Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективные приемы формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте (Уральский Государственный Педагогический Университет)

Работа №53441

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 20 детей младшего школьного возраста – учащихся 1-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения
грамоте 6
1.1 Проблема формирования каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте 6
1.2 Типичные каллиграфические ошибки и методы их исправления 11
1.3 Методы и приемы формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения
грамоте 29
2.1 Состояние сформированности каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте 29
2.2 Система работы по формированию каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте 32
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 35
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение 44

Актуальность проблемы формирования у детей младшего школьного возраста каллиграфических навыков в период обучения грамоте обусловлена, прежде всего, тем, что результатом небрежного письма является орфографическая неграмотность. На современном этапе развития общества на проблему плохого письма также влияет компьютеризация в обучении, в результате учащиеся меньше времени стали уделять письму, что в свою очередь приводит к постепенной утрате каллиграфического навыка. Трудности, связанные с обучением письму, проявляются в овладении формой букв, их безотрывном письме и способах соединения, одинаковым наклоном, всё это теряется в связи с отсутствием постоянных упражнений в письме. Данная проблема сегодня далека от решения в полном аспекте, так как в процессе овладения письмом дети проявляют не только физические, но психологические трудности.
Степень изученности. Задачу формирования каллиграфического навыка М.Р. Львов, И.Н. Садовникова и др. рассматривают как одну из проблем в образовании. Ее анализ представлен в трудах многих отечественных ученых, рассматривающих процесс формирования навыка с точки зрения разных подходов, направленных на развитие мускульной и тактильной памяти; развитие тактированного письма; первоначальное письмо и формирование каллиграфического навыка путем определенной системы принципов, методов и приемов – Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, В.А. Илюхина, Ю.А. Серебрянникова и др. Методы и приемы формирования каллиграфических навыков раскрыты в работах Н.О. Морозовой, С.В. Плотниковой, Н.Г. Яковлевой и др.
Однако, несмотря на значительное количество научных трудов, раскрывающих проблему формирования каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте, в настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у первоклассников в период обучения грамоте каллиграфических навыков, и отсутствием системности и научности в данной работе у учителей начальных классов.
Проблема исследования: какие методы и приемы применять для формирования каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте.
Цель исследования – изучить эффективные методы и приемы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования – процесс формирования каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте.
Предмет исследования – педагогические условия использования эффективные методов и приемов по формированию каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте.
2. Определить типичные каллиграфические ошибки и методы их исправления у первоклассников.
3. Выявить в экспериментальном исследовании педагогические условия формирования каллиграфических навыков у младших школьников в период обучения грамоте посредством специального комплекса упражнений.
Гипотеза исследования: если будет организован поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка у первоклассников в период обучения грамоте с учетом психофизиологических особенностей учащихся и на основе создания необходимых условий с подобранными эффективными приемами, упражнениями и методами, то это будет соответствовать содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов тестирования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к понятию «каллиграфический навык» – Н.Г. Агарковой, М.Р. Львова, И.Н. Садовниковой и др.;
- подходы к отбору методов и приемов по формированию каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте – М.М. Безруких, В.А. Илюхиной и др.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, Список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Систематическая работа по формированию каллиграфического навыка– одна из главных задач школы. Каллиграфический навык относится к категории сенсомоторных навыков. Его формирование происходит в тесной параллели с речевым развитием, способностям к чтению и орфографической работе. Большое влияние на этот процесс оказывает работа корковых слоев головного мозга. Каждая область того или иного полушария отвечает за сформированность определенного умения. К примеру, височные зоны левого мозгового полушария дают человеку возможность анализировать письменную деятельность на слух. Левые доли лобной зоны в ответе за сохранение замысла в процессе письма. Правильная работа затылочно-теменной зоны обеспечивает ученикам возможность зрительно ориентироваться в письменном пространстве. У детей, к моменту поступления в начальную школу, не в полной мере сформировано множество корковых зон головного мозга. В частности, лобных долей.
Основной задачей учителя начальной школы является повышение уровня сформированности каллиграфического навыка письма. Для этого необходимо два главных фактора: организация поэтапного процесса формирования каллиграфического навыка с учетом психофизиологических особенностей процесса и создание необходимых условий с подобранными эффективными приемами, упражнениями и методами, которые будут соответствовать содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Значение каллиграфии в обучении младших школьников достаточно велико. Каждый учитель должен понимать это и проводить определенные виды работ для формирования правильных каллиграфических навыков у учащихся. При этом важно помнить, что нужно учить детей не только разборчиво, но и быстро, сохраняя правильное написание слов. В начальной школе дети учатся писать, закладываются основы правильного письма. В этом возрасте и необходимо учиться писать правильно.
На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.
В ходе проведения экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что система упражнений на уроках русского языка, которая применялась в рамках формирующего этапа, помогла значительно повысить уровень каллиграфических навыков первоклассников, что подтверждает поставленную гипотезу исследования. Следовательно, задачи, поставленные нами в начале эксперимента, были решены в полном объеме.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что у первоклассников возникают трудности при обучении письму. Эти трудности зависят от многих причин: индивидуальных особенностей детей, недостаточное развитие мелких мышц руки, нарушением гигиенических норм письма.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Агаркова, Н. Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению : 1 кл. : методическое пособие [Текст] / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – Москва : Академкнига, 2012. – 208 с.
2. Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] / М. М. Безруких. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. – 608 с.
3. Гусева, Г. А. Методические рекомендации по формированию правильного и грамотного письма в 1-м классе [Текст] / Г. А. Гусева. – Ульяновск : Учитель, 2014. – 202 с.
4. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Сильченкова и др.; под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2016. – 255 с.
5. Илюхина, В. А. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной : программы, методические рекомендации, поурочные разработки [Текст] / В. А. Илюхина. – Москва : АСТ: Астрель, 2015. – 254 с.
6. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В. А. Илюхина // Начальная школа. – 2011. – № 8. –С. 6-10.
7. Канакина, В. П. Методика обучения грамоте и литературному чтению : Методические рекомендации и тематика практических и лабораторных занятий по курсу. Часть 1 [Текст] / В. П. Канакина. – Владимир : ВГГУ, 2009. – 38 с
8. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы : Учеб.-метод. пособие [Текст] / О. М. Коваленко. – Москва : АСТ, 2012. – 247 с.
9. Львов, М Р. Основы обучения правописанию в начальной школе [Текст] / М. Р. Львов. – Москва : Инфра-М, 2012. – 471 с.
10. Мали, Л. Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения : учебное пособие [Текст] / Л. Д. Мали. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с
11. Морозова, Н. О. Приемы обучения грамоте [Текст] / Н. О. Морозова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 14-17.
12. Плотникова, С. В. Теория и технология начального языкового образования : учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [Текст] / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2014. – 277 с.
13. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : Учеб. пособие для студентов [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – Москва : Академия, 2009. – 431 с.
14. Рождественский, Н. С. Методика начального обучения русскому языку [Текст] / Н. С.Рождественский. – Москва : Просвещение, 2011. – 348 с.
15. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е. Н. Российская. – Москва : Издательство Айрис-пресс, 2015. – 240 с.
16. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : Учебное пособие [Текст] / И. Н. Садовникова. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 282 с.
17. Садовникова, И. Н. Методические аспекты обучения грамоте [Текст] / И. Н. Садовникова. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 259 с.
18. Селезнева, Л. Б. Русское правописание [Текст] / Л. Б. Селезнева. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 225 с.
19. Серебрянникова, Ю. А. Теория и практика обучения каллиграфии [Текст] / Ю. А. Серебрянникова // Начальная школа. Проблемы языкового образования. – 2013. – № 1. – С. 34–37.
20. Соловейчик, М. С. Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям для 1 класса [Текст] / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др. – 3-е изд. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2012 – 448 с.
21. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 16 с.
22. Фомина, Р. Д. Методические аспекты подготовки к уроку учителя 1 класса [Текст] / Р. Д. Фомина // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 26-32
23. Шелест, О. Л. Практические методы формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте [Текст] / О. Л. Шелест // Первое сентября. – 2013. – №2. – С. 3.
24. Цыновникова, Ю. Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков [Текст] / Ю. Л. Цыновникова // Начальная школа. – 2011 – №7. – С.13–15.
25. Яковлева, Н. Г. Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте [Текст] / Н. Г. Яковлева // Начальная школа До и После. – 2014. – №2. – С. 22-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ