Введение 3
Глава 1. Социально-экономическое положение студенчества 12
§ 1.1. Состав и численность студенчества 12
§ 1.2. Студенческий бюджет 18
§ 1.3. Источники пополнения бюджета 23
§ 1.4. Студенческое жилье 29
§ 1.5. Студенческий обед 35
§ 1.6. Одежда студентов 37
§ 1.7. Здоровье студентов 39
Глава 2. Досуговая деятельность студенчества 43
§ 2.1. Университетское пространство 44
§ 2.2. Театр и кино 45
§ 2.3. Кружки самодеятельности 52
§ 2.4. Шведская гимнастика 56
§ 2.5. Азартные игры 58
§ 2.6. «Татьянушка» 59
§ 2.7. Вечеринки землячеств 63
§ 2.8. Самообразование 65
§ 2.9. Путешествия по матушке-России 70
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Студенчество конца XIX - начала XX вв. - весьма примечательная группа российского населения. Наиболее ярко она выступила на историческую арену именно в XIX веке, играя значительную роль в общественной жизни России. В пореформенный период студенчество стало формироваться буквально из всех сословий, что привело к разгулу радикальных взглядов в их среде. Студент - молодой человек, будущее государства, носитель смелых и демократических тенденций в русском обществе - в умах консервативной части населения обрел образ если и не врага, то угрозы. В связи с этим история российского студенчества всегда находились в центре внимания в исторической науке, как одна из немногих тем, волновавших исследователей разных эпох и поколений, привлекавших как современников самых бурных событий из жизни российского студенчества, так и историков последующих лет.
Хронологические рамки исследования включают в себя исторический период с 1884 по 1914. Границы обусловлены тем, что:
— во-первых, именно с введения нового университетского устава в 1884 году в истории российского студенчества наступает новый этап, когда государство откатывает свою политику в области образования на старые рельсы, с целью уменьшения уровня радикализации в среде студенчества и превращения его снова в оплот самодержавия;
— во-вторых, начало первой мировой войны, как явление новое и широкомасштабное, повлияло на умы и мировоззрение всего поколения. С этих пор в русской истории начинается новый период. В связи с этим данная работа ограничивается 1914 годом.
Объект исследования - воспоминания мемуаристов о студенческих годах в конце XIX - начале XX вв.
Предметом данной работы является реконструкция реалий повседневности студенческой молодежи в конце XIX - начале XX вв.
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящий момент в российской исторической науке нет комплексного труда по данной теме. Если материально-бытовое положение студенчества еще и изучалось некоторыми исследователями, то эстетические запросы студенчества, его досуг не стали предметом отдельного изучения.
В данной работе основное внимание уделено студентам-универсантам. Женское образование не включено в исследование, так как до 1905 г. женщины в университеты не допускались.
К моменту принятия нового устава 1884 г. в Российской империи существовало 8 университетов: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869). В данной работе осуществлена попытка комплексного анализа повседневных реалий жизни студентов всех российских университетов.
Повседневность как отдельная область исторических исследований стала популярной недавно. Основоположником нового направления считается французский историк Фернан Бродель, яркий представитель Школы Анналов. Продолжателями их традиций в российской историографии явились историки- медиевисты (например, А.Я. Гуревич). Объектами их изучения и теоретического осмысления стали такие аспекты, как семья и частная жизнь, качество жизни и культурный ландшафт, досуговая и праздничная народная культура, специфика повседневности различных категорий и слоев населения .
История повседневности, по определению Н.Л. Пушкаревой, - это отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных,
этнических и конфессиональных контекстах . История повседневности изучает жизненный мир людей различного социального происхождения и статуса.
Цель работы - характеристика повседневной жизни студенчества конца XIX - начала XX вв. на основе исследования мемуарной литературы.
Задачи:
1. проанализировать свидетельства мемуаристов конца XIX - начала XX веков, позволяющих реконструировать социально-экономическую и культурную жизнь студенчества;
2. рассмотреть материально-бытовое положение студенчества;
3. охарактеризовать специфику досуга российского студенчества в конце XIX - начале XX вв..
Методологической основой работы является позитивизм.
Основой методологической базы работы стал системный метод, который позволил проанализировать повседневную жизнь дореволюционного студенчества. Использование данного метода предполагает рассмотрение повседневности студенчества как целостного явления истории и культуры со своей эволюцией. Системному методу подчинены сравнительно-исторический метод, социально-психологический деятельностный подход.
Исследователи, не располагающие возможностями лично, вслух «задать вопрос прошлому», работают с традиционными письменными источниками. Среди них прежде всего выделяются эго-документы - биографии, мемуары, дневники и письма. Именно они позволяют понять человека и его поступки в конкретной ситуации, то, что отличает его повседневность от жизни и поведения других, находящихся в тех же обстоятельствах. В виду этого, труд исследователя повседневности представляется как интерпретация чужих мыслей и слов, «перевод» с чужого эмоционального языка. В этом он близок работе исследователей истории психологии и специалистов по истории частной жизни. В связи с этим, важным методом исследования повседневности является метод вчувствования, понимания и последующей интерпретации автобиографического текста. Применение данного метода позволяет реконструировать повседневную реальность дореволюционного студенчества. Так же в работе был применен структурно-функциональный анализ мемуарных текстов, что позволило полнее выявить их информационный ресурс. По мнению О.М. Медушевской, структурно-функциональный анализ считается современным источниковедением наиболее информативным методом изучения
3
нарративов .
Источниковая база истории повседневной жизни дореволюционного студенчества весьма обширна. Центральное место в написании данной работы занимают источники личного происхождения. Мемуарная литература затрагивает многие аспекты студенческой жизни. Именно эта группа источников наиболее точно раскрывает внутренний мир человека, его переживания, духовные искания и становление как личности. В данной работе был использован широкий пласт мемуарной литературы. Среди них воспоминания В. Вересаева , М. Гершензона , Б. Гегидзе , А.А. Кизеветтера , М.В. Танского , Н.Ф. Флерина , С.Т. Шацкого и т.д. Мемуарная литература расцвечивает реконструируемые картины студенческого быта яркими красками деталей, не зафиксированных иными документами эпохи, одухотворяет эти картины данного прошлого индивидуальным чувственным восприятием. Воспоминания широко использованы при освещении вопроса досуговой деятельности студенчества, т.к. на сегодняшний день этот вопрос не стал объектом отдельного исследования. В связи с этим только опора на мемуарную литературу позволило реконструировать реалии студенческого отдыха.
Источники личного происхождения носят чисто субъективный характер, в связи с этим любая исследовательская работа требует использования наряду с воспоминаниями и других источников. Второй по значимости группой источников в данном исследовании являются статистические данные. На рубеже двух столетий в студенческой среде проводились самопереписи, затрагивающие различные аспекты студенческой жизни, начиная с материального положения и заканчивая душевным состоянием. В работе использованы результаты 7 анкетирований. Традиционно переписи проводились в среде студенчества определенного университета, как, например, анкеты Астрова и Бельтюкова , касающиеся универсантов г. Казани.
Вектор развития высшего образования в конце XIX - начале XX вв. задавал новый университетский устав 1884 г . Без использования данного законодательного акта невозможно истинное понимание тенденций, имевших место в дореволюционной студенческой среде. Устав 1884 г. полностью регламентировал жизнь университетской кооперации даже за пределами стен своего учебного заведения. Он ограничил существовавшую прежде автономию университетов, поставил в жесткие рамки студенческую жизнь, ограничив многие их права. На протяжении рассматриваемого тридцатилетия студенчество находилось в состоянии конфронтации с самодержавием. Жесткие рамки, в которые была втиснута молодежь, в целях обеспечения правопорядка, играло не на руку правительству. Студенты, в чьих жилах кипит кровь, энергия бьет ключом и безрассудство порой берет верх, на протяжении рассматриваемого периода вели борьбу с властями, защищая сначала свои права, а затем, с распространением революционных настроений, и права всего народа. В связи с этим важно обращать внимание и на другие законодательные акты, как всякого рода «Временные правила» .
Помимо законодательных актов к написанию работы были привлечены и документы делопроизводственного характера. Так, годичные отчеты о состоянии и деятельности университетов дают точные сведения о социальном происхождении студентов, об их составе и количестве. Отчеты обществ вспомоществования помогают раскрыть вопросы материального положения студенчества. А уставы и положения различных кружков, организованных при университетах полнее передают сведения о досуговой деятельности молодежи в стенах своей alma-mater.
Следует отметить также и работы публицистического характера. Материально-бытовое положение студенчества привлекало внимание своих современников. В связи с этим уже в дореволюционной России имеется целый комплекс работ, посвященных данной проблеме. Среди них стоит отметить труд П. Иванова , посвященного московским учащимся, раскрывающего вопросы бытового положения студенчества и их материального достатка. Наряду с П. Ивановым, внимание общественности к бедственному положению студенчества пытался привлечь Г. Гордон в своей статье «К вопросу о материальном положении нашей учащейся молодежи» . Так же можно отметить работу А.С. Изгоева , который рассматривает вопросы быта современного ему студенчества, отношения универсантов к науке, к популярным идеям в среде юной интеллигенции и ее настроениям. Особенностями данных работ можно назвать их публицистический характер, нежели исследовательский.
Историографическая база работ, связанных с историей университетов в общем, и студенчества в частности, весьма обширна. Всю библиографию, использованную в работе, можно разделить на три периода: дореволюционную, советскую и постсоветскую.
Уже в дореволюционной России история студенчества привлекала к себе внимание исследователей в связи с нарастанием радикализма в университетской среде. Работы данной тематики использовались в исследовании постольку, поскольку содержали информацию о повседневных аспектах жизни студенчества. Так, вопросы материального положения студенчества, как главной составляющей жизни студенчества тех лет, рассматривает в своей работе Б.Р. Фроммет .
В советское время внимание историков было сконцентрировано в основном на истории студенческого движения. Таковой можно назвать исследование П.С. Гусятникова «Революционное студенческое движение в России. 1899-1907 гг.» Автор работы оказывает должное внимание, помимо истории студенческих забастовок, и вопросу экономического положения российского дореволюционного студенчества.
По представлениям многих исследователей, студенчество является частью интеллигенции. В связи с этим полезно учесть и работы по истории интеллигенции, затрагивающие и вопросы положения студенчества. К ним относятся труды В.Р. Лейкиной-Свирской «Интеллигенция в России во второй половине XIX века» и «Русская интеллигенция в 1900-1917 гг.» .В этих двух монографиях подробно изучен социальный состав студенчества России и динамика его изменений на протяжении более 50-ти лет.
В советское время широко было распространено составление сборников по истории университетов, обычно приуроченные к юбилейным датам, так и отдельные труды к дням рождения университета. И хоть они по большей части рассматривают историю университетов, а также ее корпорации, в них мало внимания уделялось студенчеству и его повседневности. Здесь рассматривались только вопросы социального состава и студенческого движения. Среди наиболее значимых трудов можно назвать двухтомное издание М. Корбута , приуроченное к 125-летию Казанского университета, так же сборник «Одесский университет за 75 лет (1865 - 1940)» под редакцией профессора К. П. Добролюбского, двухтомник по истории Московского университета и
др.
Данная традиция выпуска юбилейных изданий продолжалась и в постсоветском времени. Эти труды так же привлекались к написанию работы. Среди них и «Очерки истории Казанского университета» , приуроченные к 200-летию университета, и изданный к 275-летию Санкт-Петербургского университета труд Н. Олесича «Господин студент императорского Санкт - Петербургского университета» . Труды российских историков вносят свежий взгляд в изучение данной темы. В «Очерках» по истории Казанского университета осуществлена попытка пересмотра истории своей alma-mater с позиций и возможностей начала XXI в. Н. Олесич в своем исследовании, вопреки сложившейся традиции, главным героем делает именно студента и его жизнь, личную и общественную, и рассматривает ее в рамках развития как Санкт-Петербургского университета, так и России в целом.
Огромную роль в изучение истории студенчества как отдельной прослойки общества в наше время внес А.Е. Иванов, крупный исследователь по истории высшей школы дореволюционной России и ее студенчества . В его монографиях представлен широкий спектр вопросов по истории студенчества и высшей школы в России. Монографии А.Е. Иванова восполнили многие пробелы в истории российского студенчества. Именно эти работы сыграли важную роль в написании данной работы, как последнее слово в науке.
Наибольший акцент в написании работы был сделан на монографии
А.Е. Иванова «Студенчество России конца XIX - начала XX века» как наиболее комплексного и дополненного труда по данной тематике. Исследователем были изучены проблемы социального положения студенчества, взаимоотношения студентов и самодержавной власти, быта студенчества, его бюджета, а также правового положения.
Заметим, что во главе угла у исследователей стоят вопросы экономического положения студентов. При этом и затрагивались в историографии советского периода, то его досуговая часть не стала предметом изучения исследователей. Первые попытки исторического исследования досуга студенчества начались только в постсоветскую эпоху.
Весомый вклад в изучение вопроса досуговой деятельности студентов внесли Е.А. Вишленкова, С.Ю. Малышева и А.А. Сальникова. Коллективом авторов на примере Казани и Казанского университета раскрыты вопросы повседневной жизни не только горожан, но и конкретно студентов, как
отдельной прослойки общества. Особое внимание было уделено работе «Terra
28
Universitatis» , как непосредственно касающейся выбранной темы. Этот монументальный труд раскрывает все аспекты жизни университетской корпорации на протяжении всего его существования.
Таким образом, используя данные из различных типов источников, мы имеем возможность реконструировать картину повседневной жизни студенчества конца XIX - начала XX вв., их материально-бытовое положение, а так же досуговую деятельность.
Юность русской интеллигенции - студенческая жизнь. Безусловно, русское студенчество представляло часть интеллигенции, но часть весьма своеобразную, со своей субкультурой, со своими привычками, стилем жизни, поведением и даже одеждой.
Студенчество конца XIX - начала XX века играло огромную роль в общественной жизни России. Ее формирование как особой прослойки общества началось только во второй половине XIX века в связи с реформами в сфере образования. Новый университетский устав 1884 определил всю историю студенческого движения, их жизни и развитие высшей школы. Правительственная политика и устав были направлены не столько на наращивание студенческого контингента, сколько на его социальное регулирование с целью создания из них оплотов самодержавия. На деле же университет, бывший ранее исключительно дворянским, теряет свою жесткую сословную привязку. В эти храмы науки проникают представители почти всех сословий.
С расширением сословных границ студенческого контингента тесно связан процесс обнищания студенчества рассматриваемого периода. По результатам исследования можно сделать вывод, что в массе своей студенты жили если и не бедно, то весьма ограниченно в средствах. Их среднестатистического бюджета в 20-25 руб. хватало только на предметы первой необходимости: оплату жилья и пропитания. Любой отход от заданного плана расхода грозил им чреватыми последствиями.
Ухудшение экономического положения молодежи, нежелание правительства видеть действительное состояние студенчества, ограниченные попытки общественности оказать какую-нибудь помощь привели к конфронтации юной интеллигенции с существующим режимом, видевшим в сохранении самодержавия все проблемы современного ему общества.
Система образования в России переживала глубокий кризис. Она держала в своих руках всю систему образования и контроль над учащимися, но так и не смогла им привить свои идеологические ценности.
Принимая во внимание силу молодости, возбудимости, эмоциональности, юношеское неприятие несправедливости, современники называли студенческую молодежь «квинтэссенцией» интеллигенции, «барометром» общества, а университеты - «тараном» революции.
Между тем, именно в студенческую пору формируются взгляды молодежи, ее идеалы и стремления. В процессе повседневной жизни дореволюционного студенчества вырабатывались ее ценности. И только изучение повседневности рядовых универсантов позволило исследовать их скрытые образы жизни, понять их поведение, механизмы и источники формирования их взглядов, заглянуть в их внутренний мир.
Определяющую роль в исследовании мировоззрения и мировосприятия дореволюционного студенчества сыграло изучение его досуга.
Досуг, как неотъемлемая часть повседневной жизни студенчества, играет в их жизни важную роль. Только в процессе проведения свободного времени человек предстает таким, какой он есть, проявляя всю свою сущность. Только при изучении досуговой деятельности перед исследователем встает истинный человек, с его переживаниями и эмоциями, раскрывается его социально-психологический тип личности.
Говоря о повседневных реалиях дореволюционной России, нужно учитывать, что материальное положение студенчества имело прямое влияние на формы проведения досуговой деятельности. Экономическая состоятельность позволяла студентам создать вокруг себя атмосферу праздности, и, наоборот, денежная несостоятельность сильно ограничивала студентов в формах организации их досуга.
В процессе изучения повседневной жизни студенчества конца XIX - начала XX веков, можно сделать вывод, что формы организации досуговой деятельности молодежи были весьма различны. Неся в себе определенные культурные ценности, студенчество испытывало на себе огромное влияние современного ему общества. В связи с этим традиции, в которых была выращена новая молодежь, оставила глубокий след в их повседневной жизни. Так, традиционными развлечениями остаются театр, музыка и литература. Правда, все увиденное и услышанное оценивалось ими со своих позиций.
Студенчество всегда являлось самой активной частью населения. Это способствовало более быстрому распространению среди молодежи новых тенденций. Так, спорт и кинематограф, впервые появившиеся только в начале XX века, привлекают к себе активное внимание юношества.
Таким образом, российское дореволюционное студенчество - это национальный феномен, исторически сложившийся характер, яркое творение русского менталитета. Нигде, кроме России , не было и не могло быть такого уникального явления, как русский студент.
1) Алексеев В.М. Наука о Востоке. Статьи и документы. - М.: ГРВЛ, 1982. - 535 с.
2) Анциферов Н. П.. Из дум о былом: Воспоминания / Всуп. Ст., соста.,прим. И аннотированный указ. им. А.И. Добкина. - М.: Феникс, 1992. - 512 с.
3) Блонский П. П. Мои воспоминания / П.П. Блонский. - М.: «Педагогика», 1971. - 176 с.
4) Василенко С. Н. Воспоминания. - М.: «Советский композитор», 1979. - 374 с.
5) Вересаев В.В. Воспоминания. В студенческие годы. - М.: Правда, 1982. - Т. 2 - 544 с.
6) Гегидзе Б. В университете. Очерки студенческой жизни. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1904. - 222 с.
7) Гершензон М. Избранное. Т.4. Тройственный образ совершенства. Москва - Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. - 640 с.
8) Годичный акт в императорском Казанском университете 5 ноября 1905 г. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1905. - 232 с.
9) Годичный Отчет о состоянии императорского Казанского ун-та за 1913 г. - Казань: Типо-литография Императорского университета,1914. - 295 с.
10) Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит. Ст. и коммент. В.М. Володарского. - М.: Республика,
2001. - 495 с.
11) Дружинин Н. М. Избранные руды. Воспоминания, мысли, опыт историка. - М.: Наука, 1990. - 512 с.
12) Егоров И.В. От монархии к Октябрю. Воспоминания. Л.:Лениздат, 1980. - 271 с.
13) Записки Императорского Харьковского университета. 1910. - Харьков: Паровая Типо-литография М. Зильберберг и С-вья, 1911. - 445 с.
14) Зернов В.Д. Записки русского интеллигента. - М.: Индрик, 2005. - 400 с.
15) Иванов П. Студенты в Москве. Быт, нравы, типы. Очерки. - М.: Типография Штаба Московского военного округа, 1903. - 296 с.
16) Ивановский А. В. Воспоминания кинорежиссера. - М.: «Искусство», 1967. - 306 с.
17) Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М.: Гос. музыкальное изд-во, 1934. - 159 с.
18) К характеристике современного студенчества (по данным переписи 1909 - 1910 гг. в С.-Петербургском Технологическом институте). - СПб.: Издание Научно-экономического кружка при С.-Пб. Технологическом институте,1911. - 85 с.
19) Кривоносов. На помощь молодежи. - Киев: Изд. «Об-ва взаимопомощи студентов Киевск. полит. института имп. Александра II», 1910. - 284 с.
20) Лель А. Записки студента 1900-1903 гг. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1908. - 76 с.
21) Ленинградский университет в воспоминаниях современников:
Петербургский университет 1819-1895. - Л.: Издательство
Ленинградского университета, 1963. - 309 с.
22) Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники / Сост., прим. И подготовка текста Ю.Н. Емельянова. - М.: «Индрик», 2003. - 528 с.
23) Об организации общежитий и столовых для студентов Императорского Московского университета. - М.: Издание правления Имп. Московского ун-та, 1895. - 28 с.
24) Общий устав императорских российских университетов. - Казань: Типолитография Имп. ун-та, 1889. - 202 с.
25) Отчет о деятельности и состоянии общества для вспомоществования бедным студентам имп. Казанского ун-та за 1885-1886 гг. - Казань: Типолитография Имп. ун-та, 1886. - 34 с.
26) Отчет общества для вспомоществования бедным студентам имп. Казанского ун-та за 1908 г. - Казань:Типо-литография Имп. ун-та, 1909. - 83 с.
27) Письма Александра Блока к родным. - Л.: Academia, 1927. - 370 с.
28) Положение о студенческом музыкальном кружке при Императорском Казанском Университете. - Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1900. - 3 с.
29) Сабашников М.В. Воспоминания / Вступ. Ст. Е.И. Осетрова. - 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1998. - 512 с., ил.
30) Санкт-Петербургский студенческий календарь на 1909-10 уч. год / Сост. И.Р. Белопольский. - СПб.: Акц. О-во Тип. Дела в СПб (Герольд), 1909. - 284 с.
31) Святловский В.В. Студенческие переписи в России: Студенчество в цифрах. СПб.: Изд. Об-ва русских студентов в Юрьеве, 1909. - 142 с.
32) Устав общества для вспомоществования бедным студентам Казанского университета. - Казан.: Типография университета, 1874. - 78 с.
33) Флерин. Н.Ф. Быт студентов Казанского университета в 70-х гг. // Из
прошлого Казанского университета. - Казань: Типо-литография
Казанского университета, 1904. - 103 с.
34) Черепнин Н. Воспоминания музыканта. - Л.: «Музыка», 1976. - 128 с.
35) Членов М. А. Половая перепись московского студенчества и ее общественное значение. - М.: Студ. мед. изд. комиссия, 1909. - 104 с.
36) Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — М. : Просвещение, 1962—1965. Т. 1. / Сост. Г. Ф. Морозова. — 1962. — 503 с.
37) Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. — М. - Л.: Искусство, 1937. - 178 с.
38) Василий Иванович Качалов: Сборник статей, воспоминаний, писем / Сост. и ред. В. Я. Виленкин. - М.: Искусство, 1954. - 658 с.
II. Неопубликованные ОРРК НБЛ
1) Астров Н.А. Студенчество юридического факультета Императорского Университета в религиозном, научном, политическом и общекультурном отношениях по анкете 1-го ноября 1907 г. ОРРК №7294
2) Бельтюков М.А. Одежда студентов Казанского университета по данным анкеты 1907 года. Питание. ОРРК №6209
3) Танский М.В. Казанский университет в 1890 гг. XIX в. ОРРК №8035
4) Устав студенческого драматического кружка казанского университета. ОРРК №4051
Периодическая печать
1) Алексеева Е. Живые картины. История зарождения кинематографа в Казани // Казань. 2001. №9/10. С. 18-39
2) Бушман О. Так начинался вузовский спорт. - Ленинградский университет, 1976, 12 нояб.
3) Волжский вестник. 1886. 8 февр.
4) Гордон Г. К вопросу о материальном положении нашего студенчества // Вестник воспитания. 1914. С. 171- 183
5) Елистратов А.. К вопросу о судьбе домов терпимости // Деятель. 1900. № 11. С. 506 - 516
6) Из дневника студента. Рассказ А. Бельского. Студ жизнь. 1 авг. 1910 г. №23. С. 7 - 9
7) Казанский телеграф. 1905. 9 ноября.
8) Камско-Волжская речь. 1908. 18 октября.
9) Лебедев И.В. Записки счастливца. - Урал, 1961, №9. С. 135 - 139
10) Лебедева А. «Дядя Ваня» // Спортивная жизнь России, 1979, №8. С. 20 - 24
11) Надо сокращаться // Казанские новости. 1885. 9 июля.
12) Писарева С.В. «Благоговейная память» (95 лет назад Казань вместе со всей Россией простилась со Львом Толстым) // Казань. 2005. №10. С. 8184
13) Савин Н. А. Кинематограф на службе у истории и истории литературы. // Вестник воспитания. 1914. №8. С 183 - 201
14) Серафимович. «Машинное надвигается» // «Сине-фоно». 1912. № 8. С. 8
10.
15) Чириков Е. Был ли он прав? // Волжский вестник. - 1887. - 18 (13) окт. -
С. 1-2
Литература
1) Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. - М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2001. - 86 с.
2) Алексеева Е. П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897 - 1917) / Е.П. Алексеева .— Казань : Наука, 2007 .— 180 с.
3) Благов Ю. А. В содружестве с Мельпоменой. Казанский университет и театр: к истории взаимосвязей / Ю. А. Благов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 88 с.
4) Вишленкова Е. А., Малышева С.Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. - Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - 500 с.
5) Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX - XX вв. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 452 с.
6) Волин Б. В. И. Ленин в Поволжье, 1870 - 1893 /Б. Волин. - М.: Госполитиздат,1955. -112 с.
7) Гинзбург С.С. Кинематограф дореволюционной России / С.С. Гинзбург. - М.: Искусство, 1963. - 406 с.
8) Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 18991907. - М.: Мысль, 1971. - 264 с.
9) Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - М.: АН СССР Институт истории СССР, 1991. — 392 с.
10) Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX-начала ХХ века: Социально-историческая судьба / А. Е. Иванов; РАН. Ин-т российской истории. - Москва : РОССПЭН, 1999. - 414 с.
11) История Московского университета. Т. 1. - М.: Изд-во Московского унта, 1955. - 503 с.
12) Корбут М.К. Казанский Государственный университет имени В.И. Ульянова - Ленина за 125 лет. 1804/05 - 1929/30. Том 2. - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1930. - 384 с.
13) Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй пол XIX века. М.: «Мысль», 1971. - 368 с.
14) Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М.: Мысль, 1981 - 285с.
15) Натансон И.В. Из музыкального прошлого Московского университета. - М.: МУЗГИЗ, 1955. - 120 с.
16) Одесский университет за 75 лет ( 1865 - 1940) / Ответ ред проф К. П. Добролюбский. - Одесса: Изд-во университета, 1940. - 196 с.
17) Олесич Н. Господин студент Императорского Санкт-Петербургского университета. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1999. - 208 с.
18) Очерки истории Казанского университета. - Казань: Изд-во Казанск. унта, 2002. - 380 с.
19) Очерки по истории Ленинградского университета. Вып. 5. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 187 с.
20) Памяти Льва Толстого: сборник статей / сост. и отв. ред.
Л.Е. Бушканец. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 264 с
21) Фромметт Б.Р. Очерк по истории студенчества в России / предис. В.В. Водовозова. - Санкт-Петербург - Москва : Т-во М.О. Вольф, 1912. - 134 с.
22) Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России. 1896-1930. - Рига: Знание, 1991. - 492 с.
Справочные и библиографические издания
1) История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель кн. и публ. в журн. / Науч. рук., ред. и введ. П.А. Зайончковского. - М.: Книга, 1979. - Т. 1-5.
2) Казанский университет (1804-2004): Библиографический словарь / [ Авт. проекта, гл. ред. Г.Н. Вульфсон]. - Казань, 2002 - 2004. - Т. 1-2.
Диссертации:
Хакимова А.С. Казанский университет в 80-90-е годы XIX века: Дисс.. ..канд. ист. Наук / Хакимова Анора Салиховна. - Казань, 1997. - 298 с.
Электронные ресурсы
1) Иванов А. Е. Больше, чем досуг (театр и культура повседневности дореволюционного студенчества) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. НЛО 2008, 90. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/90/iv4.html
2) Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях). [Электронный ресурс] // Вехи. Сб. ст. о русской интеллигенции. URL: http: //www.vehi.net/vehi/izgoev.html
3) Келлер Б. Студенческие годы. [Электронный ресурс] // Смена 1939 г №5. URL: http: //smena-online.ru/stories/studencheskie-gody
4) Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий (Воспоминания 1881 - 1914). [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. URL: http://dugward.ru/library/kizevetter/kizevetter na rubeie.html