Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование концепции бережливого производства для формирования бизнес-модели экономического субъекта

Работа №53454

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Бережливое производство в системе экономических знаний, 7 использование его инструментов и методов для построения бизнесмодели
1.1 Исторические аспекты становления «бережливого производства», 7 экономическая сущность метода и его принципы
1.2 Теоретическое исследование бизнес-модели как части 16 интегрированной отчетности
1.3 Инструменты и методы реализации бережливого производства как 24 основа для совершенствования бизнес-модели экономического субъекта
Глава 2. Учетные аспекты и особенности анализа в условиях бережливого 32 производства
2.1 Оценка возможностей использования традиционных бизнес-моделей 32 в условиях бережливого производства
2.2 Построение бережливой бизнес-модели для стартап проекта 38
2.3 Особенности построения бережливой бизнес-модели в 43
нефтехимической организации
Глава 3. Разработка основных структурных элементов бизнес-модели 48 ПАО «Казаньоргсинтез»
3.1 Описание действующей бизнес-модели ПАО «Казаньоргсинтез» 48
3.2 Использование swot-анализа и разработка сбалансированной 52 системы показателей для определения бизнес-процессов ПАО «Казаньоргсинтез»
3.3 Разработка бизнес-модели ПАО «Казаньоргсинтез» с 66 использованием концепции бережливого производства Заключение 77
Список использованной литературы 82
Приложение 87



Финансовый экономический кризис довольно негативно сказался на отечественных организациях, его последствием стало снижение спроса на продукцию, рост неплатежей поставщикам, повышение стоимости кредитных ресурсов и снижение конкурентоспособности организации. Теперь перед организацией стоит важная задача - планирование использования своих резервов для поддержания в сложившейся экономической среде.
Наиболее актуальным подходом к совершенствованию организации производственных процессов предприятий является использование концепции бережливого производства.
Внедрение принципов и инструментов бережливого производства в организации влечет за собой изменение многих бизнес-процессов. Причиной данных изменений является неспособность традиционных бизнес-моделей обеспечивать менеджмент и руководство организации своевременной и уместной информацией о затратах. В связи с этим особую актуальность приобретает построение бережливой бизнес-модели, сочетающейся с принципами бережливого производства.
На сегодняшний день в мире все большую актуальность приобретает интегрированная отчетность, которая позволяет эффективно отражать финансовую и нефинансовую информацию о компании, стратегию и бизнес - цели, а также открывает новые возможности и грани для формирования добавленной стоимости. Причиной большого интереса к формированию интегрированной отчетности является то, что многие организации видят действующую на сегодняшний день отчетность как процесс соблюдения требований законодательства, а не как процесс передачи значимой информации. Интегрированная отчетность отражает каждый аспект
деятельности хозяйствующего субъекта и способна в полной мере удовлетворить интересы поставщиков финансового капитала. Бизнес-модель является составной частью интегрированного отчета, включает в себя описание ресурсов, коммерческой деятельности, продуктов и результатов.
Бизнес-модель является ключевой точкой анализа для инвесторов, так как касается стратегии, управления, работы и перспектив экономического субъекта.
Методы бережливого производства рассматривают Вумек Д.П., Деминг, Джуран, Джексон Т., Имаи М., Ишикава, Кросби Ф., Лайкер Д.К., Левинсон У., Луйстер Т., Манн Д., Маскелл Б., Монден Я. Тайити Оно, Осоно Э., Ротер М., Сигео Синго, Такеда X., Г. Тагути, Тэппинг Д., Фабрицио Т., Хоббс Д.П.
Разработкой принципов и инструментов бережливого производства занимались всемирно известные специалисты такие как: Д. Джонсон, Т. Оно, Д. Крафчик, Д. Вумек, М. Вейдер.
Термин «бизнес-модель» первую известность получил в 1190 годы во время подъема электронного бизнеса. Впоследствии термин широко использовался для описания инновационных способов «поддерживания деловых отношений».
Пауль Тиммерс, Рафаэль Амит и Кристофер Зот, Д. Магретта, В. Гусакова в своих научных работах рассматривали бизнес-модель экономического субъекта.
Целью данной работы является формирование бизнес-модели ПАО «Казаньоргсинтез» с использованием концепции бережливого производства.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- исследование исторических аспектов становления бережливого производства, изучение принципов и инструментов бережливого производства;
- теоретическое исследование бизнес-модели как части интегрированной отчетности;
- оценка возможностей использования традиционных бизнес-моделей в условиях бережливого производства;
- изучение особенностей построения бережливой бизнес-модели на химическом предприятии;
- разработка основных структурных элементов бизнес-модели ПАО «Казаньоргсинтез».
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной, выносимые на защиту:
1) Обоснование невозможности использования традиционных бизнесмоделей в условиях бережливого производства;
2) Представлен результат swot-анализа и разработана сбалансированная система показателей ПАО «Казаньоргсинтез», позволяющая выделить основные бизнес-процессы, необходимые для построения бизнесмодели организации;
3) представлен результат разработки основных структурных элементов бизнес-модели ПАО «Казаньоргсинтез» включающий использование инструментов и методов концепции бережливого производства.
Объектом исследования является ПАО «Казаньоргсинтез». Это одна из крупнейших нефтехимических организаций республики Татарстан, в деятельности которой занято свыше 8 000 ответственных
высококвалифицированных работников. Производственный комплекс ПАО «Казаньоргсинтез» расположен на единой производственной площадке общей площадью 4,2 кв. км, где на сегодняшний день функционируют 7 заводов и вспомогательные подразделения, обеспечивающие безопасность, непрерывность и максимальную эффективность основных производственных процессов. Компания имеет собственную развитую транспортную, энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую доступность ПАО «Казаньоргсинтез» для поставщиков и потребителей.
Предметом исследования являются методические, теоретические и практические вопросы, связанные с построением бизнес-модели организации с использованием принципов и инструментов бережливого производства.
Теоретическая базой исследования по выбранной теме стали научная и учебная литература по бережливому производству, стандарт по интегрированной отчетности, материалы периодических изданий, законы и постановления правительства Российской Федерации, справочные и нормативные материалы по исследуемой проблеме. Исследование проведено на обширном отечественном и зарубежном материале, характеризующем построение бережливой бизнес-модели.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, который раскрывает возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Методология исследования базируется на системном, использовании общенаучных методов логического, структурного, функционального, сравнительного анализа, теоретического моделирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности построения использования принципов и инструментов бережливого производства на российских предприятиях. Использование результатов исследования на практике позволит обеспечить повышение конкурентоспособности предприятия, качества продукции, улучшить условия труда и повысить производительность труда.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


События в мировой экономике изменили традиционный баланс между клиентом и поставщиком. Поэтому экономические субъекты должны быть более центрально ориентированными на клиентов, тем более, что информационные технологии достаточно развиты для быстрого и экономически выгодного представления информации для потребительского решения.
Наиболее актуальным подходом к совершенствованию организации производственных процессов предприятий является использование концепции бережливого производства.
В России увеличивается количество предприятий, использующих концепцию бережливого производства, в первую очередь продвижением и развитием концепции в основном занимаются крупные корпорации и холдинги, особенно в отраслях автомобилестроения, машиностроения, а также в добывающих отраслях. Это связано с тем, что на таких предприятиях имеется большой потенциал производственных систем, под производственным потенциалом понимаются все операции и процессы, которые непосредственно связаны с созданием ценности для потребителей. Увеличить количество предприятий, использующих систему бережливого производства можно в частности, путем подготовки и создания условий для обмена опытом между предприятиями.
Эта новая среда также увеличивает необходимость учитывать не только то, как решать потребности клиентов более проницательно, но также и как добавить ценность от предоставления новых продуктов и услуг.
Без хорошо развитой бизнес-модели, новаторы не смогут добавить ценности к продуктам либо услугам. Бизнес-модель формирует логику и предоставляет данные и другие доказательства того, как бизнес создает и обеспечивает ценность для клиентов.
Стандарт по интегрированной отчетности дает полное и точное определение бизнес модели как «система трансформации ресурсов через ее коммерческую деятельность, в продукты и результаты, направленную на достижение стратегических целей организации и создание стоимости на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов».
В последнее время в России большинство организаций уже предоставляют информацию об их бизнес-модели. Инвесторам необходимо понять бизнес-модель экономического субъекта, прежде чем они смогут правильно оценить свою стратегию, риски и способность поддерживать производительность с течением времени.
В течение нескольких лет индустрия телекоммуникаций, средств массовой информации продолжает меняться со все большей скоростью, и это, вероятно, будет продолжаться. В связи с этим российские организации должны постоянно адаптироваться к этим изменениям. Чем более укрепилась организация, тем сложнее осуществить оперативные или стратегические изменения, поэтому традиционные игроки рынка подвержены еще большему давлению. Для этого они должны изменить свою стратегии, цели и приоритеты.
По мере того, как организации стали ориентироваться на клиентов, они начали развивать бережливые бизнес-практики или бережливую бизнес-модель.
Проанализировав несколько организаций, можнл сделать вывод, что они бросили вызов традиционным бизнес-моделям, обновив экономику своего бизнеса. Каждая из них существенно изменила свои бизнес-модели, придумав меняющуюся структуру затрат и получили конкурентное преимущество.
Концепция бережливого производства внедряется практически во всех отраслях экономики, даже в непроизводственных, таких как здравоохранение. Однако большинство людей в химической промышленности серьезно не рассматривали стратегические преимущества бережливых бизнес-процессов.
Построение бережливой бизнес-модели в нефтехимической организации - это проект, который требует изменений не только в производственной системе, но и в сознании людей. Это сопровождается подготовкой персонала, созданием инициативной группы реализации, организацией встреч кайдзен для поиска решений, помощью консультантов в трудные моменты трансформации.
Получение реальных результатов для бизнеса обычно составляет 5-6 лет. Реализация бережливой бизнес-модели - очень хрупкий процесс, и многие попытки в мире терпят неудачу.
Необходимо понимать, что бережливое производство - это лишь один из мощных инструментов управления, которые работают вместе с другими. Бережливое производство не является универсальным средством решения всех проблем.
Проанализировав бизнес-модель объекта исследования - ПАО «Казаньоргсинтез можно посоветовать:
1) более полное и явное идентифицирование основных элементов бизнес-модели;
2) добавление связи с другими аспектами отчетности, включая стратегию, возможности и риски, ключевые показатели эффективности;
3) идентифицирование своих ключевых продуктов и услуг, а также другие результаты, такие как отходы и побочные продукты;
4) добавить описания материалов, которым организация должна уделить внимание их вкладу в долгосрочный успех бизнес-модели, который влияет на эффективность и продуктивность хозяйственной деятельности;
5) описание коммерческой деятельности также должно включать разъяснения о том, как организация позиционирует себя на торговой площадке посредством дифференциации продукта, сегментации рынка, каналов поставки и маркетинга.
Основой для построения бизнес-модели организации является ее миссия и стратегия. Стратегия организации, определение ее целей и задач являются привилегией и обязанностью высшего управленческого звена компании, в то время как реализовывать стратегию приходится сотрудникам предприятия на уровне структурных подразделений. Следовательно, для развития компании значительную опасность представляет недостаточный обмен информацией между ее руководством и сотрудниками. Обусловлено это, прежде всего информационной перегруженностью руководства, что не дает возможности адекватно оценивать информацию и, как следствие, делает невозможным контроль за выполнением стратегических задач персоналом.
В ходе исследования, было доказано, что система сбалансированных показателей служит эффективным управленческим инструментом, который обеспечивает релевантную и своевременную информацию о деятельности организации, также отражает информацию для всех заинтересованных сторон: государства, общественных экологических организаций, инвесторов и создает зримую связь между конкретными целями, программами и стратегией. Это способствует эффективной работе управленческого менеджмента, сводит к минимуму риск возникновения неблагоприятных ситуаций и их последствий.
В условиях повышенной конкуренции и нестабильной экономической среды ПАО «Казаньоргсинтез» повысило контроль над затратами, организация впредь не может позволить непредвиденные расходы. Для того, чтобы организация работа эффективно необходимо определение по факту, как на самом деле происходят бизнес-процессы, какова их главная экономическая суть, как их наладить и контролировать. Оптимальный путь — брать конкретные процессы и определять ответственность в них каждого из должностных лиц за проведение той или иной операции.
Поэтому в качестве рекомендаций для ПАО «Казаньоргсинтез» следует на первом этапе представить основные элементы бережливого производства на пилотных объектах предприятия, ориентироваться на концепцию бережливого производства при разработке бизнес-процессов и бизнес-модели организации, подготовить специалистов нового профиля.
На втором этапе следует внедрить инструменты бережливого производства во всех производственных цехах и услугах, провести анализ результатов первого этапа работы, чтобы исправить практику использования новой методологии в производстве и в профессиональной подготовке специалистов.
На третьем этапе - распространение результатов внедрения методов бережливого производства во всех производственных процессах предприятия с обязательной подготовкой всех сотрудников, работающих на предприятии и новичков, а также внедрение учебного курса «Концепция бережливого производства» в профильной технической школе нефтехимии и нефтепереработки для подготовки будущих кадров.
На четвертом и последнем этапе следует провести общую оценку результатов внедрения технологий бережливого производства, оценку работы, проделанной в соответствующих министерствах Татарстана, а также участие в различных конкурсах среди организаций, реализующих методы концепции, для обмена опытом и для дальнейшего совершенствования.



1. Об утверждении концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережливое производство» в РТ на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]:Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2010 г. №898// URL: www.prav/tatarstan.ru.
2. Международный стандарт интегрированной отчетности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://integratedreporting.org.
Книги, монографии, диссертации
3. Вейдер М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 131 с.
4. Вумек Дж. Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ.. — М.: : Альпина Бизнес Букс, 2005. — 473 с.
5. Вумек Д.П. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями. Пер. с англ. / Д. П. Вумек; Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -264с.
6. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. Ижевск, Изд-во Института экономики и управления, ГОУВПО «УдГУ», 2012 - 138с.
7. Джордж Л. Майкл «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Л. Джордж; [пер. с англ.] — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с.
8. Маскелл Брайан, Баггали Брюс Практика бережливого учета: управленческий, финансовый учет и система отчетности на бережливых предприятиях. / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2010. - 384 С.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. - 605 С.
Статьи и материалы периодической печати
10. Боева Н.А., Назарова А.И.Построение бизнес-моделей с помощью проведения инновационного аудита для малых и средних преддприятий. - 2009.-2.
11. Бъерн, А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. [Текст] / А. Бьерн / пер.с англ. С.В. Ариничева / науч. ред. Ю.П. Адлер.- М.: Стандарты и качество. 2003. - 272 с.
12. Гусаков В. А. Ясная стратегия бизнеса. — М.: Вершина, 2009. — с.193- 194.
13. Гершун А.Б., Ю.С. Нефедьева. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство /- М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2004.-88с.
14. Данилова, С.Ю. Особенности управления бизнес-процессами на предприятиях химического комплекса с непрерывным циклом производства/ С.Ю. Данилова // Омский научный вестник. - Омск, 2014. - № 2 (126). - С. 76-80.
15. Данилова, С.Ю. Применение инструментов «бережливого производства» в оценке процесса транспортировки предприятий с непрерывным циклом производства [Текст] / С.Ю. Данилова // Экономические науки, 2014. - № 7 (116).- С 73-79.
16. Канбан и "точно вовремя" на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте / Пер. с англ. Е. Пестерева. М.: Альпина-Бизнес Букс, 2008. - 218с.
17. Лайкер Д.К. ДАО TOYOTA 14 принципов менеджмента ведущей компании мира: Пер. с англ. / Д. К. Лайкер; Д.К. Лайкер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402с.
18. Лайкер, Дж. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний: сокр. пер. с англ. / Лайкер, Дж.; Дж. Лайкер, М. Хосеус. М. : Альпина Паблишерз, 2011. - 354 с.
19. Лайкер Д.К. Практика ДАО TOYOTA Руководство по внедрению принципов менеджмента TOYOTA / Д. К. Лайкер; Д.К. Лайкер, Д. Майер; Пер. с англ. Т. Гутман. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 588с.
20. Левинсон, У. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь [Текст] / У. Левинсон, Р. Рерик. - М.: Стандарты и качество, 2007. - 272 с.
21. Левинсон У. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь: Пер. с англ. / У. Левинсон ; Л. Левинсон, Р. Рерик; Под. ред. В.В. Брагина. М.: Стандарты и качество, 2007.
22. Лубнина, А.А. Стратегия долевого сбережения как механизм развития химических предприятий [Текст] / А.А. Лубнина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №11. - С. 322-327.
23. Манн, Д. Бережливое управление бережливым производством / Д. Манн; Д. Манн; под ред. В. К. Брагина. М.: Стандарты и качество, 2009. - 208 с.
24. Маркова В. Д. Бизнес-модель: сущность и инновационная составляющая. //.-2010.-№2(34)
25. Медведева, В.Р. Логистизация бизнес-процессов как фактор повышения эффективности управления материальными потоками и производственной деятельностью (на примере ОАО «КАМАЗ») [Текст] / В.Р. Медведева, А.Е. Кранатов // Вестник Казанского технологического университета.- 2011. - № 24. - С. 63-70.
26.Оно Тайити Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Пер. с англ. А.Грязновой, А.Тягловой. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012. - С. 208.
27. Отчет об устойчивом развитии 2015 ПАО «Казаньоргсинтез»
28. Парментер. Д.Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей: Олимп-Бизнес; Москва; 2008
29. Поппендик, М. Бережливое производство программного обеспечения: от идеи до прибыли: пер. с англ. / М. Поппендик, Т. Поппендик. М.: И.Д. Вильяме, 2010. - 256 с.
30. Каспина Р.Г. Реорганизация системы управления для целей формирования корпоративной отчетности[Текст]// Казанская наука. 2013. № 9. С. 108-111
31. Afuah A., Tucci С. Internet Business Models and Strategies. Boston: McGraw Hill, 2013.
32. Chesbrough H., Rosenbloom R. The role of the business model in capturing value from innovation: evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change 2002. N 11(3). стр. 529-555.
33. Drucker, Peter, The Practice of Management, Harper and Row Publishers, 1954. A Google search of “Business Model” in May 2009 yielded 19.7 million hits. Markides, Costas. 2008. Game-Changing Strategies: How to Create New Market Space in Established Industries by Breaking the Rules, Published by Jossey-Bass.
34. Hedman, J., & Kalling, T. The business model concept: Theoretical underpinnings and empirical illustrations. European Journal of Information Systems.-2003.-49-59.
35. Joshua J. Lewer/ Enterpreneurial activity and technological progress. Academy of Entrepreneurship Journal.-2005. 27-35.
36. Johnson, M. W., & Suskewicz, J. 2009. How to jump-start the clean tech economy. Harvard Business Review,87(11): 52-60.
37. Krafcik John Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review. - 2013. - 41. - стр. 41-52
38. Magretta, J. 2002. Why business models matter. Harvard Business Review, 80(5): 86-92.
39. Magretta J. Why business models matter // Har vard Business Review 2002, May. стр. 86-92.
40. Mayo M., Brown G. Building a competitive business model // Ivey Business Journal 1999. N 63 (3). стр. 18-23.
41. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur's business model: toward a unifi ed perspective //Journal of Business Research 2005. N 58 (6). стр. 726-735.
42.Slywotzky A. Value Migration. Boston (MA): Harvard Business Review Press,
1996.
43.Stewart D., Zhao Q. Internet marketing, business models, and public policy. Journal of Public Policy and Marketing 2000. N 19(2). стр. 287-296.
44. Timmers P. Business models for electronic markets. Electronic Commerce in Europe 1998. N 8 (April).CTp. 1-6.
Электронные ресурсы
45. Вклад Генри Форда в развитие школы научного управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coolreferat.com/(дата обращения: 12.10.2015).
46.Оценка ключевых показателей эффективности. Постникова Т. В. DOI: 10.7463/1012.0483305
47. Официальный сайт ПАО «Казаньоргстнтез». Режим доступа: https: //www. kazanorgsintez. ru/
48. Accounting for the Lean Enterprise: Major Changes to the Accounting Paradigm,2006. [Электронный ресурс]: URL: http://www.imanet.org.
49. Business model, Background paper for [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://integratedreporting. org/
50. Investopedia. Business model. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www. investopedia. com/terms/b/businessmodel. asp// (дата
обращения:30.08.2017)
51. Lean Startup is a method for creating and sustaining innovation in all kinds of organizations. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuitlabs.com/blog/lean-startup-101-the-essential-ideas/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ