ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»)
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и особенности имиджа образовательной организации 7
1.2 Механизмы формирования и способы построения имиджа
образовательной организации 13
1.3 Формирование внешнего и внутреннего имиджа образовательной
организации 17
2АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ №3» 27
2.1 Общая характеристика МБОУ «СОШ №3» 27
2.2 Анализ существующего имиджа образовательной организации МБОУ
"СОШ №3" города Менделеевска 32
2.3 Оценка имиджа образовательной организации МБОУ "СОШ №3" города
Менделеевска 48
3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МБОУ "СОШ №3" 55
3.1 Рекомендации по формированию положительного имиджа
образовательной организации 55
3.2 Мероприятия по формированию имиджа образовательной
организации 61
З.З Социальный эффект от предложенных мероприятий по формированию
имиджа образовательной организации 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
В последние годы значение имиджа образовательной организации стало неотъемлемой частью социально - политической жизни.В повседневной жизни понятие имидж прочно вошло в нашу речь в таких словосочетаниях как «имидж фирмы, «имидж руководителя», «прогрессивный имидж» и т.д.
Родители, выбирая образовательное учреждение для своего ребенка, прежде всего, прислушиваются к мнению и оценке других людей. Непосредственно от того, какое мнение сформируется у большинства людей, а бывает и одного, но влиятельного лица, столкнувшихся со школой, зависит ее престиж на очень долгие годы.
Необходимость формирования имиджа обусловливается следующими факторами:
Во - первых, непростая демографическая обстановка увеличивает конкурентную борьбу из числа школ одной территории в борьбе за набор обучающихся и сохранение контингента;
Во - вторых, мощный положительный имидж поддерживает доступ образовательных учреждений к наилучшим ресурсам из возможных: экономическим, информативным, человеческим и т.д.
В - третьих, обладая четко сформированным положительным имиджем, организация при прочих одинаковых условиях становится наиболее привлекательной для преподавателей, поскольку представляет способным в наибольшей степени гарантировать устойчивость и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие.
В - четвертых, надежный положительный имидж дает эффект получения образовательной организацией, конкретной помощи, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах школы, в том числе к инновационным процессам.
То есть тот имидж, который формируется в глазах общественности о школе и его руководителе, значительно влияет и на притоки родителей и обучающихся, и на формирование социального партнерства.
Созданный положительный имидж общеобразовательного учреждения позволит решить ряд задач:
- повысить престиж образовательного учреждения, первым делом, для родителей, обучающихся и персонала;
- повысить эффективность мероприятий по информированию жителей относительно новейших образовательных услуг;
- облегчить процесс внедрения новейших образовательных услуг;
- повысить уровень организационной культуры;
- способствовать улучшению социально - психологического микроклимата в коллективе.
Конечным итогом, то есть целью формирования имиджа является увеличение конкурентоспособности, образовательной организации. А конкурентоспособность достигается сформированным взаимоотношением к образовательной организации. В случае, если то отношение, которое существует у наших желаемых союзников, нас целиком удовлетворяет, можно считать, что мы добились своей цели.
Объект исследования - образовательная организация МБОУ «СОШ№3».
Предмет исследования: имиджобразовательной организации
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №3» города Менделеевска.
Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательной организации является фактором для поддержания конкурентоспособности и повышения количества обучающихся.
Цель исследования состоит в анализе имиджа образовательной организации МБОУ «СОШ №3» города Менделеевска и разработке практических рекомендация по его дальнейшему усовершенствованию и укреплению.
Для достижения цели исследования предполагается исследование нижеперечисленных задач:
- рассмотреть теоретические основы формирования положительного
имиджа образовательной организации;
- оценить и проанализировать имидж образовательной организации на
примере МБОУ «СОШ №3» г. Менделеевск;
- предложить пути совершенствования имиджа образовательной
организации МБОУ «СОШ №3» г. Менделеевск.
Практическая значимость: представленная информация интересна, в первую очередь, администраторам образования МБОУ «СОШ №3», а кроме того преподавателям, интересующимся формированием собственного позитивного образа, как в глазах высококлассного общества, так и в мнении собственных учащихся.
Эмпирическая база: в выпускной квалификационной работе
использованы различные информационные материалы; публикации зарубежной и российской печати.
Методы исследования и анализ: в исследовании использована совокупность теоретических и эмпирических методов, содержащая: теоретический анализ литературных источников; сопоставительный анализ использованных материалов; анкетирование педагогов, обучающихся МБОУ «СОШ №3» и их родителей.
Источники информации: книги и учебные пособия отечественных авторов. Значительный вклад в рассмотрение имиджа образовательной организации внесли: Пискунов М.С., Лазаренко И. Афанасьев В.Г., Васильев Ю.А., Конаржевский Ю.А., Поташник М.М. занимались созданием имиджа образовательной организации в отечественной педагогической науке. Теорией моделирования имиджа образовательной организации занимались Варданян А.У., Уемов, Штофф В.А.
Содержание выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, перечня используемой литературы, приложений. В работе приведены таблицы, диаграммы, рисунки. После каждой главы представлен вывод.
Во введении обосновываются актуальность и новизна исследования, определяются его предметы, цели, задачи; дается краткий обзор литературы по теме; описывается методика исследования; указывается его практическая значимость.
Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрываются теоретико - методологические основы формирования имиджа образовательной организации.
Вторая глава выпускной квалификационной работы носит практический характер. Здесь рассматривается анализ и оценка имиджа образовательной организации на примере МБОУ «СОШ№3» города Менделеевска.
Третья глава выпускной квалификационной работы также носит практический характер. Содержание третьей главы содержит практические рекомендации и мероприятия по совершенствованию формирования положительного имиджа образовательной организации на примере МБОУ «СОШ №3» г. Менделеевск.
В заключении сформулированы выводы по изученной теме, представлены методические рекомендации.
Список используемой литературы включает 58 наименования, треть которых составляют издания последних 5 лет.
В приложения представлены авторские анкеты опросов учеников, их родителей и педагогического коллектива.
Тема имиджа образовательной организации находится на начальном этапе изучения. Устойчивый положительный имидж образовательной организации необходимо рассматривать как современный компонент методического продукта, а также как дополнительный ресурс управления и развития образовательной организации.
Имидж образовательной организации представляет собой стройную систему взаимосвязанных качеств, из которых выделяют следующие составляющие компоненты:
- образ руководителя образовательной организации (его ценности, установки, способности, внешний вид, социально - психологические характеристики);
- образ персонала образовательной организации (культура, социальные данные, личностные характеристики, профессиональная компетентность);
- стиль образовательной организации;
- внешняя атрибутика.
Разработанный благоприятный имидж образовательной организации может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения. А также оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего педагогического коллектива образовательной организации, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Целью данной выпускной квалификационной работы явилось рассмотрение теоретических основ формирования имиджа образовательной организации, а также проведение оценки и исследования отношения к имиджу Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы №3» г. Менделеевск. Нам удалось разработать ряд практических рекомендация по формированию и укреплению существующего имиджа школы. Также был предложен ряд мероприятий по формированию имиджа образовательной организации СОШ №3. В результате проделанной работы цель была достигнута и были решены все поставленные перед нами задачи.
Сформированный положительный имидж образовательной организации позволит решить ряд задач:
- повысить престиж образовательного учреждения, первым делом, для родителей, обучающихся и педагогического коллектива;
- повысить эффективность мероприятий по информированию жителей относительно новейших образовательных услуг;
- облегчить процесс внедрения новейших образовательных услуг;
- повысить уровень организационной культуры;
- способствовать улучшению социально - психологического микроклимата в коллективе.
Таким образом, формирование положительного имиджа образовательной организации, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся.
Данная выпускная квалификационная работа может оказать методическую помощь руководителям и специалистам системы образования по разработке социальных проектов, так как содержит теоретические основы и механизмы формирования имиджа образовательной организации. В качестве примера было проведено исследование имиджа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №3» города Менделеевска. Приложения содержат комплекс диагностических материалов, которые позволят выявить отношение респондентов к имиджу образовательной организации. Также они помогут определить приоритетные направления учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей, обучающихся и педагогов.
1. Варданян М.А.Имидж педагога с позиции сбережения здоровь субъектов образовательного процесса/ZPR в образовании. - 2016. - №3. - С.56
- 74. М.,2010. - 576с.
2. Волобуев Л.М., Кузнецова Е.Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения: Монография /Волобуева Л.М., Кузнецова Е.Б. - М.:МПГУ, 2012. - 158 с.: ISBN 978 - 5 - 4263 - 0098 - 9
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Инфра - М., 2010. - 576с.
4. Головнева И.В. Имидж преподавателя современного вуза: проблемы формирования и продвижения/ZPR в образовании.-2006.-№1.- С.108-117.
5. Дегтярева М.А. Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания//Методист.-2006.-№2.-С.32-34.
6. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальными, групповым и массовым сознанием//РКв образовании. - 2014. - №2.
7. Журавлев Д.В. Научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения/ZPR в образовании. - 2015. - №2.
- С.68 - 74.
8. Змановская Елена Валерьевна Руководство по управлению личным имиджем. — СПб.: Речь, 2005. — с.
9. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект/ZPR в образовании.-2005.-№3.
10. Иванова А.А. Совершенствование нормативно - правового регулирования деятельности образовательного учреждения / Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право, Вып. 2, 2008
11. Имидж МГУ и престиж высшего образования / материал подгот. А.Б. Лиханова // Социология власти. - 2005. - N 1. - С. 185-186.
12. Имидж корпорации//Имиджелогия как нравиться людям / Авт. - сост. В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 2012 - С.392 - 402.
13. Исенко С.П. Имидж современного педагога (Программа курса повышения квалификации работников образования)// Методист.-2006.-№8.- С.24-31.
14. Казаченок И.П. Позиционирование и имидж - технологии в практической деятельности учителя //PR в образовании. - 2016. - №3. - С.79 - 83.
15. Калюжный А. Технология построения имиджа
учителя//Педагогическая техника. - 2015. - №3. - С.103 - 108.
16. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С.40-50.
17. Карпов Е.Б., АрдышеваЕ.А.Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения/ZPR в образовании.- 2006.-№3.-С.75-78.
18. Ковтунова О.М., Ларионова И.А. Имидж социальных институтов как виртуальная реальность/ZPR в образовании.-2006.-№4.-С.36-38.
19. Корпоративный проект имидж - продвижения дошкольного образовательного учреждения // PR в образовании. - 2005. - № 2. - С. 96-103.
20. Кошлякова М.О. Социально - коммуникативный имидж
образовательного учреждения / Образование и общество, №3 (68) май - июнь, 2011
21. Куревина О.А. Современному образованию современный учитель//Начальная школа плюс до и после. - 2016. - №3. - С.28 - 32
22. Лернер П.С, Векторы реформирования содержания и имиджа общего и среднего профессионального образования //РКв образовании. -
2016. - №2. - С.46 - 48.
23. Лернер ПС. Имидж средней школы: восприятие, ожидания//РЯ в образовании. - 2014. - №1. - С. 80 - 96
24. Лернер П.С. Образованный человек: видимость, сущность, имидж?//Народное образование. - 2015. - №7. - С.194 - 197.
25. Лизинский В.М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития //
Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2016. - С.106 - 108.
26. МалыхинаЛ. Личность руководителя и функция управления организационной культурой //Директор школы. - 2015. - №9. - С.34 - 40
27. Медреш Е. «Фактор первого лица», или Типология
управленческих стилей //Директор школы. - 2015. - №5. - С. 22 - 26
28. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность,
одухотворенная внутренней красотой//Директор школы. - 2015. - №9. - С.41 - 45
29. Моисеева А. Миссия организации: что это значит?//Лидер образования. - 2014. - №5. - С.43.
30. Павленко В.В. Имидж современного учителя в условиях
стрессовых ситуаций профессиональной деятельности/ZPR в образовании.- 2004.-№4.-С.96-99.
31. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центральрного понятия имиджелогии //PR в образовании. - 2014. - №2
32. Пантюшина О.И. Имидж высшего учебного заведения в сознании школьников //PRb образовании . - 2016. - №3. - С.46 - 49
33. Парабучев А.И. Учитель в эпоху общественных трансформаций - к автопортрету профессии//Вопросы образования. - 2006. - №4.-С.246-259.
34. Паутов В. Не каждый директор желает знать... или Зачем администратору определять миссию школы // Лидер образования. - 2014. - №5. - С.44 - 47
35. Педагогика: Учебное пособие/Король В.М., - 2-е изд., испр. И доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА - М, 2016. - 303 с.: 60 - 90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат) (Переплет 7БЦ) ISBN 978 - 5 - 369 - 01536 - 0;
36. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений [Текст]/ Под ред. С.А. Сластенина. - М.: Издательский центр №Академия», 2008. - 367с.
37. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. Для студ. высш. И сред, заведений [Текст]/ С.А. Смирнов и до.; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 412с.
38. Перминова Л., Шарай Н. Какого руководителя ждет российское образование?// Almamater. - 2016. - №7. -С.7 - 11
39. Петрова Е.А., Шкурко Н.И. Имидж учителя в современной России. - М., 2007.
40. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - №5. - С.45 - 55.
41. Раковских В.Л. Телевизионный имидж образовательного учреждения // РКв образовании . - 2013. - №6. - С.86 - 88. Имидж руководителя образовательного учреждения.
42. Руднев Е. Простые секреты харизмы // Директор школы . - 2016. - №6. - С.48 - 53.
43. Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень: ТОГИРРОД997.
44. Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования. Тобольск,1999.
45. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, публицисти, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие /2 - е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 272с.
46. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2017
47. Щебро И. Директор школы в России - больше, чем менеджер..//Народное образование. - 2014. - №3. - С.185 - 191
48. Экономика образовательного учреждения:Учебное пособие / Л.А. Захарчук . - 2 -е изд., испр. И доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 112 С.: 60 х 90 1/16 . - (Профессиональное образование). (обложка) ISBN 978
- 5 - 91134 - 539 - 6/
Электронные ресурсы:
49. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного
учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ: материалы междунар. науч.- практ. конф. 14-15 июня 2002 г. Омск. - Омск, 2001. - URL: <#'")шЬ1у">7.Имидж корпорации//Имиджелогия. Как нравиться людям /Авт.-сост. В.М.Шепель.-М.: Народное
образование,2002. -С.392-402.
50. Волкова В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов [Электронный ресурс]// Международные отношения в развитии социально - экономических процессов странах СНГ: материалы междунар. научн. - практ. Конф. 14 - 15 июня 2001 г.Омск. - Омск, 2011 г. URL: http://science.ncstu.ru/articles/hs/14/10.pdf/file download (12/01/15)
51. Зуева Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного
учреждения [Электронный ресурс ]// Сб. статей к четвертой международной научно - теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии» / Алтайский экономико - юридический институт . -
http: //aeli. altai. ru/nauka/sbornik/2002/zueva/html(25/04/2012)
52. Кошлякова М.О.Имидж в системе интернет [Электронный ресурс ]/ М.О. Кошлякова // Человек в информационном пространстве. Выпуск 2010, том 2 / под общ.ред. Н.В. Аниськиной. - Ярославль: ЯГПУ , 2011. - С.202 - 206. - Библиогр.: с. 205 - 206.
53. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог.
- 2000. - № 9. - URL: <#"justify">1.Варданян М.А. Имидж педагога с позиции сбережения здоровья субъектов образовательного процессаУ/PR в образовании. -2006.-№3. -С.56-74.
54. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного
учреждения каак управленческое новшество [Электронный ресурс] //Педагог. - 2010. - №9. - URL:
http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog 9/stat9.html (12/01/07)
55. Майер, А.А. Философские основы дошкольного образования как фактор развития инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Алексей Александрович Майер // Детский сад будущего: вариативность, инициатива, устойчивое развитие: материалы межрег. научно-практ.конф.: сб. ст. - СПб.: СПбАППО, 2012. - с. 101 - 5.
56. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан // электронное образование в РТ URL: http:// edu/tatar/ru/memdeleevsk/mendelsch3/page2877785/htm (дата обращения: 20.01.2017);
57. http://mendelschool3.narod.ru/school/index.html- О школе - Официальный сайт школы №3 г.Менделеевска
58. http://www.proshkolu.ru/org/mendeleevsk3/