ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей школьников на старшей ступени обучения иностранному языку 8
1.1. Развитие творческих способностей личности школьника в образовательном процессе на старшей ступени обучения 8
1.2 Иностранный язык как средство развития творческих способностей 18
1.3 Технологии развития творческих способностей школьников на занятиях по
иностранному языку 25
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию творческих способностей школьника на старшей ступени обучения средствами иностранного языка 43
2.1 Программа по развитию творческих способностей школьников на старшей
ступени обучения 43
2.2 Дидактическая модель развития творческих способностей старшеклассников 60
2.3 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих
способностей старшеклассников и ее результаты 65
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей школьников на старшей ступени обучения иностранному языку 8
1.1. Развитие творческих способностей личности школьника в образовательном процессе на старшей ступени обучения 8
1.2 Иностранный язык как средство развития творческих способностей 18
1.3 Технологии развития творческих способностей школьников на занятиях по
иностранному языку 25
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию творческих способностей школьника на старшей ступени обучения средствами иностранного языка 43
2.1 Программа по развитию творческих способностей школьников на старшей
ступени обучения 43
2.2 Дидактическая модель развития творческих способностей старшеклассников 60
2.3 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих
способностей старшеклассников и ее результаты 65
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения
В современном обществе высоко ценится творческая личность, способная самостоятельно справляться с нестандартными задачами, генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, брать на себя ответственность за процесс и результат своего творческого труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление креативной и критически мыслящей личности выпускника, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, социально активной личности, мотивированной на образование и самообразование в течение всей жизни.
Обучение иностранному языку в школе, на наш взгляд, открывает широкие возможности для развития творческих способностей старшеклассников, при условии постоянного и целенаправленного педагогического воздействия, применения комплекса педагогических приемов и технологий, создания благоприятной среды для развития и саморазвития личности.
В педагогике и методике преподавания иностранного языка накоплен большой пласт исследований, посвященных проблеме творческого развития личности: теории творчества и творческой деятельности разрабатывались еще В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. С. Выготским, Л. С. Рубинштейн; креативность как важнейшую характеристику личности рассматривали в своих трудах Д. Б. Богоявленская, Р. Мэй, Р. Торренс, А. Ф. Эсаулов, Е. Л. Яковлева; творческие способности в процессе обучения изучали Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, Н. И. Ильясов, Ю. Н. Кулюткин; закономерности раскрытия творческого потенциала личности интересовали В. Т. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова.
Для нашей работы особое значение имели методические наработки следующих исследователей: А. А. Гомоновой Ю. В. Курдюмовой, В. И. Моисеенко, Р. С. Рафиковой, И. А. Щербаковой, H. A. Avila, A. Maley, N. Peachey.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- стремлением обучающихся к самореализации и отсутствием готовности педагогов к развитию их творческих способностей в процессе обучения иностранному языку;
- объективной необходимостью самостоятельной творческой работы школьников в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов общего образования и отсутствием теоретического и методического обоснования педагогических условий ее реализации;
- имеющимся потенциалом предмета иностранный язык в развитии творческих способностей школьников и неразработанностью содержания, форм, методов, технологий его реализации.
Объект исследования: организация учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования: технологии развития творческих способностей старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс технологий, обеспечивающих развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что процесс развития творческих способностей школьников при обучении иностранному языку на старшей ступени среднего образования будет более эффективным при условии,если:
- определен диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала школьника в процессе изучения иностранного языка;
- определены технологии включения школьников в творческие виды деятельности в процессе обучения иностранному языку;
- разработана модель развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Представить теоретическое обоснование процесса развития
творческих способностей личности школьника в процессе обучения иностранному языку.
2. Разработать модель развития творческих способностей личности школьника в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
3. Определить педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
педагогического опыта, педагогический эксперимент, анализ школьной документации, анализ продуктов творческой деятельности школьников,метод тестирования, беседы, наблюдения, метод моделирования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани. В эксперименте были задействованы ученики старших классов в количестве 48 человек - 22 учащихся в экспериментальной группе, 26 учащихся в контрольной группе.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап. На поисково-теоретическом этапе был осуществлен отбор, изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования. Была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимости, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
Второй этап. На опытно-экспериментальном этапе были разработаны программы и определены технологии обучения английскому языку на старшей ступени школьного образования, реализован формирующий этап.
Третий этап. На обобщающем этапе была выполнена обработка эмпирических данных, систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- представлено теоретические обоснование процесса развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе обучения иностранному языку;
- разработана модель развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе изучения иностранного языка;
- разработано и апробировано содержание учебной программы по предмету “Английский язык” для старшей ступени обучения, направленное на развитие творческих способностей обучающихся в соответствии с новыми образовательными стандартами общего образования;
- выявлены педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку и экспериментально проверена их эффективность.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических представлений об особенностях развития творческих способностей личности; в углублении теоретических подходов к применению технологий драматизации, проектов, сторителлинг; в разработке содержания, методов и форм учебной работы по развитию творческих способностей старшеклассников на занятиях по иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем материалы могут быть использованы преподавателями и методистами для совершенствования качества образовательной деятельности, в целом, и методики преподавания иностранного языка в рамках общего образования, в частности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущностные характеристики процесса развития творческих способностей обучающихся, особенности его реализации в процессе обучения английскому языку в старшей школе.
2. Дидактическая модель развития творческих способностей
старшеклассников в процессе обучения английскому языку.
3. Педагогические условия реализации технологий драматизации,
сторителлинг и проектной технологии в процессе обучения английскому языку на старшей ступени.
Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса разнообразных методов исследования, опорой на теоретико - методологические основы, применением методов математической статистики и качественной и количественной интерпретацией полученных данных.
Апробация результатов исследования:
1. Научно-образовательная конференция студентов КФУ, апрель, 2016 (диплом 4-ой степени)
2. VII Международная научно-практическая конференция "Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики Чебоксары, июль, 2016 (сертификат участника)
3. Научно-образовательная конференция студентов КФУ, апрель, 2017 (диплом 3-ей степени)
4. IV Международная научно-практическая конференция «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии», г. Омск, май, 2017 (сертификат участника)
По результатам исследования были опубликованы 3 статьи:
1. «Реализация технологий творческого саморазвития личности школьника средствами иностранного языка», Казань, 2016;
2. «Содержание развития творческих способностей школьников в соответствии с ФГОС общего образования (на примере УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»), Чебоксары, 2016;
3. «Развитие творческого потенциала старшеклассников на уроках английского языка», Омск, 2017.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление креативной и критически мыслящей личности выпускника, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, социально активной личности, мотивированной на образование и самообразование в течение всей жизни.
Обучение иностранному языку в школе, на наш взгляд, открывает широкие возможности для развития творческих способностей старшеклассников, при условии постоянного и целенаправленного педагогического воздействия, применения комплекса педагогических приемов и технологий, создания благоприятной среды для развития и саморазвития личности.
В педагогике и методике преподавания иностранного языка накоплен большой пласт исследований, посвященных проблеме творческого развития личности: теории творчества и творческой деятельности разрабатывались еще В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. С. Выготским, Л. С. Рубинштейн; креативность как важнейшую характеристику личности рассматривали в своих трудах Д. Б. Богоявленская, Р. Мэй, Р. Торренс, А. Ф. Эсаулов, Е. Л. Яковлева; творческие способности в процессе обучения изучали Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, Н. И. Ильясов, Ю. Н. Кулюткин; закономерности раскрытия творческого потенциала личности интересовали В. Т. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова.
Для нашей работы особое значение имели методические наработки следующих исследователей: А. А. Гомоновой Ю. В. Курдюмовой, В. И. Моисеенко, Р. С. Рафиковой, И. А. Щербаковой, H. A. Avila, A. Maley, N. Peachey.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- стремлением обучающихся к самореализации и отсутствием готовности педагогов к развитию их творческих способностей в процессе обучения иностранному языку;
- объективной необходимостью самостоятельной творческой работы школьников в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов общего образования и отсутствием теоретического и методического обоснования педагогических условий ее реализации;
- имеющимся потенциалом предмета иностранный язык в развитии творческих способностей школьников и неразработанностью содержания, форм, методов, технологий его реализации.
Объект исследования: организация учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования: технологии развития творческих способностей старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс технологий, обеспечивающих развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что процесс развития творческих способностей школьников при обучении иностранному языку на старшей ступени среднего образования будет более эффективным при условии,если:
- определен диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала школьника в процессе изучения иностранного языка;
- определены технологии включения школьников в творческие виды деятельности в процессе обучения иностранному языку;
- разработана модель развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Представить теоретическое обоснование процесса развития
творческих способностей личности школьника в процессе обучения иностранному языку.
2. Разработать модель развития творческих способностей личности школьника в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
3. Определить педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
педагогического опыта, педагогический эксперимент, анализ школьной документации, анализ продуктов творческой деятельности школьников,метод тестирования, беседы, наблюдения, метод моделирования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани. В эксперименте были задействованы ученики старших классов в количестве 48 человек - 22 учащихся в экспериментальной группе, 26 учащихся в контрольной группе.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап. На поисково-теоретическом этапе был осуществлен отбор, изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования. Была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимости, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
Второй этап. На опытно-экспериментальном этапе были разработаны программы и определены технологии обучения английскому языку на старшей ступени школьного образования, реализован формирующий этап.
Третий этап. На обобщающем этапе была выполнена обработка эмпирических данных, систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- представлено теоретические обоснование процесса развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе обучения иностранному языку;
- разработана модель развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе изучения иностранного языка;
- разработано и апробировано содержание учебной программы по предмету “Английский язык” для старшей ступени обучения, направленное на развитие творческих способностей обучающихся в соответствии с новыми образовательными стандартами общего образования;
- выявлены педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку и экспериментально проверена их эффективность.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических представлений об особенностях развития творческих способностей личности; в углублении теоретических подходов к применению технологий драматизации, проектов, сторителлинг; в разработке содержания, методов и форм учебной работы по развитию творческих способностей старшеклассников на занятиях по иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем материалы могут быть использованы преподавателями и методистами для совершенствования качества образовательной деятельности, в целом, и методики преподавания иностранного языка в рамках общего образования, в частности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущностные характеристики процесса развития творческих способностей обучающихся, особенности его реализации в процессе обучения английскому языку в старшей школе.
2. Дидактическая модель развития творческих способностей
старшеклассников в процессе обучения английскому языку.
3. Педагогические условия реализации технологий драматизации,
сторителлинг и проектной технологии в процессе обучения английскому языку на старшей ступени.
Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса разнообразных методов исследования, опорой на теоретико - методологические основы, применением методов математической статистики и качественной и количественной интерпретацией полученных данных.
Апробация результатов исследования:
1. Научно-образовательная конференция студентов КФУ, апрель, 2016 (диплом 4-ой степени)
2. VII Международная научно-практическая конференция "Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики Чебоксары, июль, 2016 (сертификат участника)
3. Научно-образовательная конференция студентов КФУ, апрель, 2017 (диплом 3-ей степени)
4. IV Международная научно-практическая конференция «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии», г. Омск, май, 2017 (сертификат участника)
По результатам исследования были опубликованы 3 статьи:
1. «Реализация технологий творческого саморазвития личности школьника средствами иностранного языка», Казань, 2016;
2. «Содержание развития творческих способностей школьников в соответствии с ФГОС общего образования (на примере УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»), Чебоксары, 2016;
3. «Развитие творческого потенциала старшеклассников на уроках английского языка», Омск, 2017.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В современном российском обществе проблема становления творческой личности является как никогда актуальной. Происходящие общественные, политические и экономические изменения требуют от гражданина умения адаптироваться к новым ситуациям, творчески мыслить и действовать, быть готовым к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Выпускников школы необходимо подготавливать к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, которая потребует от них высокого уровня творчества.
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования нового поколения предполагает организацию педагогической деятельности по развитию творческого мышления обучающихся, включению их в различные виды творческой, проектной, исследовательской деятельности. На практике обучения в средней школе развитие творческих способностей старшеклассников носит неконтролируемый, стихийный характер. Для реализации данной цели требуется применение комплекса методов, форм, технологий, реализованных в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению.
Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития и саморазвития творческой личности, позволяет отметить, что данная проблема встречается во многих педагогических и психологических исследованиях. Стоит отметить, что единого подхода к определению творческой личности и ее характеристик не существует. Творческие способности личности трактуются по-разному и описываются различными наборами качеств, в зависимости от позиции исследователя по данному вопросу. Мы придерживаемся позиции В. И. Андреева, который рассматривал творческие способности в тесной взаимосвязи с интеллектуальными способностями личности и выделял две группы творческих способностей - интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические (интуитивные) способности личности.
В ходе исследования нами был описан потенциал дисциплины иностранный язык в развитии творческих способностей старшеклассников. Овладение иностранным языком как учебной дисциплины требует от обучающихся творческого подхода. Творчество на занятиях иностранного языка проявляется в процессе взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем, в формулировании устных и письменных высказываний, в ходе выполнения нестандартных для других предметов задач.
В процессе освоения иностранного языка осуществляется не только накопление лингвистических знаний и совершенствование коммуникативных навыков, но и развитие личности обучающегося. В ходе общения на иностранном языке происходит самоутверждение личности, формируется активная жизненная позиция, самостоятельность, самосознание, личностная и групповая идентичность.
Развитие творческих способностей старшеклассников в рамках обучения иностранному языку предполагает организацию учебного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся, личностных характеристик школьников, уровня владения иностранным языком, имеющегося опыта творческой деятельности и уровня развития творческих способностей в целом.
Процесс включения обучающихся в творческие виды деятельности на занятиях по иностранному языку должен происходить постепенно, от простых, знакомых форм заданий к более сложным и нестандартным заданиям, при этом степень сложности заданий должна соответствовать уровню иноязычной языковой компетенции обучающихся. В процессе обучения необходимо создавать условия для творческого саморазвития каждого ученика, занятия должны происходить в обстановке доброжелательности и сотрудничества обучающихся друг с другом и с педагогом.
Педагог является для учеников своего рода ролевой моделью, примером творческой личности. Для этого преподавателю необходимо уделять особое внимание собственному творческому развитию. Творческий подход к организации занятий, нестандартные задания, примеры их выполнения, подготовленные преподавателем, являются значимой педагогической поддержкой в осуществлении обучающимися творческой деятельности на занятиях иностранного языка.
В ходе опытно экспериментальной работы нами были разработаны дидактическая модель по развитию творческих способностей старшеклассников, а также учебно-методические материалы для реализации процесса обучения, представленные во второй главе магистерской диссертации.
Для осуществления педагогического эксперимента нами были отобраны следующие технологии обучения: проектная технология, технология
драматизации, технология сторителлинг. Каждая из отобранных технологий обучения предполагает развитие всех видов речевой деятельности, вовлечение старшеклассников в творческие виды деятельности, создающие условия для развития творческих способностей личности.
Учебно-методические материалы для проведения педагогического эксперимента разрабатывались в качестве дополнения к УМК «Английский в фокусе» для 10 класса. Содержание большей части учебных заданий было разработано автором лично. Описание каждого задания сопровождается примером его выполнения, что является необходимым условием для понимания сути задания, как педагогом, так и учеником.
Разработанная нами дидактическая модель по развитию творческих способностей старшеклассников предполагает освоение системы знаний, умений и навыков учебной программы, приобретение опыта творческой учебной деятельности, а также развитие творческого мышления обучающихся. В дидактической модели прописаны компоненты и критерии развития творческих способностей, принципы организации образовательной деятельности, методы обучения, формы работы старшеклассников, этапы развития творческих способностей.
В результате опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей старшеклассников, что свидетельствует об эффективности предложенной нами модели обучения.
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования нового поколения предполагает организацию педагогической деятельности по развитию творческого мышления обучающихся, включению их в различные виды творческой, проектной, исследовательской деятельности. На практике обучения в средней школе развитие творческих способностей старшеклассников носит неконтролируемый, стихийный характер. Для реализации данной цели требуется применение комплекса методов, форм, технологий, реализованных в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению.
Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития и саморазвития творческой личности, позволяет отметить, что данная проблема встречается во многих педагогических и психологических исследованиях. Стоит отметить, что единого подхода к определению творческой личности и ее характеристик не существует. Творческие способности личности трактуются по-разному и описываются различными наборами качеств, в зависимости от позиции исследователя по данному вопросу. Мы придерживаемся позиции В. И. Андреева, который рассматривал творческие способности в тесной взаимосвязи с интеллектуальными способностями личности и выделял две группы творческих способностей - интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические (интуитивные) способности личности.
В ходе исследования нами был описан потенциал дисциплины иностранный язык в развитии творческих способностей старшеклассников. Овладение иностранным языком как учебной дисциплины требует от обучающихся творческого подхода. Творчество на занятиях иностранного языка проявляется в процессе взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем, в формулировании устных и письменных высказываний, в ходе выполнения нестандартных для других предметов задач.
В процессе освоения иностранного языка осуществляется не только накопление лингвистических знаний и совершенствование коммуникативных навыков, но и развитие личности обучающегося. В ходе общения на иностранном языке происходит самоутверждение личности, формируется активная жизненная позиция, самостоятельность, самосознание, личностная и групповая идентичность.
Развитие творческих способностей старшеклассников в рамках обучения иностранному языку предполагает организацию учебного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся, личностных характеристик школьников, уровня владения иностранным языком, имеющегося опыта творческой деятельности и уровня развития творческих способностей в целом.
Процесс включения обучающихся в творческие виды деятельности на занятиях по иностранному языку должен происходить постепенно, от простых, знакомых форм заданий к более сложным и нестандартным заданиям, при этом степень сложности заданий должна соответствовать уровню иноязычной языковой компетенции обучающихся. В процессе обучения необходимо создавать условия для творческого саморазвития каждого ученика, занятия должны происходить в обстановке доброжелательности и сотрудничества обучающихся друг с другом и с педагогом.
Педагог является для учеников своего рода ролевой моделью, примером творческой личности. Для этого преподавателю необходимо уделять особое внимание собственному творческому развитию. Творческий подход к организации занятий, нестандартные задания, примеры их выполнения, подготовленные преподавателем, являются значимой педагогической поддержкой в осуществлении обучающимися творческой деятельности на занятиях иностранного языка.
В ходе опытно экспериментальной работы нами были разработаны дидактическая модель по развитию творческих способностей старшеклассников, а также учебно-методические материалы для реализации процесса обучения, представленные во второй главе магистерской диссертации.
Для осуществления педагогического эксперимента нами были отобраны следующие технологии обучения: проектная технология, технология
драматизации, технология сторителлинг. Каждая из отобранных технологий обучения предполагает развитие всех видов речевой деятельности, вовлечение старшеклассников в творческие виды деятельности, создающие условия для развития творческих способностей личности.
Учебно-методические материалы для проведения педагогического эксперимента разрабатывались в качестве дополнения к УМК «Английский в фокусе» для 10 класса. Содержание большей части учебных заданий было разработано автором лично. Описание каждого задания сопровождается примером его выполнения, что является необходимым условием для понимания сути задания, как педагогом, так и учеником.
Разработанная нами дидактическая модель по развитию творческих способностей старшеклассников предполагает освоение системы знаний, умений и навыков учебной программы, приобретение опыта творческой учебной деятельности, а также развитие творческого мышления обучающихся. В дидактической модели прописаны компоненты и критерии развития творческих способностей, принципы организации образовательной деятельности, методы обучения, формы работы старшеклассников, этапы развития творческих способностей.
В результате опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей старшеклассников, что свидетельствует об эффективности предложенной нами модели обучения.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления старшеклассников в проектной деятельности (Методика обучения иностранному языку, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Развитие критического мышления старшеклассников в контексте системно-деятельностного подхода
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Обучение иностранным языкам на основе информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ОПОРОЙ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОРПУС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



