СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы государственных и муниципальных закупок 8
1.1. Сущность, назначение и основные принципы системы государственных и
муниципальных закупок 8
1.2. Анализ нормативно-правовой базы размещения государственных и
муниципальных закупок 14
1.3. Способы проведения государственных закупок 17
Глава 2. Анализ системы муниципальных закупок в Республике Татарстан 37
2.1. Особенности использования информации электронных ресурсов в
системе закупок Республики Татарстан 37
2.2. Оценка эффективности системы муниципальных закупок в Республике
Татарстан 43
Глава 3. Направления развития системы государственных и муниципальных закупок 61
3.1. Современные проблемы развития системы государственных и
муниципальных закупок 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию системы
государственных и муниципальных закупок в РТ 74
Заключение 76
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы системы государственных и муниципальных закупок 8
1.1. Сущность, назначение и основные принципы системы государственных и
муниципальных закупок 8
1.2. Анализ нормативно-правовой базы размещения государственных и
муниципальных закупок 14
1.3. Способы проведения государственных закупок 17
Глава 2. Анализ системы муниципальных закупок в Республике Татарстан 37
2.1. Особенности использования информации электронных ресурсов в
системе закупок Республики Татарстан 37
2.2. Оценка эффективности системы муниципальных закупок в Республике
Татарстан 43
Глава 3. Направления развития системы государственных и муниципальных закупок 61
3.1. Современные проблемы развития системы государственных и
муниципальных закупок 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию системы
государственных и муниципальных закупок в РТ 74
Заключение 76
Библиографический список
Государственные закупки являются важным и необходимым инструментом социальной и промышленной политики государства. Эти факторы и обуславливают задачу создания эффективной системы государственных закупок для российского правительства.
Федеральный закон Российской Федерации № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», был принят 5 апреля 2013 года. Он призван стать фундаментом для новой системы государственных закупок, которая должна сменить институты, существующие в настоящее время практики и механизмы, а также повысить эффективность и уровень конкуренции в данной сфере.
Система государственных закупок на сегодняшний день является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики в современной экономике. Она должна выполнять, помимо функций обеспечения общественных потребностей, также функции государственного регулирования экономики. Все это обуславливает актуальность данной темы.
Несовершенство системы госзакупок становится главной причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств, а также результативности мероприятий в области государственного управления. Использование коммуникационных и информационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований призвано устранять существующие недостатки.
Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных, региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.
Предотвращению сокращения бюджетных расходов при закупках продукции для нужд государства и повышение экономической эффективности работы исполнительных органов государственной власти возможно при условии прозрачности механизма закупок на всех стадиях и уровнях.
Государственные закупки можно считать очень важным и весомым компонентом национальной экономики. В 2014 г. их объем составил более 5,5 триллионов рублей. Для современной России чрезвычайно актуальна реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд. Электронные торги несут с собой достаточно очевидные преимущества.
Степень разработанности научной темы. Отдельные аспекты процесса организации закупок и размещения заказов, а также некоторые пути повышения эффективности его реализации были исследованы зарубежными учеными и практиками. Об этом свидетельствует наличие научно - методических изданий и другой литературы по данному вопросу на различных иностранных языках. В России, в связи с новизной, степень разработанности темы является недостаточной: учебно-методических публикации отечественных специалистов по комплексному исследованию данной темы, а также переводов зарубежных источников мало.
Объектом данного исследования является система государственных и муниципальных закупок в Республике Татарстан.
Предметом данного исследования выступают информационные системы государственных и муниципальных закупок, нормы законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие договор поставки для государственных и муниципальных нужд.
Цель научной работы: выявление особенностей процедуры осуществления государственных и муниципальных закупок в Республике Татарстан и выработка предложений по направлению развития системы государственных и муниципальных закупок.
Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:
-исследовать теоретические основы государственных и муниципальных закупок;
-проанализировать действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок;
-проанализировать действующие информационные технологии механизма государственных и муниципальных закупок;
-выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения механизма государственных и муниципальных заказов.
-раскрыть проблемы и выработать рекомендации по их устранению в сфере государственных закупок в Республике Татарстан;
Методологической основой работы послужили труды современных ученых-экономистов, посвященные теории и практике управления государственными заказами. Функциональные и структурные аспекты формирования государственного заказа, а также осуществления государственных закупок в условиях рыночных преобразований на мезо¬уровне экономики России рассмотрены в работах Т. Авдеевой, И. Акперова, Н. Альхимовича, Г. Белоглазовой, В. Белоусова, С. Берлина, А. Богатырева, В. Голика, А. Дикаревой, А. Жданова, Л. Задорожной.
Теоретико-методологическая базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.
Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации.
Эмпирическую базу составил практическая информация касательно информационных систем государственных и муниципальных закупок.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Решение в данном исследовании круга теоретических задач, связанных с анализом и осмыслением информационных систем государственных и муниципальных закупок, позволит глубже рассмотреть комплекс проблем, связанных с совершенствованием механизма государственных и муниципальных закупок. Применение на практике мероприятий, разрабатываемых в ходе выполнения данной работы, позволит повысить уровень информационных ресурсов используемых в механизме государственных и муниципальных закупок.
Структура работы. Работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.
В первой главе рассмотрены общетеоретические основы государственных и муниципальных закупок. Определяются основные понятия, правовое обеспечение, участники и способы закупок.
В главе второй, практической, рассмотрен анализ информационных систем, обеспечивающих государственные закупки в РФ, закупки Республики Татарстан и основные контракты.
Глава третья имеет аналитический характер с выявление проблем и на основе отдельных данных даются рекомендации по совершенствованию механизма государственных и муниципальных закупок.
Федеральный закон Российской Федерации № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», был принят 5 апреля 2013 года. Он призван стать фундаментом для новой системы государственных закупок, которая должна сменить институты, существующие в настоящее время практики и механизмы, а также повысить эффективность и уровень конкуренции в данной сфере.
Система государственных закупок на сегодняшний день является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики в современной экономике. Она должна выполнять, помимо функций обеспечения общественных потребностей, также функции государственного регулирования экономики. Все это обуславливает актуальность данной темы.
Несовершенство системы госзакупок становится главной причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств, а также результативности мероприятий в области государственного управления. Использование коммуникационных и информационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований призвано устранять существующие недостатки.
Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных, региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.
Предотвращению сокращения бюджетных расходов при закупках продукции для нужд государства и повышение экономической эффективности работы исполнительных органов государственной власти возможно при условии прозрачности механизма закупок на всех стадиях и уровнях.
Государственные закупки можно считать очень важным и весомым компонентом национальной экономики. В 2014 г. их объем составил более 5,5 триллионов рублей. Для современной России чрезвычайно актуальна реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд. Электронные торги несут с собой достаточно очевидные преимущества.
Степень разработанности научной темы. Отдельные аспекты процесса организации закупок и размещения заказов, а также некоторые пути повышения эффективности его реализации были исследованы зарубежными учеными и практиками. Об этом свидетельствует наличие научно - методических изданий и другой литературы по данному вопросу на различных иностранных языках. В России, в связи с новизной, степень разработанности темы является недостаточной: учебно-методических публикации отечественных специалистов по комплексному исследованию данной темы, а также переводов зарубежных источников мало.
Объектом данного исследования является система государственных и муниципальных закупок в Республике Татарстан.
Предметом данного исследования выступают информационные системы государственных и муниципальных закупок, нормы законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие договор поставки для государственных и муниципальных нужд.
Цель научной работы: выявление особенностей процедуры осуществления государственных и муниципальных закупок в Республике Татарстан и выработка предложений по направлению развития системы государственных и муниципальных закупок.
Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:
-исследовать теоретические основы государственных и муниципальных закупок;
-проанализировать действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок;
-проанализировать действующие информационные технологии механизма государственных и муниципальных закупок;
-выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения механизма государственных и муниципальных заказов.
-раскрыть проблемы и выработать рекомендации по их устранению в сфере государственных закупок в Республике Татарстан;
Методологической основой работы послужили труды современных ученых-экономистов, посвященные теории и практике управления государственными заказами. Функциональные и структурные аспекты формирования государственного заказа, а также осуществления государственных закупок в условиях рыночных преобразований на мезо¬уровне экономики России рассмотрены в работах Т. Авдеевой, И. Акперова, Н. Альхимовича, Г. Белоглазовой, В. Белоусова, С. Берлина, А. Богатырева, В. Голика, А. Дикаревой, А. Жданова, Л. Задорожной.
Теоретико-методологическая базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.
Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации.
Эмпирическую базу составил практическая информация касательно информационных систем государственных и муниципальных закупок.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Решение в данном исследовании круга теоретических задач, связанных с анализом и осмыслением информационных систем государственных и муниципальных закупок, позволит глубже рассмотреть комплекс проблем, связанных с совершенствованием механизма государственных и муниципальных закупок. Применение на практике мероприятий, разрабатываемых в ходе выполнения данной работы, позволит повысить уровень информационных ресурсов используемых в механизме государственных и муниципальных закупок.
Структура работы. Работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.
В первой главе рассмотрены общетеоретические основы государственных и муниципальных закупок. Определяются основные понятия, правовое обеспечение, участники и способы закупок.
В главе второй, практической, рассмотрен анализ информационных систем, обеспечивающих государственные закупки в РФ, закупки Республики Татарстан и основные контракты.
Глава третья имеет аналитический характер с выявление проблем и на основе отдельных данных даются рекомендации по совершенствованию механизма государственных и муниципальных закупок.
Задание выпускной квалификационной работы по теме " Совершенствование системы государственных и муниципальных закупок (на примере Республики Татарстан)" помогло мне выявить необходимые аспекты. В ходе работы была проанализирована сущность реализации функций государственных и муниципальных заказов.
В первой главе дипломной работы мною были изучены теоретические и организационные основы реализации функций государственного заказа, в том числе рассмотрены:
1) Сущность государственных закупок.
2) Нормативно-правовая база в сфере государственных закупок.
3) Способы проведения государственных закупок.
В работе сделан вывод, что государственный заказ является совокупностью заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств; под муниципальным заказом следует понимать заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, которые связаны с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. К участникам процесса государственных и муниципальных заказов относятся: заказчики, комиссии по размещению заказов, участники размещения заказов, специализированные органы, органы уполномоченные на осуществление контроля.
Во второй главе дипломной работы мною были проанализированы закупки для государственных и муниципальных нужд в Республике Татарстан, рассмотрены информационные технологии при заключении и исполнении государственных контрактов. Проведен анализ информационных систем, которые обеспечивают государственные закупки в Российской Федерации и Республике Татарстан. Был определен официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов для федеральных и региональных нужд.
Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации. Данные системы позволяют сделать всю систему более прозрачной, увеличить конкуренцию в сфере закупок. С ростом конкуренции растет вероятность заключения более выгодных сделок, выгода заключается не только в финансовом плане, а также возможен качественный рост предоставляемых услуг, все это благоприятно сказывается в целом на экономике, так как происходит более рациональное и эффективное распределение бюджетных средств.
В третьей главе дипломной работы мною были выявлены основные проблемы в сфере государственных закупок и разработаны направления совершенствования механизма размещения государственных закупок.
В главе предложены рекомендации по совершенствованию механизма государственных и муниципальных закупок. Была выявлена необходимость в совершенствование правовой баз. Требуется более качественный контроль правильности составления заявок; увеличение информационной открытости заказчиков; ограничение количества закупок у подведомственных организаций; осуществление и стимулирование контроля со стороны поставщиков. Рост эффективности системы государственных закупок зависит от: успешности административной реформы; реформирования российского законодательства; внедрения эффективного контроля бюджетных расходов.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, были успешно решены: изучен теоретический материал, касающийся темы работы, проведен анализ современного состояния законодательства, информационных систем в Российской Федерации и систем использующихся в Республике Татарстан, выявлены проблемы и разработаны мероприятия по совершенствованию механизма государственных и муниципальных заказов.
В первой главе дипломной работы мною были изучены теоретические и организационные основы реализации функций государственного заказа, в том числе рассмотрены:
1) Сущность государственных закупок.
2) Нормативно-правовая база в сфере государственных закупок.
3) Способы проведения государственных закупок.
В работе сделан вывод, что государственный заказ является совокупностью заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств; под муниципальным заказом следует понимать заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, которые связаны с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. К участникам процесса государственных и муниципальных заказов относятся: заказчики, комиссии по размещению заказов, участники размещения заказов, специализированные органы, органы уполномоченные на осуществление контроля.
Во второй главе дипломной работы мною были проанализированы закупки для государственных и муниципальных нужд в Республике Татарстан, рассмотрены информационные технологии при заключении и исполнении государственных контрактов. Проведен анализ информационных систем, которые обеспечивают государственные закупки в Российской Федерации и Республике Татарстан. Был определен официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов для федеральных и региональных нужд.
Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации. Данные системы позволяют сделать всю систему более прозрачной, увеличить конкуренцию в сфере закупок. С ростом конкуренции растет вероятность заключения более выгодных сделок, выгода заключается не только в финансовом плане, а также возможен качественный рост предоставляемых услуг, все это благоприятно сказывается в целом на экономике, так как происходит более рациональное и эффективное распределение бюджетных средств.
В третьей главе дипломной работы мною были выявлены основные проблемы в сфере государственных закупок и разработаны направления совершенствования механизма размещения государственных закупок.
В главе предложены рекомендации по совершенствованию механизма государственных и муниципальных закупок. Была выявлена необходимость в совершенствование правовой баз. Требуется более качественный контроль правильности составления заявок; увеличение информационной открытости заказчиков; ограничение количества закупок у подведомственных организаций; осуществление и стимулирование контроля со стороны поставщиков. Рост эффективности системы государственных закупок зависит от: успешности административной реформы; реформирования российского законодательства; внедрения эффективного контроля бюджетных расходов.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, были успешно решены: изучен теоретический материал, касающийся темы работы, проведен анализ современного состояния законодательства, информационных систем в Российской Федерации и систем использующихся в Республике Татарстан, выявлены проблемы и разработаны мероприятия по совершенствованию механизма государственных и муниципальных заказов.
Подобные работы
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА:
ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы взаимодействия государственного (муниципального) заказчика и исполнителя дорожно-строительных работ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



