Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Работа №53333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА
ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
1.1. Проблема исследования феномена самостоятельности 6
1.2. Психологические детерминанты самостоятельности 11
1.3. Критерии и уровни развития самостоятельности младшего
школьника как определящей характеристики самореализации 19
Выводы 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОРА ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Организация исследования. Описание методик 34
2.2. Результаты исследования 38
Выводы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном мире проблема позиции человека, его отношения к себе, к миру является определяющей для самореализации, для изменения общества при переходе на новый уровень его развития.
Проблема развития самостоятельности у детей происходит из давних времен в истории педагогики, как классической, так и советской. Древнегреческие ученые: Аристотель, Платон, Сократ - связывали самостоятельность с приобретением трудового опыта. В зарубежной педагогике проблема развития самостоятельности получила свое развитие у Я.А. Коменского, Дж. Локка, И. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, которые отстаивали идею умственной самостоятельности. Во многих трудах российских педагогов: П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого - подчеркивалась социальнопедагогическая значимость формирования самостоятельности у детей.
В связи с этим, перед педагогами и психологами стоит новая задача уточнения понятия самостоятельность, выявления критериев и механизмов, разработки приемов и технологий формирования самостоятельности. При этом следует учитывать, что изменения коснулись самой личности младшего школьника.
В такой ситуации обнаруживается комплекс противоречий, объективно сложившихся в процессе деятельности младшего школьника в новых условиях обучения и воспитания. Наиболее важные противоречия между:
- новыми задачами, целями воспитания и обучения ребенка и недостаточной готовностью к их решению с использованием приемов, технологий, которые также недостаточно четко ориентированы на разработку единой системы организации, осуществления процесса
развития ребенка на всей дистанции школьного возраста в соответствии с особенностями современной ситуации и согласно этим целям;
- четко и явно фиксируемыми изменениями личности современного младшего школьника, среды его функционирования и недостаточной степенью изученности характера и глубины этих изменений, их значения в процессе развития современного младшего школьника;
- значимостью в развитии младшего школьника феномена самостоятельности, реализуемой, прежде всего, в учебной деятельности, и недостаточной степенью полноты изученности данного феномена, его структуры, факторов, механизмов и условий формирования.
Поэтому наиболее актуальной потребностью современной
психологии развития и образования является выявление условий, факторов и механизмов формирования самостоятельности как одного из факторов самореализации младшего школьника. Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Самостоятельность младшего школьника как фактор его самореализации» Цель исследования: Выявить сущность и содержание
самостоятельности младшего школьника как фактора его самореализации.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной и психологической литературы по теме исследования;
2. Раскрыть проблему исследования феномена самостоятельности;
3. Раскрыть критерии и уровни развития самостоятельности младшего школьника как определяющей характеристики самореализации;
4. Выявить показатели самостоятельности младшего школьника.
Объект исследования: младший школьник.
Предмет исследования: самостоятельность младшего школьника.
Гипотеза: мы предполагаем, самостоятельность является одним из факторов успешной самореализации младших школьников.
Теоретико-методологические основы исследования: труды
древнегреческих ученых Аристотель, Платон, Сократ - связывали самостоятельность с приобретением трудового опыта. Труды зарубежных педагогов Я.А. Коменского, Дж. Локка, И. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, в многих трудах российских педагогов: П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.
Методы исследования: в качестве методов использовались
следующие диагностические средства: наблюдение, методика А.В.
Захаровой «Я-концепция», методика О.А.Ореховой «Домики», методика В.Г. Щур «Лесенка».
Практическая значимость: материалы работы могут быть
использованы в практике учителя начальных классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самостоятельность раскрывается через выраженность и сопряженность трех компонентов, и проявляется как способ самоорганизации для самоосуществления в окружающем мире, закрепленный в опыте личности. Гармоничное развитие психологических детерминант, компонентов самостоятельности позволяет младшему школьнику направлять психическую энергию в большей степени на реализацию самости в мире отношений, действий, целей достижений. Дана сущностно-содержательная характеристика самостоятельности как способа самоорганизации младшего школьника. Показано, что в основе самостоятельности как особого феномена личности на этапе младшего школьного возраста лежит самокоррекционная основа, которая формирует отношение к себе как к ученику, которое соотносится с субъектной позицией познания окружающего мира и творческим преобразованием его и изменением себя самого.
Акмеологическими критериями самостоятельности младшего школьника являются.
1. Мотивационный критерий, который характеризуется осознанием социальной значимости новой позиции Я-ученик и желания соответствовать ей; ориентацией на внутренние мотивы обучения; позитивным отношение к одноклассникам, к учителю как к пространству реализации позиции «Я и другие», открытостью к новому опыту, эмоциональным благополучием.
2. Интеллектуальный критерий характеризуется умением выделять существенный признак в предметах, явлениях, действиях; высокий уровень принятия цели, критичности, осмысления, гибкости мышления, сформированной вариативности мышления; высоким уровнем осознания своего Я.
3. Самокоррекционный критерий характеризуется
сформированностью готовности к самоизменению,
самосовершенствованию и раскрывается через: высокий уровень
саморегуляции, самоконтроля; высокий уровень ориентации на систему требований и способности к удержанию цели, высокой коммуникативной компетентностью.
Установлено, что на этапе младшего школьного периода у развивающейся личности имеются разные степени проявления своего Я. На основе этого выделены три уровня развития феномена
самостоятельности: высокий - акмеологический, средний -
доакмеологический и низкий - неакмеологический.
Акмеологический уровень развития самостоятельности обеспечивает выработку способов взаимодействия с внешним миром (в мышлении, в реагировании, в деятельности), которые соответствуют целям и учитывают различные факторы сферы Я, Я и мир, Я и другие. Младший школьник самоорганизуется и вырабатывает такие способы взаимодействия с жизнью, которые обеспечивают реализацию не только себя, но и своего само, объединение всех его сфер.
Выявлены особенности самостоятельности младших школьников с разным уровнем развития самостоятельности. Доказательно представлено, что в качестве показателей самостоятельности младших школьников, которые позволяют описать самостоятельность как системно-структурное личностное образование, выступают самосознание, самопринятие, эмоциональное благополучие, позитивные отношения с окружающими, саморегуляция, целепринятие, умение работать по правилу, высокая учебная мотивация.
Эмпирически подтверждено, что акмеологический уровень развития самостоятельности обеспечивается у младших школьников в данной выборке их адекватным отношением к себе, которое обеспечивает не только центрирование их внутреннего пространства, но и формированием саморегуляции, построение позитивных отношений с другими субъектами и собственной деятельностью.
У младших школьников с неакмеологическим уровнем развития самостоятельности в зависимости от особенностей эмоциональной сферы, способности к саморегуляции возникает возможность более или менее эффективно выстраивать свои отношения с другими субъектами и собственной деятельностью, а также реализовывать свой потенциал. При этом несвязанность самооценки и саморегуляции как показателей самостоятельности позволяет сделать вывод о том, что именно неумение младших школьников осознавать себя во всей полноте, принимать себя, позитивно относиться к себе и другим является препятствующим фактором формирования самостоятельности, так как снижает чувство доверия к среде, к собственным силам.
В ходе анализа, что с позиции акмеологии процесс развития самостоятельности младшего школьника характеризуется закономерностями, связанными с самоотношением и саморегуляцией личности при удержании и сохранении цели. В соответствии с этим, задачи организации развития акмеологического уровня развития самостоятельности младшего школьника не могут быть решены без раскрытия внутренних, часто скрытых, резервов личности, без изучения этих особенностей педагогами начального образования.
В исследовании успешно доказано, что развитие самостоятельности младших школьников можно дифференцировать по трем уровням и, при этом, выявить проблемы как «перекосы» в развитии самостоятельности младших школьников. Предложенный комплекс методик может быть использован психологами, педагогами и даже родителями для определения этих проблем. В результате выполненной работы мы можем
констатировать, что цель достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. - т. - 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Анисимов О.С. Креативная акмеология. - М.: РАГС, 2008.-276 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2002. -367 с.
5. Балясникова Л.В. Показатели самостоятельности младшего школьника // Акмеология. - 2013. - № 3.
6. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмелогия. Настоящий человек. Каков он и как им становиться. - СПб, Речь, 2010. - 223 с.
7. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т.4. -М.:
Педагогика,1983. - 368 с.
9. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший
дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция
развития. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1998. - 256 с.
10. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2010. -224 с.
11. Деркач А.А. Акмеологические стратегии развития. - М.: РАГС, 2006. - 184 с.
12. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Воронеж.: МОДЭК, 2006. - 496 с.
13. Дубровина И.В. и др. Младший школьник: развитие
познавательных способностей. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001.384 с.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 573 с.
16. Капитонова Т. А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: дис. к. п. н. Саратов,2014.- 199 с.
17. Колисниченко Н.В. Акмеологическая технология овладения грамотностью младшими школьниками: дис. к. псх. н. М.,ПИ РАО, 2015.178 с.
18. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1971. - 270 с.
19. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Академия, 2013. -
288 с.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. -240 с.
21. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
22. Лях Ю.А. Познавательная самостоятельность школьников: проблемы, перспективы: монография. - Кемерово: Науч.-методический центр, 2009. - 127 с.
23. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М.: Академия, 2002. - 256 с.
24. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с.
25. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический сло-варь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.
26. Мясницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. - М.:Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.- 232 с.
27. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. - Самара: «БАХРАМ», 2007.- 112 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
29. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы образования детей младшего возраста // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 11-25.
30. Рувинский.Л.И. Психология самовоспитания. - М.:
Просвещение, 1982. - 143 с.
31. Савенков А.И. Психодидактика. - М.: Национальный
книжный центр, 2012. - 360 с.
32. Селезнёва Е.В. Развитие акмеологической культуры личности: учебное пособие. - М.: РАГС, 2007. - 200 с.
33. Селезнёва Е.В. Общение как среда для саморазвития личности. - М.: РАГС, 2002. - 650 с.
34. Селезнева Е.В. Общая акмеология. - М.: РАГС, 2009. - 206 с.
35. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопр. психол.- 2014. - №6. - С. 5-16.
36. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. - М.: РАГС, 2001. - 130 с.
37. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.:ИПП/Воронеж:МОДЭК, 1998. - 539 с.
38. Циринг Д. А. Личностная беспомощность и самостоятельность как полярные комплексные характеристики личности. - Ростов-на-Дону, 2007. - Т. 3. - С. 311.
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики,
2009. - 349 с.
40. Шахова И.П. Самореализация межличностных потребностей юношества как один из этапов становления направленности личности // психологические науки. - 2011. - №3. - С. - 104
41. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ/Хранитель, 2006.768 с.
42. Яковлева Ю. В. Психологическое содержание, структура и особенности самостоятельности: автореф. д. к.псх.н. Челябинск, 2011. - 26 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ