Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития лексики у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1. Понятие о лексике и ее развитие в онтогенезе……………………………..6
1.2. Особенности лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….15
1.3. Современные представления отечественных ученых о развитии лексики у детей дошкольного возраста……………………………………………………22
Глава 2. Изучение состояния лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием……………..30
2.1. Организация и содержание констатирующего этапа эксперимента…….30
2.2. Анализ результатов изучения лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием……………………...35
Глава 3. Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи…41
3.1.Организация и проведение формирующего этапа исследования………...41
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента……………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………….59
Список используемой литературы……………………………………………...63
...
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и недостаточной методологической разработанностью данной проблемы.
Объект исследования – процесс развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить состояние лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и организовать коррекционно-логопедическую работу по данному направлению.
Задачи исследования:
1) теоретически изучить развитие лексики у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать организацию
...
В результате проведенного исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи автором были решены задачи, поставленные в начале исследования, а именно:
1. Изучены теоретические основы лексической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ведущим направлением научных интересов является понимание психофизиологических и психологических механизмов языковых и речевых процессов, их структуры. Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности, когда освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется и на основе усвоения большего количества правил и закономерностей языка, происходит формирование лексической и словообразовательной систем.
Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей его общего развития. На протяжении ...
...
131. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2007.
132. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи -М., Айрис-пресс, 2006, 64 с.
133. Шохор-Троцкая М.К. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас / М.К. Шохор-Троцкая // Наука и жизнь. - 2006. - № 8. - С. 39-43.
134. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: справочное пособие для логопеда-практика / авт.-сост. Р.А. Кирьянова. – СПб. : КАРО, 2007. – 384 с.
135. Эльконин Д.Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М, 1958.
136. Юматова Д.Б. Из опыта взаимодействия с семьями детей с особыми потребностями в рамках Семейного клуба / Д.Б. Юматова// Дошкольная педагогика. - 2015. - № 10. - С. 56-64.