Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №53475

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей школьников на старшей ступени обучения иностранному языку 8
1.1. Развитие творческих способностей личности школьника в образовательном процессе на старшей ступени обучения 8
1.2 Иностранный язык как средство развития творческих способностей 18
1.3 Технологии развития творческих способностей школьников на занятиях по
иностранному языку 25
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию творческих способностей школьника на старшей ступени обучения средствами иностранного языка 43
2.1 Программа по развитию творческих способностей школьников на старшей
ступени обучения 43
2.2 Дидактическая модель развития творческих способностей старшеклассников 60
2.3 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих
способностей старшеклассников и ее результаты 65
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения

В современном обществе высоко ценится творческая личность, способная самостоятельно справляться с нестандартными задачами, генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, брать на себя ответственность за процесс и результат своего творческого труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление креативной и критически мыслящей личности выпускника, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, социально активной личности, мотивированной на образование и самообразование в течение всей жизни.
Обучение иностранному языку в школе, на наш взгляд, открывает широкие возможности для развития творческих способностей старшеклассников, при условии постоянного и целенаправленного педагогического воздействия, применения комплекса педагогических приемов и технологий, создания благоприятной среды для развития и саморазвития личности.
В педагогике и методике преподавания иностранного языка накоплен большой пласт исследований, посвященных проблеме творческого развития личности: теории творчества и творческой деятельности разрабатывались еще В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. С. Выготским, Л. С. Рубинштейн; креативность как важнейшую характеристику личности рассматривали в своих трудах Д. Б. Богоявленская, Р. Мэй, Р. Торренс, А. Ф. Эсаулов, Е. Л. Яковлева; творческие способности в процессе обучения изучали Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, Н. И. Ильясов, Ю. Н. Кулюткин; закономерности раскрытия творческого потенциала личности интересовали В. Т. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова.
Для нашей работы особое значение имели методические наработки следующих исследователей: А. А. Гомоновой Ю. В. Курдюмовой, В. И. Моисеенко, Р. С. Рафиковой, И. А. Щербаковой, H. A. Avila, A. Maley, N. Peachey.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- стремлением обучающихся к самореализации и отсутствием готовности педагогов к развитию их творческих способностей в процессе обучения иностранному языку;
- объективной необходимостью самостоятельной творческой работы школьников в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов общего образования и отсутствием теоретического и методического обоснования педагогических условий ее реализации;
- имеющимся потенциалом предмета иностранный язык в развитии творческих способностей школьников и неразработанностью содержания, форм, методов, технологий его реализации.
Объект исследования: организация учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования: технологии развития творческих способностей старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс технологий, обеспечивающих развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что процесс развития творческих способностей школьников при обучении иностранному языку на старшей ступени среднего образования будет более эффективным при условии,если:
- определен диагностический инструментарий по выявлению творческого потенциала школьника в процессе изучения иностранного языка;
- определены технологии включения школьников в творческие виды деятельности в процессе обучения иностранному языку;
- разработана модель развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Представить теоретическое обоснование процесса развития
творческих способностей личности школьника в процессе обучения иностранному языку.
2. Разработать модель развития творческих способностей личности школьника в процессе обучения иностранному языку в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
3. Определить педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
педагогического опыта, педагогический эксперимент, анализ школьной документации, анализ продуктов творческой деятельности школьников,метод тестирования, беседы, наблюдения, метод моделирования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани. В эксперименте были задействованы ученики старших классов в количестве 48 человек - 22 учащихся в экспериментальной группе, 26 учащихся в контрольной группе.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап. На поисково-теоретическом этапе был осуществлен отбор, изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования. Была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимости, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
Второй этап. На опытно-экспериментальном этапе были разработаны программы и определены технологии обучения английскому языку на старшей ступени школьного образования, реализован формирующий этап.
Третий этап. На обобщающем этапе была выполнена обработка эмпирических данных, систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- представлено теоретические обоснование процесса развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе обучения иностранному языку;
- разработана модель развития творческих способностей личности старшеклассника в процессе изучения иностранного языка;
- разработано и апробировано содержание учебной программы по предмету “Английский язык” для старшей ступени обучения, направленное на развитие творческих способностей обучающихся в соответствии с новыми образовательными стандартами общего образования;
- выявлены педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку и экспериментально проверена их эффективность.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических представлений об особенностях развития творческих способностей личности; в углублении теоретических подходов к применению технологий драматизации, проектов, сторителлинг; в разработке содержания, методов и форм учебной работы по развитию творческих способностей старшеклассников на занятиях по иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем материалы могут быть использованы преподавателями и методистами для совершенствования качества образовательной деятельности, в целом, и методики преподавания иностранного языка в рамках общего образования, в частности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущностные характеристики процесса развития творческих способностей обучающихся, особенности его реализации в процессе обучения английскому языку в старшей школе.
2. Дидактическая модель развития творческих способностей
старшеклассников в процессе обучения английскому языку.
3. Педагогические условия реализации технологий драматизации,
сторителлинг и проектной технологии в процессе обучения английскому языку на старшей ступени.
Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса разнообразных методов исследования, опорой на теоретико - методологические основы, применением методов математической статистики и качественной и количественной интерпретацией полученных данных.
Апробация результатов исследования:
1. Научно-образовательная конференция студентов КФУ, апрель, 2016 (диплом 4-ой степени)
2. VII Международная научно-практическая конференция "Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики Чебоксары, июль, 2016 (сертификат участника)
3. Научно-образовательная конференция студентов КФУ, апрель, 2017 (диплом 3-ей степени)
4. IV Международная научно-практическая конференция «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии», г. Омск, май, 2017 (сертификат участника)
По результатам исследования были опубликованы 3 статьи:
1. «Реализация технологий творческого саморазвития личности школьника средствами иностранного языка», Казань, 2016;
2. «Содержание развития творческих способностей школьников в соответствии с ФГОС общего образования (на примере УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»), Чебоксары, 2016;
3. «Развитие творческого потенциала старшеклассников на уроках английского языка», Омск, 2017.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном российском обществе проблема становления творческой личности является как никогда актуальной. Происходящие общественные, политические и экономические изменения требуют от гражданина умения адаптироваться к новым ситуациям, творчески мыслить и действовать, быть готовым к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Выпускников школы необходимо подготавливать к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, которая потребует от них высокого уровня творчества.
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования нового поколения предполагает организацию педагогической деятельности по развитию творческого мышления обучающихся, включению их в различные виды творческой, проектной, исследовательской деятельности. На практике обучения в средней школе развитие творческих способностей старшеклассников носит неконтролируемый, стихийный характер. Для реализации данной цели требуется применение комплекса методов, форм, технологий, реализованных в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению.
Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития и саморазвития творческой личности, позволяет отметить, что данная проблема встречается во многих педагогических и психологических исследованиях. Стоит отметить, что единого подхода к определению творческой личности и ее характеристик не существует. Творческие способности личности трактуются по-разному и описываются различными наборами качеств, в зависимости от позиции исследователя по данному вопросу. Мы придерживаемся позиции В. И. Андреева, который рассматривал творческие способности в тесной взаимосвязи с интеллектуальными способностями личности и выделял две группы творческих способностей - интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические (интуитивные) способности личности.
В ходе исследования нами был описан потенциал дисциплины иностранный язык в развитии творческих способностей старшеклассников. Овладение иностранным языком как учебной дисциплины требует от обучающихся творческого подхода. Творчество на занятиях иностранного языка проявляется в процессе взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем, в формулировании устных и письменных высказываний, в ходе выполнения нестандартных для других предметов задач.
В процессе освоения иностранного языка осуществляется не только накопление лингвистических знаний и совершенствование коммуникативных навыков, но и развитие личности обучающегося. В ходе общения на иностранном языке происходит самоутверждение личности, формируется активная жизненная позиция, самостоятельность, самосознание, личностная и групповая идентичность.
Развитие творческих способностей старшеклассников в рамках обучения иностранному языку предполагает организацию учебного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся, личностных характеристик школьников, уровня владения иностранным языком, имеющегося опыта творческой деятельности и уровня развития творческих способностей в целом.
Процесс включения обучающихся в творческие виды деятельности на занятиях по иностранному языку должен происходить постепенно, от простых, знакомых форм заданий к более сложным и нестандартным заданиям, при этом степень сложности заданий должна соответствовать уровню иноязычной языковой компетенции обучающихся. В процессе обучения необходимо создавать условия для творческого саморазвития каждого ученика, занятия должны происходить в обстановке доброжелательности и сотрудничества обучающихся друг с другом и с педагогом.
Педагог является для учеников своего рода ролевой моделью, примером творческой личности. Для этого преподавателю необходимо уделять особое внимание собственному творческому развитию. Творческий подход к организации занятий, нестандартные задания, примеры их выполнения, подготовленные преподавателем, являются значимой педагогической поддержкой в осуществлении обучающимися творческой деятельности на занятиях иностранного языка.
В ходе опытно экспериментальной работы нами были разработаны дидактическая модель по развитию творческих способностей старшеклассников, а также учебно-методические материалы для реализации процесса обучения, представленные во второй главе магистерской диссертации.
Для осуществления педагогического эксперимента нами были отобраны следующие технологии обучения: проектная технология, технология
драматизации, технология сторителлинг. Каждая из отобранных технологий обучения предполагает развитие всех видов речевой деятельности, вовлечение старшеклассников в творческие виды деятельности, создающие условия для развития творческих способностей личности.
Учебно-методические материалы для проведения педагогического эксперимента разрабатывались в качестве дополнения к УМК «Английский в фокусе» для 10 класса. Содержание большей части учебных заданий было разработано автором лично. Описание каждого задания сопровождается примером его выполнения, что является необходимым условием для понимания сути задания, как педагогом, так и учеником.
Разработанная нами дидактическая модель по развитию творческих способностей старшеклассников предполагает освоение системы знаний, умений и навыков учебной программы, приобретение опыта творческой учебной деятельности, а также развитие творческого мышления обучающихся. В дидактической модели прописаны компоненты и критерии развития творческих способностей, принципы организации образовательной деятельности, методы обучения, формы работы старшеклассников, этапы развития творческих способностей.
В результате опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей старшеклассников, что свидетельствует об эффективности предложенной нами модели обучения.



1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 2002. - 240 с.
2. Андреев В.И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань: Изд-во КГУ, 1989. -144 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2010. - 608с.
4. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В., Оби Б., Эванс В. Английский язык. 10 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений. М., 2008. - 248 с.
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 2004.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
7. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Психологический журнал. 1995, т. 16, №5. С.37-45.
8. Борзенкова И.В. Психология творчества: учебное пособие для студентов. Курск, 2002. - 68 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. М., Педагогика, 1982.
10. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 2012.
11. Жук Н. В., Тузова М. К., Ермакова Л. В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 187-191.
12.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
13. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.,
2004. - 144 с.
14. Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2013.
15. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку Спб., 2016.
16. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1994. - 214 с.
17. Ма.тюттткин А.М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.
18. Матюшкин A.M. Вопросы методики экспериментальных исследований психологических закономерностей творческого мышления. В кн. Научное творчество. М., Наука, 1992. С. 360-375.
19. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., Педагогика, 2001.
20. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка: из опыта работы. М., 1991. - 63 с.
21. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков : Учебное пособие / Н.Ф. Михеева - М.: РУДН, 2010.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. - 456 с.
23. Пассов, Е.И., Кузовлев В.П. Мастерство и личность учителя/ Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев. - М.: Флинта, 2001. - 196 с.
24. Полат Е. С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы. Автореф. д. пед. наук. М., 1989.
25. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 2005. - 280 с.
26. Психологическая диагностика способностей к иностранным языкам: учебное пособие. М., 2009. - 106 с.
27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 2010.
28. Семенова Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - Иностранные языки в школе. 2005, №1
29. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. - Возрастная педагогика и психология. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
30. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2001.
31. Столетов А.И. Творчество как основание личности. Уфа, 2005. - 228 с.
32. Философский энциклопедический словарь. М., 2010. - 815 с.
33. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. Педагогика и психология М Знание 1988г. - 80с.
34. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
35. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - с.31-42.
36. Avila, H. A. (2015). Creativity in the English class: Activities to promote EFL learning. HOW, 22(2), 91-103. URL: http://dx.doi.org/10.19183/how.22.2.141 (дата обращения: 13.01.17)
37. Ladousse G.P. Role Play. - Oxford University Press, 2012.
38. Amabile, T. M. & Fisher, C. M. (2009). “Stimulate creativity by fueling passion”. E. Locke, (ed). Handbook of principles of organizational behavior (2nd ed.). West Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, 481-497.
39. Mumford, M., Hester, K. & Robledo, I. (2010). “Scientific creativity: Idealism versus pragmatism.” Gifted and talented international, vol. 25 (1), 59-64.
40. Robinson, K. (2011). Out of our minds. West Sussex: Capstone Publishing. Print. Robinson, K. (2009). The Element: How finding your passion changes everything. London: Penguin Group.
41. Torrance, P. E. (1972). “Can we teach children to think creatively?” The journal of creative behavior, vol. 6 (2), 114-143.
42. Ur P., Wright A. Five-minute activities: a resource book of short activities. Cambridge University Press, 1992.
43. Maley A. Peachey N. Creativity in the English language classroom. URL: https://englishagenda.britishcouncil.org/sites/ec/files/F004_ELT_Creativity_FINAL _v2%20WEB.pdf (дата обращения: 23.10.16)
44. Moiseenko V. Encouraging Learners to Create Language-Learning Materials. URL: https: //americanenglish. state.gov/files/ae/resource_files/veronika_moiseenko_ encouraging_learners_to_create_language-leaming_materials.pdf (дата обращения: 25.12.16)
45. Житкова Е. В. Использование потенциала креативного письма при обучении
взрослых иностранному языку. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-potentsiala-kreativnogo-pisma-pri- obuchenii-vzroslyh-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 17.04.2017)
46. Гомонова А.А. Использование технологии креативного письма для развития
письменной речи учащихся// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения:
03.05.2017)
47. Игнатенко И.И. Раскрытие творческого потенциала личности студентов в
процессе изучения иностранного языка. URL:
http://www.dissercat.com/content/raskrytie-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti- studentov-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-y#ixzz4esXgTbPV (дата
обращения: 7.02.17)
48. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.
URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1020687/Ilin_- _Psihologiya_tvorchestva%2C_kreativnosti%2C_odarennosti.html (дата
обращения: 15.04.17)
49. Курдюмова Ю.В. К вопросу использования драматизации в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ispolzovaniya-dramatizatsii-v-obuchenii- inostrannomu-yazyku-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 09.04.17)
50. Рафикова Р.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития
творческих способностей студентов. URL:
http://www. dissercat.com/content/interaktivnye-tekhnologii-obucheniya-kak- sredstvo-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-studen#ixzz4esXEY2rF (дата
обращения: 11.04.16)
51. Шамсиева А.А. Формирование творческой самостоятельности студентов в
процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskoi-samostoyatelnosti- studentov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yaz#ixzz4esY0TpuW (дата
обращения: 10.03.16)
52. Шервашидзе О. Б. Личностно-ориентированный подход в обучении
иностранному (английскому) языку. URL:
http://festival.1september.ru/articles/620393/ (дата обращения: 24.04.17)
53. Шех Т. В. Личностно-ориентированный подход в обучении школьников иностранному языку // Концепт: научно-методический электронный журнал URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11205.htm (дата обращения: 23.04.17)
54. Щербакова И. А. Метод проектов при обучении английскому языку:
взаимосвязь учебы и практики. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-
proektov-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-vzaimosvyaz-ucheby-i-praktiki (дата обращения: 23.11.16)
55. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего
образования. URL:http://ug.ru/new_standards/5 (дата обращения: 25.04.17)
56. Фахрутдинова Р. А., Максина В.Е. Содержание развития творческих
способностей школьников в соответствии с ФГОС общего образования (на примере УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 10 класса) / Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/112153/discussion_platform (дата обращения: 10.05.17)
57. Фахрутдинова Р. А., Максина В.Е. Развитие творческого потенциала
старшеклассников на уроках английского языка. Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии Выпуск IV Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Омск, 11 мая 2017 г.) URL: http://izron.ru/upload/iblock/c17/sbornik_pedagogika-i-psikhologiya-
omsk-2017.compressed.pdf (дата обращения: 07.06.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ