Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Работа №53300

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. УСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ПРЕДСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. ФГОС как ориентир для образовательного пространства 8
1.2. Отличительные особенности ФГОС второго поколения 11
1.3. Структурно-содержательная сторона учебных программ по русскому
языку (тематический блок «Главные члены предложения») 14
1.4. Критерии сравнительного анализа учебников 17
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 23
2.1. Анализ практического материала в учебниках по русскому языку по теме
«Главные члены предложения» (5 класс) 23
2.2. Анализ практического материала в учебниках по русскому языку по теме
«Главные члены предложения» (8 класс) 30
2.3. Эксперимент с применением собственных разработок практических
заданий на уроках русского языка в 5 и 8 классах 36
Выводы по Главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Образование, как и любая сфера человеческой деятельности, должно соответствовать веяниям времени, а именно удовлетворять запросы современного общества и обращать взор в будущее. Главная задача современного учителя - вырастить новое поколение, которое будет не только образованным, но и приспособленным к новейшим жизненным реалиям. Для того чтобы оценить, насколько быстро происходят изменения в обществе, достаточно вспомнить, как преобразилась окружающая действительность за последние 11 лет. Именно столько времени человек проводит за школьной партой, и поэтому важно на протяжении всего этого времени быть готовым к новым преобразованиям.
На сегодняшний день школа продолжает адаптироваться к принятому в начале 2010-х годов в нашей стране Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (далее - ФГОС), документу, который определяет запросы современного общества к образовательной и критерии успешного и качественного образования. Вместе с поправками, которые вносятся в федеральные стандарты, изменениям подвергаются и учебные программы, пособия, меняются педагогические задачи, методы и подходы - одним словом, трансформируется все образовательное пространство.
Настоящее исследование посвящено анализу современных учебников по русскому языку на предмет соответствия их учебного материала требованиям современного ФГОС. Актуальность работы продиктована кардинальной сменой образовательной парадигмы, появлением новых критериев оценки деятельности учителя, а также усилением роли деятельности учеников в ходе учебного процесса. Следовательно, необходимо изучить, насколько учебники по русскому языку соответствуют этим запросам.
Объектом исследования в данном случае стали учебники, предназначенные для изучения русского языка в 5 и 8 классах средней школы.
В качестве предмета исследования выбран конкретный раздел данной учебной дисциплины, а именно тема «Главные члены предложения», на базе которой будет проводиться анализ указанных учебников.
Целью работы является сопоставительный анализ учебников на предмет их эффективности в рамках ФГОС, который позволит выявить оптимальную структуру формирования учебного материала на примере тематического блока «Главные члены предложения».
Для достижения данной цели нам предстоит решить ряд задач:
1. Обозначить основные требования ФГОС.
2. На основе данных требований определить главные критерии эффективности учебного материала.
3. Провести сопоставительный анализ теоретико-методологической базы темы «Главные члены предложения».
4. Провести анализ практической части по теме «Главные члены предложения» на предмет эффективности в соответствии с критериями (пункт 2).
5. Определить оптимальный вариант учебника, наиболее полно отвечающий требованиям ФГОС.
6. Предложить собственные разработки практических заданий по теме «Главные члены предложения», в соответствии с критериями эффективности.
7. Провести наглядный эксперимент для подтверждения или опровержения предположения о том, что самостоятельная творческая работа повышает эффективность усвоения учебного материала.
Исследование было проведено с применением следующих научных методов:
- метод сплошной выборки при подборе фактического материала для исследования;
- количественный анализ при рассмотрении структурно содержательной стороны выбранного нами учебного материала;
- сравнительно-сопоставительный анализ применялся нами при выборе учебных пособий с наиболее оптимальным набором практический заданий по теме «Главные члены предложения».
Материалом для исследования послужили практические задания из десяти отобранных нами учебных пособий по русскому языку, входящие в состав тематического блока «Главные члены предложения».
Научная новизна данного исследования заключается в новизне самой проблемы изучения эффективности современной учебной литературы в свете изменений государственных требований к целям, содержанию и результатам школьного образования.
Практическая значимость результатов исследования - в возможности их последующего применения в педагогической работе в школе при изучении русского языка.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В конце каждой главы прилагаются краткие выводы.
Во введении предоставляется общая информация о теме исследования, ее актуальности, целях и задачах, обосновывается практическая значимость, научная новизна и дается информация о фактическом материале и методах исследования.
В первой главе настоящей работы вводятся критерии, по которым в дальнейшем будет проводиться практическое исследование. Данные критерии основаны на ключевых требованиях Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обоснованы с точки зрения актуальных принципов деятельностного подхода в обучении. Дается описание отличительных особенностей ФГОС нового
поколения, из которых выводится четыре основных критерия эффективности учебного материала.
Во второй главе проводится сравнительно-сопоставительный анализ практических заданий, предложенных в различных учебниках русского языка по теме «Главные члены предложения». Отмечается количественное превосходство тех или иных типов заданий, приводятся примеры наиболее эффективных, на наш взгляд, упражнений, полностью или частично отвечающих заявленным критериям. В первом параграфе рассматриваются учебники по русскому языку за 5 класс, во втором параграфе - за 8 класс. В последнем параграфе приводятся примеры собственных моделей упражнений, которые могут быть применены при изучении темы «Главные члены предложения». Рекомендованные типы упражнений также основываются на заданных ранее критериях.
В заключении приводятся общие и частные выводы проведенного исследования исходя из целей и задач, поставленных во введении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение нашего исследования отметим, что оно было проведено в полном соответствии с поставленными целью и задачами.
Во-первых, нами были определены основные требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, обозначены условия успешной организации учебного процесса и отличительные особенности, по которым мы смогли проследить смену подходов и принципов организации образовательного пространства.
Во-вторых, на основе этих сведений нами были сформулированы наиболее важные критерии оценки учебного материала для того, чтобы на их основе произвести подробный анализ учебников по русскому языку за 5 и 8 классы по теме «Главные члены предложения» на предмет реализации требований ФГОС. Этими критериями стали:
- ориентация на самостоятельную работу учащихся;
- разнообразие форм и подходов в составлении заданий;
- актуальность языкового материала;
- метапредметность.
В-третьих, нами была проанализирована структурно-содержательная сторона учебных программ по русскому языку с целью определить соотношение объема получаемой учащимися информации по данной теме в 5 и 8 классах. Среднее количество часов, уделяемое тематическому блоку «Главные члены предложения», в 5 классе составляет 1-3 часа, в 8 классе - от 6 до 9 часов, что свидетельствует о принципиально разных подходах к изучению темы на разных возрастных этапах.
В-четвертых, нами было проанализировано 10 учебников по русскому языку на предмет соответствия требованиям ФГОС, используя при этом обозначенные выше критерии. При анализе материала нами было выявлено, что большинство современных учебников вне зависимости от года публикации в качестве основного вида деятельности предлагают стандартные задания, ориентированные на анализ текста. Задания, включающие в себя элемент творческой деятельности и исследовательской работы, составили 43% от всего материала, притом, что половина из этих заданий, являются такими лишь отчасти. Учебников, полностью отвечающих всем критериям оценки, нами было обнаружено всего два. Оба они были созданы авторской группой под руководством С.И. Львовой и В.В. Львова.
По итогам исследования нами была предпринята попытка предложить собственные разработки практических заданий по теме «Главные члены предложения» и провести с их помощью эксперимент, в котором нам удалось доказать эффективность выбранного нами метода работы. Учащиеся и контрольных, и экспериментальных классов улучшили свои показатели. Однако ученики, которым давались задания, направленные на творчество и самостоятельную работу, добились больших успехов чем те, кто работал на уроках по обычной учебной программе.
Показатели эффективности составили:
- в контрольных классах: 0,6% (5 класс) и 6% (8 класс);
- в экспериментальных классах: 3,8 % (5 класс) и 9% (8 класс).
Что же касается непосредственно объекта нашего исследования, то по результатам проведенной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Предложенные в данном исследовании учебники не в полной мере соответствуют возлагаемым на них требованиям ФГОС.
2. Двумя основными недостатками большинства учебников являются отсутствие разнообразия в заданиях и недостаточное количество упражнений, направленных на развитие познавательной деятельности.
3. Каждый учебник, рассмотренный нами, может быть использован в педагогической работе, так как научный потенциал каждого из них не подвергается никаким сомнениям. Важно лишь в процессе работы разнообразить деятельность учащихся дополнительными заданиями.



1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. - М. - 2007. - 307 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. - 159 с.
3. Аспекты модернизации российской школы. Научно¬методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ. 2001. — 164с.
4. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык. 8-й класс: учебник для общеобраз. учреждений. - М.: Просвещение. - 2011. - 239 с.
5. Богданова Г.А. Виды и формы опроса на уроках русского языка. - М., 1989. - 138 с.
6. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М., 1996. - 144 с.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык: Учебник для 5-го класса основной школы. - М.: Баласс. - 2008. - 192 с.
8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык: Учебник для 8-го класса основной школы. - М.: Баласс. - 2010. - 304 с.
9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. - М.: Агар, 2000. - 416 с.
10. Василенко Е.И., Добровольская В.В. Сборник методических задач по русскому языку. - М.: Русский язык. - 1990. - 134 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - 314 с.
12. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М.,2003. - 220 с.
13. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 306 с.
14. Горбунова С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне. - 2011. - №10. - С.24-27.
15. Гришина О.М. Главные и второстепенные члены предложения //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2007. - № 3.
16. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 114с.
17. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. - 2011. - №6.
18. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - Издание 2-е, дополненное. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.
19. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования. - М., 2004. - 104 с.
20. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. - М.: Просвещение - 1998. - 368 с.
21. Закожурникова В.А. Работа над предложением и связной речью в начальной школе - М. - 2008. - 102 с.
22. Зуева С.В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем. - Ульяновск, 2008. - 118 с.
23. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М. - 2010. - 180 с.
24. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг. - 2011. - №3. - С.6-14.
25. Курышева М.В. Сложные случаи выделения членов предложения, выраженных инфинитивом. - М. - 2006. - № 2. - С. 90.
26. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5-й класс. - 2007. - 303 с.
27. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5-й класс. Учебник для общеобраз. учреждений. - М.: Просвещение. - 2012. - 192 с.
28. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебное пособие 3-е изд.,испр. и доп. - М.: Высшая школа,2004. - 247 с.
29. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 3-6.
30. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1997. - 240 с.
31. Львова С.И. Русский язык. 5-й класс: учебник для общеобраз. учреждений. В 3 ч. Ч.1. - М.: Мнемозина, 2012. - 182 с.
32. Львова С.И. Русский язык. 8-й класс: учебник для общеобраз. учреждений. В 2 ч. Ч.1. - М.: Мнемозина, 2012. - 285 с.
33. Мячина Н.Г. Использование новых технологий на уроке русского языка [Электронный ресурс]: URL: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207 (дата обращения: 16.04.2017).
34. Орлова Л.М. Усвоение синтаксических понятий учащимися /Л.М. Орлова. - М., 1961.
35. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. - М., 1999. - 155 с.
36. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 2005. - 272 с.
37. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 26.02.2017).
38. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 8-й класс: учеб. для общеобраз. учреждений. - М.: Мнемозина, 2009. - 269 с.
39. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 5-й класс: учеб. для общеобраз. учреждений. - М.: Дрофа, 2012. - 317 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - Т.1. - С. 445.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. - 1998. - 256 с.
42. Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над предложением. - М. - 1994. - 165 с.
43. Типцова Е.А. Инновационные УМК по русскому языку, реализующие концептуальные требования ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]: URL: https://open-lesson.net/6476/ (дата обращения: 21.03.2017)
44. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8-й класс: учебник для общеобраз. учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 237 с.
45. Урок русского языка на современном этапе / Под ред. Л.А. Тростенцовой, М.М. Разумовской. - М., 1978. - 150 с.
46. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе
современного общего образования - 2010. [Электронный ресурс]: URL: http://nsportal.rU/sites/default/files/2011/06/13/VKR_Fedotova_A.V.doc (дата
обращения: 14.03.2017).
47. Чичуга Г.А. Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]: URL: https://multiurok.ru/blog/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-k-obuchieniiu-shkol-nikov-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html (дата обращения: 26.03.2017).
48. Шемякина Е.В. Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе [Электронный ресурс]: URL: http://festival.1september.ru/articles/634984/ (дата обращения: 30.03.2017).
49. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - №3. [Электронный ресурс]: URL: http://eidos.ru/journal/2012/0529-03.htm (дата обращения: 5.04.2017).
50. Ширшикова Е.Н. Опыт работы по теме: «Дифференцированный подход в обучении математике». - 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://school3ost.narod.ru/Docs/opyt.pdf (дата обращения: 14.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ