СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 7
1.1 Понятие, содержание и сущность современных технологий в
профессиональном образовании 7
1.2 Значение и классификация современных технологий в образовании при
подготовке специалистов 12
1.3 Современные технологии в обучении СПО как фактор повышения
эффективности образовательного процесса 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПО
38
2.1 Краткая характеристика и анализ использования образовательных технологий в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 38
2.2 Мониторинг и проблемы использования современных образовательных
технологий в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 42
2.3 Проблемы и разработка рекомендаций при внедрении и применении
современных образовательных технологий в ГАПОУ' «Мамадышский политехнический колледж» 57
2.4 Образовательный эффект от применения современных образовательных
технологий в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ; 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 7
1.1 Понятие, содержание и сущность современных технологий в
профессиональном образовании 7
1.2 Значение и классификация современных технологий в образовании при
подготовке специалистов 12
1.3 Современные технологии в обучении СПО как фактор повышения
эффективности образовательного процесса 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПО
38
2.1 Краткая характеристика и анализ использования образовательных технологий в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 38
2.2 Мониторинг и проблемы использования современных образовательных
технологий в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 42
2.3 Проблемы и разработка рекомендаций при внедрении и применении
современных образовательных технологий в ГАПОУ' «Мамадышский политехнический колледж» 57
2.4 Образовательный эффект от применения современных образовательных
технологий в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ; 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Научно-технический прогресс в последнее время все более энергично внедряется в нашу жизнь. Современные технологии во всех областях постоянно модифицируются и совершенствуются каждые два - три года. Приспосабливаться к непрерывно совершенствующему миру, быть в нем инициативным действующим лицом, ведущим преобразователем, творцом и двигателем эволюции, оставаясь высококультурным человеком - это и есть задача специалиста будущего.
Одной из самых главных задач, которые стоят перед современным обществом в XXI веке предстает создание перспективной системы образования, умеющей подготовить будущих специалистов к жизни в новых условиях цивилизации, то есть таких людей, которые умеют думать и работать. Это поколение аналитиков и прогнозистов первого класса, специалистов- генераторов новых идей во всех сферах деятельности, во всех сферах хозяйства.
Именно информированность в сфере современных технологий придает особую значимость человеку, так как предоставляет ему возможность не только адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, но и активно изменять и перестраивать в лучшую сторону этот мир, преобразовывая среду под себя. В такой связи значительное значение имеет введение современных информационных технологий в процесс образования, которые нацелены обучать подрастающее поколение в системе непрерывного образования, передать знания, умения, способы и опыт интеллектуальной деятельности [20, с. 311].
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании изучаются довольно давно. За весьма продолжительный период их изучения приняли свое участие различные педагоги, ученые и психологи.
В настоящем времени существует масса литературы, в которой описывается
процесс обучения с использованием современных образовательных
з
технологий. Над тем на сколько эффективно влияют современные образовательные технологии на процесс обучения трудились многие
ВВЕДЕНИЕ
отечественные учёные, такие как: : А.Д. Гуменный, JI.B. Знаков, Н. Б. Лаврентьева, Г. В. Лаврентьев, Н. А. Неудахина. Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [52, с. [43-44].
Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной мной темы.
Проблема исследования заключается в том, что из учреждений СПО выходят недостаточно квалифицированные специалисты. Это напрямую связано с недостаточной эффективностью применения традиционных технологий в профессиональном образовании.
Цель исследования заключается в изучении возможностей и эффективности использования современных технологий в профессиональных образовательных организациях, выявление преимуществ и сложностей их использования в учебном процессе.
Объектом исследования является процесс современного профессионального обучения в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
Предмет исследования: процесс обучения будущих специалистов в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования: Подготовка специалиста в профессиональном образовательном учреждении будет эффективной, если будут использованы современные технологии в организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели были определены задачи
исследования:
1. Изучить теоретические основы использования современных технологий в профессиональном образовании.
2. Провести анализ деятельности профессиональных образовательных организаций по использованию современных образовательных технологий.
3. Разработать систему применения современных технологий в учебном процессе профессионального образования.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию организации занятий с использованием современных технологий.
Теоретическая основа исследования: современная литература по
проблеме применения разных технологий в сфере профессионального образования говорит о том, что данная проблематика является в настоящее время весьма востребованной. Изобилие работ (монографий, докторских и кандидатских диссертаций, учебных и учебно-методических пособий), которые посвящены применяемым в педагогике “технологиям” говорит о том, что предмет исследования представляет собой значительный интерес. Использовались концепции современных технологий в профессиональном образовании отечественных педагогов: А.Д. Гуменного [17], JI.B. Знакого [20], М.В. Кларина [30], С.П. Санина [46; 47], Н.Ю. Шишковой [59]; современное обучение, поэтапное формирование современных средств: Макаренко А. С [38], развивающего обучения: Левитес Д. Г [35], Пироговская О.Н. [43], Ловцова Н. [37], личностно ориентированного обучения: Кукосян О.Г. [32], М.В. Кларин [31]; а также ряд инновационных направлений, таких как использование технических и аудиовизуальных средств обучения в преподавании: Карачун С.Г. [26],
использование методов «визуального поля» для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях: Гидлевский А.В [16].
Для реализации цели исследования применялись различные методы:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и
научно-теоретической литературы; сравнительно-аналитический метод, синтез, индуктивное и дедуктивное исследование;
2. Эмпирические: анкетирование, опрос;
3. Статистические: математическая обработка данных анкетирования,
графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведены анализ использования и оценка возможностей современных технологий в профессиональном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию организации занятий с использованием современных технологий в СПО. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания в организациях СПО, в методической подготовке студентов вузов и колледжей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам использования современных образовательных средств обучения в организациях СПО. Во второй главе проводится анализ использования современных технологий обучения в Г АПОУ «Мамадышский политехнический колледж» и на основе проведённого анализа разрабатываются рекомендации по совершенствованию организации занятий с использованием современных технологи обучения в организациях СПО. В заключении подводятся итоги
исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Одной из самых главных задач, которые стоят перед современным обществом в XXI веке предстает создание перспективной системы образования, умеющей подготовить будущих специалистов к жизни в новых условиях цивилизации, то есть таких людей, которые умеют думать и работать. Это поколение аналитиков и прогнозистов первого класса, специалистов- генераторов новых идей во всех сферах деятельности, во всех сферах хозяйства.
Именно информированность в сфере современных технологий придает особую значимость человеку, так как предоставляет ему возможность не только адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, но и активно изменять и перестраивать в лучшую сторону этот мир, преобразовывая среду под себя. В такой связи значительное значение имеет введение современных информационных технологий в процесс образования, которые нацелены обучать подрастающее поколение в системе непрерывного образования, передать знания, умения, способы и опыт интеллектуальной деятельности [20, с. 311].
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании изучаются довольно давно. За весьма продолжительный период их изучения приняли свое участие различные педагоги, ученые и психологи.
В настоящем времени существует масса литературы, в которой описывается
процесс обучения с использованием современных образовательных
з
технологий. Над тем на сколько эффективно влияют современные образовательные технологии на процесс обучения трудились многие
ВВЕДЕНИЕ
отечественные учёные, такие как: : А.Д. Гуменный, JI.B. Знаков, Н. Б. Лаврентьева, Г. В. Лаврентьев, Н. А. Неудахина. Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [52, с. [43-44].
Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной мной темы.
Проблема исследования заключается в том, что из учреждений СПО выходят недостаточно квалифицированные специалисты. Это напрямую связано с недостаточной эффективностью применения традиционных технологий в профессиональном образовании.
Цель исследования заключается в изучении возможностей и эффективности использования современных технологий в профессиональных образовательных организациях, выявление преимуществ и сложностей их использования в учебном процессе.
Объектом исследования является процесс современного профессионального обучения в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
Предмет исследования: процесс обучения будущих специалистов в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования: Подготовка специалиста в профессиональном образовательном учреждении будет эффективной, если будут использованы современные технологии в организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели были определены задачи
исследования:
1. Изучить теоретические основы использования современных технологий в профессиональном образовании.
2. Провести анализ деятельности профессиональных образовательных организаций по использованию современных образовательных технологий.
3. Разработать систему применения современных технологий в учебном процессе профессионального образования.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию организации занятий с использованием современных технологий.
Теоретическая основа исследования: современная литература по
проблеме применения разных технологий в сфере профессионального образования говорит о том, что данная проблематика является в настоящее время весьма востребованной. Изобилие работ (монографий, докторских и кандидатских диссертаций, учебных и учебно-методических пособий), которые посвящены применяемым в педагогике “технологиям” говорит о том, что предмет исследования представляет собой значительный интерес. Использовались концепции современных технологий в профессиональном образовании отечественных педагогов: А.Д. Гуменного [17], JI.B. Знакого [20], М.В. Кларина [30], С.П. Санина [46; 47], Н.Ю. Шишковой [59]; современное обучение, поэтапное формирование современных средств: Макаренко А. С [38], развивающего обучения: Левитес Д. Г [35], Пироговская О.Н. [43], Ловцова Н. [37], личностно ориентированного обучения: Кукосян О.Г. [32], М.В. Кларин [31]; а также ряд инновационных направлений, таких как использование технических и аудиовизуальных средств обучения в преподавании: Карачун С.Г. [26],
использование методов «визуального поля» для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях: Гидлевский А.В [16].
Для реализации цели исследования применялись различные методы:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и
научно-теоретической литературы; сравнительно-аналитический метод, синтез, индуктивное и дедуктивное исследование;
2. Эмпирические: анкетирование, опрос;
3. Статистические: математическая обработка данных анкетирования,
графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведены анализ использования и оценка возможностей современных технологий в профессиональном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию организации занятий с использованием современных технологий в СПО. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания в организациях СПО, в методической подготовке студентов вузов и колледжей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам использования современных образовательных средств обучения в организациях СПО. Во второй главе проводится анализ использования современных технологий обучения в Г АПОУ «Мамадышский политехнический колледж» и на основе проведённого анализа разрабатываются рекомендации по совершенствованию организации занятий с использованием современных технологи обучения в организациях СПО. В заключении подводятся итоги
исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Проделанная нами работа убедительно свидетельствуют о том, что
разработку и использование современных педагогических технологий в системе
образовательных учреждений СПО необходимо рассматривать с позиции
комплексной оценки социально-педагогических аспектов применения
педагогических технологий в образовательном процессе колледжа.В учебном процессе СПО всегда достаточно много внимания уделялось
поиску новых методов и приемов обучения. В современных условиях поиск
новых форм и возможностей обучения идет в области совершенствования не
только методики преподавания, но и совершенствования технологий
профессионального обучения.
Современный технологический подход к образовательной деятельности
предполагает иной уровень развития педагогической теории и другую систему
подготовки педагогических кадров. Если ранее в подготовке преподавателя
средней школы практической педагогической деятельности уделялось немного
внимания и постигать преподавательскую науку начинающим преподавателям
приходилось в процессе непосредственной профессиональной деятельности, то
за последние годы в этом направлении произошли коренные изменения.
На смену отдельным формам и методам активного обучения студентов
приходят образовательные технологии нового типа. Наш анализ в области
образовательных технологий свидетельствует, что этот путь достаточно важен в
современное время. Прежде всего - это четкое знание и представление самого
понятия «образовательная технология» у педагога образовательного
учреждения (это система специально сконструированных и заданных
методических, дидактических, психологических, информационных,
интеллектуальных и профессиональных (практических) действий, приемов,
способов участников образовательного процесса (преподавателя - студента),
которые гарантируют достижение поставленных целей для подготовки
профессионала, сознательно принимающего решения и свободно владеющего
знаниями, умениями и навыками в своей профессии), знание и понимание им
сути и механизма реализации «педагогической технологии» и ее отличия от
«методики преподавания».
В основе «технологии обучения» содержатся точные регламентированные
рекомендации, инструкции по осуществлению:
- образовательного процесса;
- объективные трактовки понятий, терминов;72
- технологии всегда воспроизводимы и тиражируемы;
- гарантируют реализацию целей обучения;
- продумана четкая последовательность занятий.
И если «методика обучения» направлена на решение задач: Чему учить?
Зачем учить? Как учить?, то «технология обучения отвечает на самый важный
вопрос: Как учить результативно? Что гарантирует конечный результат и
проектирует будущий учебный процесс.
Поиск новых технологий обучения и модернизация уже имеющихся - это
реальный путь современной организации процесса обучения в новых
социально-экономических условиях. Поэтому появилась реальная потребность
в подготовке высококвалифицированных кадров, готовых выступать не только
в роли преподавателя-методиста, но и в роли преподавателя-технолога. Именно
преподаватель технолог способен не только дать общее представление об
изучаемом предмете или явлении действительности, но и научить современным
способам переработки информации, грамотно подходить к изучаемому
материалу и оперировать данными умениями в сходных учебных ситуациях, а
также творчески перерабатывать и интерпретировать полученные знания в
будущей профессиональной деятельности.
В нашем исследовании мы:
1. Изучили теоретические основы использования современных
технологий в профессиональном образовании;
2. Провели анализ деятельности профессиональных образовательных
организаций по использованию современных образовательных технологий;
3. Разработали систему применения современных технологий в учебном
процессе профессионального образования;
4. Разработали методические рекомендации по совершенствованию
организации занятий с использованием современных технологий.
В завершении проделанной нами работы мы сделали вывод о том, что73
существует необходимость в формировании новой стратегии среднего
специального образования, способной путем использования педагогических
технологий в воспитательно-образовательном процессе вуза, восстановить
утерянную гармонию в деятельности механизмов самоорганизации субъектов
этого процесс.
Концептуальные подходы к проблеме новых педагогических технологий,
могут быть воплощены, если преподаватели вуза сами будут владеть знаниями,
умениями и навыками, активно участвуя в работе семинара по разработке и
реализации педагогических технологий в деятельности образовательного
учреждения.
разработку и использование современных педагогических технологий в системе
образовательных учреждений СПО необходимо рассматривать с позиции
комплексной оценки социально-педагогических аспектов применения
педагогических технологий в образовательном процессе колледжа.В учебном процессе СПО всегда достаточно много внимания уделялось
поиску новых методов и приемов обучения. В современных условиях поиск
новых форм и возможностей обучения идет в области совершенствования не
только методики преподавания, но и совершенствования технологий
профессионального обучения.
Современный технологический подход к образовательной деятельности
предполагает иной уровень развития педагогической теории и другую систему
подготовки педагогических кадров. Если ранее в подготовке преподавателя
средней школы практической педагогической деятельности уделялось немного
внимания и постигать преподавательскую науку начинающим преподавателям
приходилось в процессе непосредственной профессиональной деятельности, то
за последние годы в этом направлении произошли коренные изменения.
На смену отдельным формам и методам активного обучения студентов
приходят образовательные технологии нового типа. Наш анализ в области
образовательных технологий свидетельствует, что этот путь достаточно важен в
современное время. Прежде всего - это четкое знание и представление самого
понятия «образовательная технология» у педагога образовательного
учреждения (это система специально сконструированных и заданных
методических, дидактических, психологических, информационных,
интеллектуальных и профессиональных (практических) действий, приемов,
способов участников образовательного процесса (преподавателя - студента),
которые гарантируют достижение поставленных целей для подготовки
профессионала, сознательно принимающего решения и свободно владеющего
знаниями, умениями и навыками в своей профессии), знание и понимание им
сути и механизма реализации «педагогической технологии» и ее отличия от
«методики преподавания».
В основе «технологии обучения» содержатся точные регламентированные
рекомендации, инструкции по осуществлению:
- образовательного процесса;
- объективные трактовки понятий, терминов;72
- технологии всегда воспроизводимы и тиражируемы;
- гарантируют реализацию целей обучения;
- продумана четкая последовательность занятий.
И если «методика обучения» направлена на решение задач: Чему учить?
Зачем учить? Как учить?, то «технология обучения отвечает на самый важный
вопрос: Как учить результативно? Что гарантирует конечный результат и
проектирует будущий учебный процесс.
Поиск новых технологий обучения и модернизация уже имеющихся - это
реальный путь современной организации процесса обучения в новых
социально-экономических условиях. Поэтому появилась реальная потребность
в подготовке высококвалифицированных кадров, готовых выступать не только
в роли преподавателя-методиста, но и в роли преподавателя-технолога. Именно
преподаватель технолог способен не только дать общее представление об
изучаемом предмете или явлении действительности, но и научить современным
способам переработки информации, грамотно подходить к изучаемому
материалу и оперировать данными умениями в сходных учебных ситуациях, а
также творчески перерабатывать и интерпретировать полученные знания в
будущей профессиональной деятельности.
В нашем исследовании мы:
1. Изучили теоретические основы использования современных
технологий в профессиональном образовании;
2. Провели анализ деятельности профессиональных образовательных
организаций по использованию современных образовательных технологий;
3. Разработали систему применения современных технологий в учебном
процессе профессионального образования;
4. Разработали методические рекомендации по совершенствованию
организации занятий с использованием современных технологий.
В завершении проделанной нами работы мы сделали вывод о том, что73
существует необходимость в формировании новой стратегии среднего
специального образования, способной путем использования педагогических
технологий в воспитательно-образовательном процессе вуза, восстановить
утерянную гармонию в деятельности механизмов самоорганизации субъектов
этого процесс.
Концептуальные подходы к проблеме новых педагогических технологий,
могут быть воплощены, если преподаватели вуза сами будут владеть знаниями,
умениями и навыками, активно участвуя в работе семинара по разработке и
реализации педагогических технологий в деятельности образовательного
учреждения.
Подобные работы
- Совершенствование финансового обеспечения развития организаций профессионального образования (на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5050 р. Год сдачи: 2017



