ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 9
1.1 Основные понятия, особенности и принципы обучения персонала 9
1.2 Формы обучения персонала и их классификация 15
1.3 Процесс обучения персонала на предприятии 21
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО
«КУКМОРСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОПОСУДЫ» 25
2.1 Организационно - экономическая характеристика ОАО «Кукморский
завод Металлопосуды» 25
2.2 Анализ качественного и количественного состава персонала на ОАО
«Кукморский завод Металлопосуды» 33
2.3 Описание и анализ существующей системы обучения персонала на
ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» 43
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ОАО «КУКМОРСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОПОСУДЫ» 64
3.1 Проблемы системы обучения персонала в ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» 64
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на
ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» 66
3.3 Социально - экономический эффект обучения персонала на ОАО
«Кукморский завод Металлопосуды» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система обучения персонала - это система подготовки кадров, переподготовки и повышение квалификации кадров, которая включает в себя различные методы и формы обучения, а также разные материально-технические средства, которые обеспечивают весь процесс обучения.
Образованность кадров - это важнейший фактор экономического роста в стране, следовательно, от внутриорганизационного обучения персонала выигрывает общество, государство в целом, получая тем самым более квалифицированных кадров и специалистов, и более высокую производительность труда без дополнительных затрат.
Влияние профессионального обучения персонала на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда, уменьшение брака и травматизма на рабочем месте при рациональном использовании материальных ресурсов.
Квалифицированные кадры всегда были важным стратегическим фактором в деятельности предприятий. Предприятии необходим правильный отбор персонала и грамотно выстроенная система обучения этого персонала, для того чтобы сотрудник был мотивирован, заинтересован и относился с ответственностью и добросовестностью к своим выполняемым обязанностям.
Обучение, повышение квалификации, обмен информации все это вызывает предприятие подготавливать необходимую базу квалифицированных и обученных кадров для повышения эффективности деятельности предприятия.
Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована тем, что в настоящее время выдвигаются все более новые и новые требования к обучению персонала, которые подразумевают регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний у рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Важной проблемой является необходимость исследования, внедрение и использование новых форм и методов обучения персонала для работы с новейшей техникой, усвоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности производства.
Глубокой разработкой и изучением вопроса профессионального обучения персонала и эффективности обучения персонала занимались как отечественные авторы, так и зарубежные, которые внесли свой в клад в управление и обучение персонала. Изучением и анализом управления персоналом на предприятии занимались такие авторы как Кибанов А.Я. [33], Захаров Н.Л. [30], Веснин В.Р. [15], Овичнников Д.Л [54], Мордовин С.К. [51], Аксенова Е.А. [5], Авдеев В.В. [4], Ловчева М.В. [36], Травин В.В. [61] и другие. Изучением организацией обучения персонала в организации занимались следующие авторы - Магура М.И., Курбатова М.Б.[48], Сидоров В. А., Ганеева С.М. [18], Гуреев С.Т. [21] и другие. Среди зарубежных авторов следует выделить таких как Б. Альстрэнд, С. Гошал, Г. Десслер [23] - которые изучали управление персонала, Дж. Б. Куинн, Д. Лэмпэл, М. Портер, Р. Райт, Р. Ричардсон, А. Чандлер [68], А. Уилкинсон. Положения и выводы, содержащиеся в трудах ученых, послужили теоретической базой исследования.
Имеется огромное разнообразие систем, форм и методов обучения персонала. Но выбор того или иного метода обучения в каждой ситуации определяется множеством факторов, в том числе потребностями в обучении, целями и задачами, уровнем имеющейся квалификации и профессиональной подготовки обучающихся.
Объект исследования: ОАО «Кукморский завод Металлопосуды».
Предмет исследования: система обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды».
Целью выпускной квалификационной работы является анализ действующей системы обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» и ее совершенствование на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды».
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить теоретико - методологическую основу системы обучения персонала.
2. Рассмотреть анализ действующей системы обучения персонала на примере ОАО «Кукморский завод Металлопосуды».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды».
Гипотеза исследования заключается в том, что разработка эффективных рекомендаций и путей совершенствования системы обучения персонала является одним из необходимых условий для повышения эффективности деятельности предприятия и производительности труда, так как образованность кадров - это важнейший фактор экономического роста на предприятии.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение методической, научно - теоретической литературы; фундаментальные достижения мировой науки в области управления персоналом и обучения персонала и так далее;
2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседа со специалистами по управлению персоналом, диагностирование, анкетирование;
3. Статистические: математическая обработка данных исследования, графические и табличные интерпретации результатов.
Научная и теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведен анализ в потребности обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды»; выявление проблемы в системе обучения персонала на предприятии и разработка рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию систему обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды». Основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения предложенных рекомендаций на практике и получения видимых результатов от их внедрения на предприятие, от их использования в работе кадровых служб ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» в целях повышения эффективности деятельности организации. По теме исследования выпускной квалификационной работы была проведена апробация в следующих работах: конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу студентов и магистрантов ЕИ К(П)ФУ «Современные формы профессионального обучения персонала на примере ООО «Магистрат»; VIII Всероссийская научно-практическая конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура выпускной квалификационной работы представлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность данной темы, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, раскрывает научно - теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе собраны теоретические основы системы обучения персонала. Рассмотрены различные формы обучения, применяемые на предприятиях, классификация современных и традиционных форм обучения персонала, их эффективность, особенности и принципы обучения персонала. Вторая глава освещает информацию, касающуюся ОАО «Кукморский завод Металлопосуды». Это практическая глава, в которой рассматривается характеристика исследуемого предприятия, особенности деятельности, цели. Представлены экономические показатели предприятия, касающиеся также персонала. В данной главе рассматриваются системы обучения, которые на данный момент применяются на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды». Третья глава - заключительная. В ней говорится о проблемах, которые были выявлены в ходе анализа действующей системы обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды». Так же в третьей главе представлены рекомендации, которые смогут дать возможность решить выявленные проблемы. В заключительной части представлены расчеты, которые подтверждают эффективность предложенных мероприятий. В заключении подводятся итоги по всей работе и формируются окончательные выводы по исследуемой теме.
Подводя итог выпускной квалификационной работы, важно отметить, что обучение персонала в настоящее время должен носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности работника. Руководство предприятия должно рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
Обучение кадров включает подготовку новых рабочих, переподготовку, повышение квалификации. Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Переподготовка организуется с целью освоения новых профессий, повышение квалификации - это последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков.
Проанализировав теоретический материал по обучению персонала можно сделать вывод о том, что в современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективного предприятия попросту невозможно без эффективной системы обучения персонала причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, и являться частью стратегии предприятия.
Выполненный анализ существующей системы обучения персонала показал, что обучения персонала в ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» имеет тенденцию к увеличению: вырос объем подготовки кадров, увеличилось число слушателей вторым и смежным профессиям, и переподготовке, но также и имеет свои недостатки, не имеется повышение квалификации для управленческого персонала, не применяются такие формы обучения как лекции и дистанционное обучение.
На основе изученной теории и комплексного анализа выбранного предприятия ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» были составлены рекомендации по совершенствованию системы обучения, который позволит обеспечить предприятие высококвалифицированным персоналом. В свою очередь обученный персонал будет способствовать выпуску продукции высокого качества, улучшится производительность труда, что приведёт к получению высокой прибыли.
В данной выпускной квалификационной работе предложены следующие мероприятия: применение новых форм обучения такие как, лекции, семинары и дистанционное обучение; обучающийся персонал обеспечить учебной и методической литературой; возложить некоторые обязанности со специалиста, который занимается всем процессом обучением персонала, на специалиста, который не так перегружен, а как таковой имеется; внедрить автоматизированную систему работы с персоналом, это позволит более правильно проводить планирование и анализ подготовки персонала, осуществлять ввод и получение системных данных обучения и повышения квалификации работников; разместить тренажеры для отработки производственных навыков, следующих типов: Настольный учебный токарный станок с компьютерной системой ЧПУ (класса РСИС)и компьютерными 3D имитаторами токарного и фрезерного станков УТС4- ЧПУ; регулярно повышать квалификацию управленческого персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды»; одной из наиболее эффективных форм интенсивной подготовки персонала, необходимо рассматривать дистанционную форму обучения.
Так же была проведена оценка эффективности и результативности предложенных рекомендаций. Исходя из анализа экономических показателей, можно сделать вывод, что предлагаемые рекомендации экономически привлекательны и выгодны. Именно повышение эффективности системы обучения персонала позволит достичь поставленных перед организацией целей.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены задачи, поставленные во введении и достигнута главная цель выпускной квалификационной работы - проанализировать существующую систему обучения персонала на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды» и разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации "Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации" от 30.12.2001 № 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017.
2. Федеральный закон Российской Федерации "Об акционерных
обществах" от 20.11.1995 № 208-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 01.01.2017.
3. Постановление Минтруда и Минобразования Российской Федерации "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" от 13.01.2013 № 1/29 // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 30.11.2016.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации "Порядок учета мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов" от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.
II. Научная и учебная литература:
4. Аблязова Н.О., Аверкин М.Г. Управление социальным развитием организации: Учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
5. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов. - 2 изд. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 123 с.
6. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. - 2-е изд., перераб. и доп изд. - М.: Юнити-Дама, 2012. - 391 с.
7. Артамонова Н.В., Головцова И.Г. Управление обучения персоналом.
- 3 изд. - СПб.: СПбГУАП, 2012. - 62 с.
8. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра- М, 2012. - 300 с.
9. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 312 с.
10. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник. - Минск: Современная школа, 2014. - 412 с.
11. Бахвалова М. Новые знания от собственных сотрудников, секрет фирмы. - 10 изд. - СПб.: 2015. - 87-88 с.
12. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2014. - 125 с.
13. Бакирова, Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом». - М.: Юнити-Дама, 2012. - 519 с.
14. Васильева С.В. Процесс обучения персонала. - 1 изд. - М.: Речь,
2014. - 45-48 с.
15. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов. - 1 изд. - М.: Проспект, 2015. - 688 с.
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 4 изд. - М.: Экономистъ, 2015. - 670 с.
17. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения персонала. - 2 изд. - М.: Речь, 2014. - 421 с.
18. Ганеева С.М. Организация системы обучения на современном предприятии. - 6 изд. - Казань: КГУ Вестник, 2015. - 354 с.
19. Голубкова Е. Оценка эффективности работы персонала компании. - 2 изд. - СПб.: Маркетинг, 2013. - 116-125 с.
20. Грушин С. М. Показатели эффективности системы обучения сотрудников на современном предприятии. - 6 изд. - СПб.: Маркетинг, 2013. - 321 с.
21. Герасимов Б. И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с.
22. Десслер Г. Управление персоналом. - М.: БИНОМ, 2016. - 799 с.
23. Дмитриева Л. Укрепление кадрового потенциала организаций потребительской кооперации. - 3 изд. - М.: АПК: экономика и управление, 2012. - 21-23 с.
24. Егоркин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2015.- 345 с.
25. Егоршин А. П., Зайцев А. К. Организация труда персонала. - 3 изд.
- М.: Инфра-М, 2013. - 123 с.
26. Ежова Л. С. Формы и методы обучения персонала. Совершенствование профессиональных навыков. - 11 изд. - СПб.: Инсайд,
2013. - 451 с.
27. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие. - 4 пер. и доп. изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
28. Журавлев П. В., Кулаков М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. - 11 изд. - М.: РЭА,
2015. - 378 с.
29. Журавлев В. Т. Руководство персоналом России: учебное пособие. - 3 изд. - М.: МУБиУ, 2015. - 438 с.
30. Захаров Н. Л., Пономаренко Б. Т., Перфильева М. Б Управление настроем персонала в организации. - 3 изд. - М.: Инфра-М, 2012. - 219 с.
31. Зайцева Т.В. Управление развитием человеческих ресурсов: Монография. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 128 с.
32. Иванова И. Как получать специальные и дополнительные знания?. - 1 изд. - М.: Служба кадров и персонала, 2016. - 52-54 с.
33. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
34. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. - 2 изд. - М.: Дело, 2014. - 354 с.
35. Краснова Н. В. Развитие персонала компании. - 2 изд. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2014. - 154 с.
36. Ловчева М.В. Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе. - М.: Проспект, 2013. - 321 с.
37. Ломаковский Е. Эффективная система управления персоналом- залог успеха компании. - 3 изд. - СПб.: Предпринимательство, 2015. - 158 с.
38. Ладанов И.Д. Под ред. проф. Сергеюка П.И. Практический менеджмент. Управление персоналом: Секреты современного бизнеса. Пособие для руководителей и предпринимателей. - 3 изд. - СПб..: Ника, 2015. - 155 с.
39. Линькова Е. Положение о персонале. Кадровое дело. - М.: Июль,
2014. - 156 с.
40. Лобанов В. Управление высшим административным персоналом. - 2 изд. - М.: Нектар, 2014. - 118-123 с.
41. Могилевкин Е.В., Новгородов А.А. Организация системы деловой оценки персонала в компании на основе современных технологий. - 1 изд. - Спб.: Город, 2014. - 84-85 с.
42. Мудрый А.А., Береснев Д.В. Персонал учится, компания считает прибыль. - 2 изд. - М.: Свет, 2014. - 68-69 с.
43. Марков М. Технология и эффективность социального управления. - М.: Просвет, 2012. - 342
44. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. - 2 изд. - М.: Просвет, 2012. - 222 с.
45. Маслов В. В Управление персоналом предприятия. - 2 изд. - М.: Инфра-М, 2015. - 167 с.
46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: перевод с англ.- 2 изд. - М.: Дело, 2013. - 520 с.
47. Михайлов Ф. Б Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - Казань: КГУ Вестник, 2013. - 392 с.
48. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. - М.: Интел-Синтез, 2015. - 376с.
49. Моргунов В.П. Не обойтись без новых знаний экономики и финансов. - 3 изд. - СПб.: Служба кадров и персонала, 2013. - 17-20 с.
50. Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих. - 2 изд. - СПб.: Служба кадров и персонала, 2013. - 81-84 с.
51. Мордовин С.К. Управление персоналом: соврем. рос. практика : учеб. пособие по направл. "Менеджмент". - 2 изд. - М.: Питер, 2016. - 207 с.
52. Никонова Т.В. Сухарев С.А. Управленческий аудит: персонал. - 2 изд. - М.: Экзамен, 2014. - 408 с.
53. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. - М.: Финстатинформ, 2015. - 189 с.
54. Овчинников Д.Л. О системе управления персоналом в современности. Актуальные проблемы современной науки. - 4 изд. - М.: Финстатинформ, 2014. - 351 с.
55. Окалова К.Е. Проблемы управления персоналом в организации. - 5 изд. - Казань: КГУ Вестник, 2015. - 219 с.
56. Пилипенко Н.М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. - 5 изд. - М.: Экономика, 2015. - 178 с.
57. Романова Г.М., Савельева Н.А. Оценка и сертификация
квалификаций персонала в системе отраслевого управления на примере сферы рекреации и спортивно-оздор..: Моногр.. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 208 с.
58. Суслов Г.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 154 с.
59. Соломанидина Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала». - 2-е изд., перераб. и доп изд. - М.: Юнити-Дама, 2012. - 312 с.
60. Тебекин А.В. Управление персоналом: Учебник. - 1 изд. - М.: КноРус, 2013. - 165 с.
61. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - 3 изд. - М.: Дело, 2014. - 393 с.
62. Тишин Е.В. Управление персоналом. - 2 изд. - СПб.: РАН, 2015. - 294 с.
63. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. - 1 изд. - М.: Автор, 2014. - 381 с.
64. Ушакова М.В. Служба управления персоналом. - 1 изд. - М.: КноРус, 2012. - 416 с.
65. М. Пула, М. Уорнер Управление человеческими ресурсами. Бизнес- класс. - 1 изд. - СПб.: Питер, 2012. - 1200 с.
65. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. - 3 изд. - М.: Нева, 2014. - 275 с.
66. Хорошев Г.И. Управление персоналом: Конспект лекций. - 3 изд. - СПб.: Политехника, 2016. - 261 с.
67. Чижов Н.А. Кадровые технологии. / Н.А. Чижов - М.: «Экзамен», 2000. - 352 с.
68. Чуланова О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография. - 2-е изд., перераб. и доп изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.
69. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. - 3 изд. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- синтез», 2015. - 336 с.
70. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология. Учебник. - 2 изд. - М.: Высшая школа, 2013. - 304 с.
71. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. Учебник. - М.: Экзамен, 2013. - 445 с.
12. Шуваева В.В. Дистанционные технологии обучения в системе ДПО. Управление персоналом. - 3 изд. - М.: Экзамен, 2014. - 327 с.
73. Шишов С. Персонал - основа достижения целей бизнеса. - 18 изд. - М.: управление персоналом, 2015. - 6-9 с.
III. Электронные ресурсы:
74. Обучение персонала - залог успеха компании // Teachbase URL: http://teachbase.ru/obuchenie-personala/(дата обращения: 17.04.2017).
75. Построение процесса обучения персонала в рамках общей системы развития персонала // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров URL: http://hr-portal .ru/blog/postroenie-processa-obucheniya-personala-v-ramkah- obshchey-sistemy-razvitiya-personala (дата обращения: 17.04.2017).
76. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО "Кукморский завод Металлопосуды" // Центр раскрытия корпоративной информации URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=13130&type=3(дата обращения: 22.04.2017).