А. Москалев // Сборник по материалам III Межвузовской научно-практической конференции. —2010.-С.179-182.
9. Петряков, И.С. Математика для любознательных /И.С. Петряков. —М.: Просвещение, 2000.-88 с.
10. Пойа, Дж. Как решать задачу / Дж. Пойа. — М.: Просвещение, 1959.-206 с.
11. Романова, Т.А. Тестовый контроль учебной деятельности / Т.А.Романова. -М.: УМЦ СПО МСХ РФ, 2000.-216 с.
12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко.-М.: Народное образование,2001.-158 с.
13. Супрун, В.П. Математика для старшеклассников: задачи
повышенной сложности / В.П. Супрун.-М.: Авэрсэв, 2002.-198 с.
14. Родионов, Б.У. Стандарты и тесты в образовании / Б.У. Родионов, А.О. Татур.-М.: Высшая школа, 2000.-172 с.
15. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова.-М.: Логос, 2002.-432 с.