ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 7
1.1 История возникновения понятия "наглядности", сущность понятия 7
1.2 Наглядность как дидактический принцип обучения 10
1.3 Классификация наглядных пособий по биологии 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 10-11 КЛАСС 22
2.1. Методика использования наглядных средств обучения в образовательном
процессе по биологии 22
2.2. Организация экспериментальной работы. Использование наглядных
средств на всех этапах урока 28
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Наглядность в обучении способствует тому, что у обучающихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для обучающихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Урок биологии невозможно провести на должном уровне, не пользуясь схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить биологический материал понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память. Психологами А.Н. Леонтьевым, Наумовым и др. доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на /фугой, не утомляя обучающих [34].
Педагоги А.И. Никишов, И.Н. Панамарева, В. М. Константинов и др. считают что учебно-материальной базой обучения биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования [36]. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ".
Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.
И.Н. Понамарева утверждает, что курс биологии в образовательном учреждении призван вооружить обучающихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы [37]. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Однако в условиях аудиторных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят живые объекты, натуральные фиксированные объекты, коллекции, гербарный материал, микропрепараты и др. На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Ян Амос Коменский считал принцип наглядности важнейшим принципом преподавания. В «Великой дидактике» он написал: «... слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как ... дерево - с корой, плод - вместе с кожицей» [35].
А. Дистервег отмечает особое значение наглядных средств обучения на уроках биологии. Горячим приверженцем наглядного обучения был и выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, показавший важность использование наглядности в развитии формируемых понятий.
К.Д. Ушинский отмечает: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над нимиj но свяжите с картинками двадцать таких слов и - ребенок усвоит их на лету» [40]. Польза наглядного обучения, как утверждал К.Д. Ушинский, состоит в том, что ученик приучается находить связи между словом и предметом.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Исходя из выше сказанного нами сформулирована тема исследования: «Методика использования наглядных средств на уроках биологии».
Цель исследования: выявить особенности влияния наглядных средств обучения на уровень знаний обучающихся при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по теме исследования, раскрыть сущности понятия «наглядность»;
2. выявить влияние наглядности на уровень знаний учебного материала учениками;
3. проанализировать использование наглядных средств обучения на необходимость и достаточность при изучении раздела биологии «Общая биология» 10-11 класс;
4. разработать методический материал с использованием наглядных средств обучения биологии по каждой главе изучаемого раздела.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предметом исследования: особенности использования наглядных средств обучения по биологии при изучении раздела «Общая биология» 10-11 класс по авторской программе И.Н. Пономаревой и др..
Гипотеза исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии будет эффективным, если использовать разнообразные виды наглядных средств обучения.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- теоретически обоснованные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы (проектирование, педагогический эксперимент, проведение контрольных срезов);
- социологические методы (тестирование, прогнозирование);
- систематические методы обработки результатов;
-диагностический метод (наблюдение).
Практическая значимость исследования состоит в том, что для образовательного процесса по биологии разработаны дополнительные наглядные средства обучения по разделу «Общая биология» 10-11 класс для обобщения и закрепления знаний обучающихся, которые могут быть использованы в практике обучения.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Преподавание биологии в школе не может быть эффективным без картин, графиков и диаграмм, макетов и моделей, приборов и специальных инструментов. Наглядные пособия делают учебный процесс более разнообразным и интенсивным, облегчают понимание и усвоение подчас трудных и сложных закономерностей.
Придавая большое значение наглядности, передовые учителя создают более совершенные модели, схемы и приборы. Процесс такого творчества вполне закономерен, он будет продолжаться непрерывно вместе с изменением содержания учебных программ и совершенствованием методики преподавания биологии в средней общеобразовательной и вспомогательной школе.
Вопрос о значении наглядности в преподавании не вызывает принципиальных споров, ее роль признают сейчас все педагоги и методисты. Можно говорить лишь о некоторых различиях в трактовке отдельных вопросов, но эти различия не умаляют значения наглядных пособий в учебном процессе.
Наглядность - один из основных принципов преподавания учебных предметов. Совершенно очевидно, что создание яркого образа, представления о предмете - тот прочный фундамент, на котором базируются наши знания. Конечно, процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели, картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает свойства, внутренние и внешние связи предмета или явления с другими объектами, вскрывает и те стороны предмета, которые непосредственно зрительно не воспринимаются. Однако такая, более высокая, ступень познания строится на законах и вещах реально воспринимаемого мира. В процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, как правило, активизирует и конкретизирует его.
Роль наглядности различна на отдельных этапах обучения. Она меняется в зависимости от возраста обучающихся и содержания раздела школьной биологии.
Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведении, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Таким образом, комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках биологии приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках.
Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности обучающегося. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
В результате исследования было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся контрольного и экспериментального классов. С помощью данного исследования мною были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.
Таким образом, комплексное применение наглядных средств обучения и применение их в большом количестве на уроках общей биологии приводит к повышению уровня знаний обучающихся, что отражено на рисунках представленных во второй главе данной работы.
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов - М: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. - 191с.
2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В. С. Аванесов. - М.: Наука, 1994.-135с.
3. Александров Н.Г. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Н.Г. Александров // Информатика и образование. -1993.-№5. - С.7-19.
4. Алексеева Л.А. Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков / Л. А. Алексеева // Математика. - 1998. - №46. - С.6-8.
5. Анастази А.А. Психологическое тестирование / А.А. Анастази - М.: Педагогика. - 1982. - 320с.
6. Ангеловски К. Учителя и инновации / К. Ангеловски - М.: Просвещение, 1991. - 159с.
7. Антипова Т.И. Компьютер на уроках биологии / Т.И. Антипова, Л. Н. Жукова, Л. Б. Зауголыюва, И. В. Плотникова // Биология в школе. - 1993. -№1.-С.45-46.
8. Архангельский Н.П. О проверке и оценке знаний учащихся начальной и средней школы / П.П. Архангельский. - Ташкент: Учпедгиз УзССР, 1938.-62с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192с.
Ю.Балыко Г. К. Управление школой и базами данных / Г. К. Балыко - Самара: СГПТУ, 1992. - 246с.
П.Байбородова Л.В. и др. Методика обучения биологии: пособие для учителя /Л.В. Байбородова, Т. В. Лаптева. -М.: Владос, 2003.
12. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / А.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение; АО «Учебная литература» 1996. - 191 с.
13. Буренина Т.П. Практикум по теории и методике обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Т.П. Буренина. — Борисоглебск, БГПИ, 2010. — 199 с.
14. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. -М.: Просвещение, 1983. -384с.
15. Воробейчикова О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний / О.В. Воробейчикова // Информатика и образование. -2001. - №7.-С. 14-17.
16. Гершунский Б.С. Философия образования: Учеб, пособ. для студентов высш. и сред. пед. учеб, заведений / Б.С. Гершунский - М: Флинта,
1998. -427с.
17. Гласс Д.Г. Статистические методы в педагогике и психологии / Д.Г. Гласс - М.,1976. - 495с.
18. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы
исследования: монография / В.В. Давыдов - Воронеж, 1991. - 120с.
19. Дайри Н.Г. Обучающее значение опроса учащихся / Н. Г. Дайри // Советская педагогика. - 1993. - №33. - С.27-39.
20. Диагностика и анализ исследовательской деятельности преподавателя. - Электрон, текст (546 Мб). - М.: Большая российская энциклопедия,
1998. - 2 эл. носителя (диски).
21. Дьяченко В.К. Организация структуры учебного процесса и его развитие / В.К. Дьяченко. -М., Просвещение, 1989. - 219 с.
22. Жиров А.И. Создание и функционирование образовательных систем: монография / АН Жиров - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 91с.
23.Заир-Бек Е.С. Качество образования как научно-педагогическая проблема: монография / Е.С. Заир-Бек - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена,
2000. - 64с.
24.Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 158 с.
25.Зарецкий М.И. Основные вопросы учета успеваемости учащихся / М.И. Зарецкий // Советская педагогика. - 1996. - №8,9. - С.21-37.
26. Зверев И. Д. Общая методика преподавания биологии. / И. Д. Зверев,
А.Н. Мягкова. -М: Просвещение, 1985.- 189с.
27.Зуев В.Ф. Педагогические труды / Под ред. Б.Е. Райкова. / - М.: АПН РСФСР, 1956.-148С.
28. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования: монография / Л.С. Илюшин - СПб: БАН, 2002. - 216с.
29. Ильясов И.И. Структура процесса обучения / И. И. Ильясов - М.: МГУ,
1986. -200с.
30. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха: школа на пороге нового века / Е.И. Казакова - СПб: Пресс - атташе, 1997. - 160с.
31. Калинова Г.С. Система контроля знаний и умений учащихся / Г.С. Калинова, А. Н. Мягкова, В.З. Резникова // Биология в школе. - 2000. - №3. - С. 19-23.
32. Калинова Г.С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии / Г.С. Калинова // Биология в школе. -2012. - № 5. - С. 29-38.
33. Калинова Г.С. Планируемые результаты освоения биологии в основной школе / Г.С. Калинова, Т.В. Иванова, Г.А. Воронина // Биология в школе. — 2013. - № 6. — С. 26-35.
34. Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Метод, пособие для учителя / В.А. Кальней, С.Е. Шишов - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86с.
35. Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира / Г. С. Ковалева-М., 1996. -234с.
36. Конюшко В. С. Методика обучения биологии: учеб, пособие / В. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный дом, 2004. -256 с.
37. Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / В.В. Краевский - М.: Педагогика, 1978. - 208с.
38. Кравченко М.Б. Сочетание поурочной и тематической проверки и оценки знаний учащихся: Сб. статей. / М.Б. Кравченко. - Тамбов, 1979.- 103с.
39. Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием /
В. 10. Кричевский. — СПб., 2001. — 214с.
40. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами / О. Е. Лебедев.
- Великий Новгород: НРЦРО, 1998. - 91с.
41. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И.Я. Лернер. -М.: Знание, 1978.-47с.
42. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование,
проведение, использование / А.Н. Майоров - СПб: Образование - Культура, 1996. -304с.
43. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров - СПб: Образование - Культура, 1998. - 344с.
44. Маш Р.Д. О тестах и тестовой проверке / Р.Д. Маш // Биология в школе.
- 1993. -№3.-С.30-35.
45. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / А.И. Никишов - М.: КолоС, 2007. - 304 с.
46.0конь В.В. Введение в общую педагогику / В.В. Оконь - М.: Высшая школа, 1982.-382с.
47. Падалко Н.В. К оценке знаний и умений учащихся по биологии / Н. В. Падалко // Биология в школе.- 1983. -№6. -С. 13-15.
48. Панасюк В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса /
В.П. Панасюк - СПб, М.,1997. - 297с.
49. Пасечник В.В. Биология; Бактерии, грибы, растения; Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. - 4-е издание / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2000. - 272 с.
50. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. / Е. И. Перовский - М.: АПН РСФСР, 1960.-511с.
51. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / П.И. Пидкасистый - М.: Роспедагентство, 1996.-602с.
52. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология; Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — 2-е изд., перераб. / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 240 с.
53. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии : учеб, пособие для студ.пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2003. - 272 с.
54. Примерная программа среднего (полного) общего образования: программно-методические материалы. Биология. 6-11 классы /составитель В.С. Кучменко. -М.: Дрофа, 2000. — 224 с.
55. Пугал Н.А. Дидактические карточки задания по биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. / ПА. Пугал - М. : Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 1999. -96 с.
56. Равен Д. Педагогическое тестирование / Д. Равен - М, 1999. - 144с.
57. Радионова Н.Ф. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования / Н.Ф. Радионова - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-218с.
58. Радионова Н.Ф. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования / Н.Ф. Радионова - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-218с.
59. Резникова В.З. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя / В.З. Резникова, А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. - М.: Просвещение, 1997,- 152с.
60. Разработка методических рекомендаций по созданию системы мониторинга качества образования - Электронный текст (648 Мб). - М.: Реформа системы образования, 2002. - 3 элетр. носителя (диски).