Введение 3
Глава I. Теоретический обзор подходов к проблеме антиципации в России и за рубежом 7
1.1. Этапы исследования проблемы развития антиципации в России и за рубежом 7
1.2. Развитие антиципации у младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья 14
1.3. Взаимосвязь антиципации и возрастно-специфической деятельности в
младшем школьном возрасте 21
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное изучение антиципации у младших школьников с нарушением зрения в условиях возрастно-специфической деятельности 30
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 30
2.2. Анализ результатов изучения антиципации младших школьников с
нарушением зрения в условиях возрастно-специфической деятельности 33
2.3. Анализ результатов изучения антиципации младших школьников с
нормативным развитием 43
2.4. Сравнительный анализ антиципации у младших школьников с нарушениями зрения и младших школьников с нормальным развитием в условиях возрастно-специфической деятельности 52
Выводы по II главе 57
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения
Актуальность исследования. Благодаря работам отечественных психологов (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко) начала активно развиваться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. В настоящее время в современной литературе достаточно широко представлены учения по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования в норме и патологии. Появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования. Отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования. Такие авторы как О.Л. Гончарова[9], А.И. Ахметзянова [4], В.Д. Менделевич [18], Н.П. Ничипоренко и др. продолжают изучать и исследовать вероятностное прогнозирование в онтогенезе и в дизонтогенезе.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности» [31]. Решению данной задачи может способствовать развитие у школьников антиципационной состоятельности. Важным компонентом антиципации является ее регулятивная функция, которая является незаменимой частью всей учебной деятельности младшего школьника. Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в процессе обучения в школе. Сформированность и развитие антиципации играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно
связано с развитием познавательных процессов. Недостаточное исследование антиципации в условиях дефицитарного дизонтогенеза определяет актуальность данной работы.
Цель исследования: изучить особенности антиципации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в условиях возрастноспецифический деятельности.
Объект исследования: феномен антиципации в условиях дефицитарного дизонтегенеза у младших школьников.
Предмет исследования: особенности антиципации младших школьников с нарушениями зрения в условиях возрастно-специфической деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что ограничение зрительного опыта при нарушениях зрении определяет специфику антиципации, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза, в наличии ошибок отвлечения и выборе нерациональных стратегий планирования и имеет тесную взаимосвязь с уровнем сформированности учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме
антиципации и ее роли в регуляции учебной деятельности младшего школьника, определить структуру и содержание понятий, используемых в исследовании.
2. Выявить специфические особенности антиципации у младших школьников с нарушениями зрения.
3. Осуществить сравнительный анализ развития антиципации у детей с нарушениями зрения и детей с нормативным развитием в условиях возрастно-специфической деятельности.
Методологическая база исследования. Базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского; положения системно-функционального подхода об антиципации, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга; антиципационная концепция В.И.Менделевича; теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), обеспечивающая активную роль ребенка в познании; положение о ведущей роли зрительного анализатора в познавательной и практической деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Запорожец, В. П. Зинченко, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн); положение о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский); положения теории воспитания и обучения детей с нарушениями зрения (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева);.
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных испытуемых; наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении; исследовательский эксперимент, тестирование (методика «Угадайка Л.И. Переслени, методика «Оценка сформированности учебной деятельности учащихся» Г.В.Репкина); методы математической статистики, частности коэффициент Фишера, t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ.
База исследования: ГБОУ "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья", ГБОУ РМЭ «Савинская школа- интернат» для слабовидящих детей г.Йошкар-Ола, МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г.Казани.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с нарушениями зрения, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Апробация: Основные результаты исследования представлены на XXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва,2016); на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2016); на III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2016), на Международной студенческой научно-практической конференции (Оренбург, 2016).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 40 источников. Работа иллюстрирована 4 таблицами, 9 рисунками. В работе имеется 10 приложений. Общий объем работы составляет 63 страницы машинописного текста.
В настоящее время в специальной психологии мало изучены проблемы развития антиципации у лиц с нарушениями в развитии. Все больше современных авторов посвящают свои исследования данному вопросу, а именно это А.И.Ахметзянова, В.Д.Менделевич, О.В.Демакина, О.Л.Гончарова и др.
Феномен антиципации тесно связано с познавательной сферой развития ребенка, именно поэтому изучение данной проблемы достаточно значимо, для выявления необходимых коррекционных путей развития лиц с ОВЗ в их дальнейшей коррекционном сопровождении.
Одним из важных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. В ходе учебной деятельности развивается познавательная сфера детей, которая в свою очередь включает в себя в той или иной мере прогноз того, что может произойти, и подготовку (преднастройка по Н. А. Бернштейну) школьника к будущим событиям.
Целью нашего исследования было изучение особенностей антиципации у младших школьников с нарушениями зрения. На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах антиципационной состоятельности в целом, в дальнейшем было проведено экспериментальное исследование, показавшее уровень сформированности антиципации в условиях возрастно - специфической деятельности у выбранной категории детей, на третьем этапе осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, а также составление рекомендаций для педагогов и психологов образовательного учреждения
Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии специфических особенностях антиципационной состоятельности у младших школьников с нарушениями зрения, а именно при высоком уровне сформированности учебной деятельности наблюдается высокая скорость прогнозирования, рациональный выбор стратегий, а единичные низкие результаты говорят о наличии специфических особенностях изучаемого процесса у детей с нарушениями зрения, которые в свою очередь связаны с особенностями познавательных процессов: память, внимание, мышление.
Дети, имеющие высокую сформированность учебной деятельности имеют высокую скорость формирования прогноза, а так же отсутствие ошибок отвлечения. Дети с низким уровнем сформированности учебной деятельности имеют низкий уровень скорость прогнозирования, что связано с низкой концентрацией внимания, преобладанием наглядно-действенного мышления а так же низким объемом памяти.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях дефицитарного дизонтогенеза, а так же позволяют определить наиболее качественные пути коррекционного развития детей с нарушениями зрения, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
1. Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре
совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: автореферат Дис. ... кандидата
психологических наук. - Казань., 2007. - 21 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. С. 506-518
3. Астапов В.М. Особенности адаптации ребенка к школе // Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним: Методические рекомендации. - М., 2009. - 203с.
4. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004.- 158 c.
5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. - М. Мысль, 1979. - 230 с.
6. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение / Б.С. Волков. - СПб. : Питер, 2011. - 299 c
7. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962,-258 с.
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М, 1995. - 531 с.
9. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями :Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
10. Громова Ч.Р Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их
родителей: В условиях нормы и невротических расстройств:
автореферат Дис. ... кандидата психологических наук. - Казань, 2005. - 26 с.
11. Гуткина Н.И. Поступление ребенка в школу // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М: Сфера, 2007.- 98с.
12.Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986. - 168 с.
13.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
14.Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: АПН РСФСР, 1956. - 419 с.
15.Карпуть Н.В. Особенность исследования развития личности младшего школьника // В мире науч. открытий. - 2013. - № 11.8. - С. 235-243.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность, создание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. - С. 78-178.
17. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. - 280 с.
18. Менделевич В.Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами / В.Д. Менделевии, Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клининеская психиатрия. 1997. - № 2. - С. 31-36.
19. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) — экспериментальнопсихологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — № 1. — С. 35-40.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
21. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. М., 2007, №2.-С. 123-130.
22.Основы специальной психологии// Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2007. - 480 с.
23.Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов /Г.В.Репкина, Е.В.Заика//. -Томск: "Пеленг", 1993. -61 с.
24. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
25. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников / Л. И. Переслени. - М.:"Когито-Центр", 1996. - 61с.
26. Психология: учебник для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
27. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании
будущего / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
28. Рябова Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 2000, № 1.- С. 125 129
29. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
30. Сергиенко Е.А. Антиципация как принцип развития / Е.А. Сергиенко. - М., 1997. - 198 с.
31. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. - М., 1992. - 142 с.
32. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд / Е.А. Сергеенко. - М.: «Институт психологии РАН», 2006.- 464с.
33. Скрипник Т.В. Психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности: автореферат Дис. ... кандидата психологических наук. - Новосибирск, 2005. - 23 с.
34. Солнцева Л;И: Тифлопсихология детства: М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.
35. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.— М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 390 с.
36. Степанова Н А. Динамика развития личности младшего школьника // Воспитание школьников. - 2011. - № 10. - С. 36-40.
37. Узелевская А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: автореферат Дис. ... кандидата/ А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
38. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. М.: МГУ, 1978. - 112 с.
39. Хафизова Г.Д. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и волевой деятельности у пациентов с личностными расстройствами / Г.Д.Хафизова, В.Д. Менделевич. - Казань: « Казанский медицинский журнал» - № 3 - 2008. - С.350 -352.
40.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. - Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с.