ФОРМИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «молодежь»,
«семья», «брак», «брачно-семейная установка» 9
1.2. Особенности формирования брачно-семейных установок студенческой
молодежи 20
1.3. Педагогические условия формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи 31
Глава 2. Педагогическое обеспечение формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Реализация программы по формированию брачно-семейных установок
студенческой молодежи 53
2.3. Анализ проведенной педагогической работы по формированию брачно-
семейных установок студенческой молодежи 64
Заключение 84
Библиографический список 88
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «молодежь»,
«семья», «брак», «брачно-семейная установка» 9
1.2. Особенности формирования брачно-семейных установок студенческой
молодежи 20
1.3. Педагогические условия формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи 31
Глава 2. Педагогическое обеспечение формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Реализация программы по формированию брачно-семейных установок
студенческой молодежи 53
2.3. Анализ проведенной педагогической работы по формированию брачно-
семейных установок студенческой молодежи 64
Заключение 84
Библиографический список 88
Приложение
В современном обществе определяющим стал внесемейный характер
занятости человека: большую значимость имеют социальный статус и
уровень образования/дохода и т.п., тогда как раньше большую роль играли
размер семьи и число детей. Люди начинают ориентироваться на реализацию
потребностей, связанных с собой: карьерный рост, собственное здоровье,
образование, саморазвитие и пр. Тем самым рождение ребенка отодвигается
на второй план.Активный ритм жизни в мегаполисах, желание построить
карьеру, быть свободными и ничем не обязанными в жизни подталкивают
молодых людей становиться childfree (в переводе с англ. свободные от
детей).
Значительные перемены в обществе, которые произошли за последние
20 лет, а также современные условия жизни привели к трансформации
института семьи. Сегодня частым явлением стало так называемое
сожительство: совместное проживание пары без официально
зарегистрированных отношений. Молодые люди предпочитают отношения
без обязательств и, при неудачном выборе, без труда разрывают мнимый
союз. Сожительство ведет к росту числа детей, рождающихся вне брака.
Такие дети не имеют социальных гарантий, таких как алименты (при разводе
родителей) или выплаты со стороны государства (при потере кормильца).
Еще одной проблемой института семьи стало возрастание количества
разводов после небольшого периода супружеской жизни, что ведет к
увеличению числа неполных семей. В этом случае дети, воспитанные одним
родителем, имеют проблемы социализации. Именно развод родителей может
оставить негативный отпечаток в сознании ребенка, тем самым препятствуя
ему в создании традиционной семьи с одним или несколькими детьми. Все
это изменяет семью как социально значимый институт.
Еще одна заметная тенденция в современном обществе – это
увеличение возраста женщины при рождении первенца. Отсрочивание
рождение ребенка на более поздний возраст ведет к снижениюрепродуктивного здоровья женщин. Таким образом, в условиях
демографического кризиса молодежь является основным репродуктивным
потенциалом, носителем культуры и двигателем экономического развития
страны.
Противоречие исследования: между возросшей потребностью
общества в укреплении ценности семьи у молодежи, с одной стороны, и
недостаточной разработанностью педагогических условий формирования
брачно-семейных установок студенческой молодежи, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная
разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование
брачно-семейных установок студенческой молодежи».
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и
апробации педагогических условий формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи.
Объектом исследования является: процесс формирования брачносемейных установок студенческой молодежи.
Предметом исследования являются педагогические условия
формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: процесс формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «молодежь»,
«семья», «брак», «брачно-семейная установка»;
- учитывать особенности формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи;
- выявить, разработать, обосновать и в опытно-экспериментальной
работе доказать эффективность педагогических условий формирования
брачно-семейных установок студенческой молодежи;- реализовать специальную формирующую программу «Молодость.
Семья. Счастье».
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза требует решения следующих
задач исследования:
1) Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятий
«молодежь», «семья», «брак», «брачно-семейная установка».
2) Выявить особенности формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи.
3) Определить и раскрыть педагогические условия формирования
брачно-семейных установок студенческой молодежи.
4) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
разработанной программы «Молодость. Семья. Счастье», направленной на
формирование брачно-семейных установок студенческой молодежи.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе
Казанского (Приволжского) федерального университета, института
психологии и образования, кафедры педагогики. В эксперименте приняли
участие 19 студентов, получающих магистерскую степень по направлению
«Психолого-педагогическое образование».
Методологическая основа исследования.
Тему ценностных ориентаций и жизненных приоритетов молодежи в
России изучали такие авторы, как Парахонский А.П.[47], Юзефавичус
Т.А.[72], Букин В.П.[15], Семенов В.Е.[54], Ласточкина М.А.[52] и др.
Репродуктивное поведение человека и проблему психологической
готовности к браку описывали Беляева М.А.[11], Денисов Б.П.[21], Орехова
И.М.[42] и др.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы
следующие методы исследования:
теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент,
тестирование с использованием таких диагностических методик, как
«Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н.Волковой [28], а также
специальная разработанная анкета Д.А.Донцова, И.Н.Орловой
«Отношение молодежи к семейной жизни» [43].
статистические: математическая и статистическая обработка
полученных данных в ходе исследования.
Этапы исследования:
Исследование было проведено в 3 этапа в период с сентября 2015г. по
апрель 2017г.
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь-декабрь 2016г)
проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме,
определялись принципы, педагогические условия формирования брачносемейных установок студенческой молодежи. Это дало возможность
определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи,
гипотезы исследования, также осуществлялся сбор эмпирического материала.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (январь 2016г.- март
2017г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный
эксперименты; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая
значимость диссертации.
На третьем этапе – обобщающем (март-май 2017г.) осуществлялось
завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов
исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось
диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике условия формирования брачносемейных установок студенческой молодежи, которые в совокупности нашли
отражение в разработанной программе «Молодость. Семья. Счастье».
Практическая значимость данного исследования заключается в том,
что выявлена специфика брачно-семейных установок студенческоймолодежи. Результаты исследования могут использоваться социальными
педагогами, психологами, специалистами по работе с молодежью,
преподавателями. Также понимание причин репродуктивного поведения,
ведущего к сокращению численности населения страны (сознательная
бездетность, рождение только одного ребенка в семье); поведения,
подрывающего репродуктивное здоровье (аборты, беспорядочные половые
связи), является важным для построения грамотной и эффективной
социальной политики
Положения выносимые на защиту:
1. Брачно-семейная установка – это позиция личности в отношении
брака и семьи, сформированная на основе опыта взаимодействия с
социальной средой, определяющая состояние готовности к браку и
поведению человека в семье.
2. Особенности формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи характеризуются следующими сруктурными
компонентами: значимость в семейной жизни сексуальных отношений,
личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей,
профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового
обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней
привлекательности партнеров (эти показатели составляют шкалы семейных
ценностей), а также о желаемом распределении ролей между мужем и женой
при реализации семейных функций в контексте ролевых ожиданий и
притязаний.
3. Педагогическими условиями формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи являются:
осуществление оперативной диагностики уровня сформированности
брачно-семейных установок студенческой молодежи и их особенностей.
на основе данных диагностики разработка и реализация программы
«Молодость. Семья. Счастье», направленной на формирование брачносемейных установок студенческой молодежи.Апробация результатов исследования осуществлялась на следующих
конференциях:
Мусина Г.Р. Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и
технологии педагогического образования в контексте творческого
саморазвития личности» (2017, Казань, ИПиО, заочное участие, сертификат).
Мусина Г.Р. Итоговая научно-образовательная конференция
студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (2017,
Казань, К(П)ФУ ИПиО, очное участие, сертификат).
А также апробация результатов исследования осуществлялись через
публикации статей:
1. Мусина Г.Р., Касимова Р.Ш. Брачно-семейные установки
современной студенческой молодежи // Андреевские чтения: современные
концепции и технологии педагогического образования в контексте
творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта
2017 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2017. – 276 с.
2. Мусина Г.Р., Касимова Р. Ш. Репродуктивные установки в
системе ценностных ориентаций современной молодежи // Актуальные
проблемы педагогики и психологии; сборник научных трудов, молодых
ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша
Корчака. Выпуск 19./Под ред. Р.А.Валеевой. – Казань: Изд-во "Отечество",
2016. – 204 с.
3. Мусина Г.Р., Касимова Р.Ш. О реализации психологопедагогической программы «Молодость. Семья. Счастье» // Сборник
студенческих статей и тезисов Казанского Федерального Университета. –
Казань: Изд-во Казанского фед. ун-та, 2017.
С
занятости человека: большую значимость имеют социальный статус и
уровень образования/дохода и т.п., тогда как раньше большую роль играли
размер семьи и число детей. Люди начинают ориентироваться на реализацию
потребностей, связанных с собой: карьерный рост, собственное здоровье,
образование, саморазвитие и пр. Тем самым рождение ребенка отодвигается
на второй план.Активный ритм жизни в мегаполисах, желание построить
карьеру, быть свободными и ничем не обязанными в жизни подталкивают
молодых людей становиться childfree (в переводе с англ. свободные от
детей).
Значительные перемены в обществе, которые произошли за последние
20 лет, а также современные условия жизни привели к трансформации
института семьи. Сегодня частым явлением стало так называемое
сожительство: совместное проживание пары без официально
зарегистрированных отношений. Молодые люди предпочитают отношения
без обязательств и, при неудачном выборе, без труда разрывают мнимый
союз. Сожительство ведет к росту числа детей, рождающихся вне брака.
Такие дети не имеют социальных гарантий, таких как алименты (при разводе
родителей) или выплаты со стороны государства (при потере кормильца).
Еще одной проблемой института семьи стало возрастание количества
разводов после небольшого периода супружеской жизни, что ведет к
увеличению числа неполных семей. В этом случае дети, воспитанные одним
родителем, имеют проблемы социализации. Именно развод родителей может
оставить негативный отпечаток в сознании ребенка, тем самым препятствуя
ему в создании традиционной семьи с одним или несколькими детьми. Все
это изменяет семью как социально значимый институт.
Еще одна заметная тенденция в современном обществе – это
увеличение возраста женщины при рождении первенца. Отсрочивание
рождение ребенка на более поздний возраст ведет к снижениюрепродуктивного здоровья женщин. Таким образом, в условиях
демографического кризиса молодежь является основным репродуктивным
потенциалом, носителем культуры и двигателем экономического развития
страны.
Противоречие исследования: между возросшей потребностью
общества в укреплении ценности семьи у молодежи, с одной стороны, и
недостаточной разработанностью педагогических условий формирования
брачно-семейных установок студенческой молодежи, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная
разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование
брачно-семейных установок студенческой молодежи».
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и
апробации педагогических условий формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи.
Объектом исследования является: процесс формирования брачносемейных установок студенческой молодежи.
Предметом исследования являются педагогические условия
формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: процесс формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «молодежь»,
«семья», «брак», «брачно-семейная установка»;
- учитывать особенности формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи;
- выявить, разработать, обосновать и в опытно-экспериментальной
работе доказать эффективность педагогических условий формирования
брачно-семейных установок студенческой молодежи;- реализовать специальную формирующую программу «Молодость.
Семья. Счастье».
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза требует решения следующих
задач исследования:
1) Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятий
«молодежь», «семья», «брак», «брачно-семейная установка».
2) Выявить особенности формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи.
3) Определить и раскрыть педагогические условия формирования
брачно-семейных установок студенческой молодежи.
4) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
разработанной программы «Молодость. Семья. Счастье», направленной на
формирование брачно-семейных установок студенческой молодежи.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе
Казанского (Приволжского) федерального университета, института
психологии и образования, кафедры педагогики. В эксперименте приняли
участие 19 студентов, получающих магистерскую степень по направлению
«Психолого-педагогическое образование».
Методологическая основа исследования.
Тему ценностных ориентаций и жизненных приоритетов молодежи в
России изучали такие авторы, как Парахонский А.П.[47], Юзефавичус
Т.А.[72], Букин В.П.[15], Семенов В.Е.[54], Ласточкина М.А.[52] и др.
Репродуктивное поведение человека и проблему психологической
готовности к браку описывали Беляева М.А.[11], Денисов Б.П.[21], Орехова
И.М.[42] и др.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы
следующие методы исследования:
теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент,
тестирование с использованием таких диагностических методик, как
«Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н.Волковой [28], а также
специальная разработанная анкета Д.А.Донцова, И.Н.Орловой
«Отношение молодежи к семейной жизни» [43].
статистические: математическая и статистическая обработка
полученных данных в ходе исследования.
Этапы исследования:
Исследование было проведено в 3 этапа в период с сентября 2015г. по
апрель 2017г.
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь-декабрь 2016г)
проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме,
определялись принципы, педагогические условия формирования брачносемейных установок студенческой молодежи. Это дало возможность
определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи,
гипотезы исследования, также осуществлялся сбор эмпирического материала.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (январь 2016г.- март
2017г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный
эксперименты; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая
значимость диссертации.
На третьем этапе – обобщающем (март-май 2017г.) осуществлялось
завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов
исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось
диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике условия формирования брачносемейных установок студенческой молодежи, которые в совокупности нашли
отражение в разработанной программе «Молодость. Семья. Счастье».
Практическая значимость данного исследования заключается в том,
что выявлена специфика брачно-семейных установок студенческоймолодежи. Результаты исследования могут использоваться социальными
педагогами, психологами, специалистами по работе с молодежью,
преподавателями. Также понимание причин репродуктивного поведения,
ведущего к сокращению численности населения страны (сознательная
бездетность, рождение только одного ребенка в семье); поведения,
подрывающего репродуктивное здоровье (аборты, беспорядочные половые
связи), является важным для построения грамотной и эффективной
социальной политики
Положения выносимые на защиту:
1. Брачно-семейная установка – это позиция личности в отношении
брака и семьи, сформированная на основе опыта взаимодействия с
социальной средой, определяющая состояние готовности к браку и
поведению человека в семье.
2. Особенности формирования брачно-семейных установок
студенческой молодежи характеризуются следующими сруктурными
компонентами: значимость в семейной жизни сексуальных отношений,
личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей,
профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового
обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней
привлекательности партнеров (эти показатели составляют шкалы семейных
ценностей), а также о желаемом распределении ролей между мужем и женой
при реализации семейных функций в контексте ролевых ожиданий и
притязаний.
3. Педагогическими условиями формирования брачно-семейных
установок студенческой молодежи являются:
осуществление оперативной диагностики уровня сформированности
брачно-семейных установок студенческой молодежи и их особенностей.
на основе данных диагностики разработка и реализация программы
«Молодость. Семья. Счастье», направленной на формирование брачносемейных установок студенческой молодежи.Апробация результатов исследования осуществлялась на следующих
конференциях:
Мусина Г.Р. Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и
технологии педагогического образования в контексте творческого
саморазвития личности» (2017, Казань, ИПиО, заочное участие, сертификат).
Мусина Г.Р. Итоговая научно-образовательная конференция
студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (2017,
Казань, К(П)ФУ ИПиО, очное участие, сертификат).
А также апробация результатов исследования осуществлялись через
публикации статей:
1. Мусина Г.Р., Касимова Р.Ш. Брачно-семейные установки
современной студенческой молодежи // Андреевские чтения: современные
концепции и технологии педагогического образования в контексте
творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта
2017 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2017. – 276 с.
2. Мусина Г.Р., Касимова Р. Ш. Репродуктивные установки в
системе ценностных ориентаций современной молодежи // Актуальные
проблемы педагогики и психологии; сборник научных трудов, молодых
ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша
Корчака. Выпуск 19./Под ред. Р.А.Валеевой. – Казань: Изд-во "Отечество",
2016. – 204 с.
3. Мусина Г.Р., Касимова Р.Ш. О реализации психологопедагогической программы «Молодость. Семья. Счастье» // Сборник
студенческих статей и тезисов Казанского Федерального Университета. –
Казань: Изд-во Казанского фед. ун-та, 2017.
С
Нами было проведено теоретическое обоснование брачно-семейных установок современной молодежи, выявлены особенности и тенденции репродуктивного здоровья, поведения и брачно-семейных установок. Так, репродуктивное поведение российских граждан заметно изменилось в последние годы. В современном обществе заметна тенденция к увеличению возраста женщины при рождении первенца. Для российских семей преобладающим количеством является один или двое детей. Сегодня современные россияне предпочитаю малодетную семью. Причины массовой малодетности исторически обусловлены изменениями функций семьи в обществе и изменением роли детей в семье. В условиях демографического кризиса молодежь является основным репродуктивным потенциалом, носителем культуры и двигателем экономического развития страны.
Значительные перемены в обществе, которые произошли за 20 лет, а также современные условия жизни привели к трансформации института семьи: возрастание количества разводов после небольшого периода
супружеской жизни; совместное проживание пары без официально зарегистрированных отношений; полный отказ от рождения детей молодыми и здоровыми людьми. Еще одна заметная тенденция в современном обществе - это увеличение возраста женщины при рождении первенца. Отсрочивание рождения ребенка на более поздний возраст ведет к снижению репродуктивного здоровья женщин.
Для получения информации о брачно-семейных установках молодежи было решено использовать качественные и количественные методы исследования.
Для реализации эмпирического исследования были выбраны следующие методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке»
А.Н.Волковой, «Отношение молодежи к семейной жизни» Д.А.Донцова, И.Н.Орловой.
Для испытуемой группы, независимо от пола, характерно определенноеподобие представлений о важнейших семейных ценностях: личностная идентификация с супругом, родительско-воспитательская ценность и социальная активность.
Констатирующий и формирующий этап эксперимента показал, что все респонденты демонстрируют разногласия в своих ожиданиях и притязаниях. Так, по результатам анализа родительско-воспитательской шкалы, можно сделать вывод, что, независимо от пола, молодые люди выдвигают больше требований к своим супругам, чем к самим себе. Однако по шкале социальной активности, молодые люди напротив, хотят иметь более высокий статус и социальную значимость, нежели их партнеры. Респонденты демонстрируют типичное рассогласование притязаний и ожиданий, которое влечет за собой ориентацию на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что, в свою очередь, является серьезным конфликтогенным фактором.
Поставленная цель «теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи» была достигнута.
Гипотеза исследования подтвердилась: процесс формирования брачносемейных установок студенческой молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «молодежь», «семья», «брак», «брачно-семейная установка»;
- учитывать особенности формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи;
- выявить, разработать, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи;
- реализовать специальную формирующую программу «Молодость. Семья. Счастье».
Нами были решены следующие задачи:
1) Раскрыта сущностно-содержательная характеристика понятий «молодежь», «семья», «брак», «брачно-семейная установка».
2) Выявлены особенности формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи.
3) Определили и раскрыли педагогические условия формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи.
4) Опытно-экспериментальным путем проверили эффективность разработанной программы «Молодость. Семья. Счастье», направленной на формирование брачно-семейных установок студенческой молодежи.
Нами были выявлены, обоснованы и апробированы на практике условия формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Молодость. Семья. Счастье»
Также нами выявлена специфика брачно-семейных установок студенческой молодежи. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, специалистами по работе с молодежью, преподавателями. Также понимание причин репродуктивного поведения, ведущего к сокращению численности населения страны (сознательная бездетность, рождение только одного ребенка в семье); поведения, подрывающего репродуктивное здоровье (аборты, беспорядочные половые связи), является важным для построения грамотной и эффективной социальной политики
Особенности формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи характеризуется следующими сруктурными компонентами: значимость в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров (эти показатели составляют шкалы семейных ценностей), а также
о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций в контексте ролевых ожиданий и притязаний.
Педагогическими условиями формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи являются:
• осуществление оперативной диагностики уровня сформированности брачно-семейных установок студенческой молодежи и их особенностей.
• на основе данных диагностики разработка и реализация программы «Молодость. Семья. Счастье», направленной на формирование брачносемейных установок.
Программа по формированию брачно-семейных установок студенческой молодежи «Молодость. Семья. Счастье» позволила сформировать брачно-семейные установки у испытуемых. Важно отметить, что после реализации данной программы наблюдается уменьшение разницы между «ролевыми ожиданиями» и «ролевыми притязаниями» молодых людей, причем обоих полов (см. диаграммы). Данный вывод говорит о более трезвых, равных и справедливых ожиданиях не только в отношении себя, но и в отношении своего(ей) супруга(ги).
Именно формирование брачно-семейных установок делает возможным укрепить ценность семьи, изменить установку на рождение первого ребенка в молодом возрасте, увеличить количество детей в будущей семье, ориентироваться на традиционную семью и т.д.
Значительные перемены в обществе, которые произошли за 20 лет, а также современные условия жизни привели к трансформации института семьи: возрастание количества разводов после небольшого периода
супружеской жизни; совместное проживание пары без официально зарегистрированных отношений; полный отказ от рождения детей молодыми и здоровыми людьми. Еще одна заметная тенденция в современном обществе - это увеличение возраста женщины при рождении первенца. Отсрочивание рождения ребенка на более поздний возраст ведет к снижению репродуктивного здоровья женщин.
Для получения информации о брачно-семейных установках молодежи было решено использовать качественные и количественные методы исследования.
Для реализации эмпирического исследования были выбраны следующие методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке»
А.Н.Волковой, «Отношение молодежи к семейной жизни» Д.А.Донцова, И.Н.Орловой.
Для испытуемой группы, независимо от пола, характерно определенноеподобие представлений о важнейших семейных ценностях: личностная идентификация с супругом, родительско-воспитательская ценность и социальная активность.
Констатирующий и формирующий этап эксперимента показал, что все респонденты демонстрируют разногласия в своих ожиданиях и притязаниях. Так, по результатам анализа родительско-воспитательской шкалы, можно сделать вывод, что, независимо от пола, молодые люди выдвигают больше требований к своим супругам, чем к самим себе. Однако по шкале социальной активности, молодые люди напротив, хотят иметь более высокий статус и социальную значимость, нежели их партнеры. Респонденты демонстрируют типичное рассогласование притязаний и ожиданий, которое влечет за собой ориентацию на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что, в свою очередь, является серьезным конфликтогенным фактором.
Поставленная цель «теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи» была достигнута.
Гипотеза исследования подтвердилась: процесс формирования брачносемейных установок студенческой молодежи будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «молодежь», «семья», «брак», «брачно-семейная установка»;
- учитывать особенности формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи;
- выявить, разработать, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи;
- реализовать специальную формирующую программу «Молодость. Семья. Счастье».
Нами были решены следующие задачи:
1) Раскрыта сущностно-содержательная характеристика понятий «молодежь», «семья», «брак», «брачно-семейная установка».
2) Выявлены особенности формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи.
3) Определили и раскрыли педагогические условия формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи.
4) Опытно-экспериментальным путем проверили эффективность разработанной программы «Молодость. Семья. Счастье», направленной на формирование брачно-семейных установок студенческой молодежи.
Нами были выявлены, обоснованы и апробированы на практике условия формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Молодость. Семья. Счастье»
Также нами выявлена специфика брачно-семейных установок студенческой молодежи. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, специалистами по работе с молодежью, преподавателями. Также понимание причин репродуктивного поведения, ведущего к сокращению численности населения страны (сознательная бездетность, рождение только одного ребенка в семье); поведения, подрывающего репродуктивное здоровье (аборты, беспорядочные половые связи), является важным для построения грамотной и эффективной социальной политики
Особенности формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи характеризуется следующими сруктурными компонентами: значимость в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров (эти показатели составляют шкалы семейных ценностей), а также
о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций в контексте ролевых ожиданий и притязаний.
Педагогическими условиями формирования брачно-семейных установок студенческой молодежи являются:
• осуществление оперативной диагностики уровня сформированности брачно-семейных установок студенческой молодежи и их особенностей.
• на основе данных диагностики разработка и реализация программы «Молодость. Семья. Счастье», направленной на формирование брачносемейных установок.
Программа по формированию брачно-семейных установок студенческой молодежи «Молодость. Семья. Счастье» позволила сформировать брачно-семейные установки у испытуемых. Важно отметить, что после реализации данной программы наблюдается уменьшение разницы между «ролевыми ожиданиями» и «ролевыми притязаниями» молодых людей, причем обоих полов (см. диаграммы). Данный вывод говорит о более трезвых, равных и справедливых ожиданиях не только в отношении себя, но и в отношении своего(ей) супруга(ги).
Именно формирование брачно-семейных установок делает возможным укрепить ценность семьи, изменить установку на рождение первого ребенка в молодом возрасте, увеличить количество детей в будущей семье, ориентироваться на традиционную семью и т.д.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ЦЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РУССКОЙ И ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Фототерапия как инструмент формирования семейных ценностей у
студенческой молодежи
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Установки российской молодежи на брак, семью и родительство в контексте реализации государственной семейной политики
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Установки российской молодежи на брак, семью и родительство в контексте реализации государственной семейной политики
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологические условия принятия решения о регистрации брака пар, проживающих в незарегистрированном браке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация брачного выбора в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные особенности репродуктивных установок и отношение молодежи к сознательно бездетному браку
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



