Введение
1. Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей 6
1.1. Сельскохозяйственное производство как объект государственного налогового регулирования 6
1.2. Эволюция налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России 23
1.3. Механизм налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России 33
2. Анализ действующей практики налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации 41
2.1. Анализ финансовых показателей деятельности налогоплательщиков -
сельскохозяйственных товаропроизводителей 41
2.2. Анализ налоговых платежей, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями 54
3. Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных
товаропроизводителей в Российской Федерации 64
3.1. Зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и возможности его применения в Российской Федерации 64
3.2. Развитие налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации 79
Заключение 85
Список использованной литературы 90
Приложения
Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности, а также изменения финансовых отношений и, в частности, создания, по сути, новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям.
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности государства по совершенствованию налоговой системы для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста и на этой основе дальнейшего развития экономики.
Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, обеспечивая удовлетворение потребностей населения в продовольствии. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности стали предметом активного рассмотрения мировым сообществом с середины 70-х годов прошлого века. Одним из условий достижения необходимого уровня продовольственной защищенности является наличие стабильно функционирующих отраслей, обеспечивающих производство продовольствия, и, прежде всего, сельского хозяйства. В условиях распространения кризисных явлений в рассматриваемых отраслях достижение продовольственной безопасности страны возможно лишь через осуществление активного государственного вмешательства. В рыночной экономике одним из наиболее эффективных инструментов регулирования является налогообложение.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование и анализ существующей системы налогообложения сельскохозяйственных
товаропроизводителей в Российской Федерации, выявление проблем и выработка предложений по ее совершенствованию.
Цель выпускной квалификационной работы определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить место и роль функций и принципов налогообложения в системе государственного регулирования развития экономики сельского хозяйства;
- исследовать исторические формы налогообложения сельского хозяйства России;
- изучить мировой опыт форм налогообложения сельского хозяйства и дать оценку применения отдельных положений в российской налоговой системе;
- рассмотрение механизмов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации;
- анализ действующей практики налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации;
- изучение практики налогообложения сельскохозяйственных
товаропроизводителей в мировом опыте и возможности его применения в Российской Федерации;
- обосновать основные направления совершенствования механизма налогообложения сельскохозяйственного производства
Предметом изучения являются денежные отношения, возникающие между государством и предпринимателями в сфере сельского хозяйства при налогообложении в процессе ведения последними финансово-хозяйственной деятельности.
Объектом изучения выступает налоговая система и система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили общая экономическая теория, научные труды ведущих российских и ученых-экономистов в области теории и совершенствования практики налогообложения сельского хозяйства.
В выпускной квалификационной работе использована российская законодательная и нормативно-правовая база по налогообложению и налоговому учету. Отдельные положения исследования проиллюстрированы графиками и таблицами, составленными на основе информационно-статистических материалов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной службы по статистике.
Информационной базой исследования послужили материалы органов государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также материалы, опубликованные в периодической печати.
Деятельность сельскохозяйственных организаций направлена на выпуск и реализацию сельскохозяйственной продукции и удовлетворение спроса населения в продуктах питания. Главной целью деятельности предприятий как агропромышленного комплекса, так и других отраслей производства является получение прибыли.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации все предприятия, занятые производством какой-либо продукции, так и предприятия агропромышленного комплекса, производящие и реализующие
сельскохозяйственную продукцию, обязаны платить налоги в соответствии с системой налогообложения, на которой находятся данные предприятия. В зависимости от выбранной системы налогообложения сельскохояйственные товаропроизводители платят различные налоги.
В настоящее время наблюдается тенденция к унификации налогового законодательства, а также к повсеместному сокращению льгот и иных преференций для отдельных субъектов хозяйствования.
Сельскохозяйственные товаропроизводители постепенно переводятся на оплату всей совокупности налогов и сборов, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Однако в силу традиционного тяжелого финансового положения отрасли в целом, увеличение налоговой нагрузки может привести к снижению экономической активности субъектов сельского хозяйства.
Решение данной проблемы заключается не в предоставлении новых налоговых льгот взамен ликвидируемых, а в обеспечении таких условий налогообложения, которые бы учитывали специфику производственного процесса, а также особенности финансовых потоков в сельском хозяйстве. Это может быть достигнуто, в частности, через внесение изменений в механизмы исчисления и уплаты основных налогов в рамках общего подхода к налогообложению.
Одни из налогов, оказывающим значительное влияние на деятельность сельскохозяйственных производителей, является налог на добавленную стоимость. Многими учеными высказывается мнение о том, что данный налог оказывает негативное влияние на отрасль. Так, основным недостатком, по мнению исследователей, является то, что НДС отвлекает оборотные средства из хозяйственного оборота экономических субъектов, а также обеспечивает увеличение цены реализации и снижает конкурентоспособность продукции отрасли. Анализ положений Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, не позволяет говорить только о негативном воздействии данного налога. Конструкция НДС предусматривает возможность зачета суммы налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), используемых в производственной деятельности. В тоже время использование пониженных ставок, налога в отношении реализуемой сельскохозяйственной продукции приводит к тому, что сумма НДС, начисляемая сельскохозяйственными производителями; нередко равна либо меньше суммы НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг).
Необходимо отметить, что эффект от освобождения от уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество и страховые взносы в государственные социальные фонды, проявляется в снижении величины налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. В тоже время эффект от освобождения от обязанности по исчислению и уплате НДС не является: столь однозначным. Более того, в ряде случаев такое освобождение означает потерю своих контрагентов, в силу невозможности для последних принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг).
На практике это означает, что большинство организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на специальных налоговых режимах, к которым относится и ЕСХН, должны реализовывать свою продукцию (работы, услуги) либо конечному потребителю, либо контрагенту, также не являющемуся плательщиком НДС. Защищаемые государством данные налогоплательщики стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Это происходит из-за того, что при приобретении товаров (продукции) у таких предпринимателей покупатели не могут принимать по ним налог на добавленную стоимость к зачету, хотя сами предприниматели при приобретении сырья, материалов, комплектующих и т.д. налог уплатили.
В случае, когда товар на какой-либо стадии проходит через предпринимателя, освобожденного от уплаты НДС, промежуточный потребитель становится плательщиком указанного налога, но не с добавленной стоимости, а со всей стоимости товара. Налог на добавленную стоимость, присутствующий в составе цены приобретаемого товара, он уже возместил продавцу данного товара. Налицо факт двойного налогообложения — потребитель платит удвоенный налог на добавленную стоимость на один и тот же товар. В этом случае НДС начисляется не только на стоимость товара, но и на величину налога на добавленную стоимость, входящего в цену данного товара. В результате имеют место значительное увеличение отпускной цены товара, снижение его ликвидности. Сложилась даже практика уменьшения цены реализации на сумму НДС, т.е. налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим теряет дважды: не может зачесть НДС с приобретаемой продукции и вынужден снизить цену на сумму НДС, чтобы с ним было выгодно работать покупателю, являющемся плательщиком НДС.
Таким образом, целесообразность перехода на уплату ЕСХН (пока ставка налога на прибыль не начнет расти) будет преимущественно зависеть от того, насколько снижение отпускных цен будет компенсировано за счет экономии на неуплате налога на имущество и страховых взносов в государственные социальные фонды.
Учитывая вышесказанное, в работе делается ряд выводов связанных с приоритетами развития налоговой политики, непосредственно связанными с налогообложением сельского хозяйства. Во-первых, в случае реализации предложения о переводе сельскохозяйственных товаропроизводителей на исполнение налоговой обязанности по НДС в соответствии с положениями 21 главы Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость" существует принципиальная возможность по установлению нулевой ставки НДС в отношении производимой сельскохозяйственной продукции, что позволит повысить рентабельность сельскохозяйственной деятельности. Анализ зарубежного опыта налогообложения показал, что одним из вариантов косвенного налогообложения сельского хозяйства может быть не только установление нулевой ставки косвенного налога (НДС) на продукцию, производимую отраслью, но и применение аналогичной ставки на сырье, материалы, запасные части и сельскохозяйственную технику, потребляемые в процессе сельскохозяйственного производства.
Во-вторых, особенностью сельского хозяйства является значительная зависимость величины затрат на производство от уровня складывающихся природно-климатических условий. Существует такое понятие как зональная себестоимость продукции, которая представляет собой затраты на производство продукции в отдельном регионе или зоне. Исчисление зональной себестоимости характерно для стран с обширной территорией, характеризующейся наличием различных природно-климатических зон. Поэтому одним из факторов, определяющих величину затрат на производство сельскохозяйственной продукции, является природно-климатический фактор. Так как величина затрат на производство продукции находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности активов. Поэтому целесообразно ввести следующий подход к налогообложению
имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленный на создание одинаковых условий налогообложения: величина налога на имущество,
уплачиваемого субъектами сельского хозяйства, должна находиться в обратной зависимости от уровня природно-климатических условий, складывающихся в отдельном природно-климатическом районе.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31-07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Последнее обновление 30.05.2015.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный
ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 И117-ФЗ (ред.от 30.05.2015г) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2015.
3. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 (ред. от 15.07.2013) // Справочно- правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление 30.05.2015.
4. Алехин С.Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ/ Алехин С.Н. // Финансы и кредит. - 2006. - № 9.,
5. Бабанин В.А. Основы налогового регулирования / Бабанин В.А. // Дайжест-Финансы. — 2011. - № 11.
6. Боголюбов С.А. Аграрное право: учебник / С.А. Боголюбов— М.: Норма, 2010.
7. Веденин Н.Н. Аграрное право: учебник / Н.Н.Веденин. - М.:
Юриспруденция, 2000.
8. Виссарионов А. Использование налогов в государственном регулировании экономики России / Виссарионов А., Еланчук О. // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 5.
9. Гетманенко И. В. Формирование системы эффективных рентных отношений в сельском хозяйстве / Гетманенко И. В., Лебедева Г. В. Ц Вестник аграрной науки Дона. — 2010. - №4.
10. Гончаренко Л. В. Налоговые риски: теория и практика управления / Гончаренко Л. Ф. // Финансы и кредит. - 2009. - №2.
11. Домрачева Е.С. Налогообложение в системе государственного регулирования АПК / Домрачева Е.С.// Экономика - 2008. - № 7.
12. Доценко И. Комплексные агропроизводственные объединения поддержка малого агробизнеса / Доценко И. // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - №3.
13. ДрожжинаИ.А. Реализация инструментария налогового
администрирования на муниципальном уровне // Управленческий учет. - 2014. - №11.
14. Елисеев В. С. Механизм государственного правового регулирования аграрных отношений в государственном секторе экономики /. Елисеев В. С. // — Минск, 2011.
15. Забегалова Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога / Забегалова Е. Л. // Финансы и кредит. - 2006. - №12.
16. Зимина Л. Б. Сельское хозяйство: в чем секрет успеха /Зимина Л. Б. // Сельское хозяйство. — 2012. - №3.
17. Злобина Л. А. Оптимизация налогообложения экономического субъекта: учебник / Злобина Л.А., Стажкова М. М. - М. Акад. Проект, 2003
18. Исайчева Е. А. Сельскохозяйственное право: учебник / Исайчева Е. А. - М.: Приор-издат, 2005.
19. Камалян А. К. Оптимизация параметров развития производства налогообложения в интегрированных формированиях АПК / Камалян А. К. — Воронеж. - 2010.
20. Юровский Л.Н. // Экономическая политика и восстановление финансового хозяйства. // Минск — 2011.
21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель состоянию на 1 января 2015 года Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Основные показатели сельского хозяйства в России, Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2015. - Режим доступа: http: //www. gks.ru
23. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности за период 2006-2014 гг. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2015. - Режим доступа: http://www.nalog.ru