Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПЕРЕДАЧ НА РАДИОСТАНЦИИ «МАЯК»

Работа №53480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Радио «Маяк»: история и тематика передач 5
ГЛАВА 2. Ток-шоу на радио как новая дискурсивная практика 19
ГЛАВА З. Функции названий передач на радио «Маяк» 32
ГЛАВА 4. Анализ вечернего эфира на радиостанции «Маяк» 35
ГЛАВА 5. Культурно-просветительский проект «Как стать русским?» на
радио «Маяк»: дискуссионный аспект программы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

С наступлением нового века конкуренция среди радиостанций FM- диапазона всё более возрастает, что не может не оказать воздействия и на государственные радиостанции. У российского слушателя появляется обширный выбор с числа имеющихся радио, почти каждое из которых уникально и имеет свою целевую аудиторию. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, формата программ, аудитории - важные направления развития вещания.
Современные информационные технологии значительно изменили радиовещание. Освоение цифровой записи и компьютерного монтажа, возможностей Интернета и сотовой связи, новых способов передачи и получения радиосигнала через спутники позволило радио с одной стороны сохранить пальму первенства в массовости и оперативности сообщения информации, с другой - существенно расширить творческий диапазон радиожурналистики, так как существенно выросло качество передачи звука, вещание стало стереофоническим. Возникли сетевые радиостанции, и существенно изменились такие показатели, как объем аудитории и территория вещания.
Все эти и многие другие факторы сформировали на сегодняшний день новую систему радиовещания, в основе которой лежит типологическое разнообразие радиостанций. Именно поэтому тема работы является актуальной.
Цель данного исследования - выявить разнообразие радиопередач в современном радиовещании, на примере радиостанции «Маяк».
Задачи исследования:
1) рассмотреть краткую историю радиостанции «Маяк»;
2) конкретизировать проблемы и перспективы современной радиостанции «Маяк»;
3) изучить структурные характеристики радиопередач;
4) сформулировать типологию радиопередач;
5) рассмотреть распределение радиоэфира;
6) провести анализ таких радиопередач, как ток-шоу;
7) оценить воздействие радиопередач на аудиторию.
Объектом исследования является радиопередачи на радиостанции «Маяк».
Предмет исследования — тематические, содержательные и структурно - композиционные элементы радиопередач (как типологические составляющие), а также критерии эффективности функционирования программы на радио.
Методами исследования радиопередач являются классификация, сопоставление, многоступенчатый анализ, наблюдение и описание.
Теоретическую основу исследования составили труды историков радиовещания и теоретиков средств массовой коммуникации В.В Смирнова,
А.А Шереля, В.Н Ружникова, С.Г. Корконосенко, Е.Г. Сомовой, Б. Д. Гаймаковой, И.Н. Тхагушева, Л. Д. Болотовой, Г. С. Мельник и К.Ю. Новикова, практиков радиовещания А.В. Бубукина, Д.Н. Губина, А. Аллахвердова, С. Мерцалова, М. Набоковой, Я. Усольцевой.
Научная новизна состоит в выявлении и описании дискурсивных признаков жанра радиошоу. Ток-шоу на радио, являя собой новую дискурсивную практику, обладает коммуникативным своеобразием, к настоящему времени не получившим комплексного научного изучения.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Это было революционное событие в отечественном информационном радиовещании. Появилась специальная информационная программа, круглосуточная, позволяющая выдавать информацию практически непрерывно. В эфир каждые полчаса выходили короткие пятиминутные выпуски, а если того требовали события, то и в любой момент по мере поступления информации. Между информационными выпусками передавалась музыка популярных, массовых жанров, что способствовало дополнительной привлекательности новой программы.
В первой главе нашего исследования рассматривается вопрос зарождения и становления радио «Маяк». Во второй главе рассматривается вопрос о ток-шоу на радио. На «Маяке» абсолютное большинство составляют программы, выходящие в прямом эфире. При этом шоу - радиопрограмма со своей коммуникативной структурой, регламентирующей характер подготовки к интервью с гостем студии и характер организации диалога между участниками.
Зародившись как особая форма вещания в 90-е годы двадцатого столетия, ток-шоу на радио сформировалось в специфическую информационно насыщенную интерактивную программу, содержащую разнообразные рубрики, объединяемые в эфире ведущими-модераторами, непременно имеющую в составе информационные элементы, а также учитывающую специфику слушающей аудитории.
Основной функцией радиопередач становится развлечение и стремление в прямом и переносном смысле разбудить и пробудить аудиторию. Рассматриваемую программу можно охарактеризовать как полижанровую и политемную, выходящую исключительно в прямом эфире.
В третьей главе мы рассматриваем вопрос о функции названий радиопередач. В условиях появления новых радиостанций значительно расширился арсенал радионазваний. Под этим термином в данной публикации объединяются функционирующие в радиодискурсе специфические имена собственные: названия радиостанций, радиопередач, рубрик (подкасты) в структуре радиопередач.
Номинативная специфика радионазваний определяется следующим: названия радиостанций являются уникальными наименованиями в сфере радиокоммуникации; названия радиопередач функционируют в эфире конкретной радиостанции; названия рубрик реализуются в определенной радиопередаче. Пересечения названий передач на разных радиостанциях исключены, например, «Доживем до понедельника», «Адреса милосердия», «Ассамблея автомобилистов», «Вера в лето», «Белая студия», «Добро пожаловать, или...», «Виа», «Дышите глубже», «Иновещание», «Кафедра», «Мастера спорта», «Сергей Стиллавин и его друзья», «Человек с ружьем», «Хочу все знать», «Уральские самоцветы».
Названия многих передач даны по имени ведущего: «Шоу Аллы Довлатовой» «Шоу Арсения Шейкина». На «Маяке» получило начало ведение шоу двумя ведущими: «Шоу Веры Кузьминой и Дмитрия
Мириманова» «Шоу Игоря Ружейникова и Влада Анциферова» «Шоу Ольги Кокорекиной и Александра Карлова», «Шоу Веры Кузьминой и Дмитрия Мириманова». Приведённые названия передач ориентируют слушателя на диалог с конкретным ведущим или ведущими и может расцениваться как реализация стратегии самопрезентации при организации диалога (или полилога). В редких случаях в качестве ведущих конкретной передачи выступают не указанные в названии программы лица.
В четвертой главе мы уделяем внимание анализу вечернего эфира радиостанции «Маяк». Мы провели исследование 4 программ информационно-разговорной радиостанции «Маяк», которые идут в эфире с 19:00 до 23:00 и выяснили, что целевая аудитория радиостанции настроена на получение полезной информации, которая в то же время не будет их перегружать. Выяснили, что привлечению слушателей благоприятствует живое общение в эфире на актуальные темы. На основе анализа мы выделили основные преимущества радиостанции «Маяк» перед другими радио музыкальной направленности и радио с близкой целевой аудиторией, которые заключаются в том, что в каждой передаче вечернего эфира присутствуют гость и эксперт, который дает советы и решает проблемы слушателей, то есть, происходит живое общение. Мы определили, что аудитория «Маяка» имеет возможность непосредственно участвовать в передачах: рассказывать о своем опыте, делиться ошибками и получать ответы на волнующие вопросы. Также выяснили, что несмотря на информационную направленность в большинстве передач, слушатель не теряет интереса из-за переключения внимания от мнения эксперта к комментариям ведущего и обсуждения другого вопроса.
Пятая глава посвящена анализу радиопроекта «Как стать русским?», выходящего в эфир радио «Маяк» с 2015 года. Программа представляет собой культурно-просветительский проект: Речь в эфире идет о русском этикете общения. Подводя итог, можно констатировать:
- радиопроект «Как стать русским?» на радио «Маяк» представляет собой культурно-просветительский проект, на что указывает содержательнотематическая модель программы;
- как и в печатных средствах массовой информации, в электронных СМИ (на телевидении и на радио) имеют популярность дискуссионные по своей сути полемические материалы, каковыми и является большинство эфиров программы «Как стать русским?»;
- в центре полемических теле- и радиопрограмм находятся актуальные для российского общества вопросы;
- гостями подобных теле- и радиопрограмм выступают компетентные в конкретных вопросах личности;
- отстаивание точки зрения ведущего и гостя в студии реализуется вербальными и невербальными средствами, которые способны оказывать влияние на восприятие контента аудиторией. При традиционном представлении радиоконтента (звучащая речь) полемичность сообщениям придается околоречевыми средствами (интонация, темп и тембр речи, паузы в выступлениях);
- медиаполемика на вербальном уровне в теле- и радиопрограммах реализуется средствами языка (специфичная лексика, синтаксические особенности конструкций).
Очевидно, проект «Как стать русским?» является интересным аудитории, однако его долгоиграющий характер находится под вопросом, поскольку его проблемно-тематическое поле четко очерчено рамками программы.
В ходе анализа тематического разнообразия радиопередач на радио «Маяк» мы рассмотрели сетку вещания в течение недели и пришли к выводу, что самой популярной программой на «Маяке» является утреннее ток-шоу «Сергей Стиллавин и его друзья». Оно выходит по будням с понедельника по пятницу в одно и тоже время 07:00, ведущий Сергей Стиллавин и его помощник Тим Керби, предлагают своим радиослушателям такие темы для обсуждения: «Ученые выяснили, что умные люди чаще бывают
счастливыми», «Пятеро омичей организовали ОПГ по подрыву банкоматов», «Жирная пища действует на мозг так же, как наркотики», «В Уфе 22-яя девушка хранила наркотики в финиках». Мы видим, что затрагиваемые темы жизненные, обычные, касающиеся всех сторон нашего бытового существования. Это шоу с развлекательного характера, настроено на позитив, сопровождается постоянным смехом, шутками, его приятно слушать.
Второе по рейтингу утреннее шоу «Утро, Карл!». Оно выходит каждый день по будням в 05:00, ведущий Александр Карлов обсуждает также различные, обыденные темы: «Аэрофлот планирует использовать дроны для визуального осмотра самолетов», «В мозгу человека обнаружили «GPS- навигатор», «Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» выходит в российский
прокат». На наш взгляд, передача немного скучная, манера разговора ведущего спокойная, сдержанная, интеллигентная, без экспрессии и эпатажа.
И на третьем месте по популярности находится радиопередача «Дышите глубже», ведущие Виктория Колосова и Петр Фадеев, рассматриваются вопросы, касающиеся здоровья человека: «Как вы боретесь с возрастом? Биологи нашли эффективное и недорогое средство для омоложения кожи. Ученые утверждают, что краситель метиленовый синий эффективно замедляет старение в культивируемых клетках человеческой кожи, а также искусственно моделируемой ткани»; «Как привести фигуру в порядок? Как составить план тренировок? Что выбрать:бег или быструю ходьбу? Как набрать вес? А также о здоровом спортивном питании, женском бодибилдинге, бодифлексе, балете рассказала абсолютная чемпионка Мира по бодибилдингу2013 года, мастер спорта по тяжелой атлетике Ольга Белякова». Передача выходит в утренний отрезок вещания в 11:00 с понедельника по пятницу, несет образовательную и познавательную функцию. Ведущие позитивные, гармонично вписываются в формат программы, слушать передачу приятно, интересно и познавательно.
С меньшим эфирным временем выпускаются такие передачи, как: «Вера в лето» с Верой Кузьминой, «Ассамблея автомобилистов», «Собрание слов» и «Кафедра» с Игорем Ружейниковым, «Иновещание» с Василием Стрельниковым, «Объект 22» с Евгением Стаховским, «Студия Владимира Матецкого» с Владимиром Матецким, «Уральские самоцветы» с Вахтангом Махарадзе и Павлом Каратаевым. Сетка вещания на «Маяке» насыщенная и разнообразная, она охватывает большое количество слушателей на разный возраст, интерес, и не стоит на месте, предлагает новые рубрики (подкасты).
Также стоит отметить, что радиовещание во все времена имело непосредственную силу воздействия на человека. Человек сам выбирает тот или иной источник информации, но, сделав выбор, он подвергается прямому воздействию СМИ на его мышление.



1. Официальный сайт радио «Маяк». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://radiomavak.ru/shows/show/id/58237/date/01-02-2017/
2. Официальный сайт рекламного агентства полного цикла «Head Media». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://headmedia.ru/reklama- na-radio-mayak.html
3. Как говорить по-русски правильно? Радиопрограмма // Как стать русским? Выпуск от 28.05.2015 г. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/1101/. Дата обращения:
05.11.2015.
4. Утреннее шоу Марии Бачениной и Кирилла Радциг. - [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http: //radiomayak. ru/shows/show/id/58237/.
Дата обращения: 4.03.2017.
5. Акишина А.А. К кому и как обращаться // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. - 1991. - № 10. - С.38.
6. Барабаш Н.С. Особенности общения с аудиторией на
программируемых коммерческих радиостанциях. - [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://zhurnal.lib.ru/b/barabash n/ripersonality.shtml (дата обращения:
10.03.2017) .
7. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. Развитие радиовещания // История мировой журналистики. - М. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 156 - 164.
8. Богуславская В. В. Моделирование текста: лингвокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 234 с.
9. Волкова А.А. Проблема понимания в медиадискурсе как отражение современных языковых тенденций. // Мир науки культуры, образования. -2015. -№ 1. -с. 331 -332.
10. Г анапольский М. Кисло-сладкая журналистика / Матвей Г анапольский. - М.: АСТ: Зебра Е, 2009. - 413 с.
11. Гуськова С.В. Как говорить по-русски правильно? Радиопрограмма // Как стать русским? - [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cvberleninka.ru/ioumal. Дата обращения 10.03.2017.
12. Дрига С.С. Социальный дейксис дискурса массовой коммуникации : автореф.дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2008. - 22 с.
13. Егошина Н.Б. Средства массовой информации (СМИ) как один из важнейших социологических факторов формирования языковой и речевой культуры // Русское слово в мировой культуре: материалы Х Конгресса Междунар. ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня - 5 июля 2003. - С. 34-40.
14. Ершова В. Стилистические особенности конфликтных текстов ток-шоу. Вестник Томского государственного университета. - 2012. -365 с.
15. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Наука, 2002. - 333 с.
16. Клюев Ю.В. Российское радиовещание: Этапы становления
Журналистика. Молодые исследователи. - СПб., 2003. - С. 32-38.
17. Коченгин М.Ю. Функциональносемантические свойства американского дискурса ток-шоу. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. Ульяновск, 2005. - 22 с.
18. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследование по современному русскому языку и социолингвистике. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888 с.
19. Милорадова А.В. Анализ вечернего эфира на радиостанции «Маяк». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ Дата обращения: 22.02.2017.
20. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. - RELGA. - 2006.- 228 с.
21. Нестерова Н.Г. Ток-шоу на радио как новая дискурсивная практика. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cvberleninka.ru/ Дата обращения: 15.02.2017.
22. Нестерова Н.Г. Функции названий радиостанций и радиопередач [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cvberleninka.ru/ Дата обращения: 15.02.2017.
23. Нестерова Н.Г. Обращения в радиодискурсе: современные тенденции и трансформации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета / гл. ред. З.А. Заврумов. - Пятигорск,
2011. - № 2. - С. 30-34.
24. Носов В.Е. Радио - невымирающее средство коммуникации».- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ Дата обращения: 15.02.2017.
25. Подобед Д А Истоки и предпосылки перестройки современного радиовещания // Средства массовой коммуникации в изменяющемся мире Сб науч тр -Ростов н/Д НМЦ «Логос», 2007. - С. 136-152.
26. Радиожурналистика / Под ред. проф. A.A. Шереля. - М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 204 с.
27. Рогова К.А., Рогожина Н.А., Юркова Е.Е. Русский язык и русская речь сегодня: старое - новое - заимствованное / под ред. К.А. Роговой, Н.А. Рогожиной, Е.Е. Юркова. - СПб.: Политехника, 2003. - С. 31-37.
28. Сладкомедова Ю.Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио структурно-функциональные и жанрово-темат ические особенности. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. - Москва, 2010. 24 с.
29. Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. - М., 2003.- 256с.
30. Смирнов В.В. Проблемы радиожурналистики в контексте современных массовых коммуникаций //300 лет российской журналистики. Тезисы. - СПб., 2003. -С. 113-115.
31. Фащанова С.В. Ключевые прецедентные феномены в контексте национального менталитета (на материале радиодискурса) // Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. -2014. - с. 124 - 132.
32. Фащанова С.В. Стратегия коммуникативного сближения в радиодискурсе// Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых: материалы Всерос. молодежной конф. / отв. ред. Т.А. Демешкина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. -С. 546-550.
33. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и
прагматика. - Москва: ИКАР, 2007.- 348с.
34. Химик В.В. Болезнь языка или язык болезни? Современная русская речь: состояние и функционирование // Сборник аналитических мат ериалов. - Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С.148-150.
35. Шаймиева Л.В. Стратегия и тактики диалогизации дискуссионного радиодискурса (на примере текстов передачи «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2013. - С.343-345.
36. Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики /Под редакцией А.А. Ивина. 2004.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/339. Дата обращения: 29.05.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ