Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Работа №53268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
652
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Понятие «технология в обучении» 8
1.2. Информатизация в образовании 9
1.3. Информационные технологии на уроках географии 14
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 27
2.1. Значение информационных технологий в процессе обучения географии 27
2.2. Повышение интереса к обучению географии за счет информационных
технологий 27
Глава 3. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 51
3.1. Организационно-экономическая характеристика МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №21 51
3.2. Разработка уроков географии с применением школьной ГИС 54
3.2.1. Урок “Типы климатов России. Климатические пояса и области на территории России, их характеристики” 63
3.2.2 Тема: “Внутренние воды России” 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 688
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73


Информация и знания играют все большую роль в жизни современного человека. Без них невозможно достигнуть профессионального успеха и личностного роста.
Основными инструментами информатизации являются информационно - коммуникационные технологии: компьютерная техника, Интернет, различные программные средства. Основной проблемой информатизации является подготовка детско-взрослого сообщества к жизни в условиях информационного общества, повышение его информационной культуры, овладение компьютерной грамотностью.
Современный этап развития образовательной системы сопровождается переосмыслением целей образования, изменение и уточнение которых влечет за собой преобразование содержательных компонентов.
Актуальность. Для модернизации российского образования в числе значимых целей указаны такие, как: формирование у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; стремление к совместной работе, формирование способности к творческой деятельности. Этому может способствовать компьютеризация образования, которая является частью федеральной целевой программы по развитию единой образовательной системы. В ней подчеркивается, что основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда.
Сегодня в преподавании ряда предметов активно вводятся мультимедийные программы, активно обсуждаются психологические проблемы компьютеризации. Вышли в свет учебные пособия, посвященные к применению новых информационных технологий в образовании, интеграции их в учебно-педагогический процесс, практическим рекомендациям по созданию электронных учебников и авторских, образовательных веб-сайтов силами преподавателей. Формируется виртуальное объединение педагогов, функционирует особый семинар по применению сети интернет в обучении географии, картографические презентации рассматриваются как учебные пособия. Однако введение информационных технологий в школьный курс географии идет не так стремительно, как этого требуется современными тенденциями, прогрессивными направленностями в системе образования. Основная причина отставания это не только слабое техническое оснащение образовательных учреждений, но и недостаточная компьютерная подготовка педагогов, и не разработанный методический аппарат применения новых информационных технологий в учебном процессе. В последнее время в арсенале педагога, в особенности географа активно вводится различная компьютерная техника. Современный урок географии теперь уже трудно представить без мультимедийного комплекса для демонстрации тех же самых схем, карт, презентаций, иллюстраций, то есть всё то, что делается урок интересным, наглядным как для учеников так и для учителя. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонентов изучения географии. Поэтому является актуальным изучение возможностей применения компьютерных технологий на уроках географии.
Цель работы - применение информационных технологий в школьном курсе физической географии
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в школьном курсе физической географии;
2. Изучить основные направления в использовании информационных технологий на уроках географии;
3. Разработать урок по географии с применением информационных технологий.
Объектом исследования являются применение информационных технологий
Предметом - применение информационных технологий в школьном курсе физической географии;
Использованные методы исследования:
- теоретические - анализ педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ образовательных стандартов, компьютерных программ и электронных учебников по географии с целью выявления в них потенциальных возможностей применения как средств обучения;
- эмпирические - изучение опыта педагогов географии по использованию компьютерных технологий в период педагогической практики в школе.
Теоретическими основами выпускной квалификационной работы являются труды, посвященные применению информационных технологий на уроках географии в школах, таких авторов как Е.С. Полат, И.В.Гиркин, Н.А. Марченко, В.В. Гузеев и др.
Гипотеза: если рационально использовать информационные технологии в обучении географии в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в поиске новых форм использования информационных технологий в изучении школьном курсе географии и применения их в образовательном учреждении.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение включает в себя актуальность изучаемой темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, структуру выпускной квалификационной работы.
В перовой главе «Информационные технологии в образовании» рассмотрены понятия «технология обучения», термин «технология», внедрения технологии обучения, понятия. Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы, услуги интернет и мультимедийные комплексы и их использование способствуют вовлечению преподавателей и учащихся в активный познавательный и воспитательный процесс, свободному доступу к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Во второй главе «Применение компьютерных технологий в обучении географии» рассматриваются вопросы о значении информационных технологий в процессе обучения географии, повышение интереса к обучению географии за счет информационных технологий, основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках географии.
В третьей главе дана организационно-экономическая характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ№21» г. Альметьевск, разработаны уроки на темы: «Типы климатов России. Климатические пояса и области на территории России, их характеристики» и «Внутренние воды России» .
В заключении изложены основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников состоит из 34 наименований литературы и 7 электронных ресурсов.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательной деятельности МБОУ «СОШ№21» с целью повышения эффективности обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрены понятия «технология обучения», термин «технология», внедрения технологии обучения, понятия. Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.
Информатизация в образовании является одной из приоритетных задач, создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации можно только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Компьютерные технологии и мультимедийные средства обучения предоставляют новые возможности для подачи и усвоения материала и активно решают задачи географического образования: а) вооружение учеников солидным объемом новых знаний, умений и навыков, б) обучение географическому мышлению и методам работы, в) воспитания учащихся. При этом могут быть использованы, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, так и частично-поисковый, исследовательский и метод проблемного изложения. В целом можно сказать, что применение компьютерных технологий повышает результативность обучения.
Информационные технологии на уроках географии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.
Активное использование новых информационно-коммуникативных технологий позволяет формировать специальные навыки у учащихся с различными познавательными способностями, делать уроки наглядными, эффективными, а что самое главное, формирует ключевые компетенции у учителя.
Применение информационных технологий в процессе обучения географии значимо. Информационные технологии в образовательном процессе позволяют создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению географии. Использование визуальных методов при работе с ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность профессиональных усилий педагога. Но не менее важен эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. Ведь к созданию подобных ресурсов легко привлекаются учащиеся, которые создают просто шедевры мультимедийной продукции.
Повышение интереса к обучению географии за счет информационных технологий позволяет формировать интеллектуальные умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
• активизирует познавательную деятельность;
• формирует активную жизненную позицию в современном обществе;
• развивает мышление и творческие способности ребёнка;
• повышает мотивацию учащихся к учению.
Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».
Основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках географии демонстрация материала. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста имеют высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение.
Использование программы PowerPoint для презентаций.
Она обеспечивает возможность педагогу для: информационной поддержки; иллюстрирования; расширения урочного образовательного пространства. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; ^повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учебе. Демонстрация наглядных пособий и карт. С помощью мультимедиа можно легко превратить в демонстрационные карты небольших размеров, взятые из новых атласов, из Интернет-ресурсов.
Показ процессов. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами учителя или диктора, музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся - это любые виды деятельности: подготовка реферата, сообщения, группового или индивидуального проекта по географии, в частности создание презентации к уроку мотивированным учеником желание попробовать себя в роли учителя
Разработки уроков по географии с применением информационных технология на темы: «Типы климатов России. Климатические пояса и области на территории России, их характеристики» и «Внутренние воды России» показали повышенный интерес учащихся к данной теме и быструю ее усвояемость учащимися. Использование компьютера позволило сделать урок более привлекательной для ученика. Выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов в полной мере дополнились методами моделирования.
Уроки географии на темы: «Типы климатов России. Климатические пояса и области на территории России, их характеристики» и «Внутренние воды России» в 8 классах показали, что воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Урок-лекция с применением мультимедийной презентации, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока, цели урока представлены на следующем слайде, чтобы учащиеся на начало урока могли понимать к чему должен привести данный урок и по окончанию определить, достигли ли они целей урока и сделать выводы. В ходе объяснения темы учащиеся решают устные вопросы, которая дает пищу для размышления и исследовательский интерес к дальнейшему изучению темы. А его визуализация, т.е. текст на слайде привлекает еще больше внимания, нежели если бы этот вопрос был задан устно. Также на данном уроке выполняют практические задания. Все предлагаемые задания и их варианты выполнения представлены на слайдах, что сокращает время и облегчает проверку заданий.
Яркой иллюстрацией того, что уроки с использованием информационных технологий, являются полученные результаты:
• качество знаний;
• рост мотивации, интерес к предмету;
• активная проектная и исследовательская деятельность учащихся;
• участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.
Таким образом, использование современных информационно- коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей- индикаторов:
• результаты учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;
• стабильные показатели обученности по предмету;
• Внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно -деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.
• Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.



1. Баринов А.С., Суслов В.Г. Компьютерные Издательский дом «Генжер», 2014
2. Баринова И.И. Современный урок географии, Часть 2: Методические разработки уроков с использование новых педагогических технологий обучения - М.: Школа-пресс, 2011
3. Баринова И.И. Современный урок географии, Часть 5: Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. - М.: Школа- пресс,2013
4. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2013
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
6. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 2012. 220 с.
7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина. // В сб. Материалы XVI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2013. С. 102-104.
8. Гиркин И.В. Новые п компьютерных технологий //
Информационные технологии , № 6,2015. - 234 с.
9. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2014. - 312 с.
10. Гриценко В.А. Web-технологии в географическом образовании в средней школе // Труды II съезда РГО. Т.7. Санкт-Петербург. 2015.- С.258.-261.
11. Ездов А.А. Новые технологии проведения школьного
естественнонаучного эксперимента // Информатика и образование. № 4, 2012. - С.123 - 124.
12. Ефимович О.Е. Использование компьютерной техники во время изучения географии. // география и основы экономики в школе. - 2013. -№5
13. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии. № 6, 2013. - С. 143 - 146.
14.ЗолотоваС.И., Вовченко Н.Л., Давыдова А.М. О возможностях применения компьютерных технологий при изучении географии в средней школе. / Материалы X Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". - Троицк, 2014. - С. 123 - 125.
15. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях.- М.: Дрофа, 2011. - 509 с.
16. Душина И.В., Пятунин В. Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии:-М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2012 -203 с.
17. Ильинский А.М. Использование информационных технологий на уроках географии. - М.: Родная Школа, 2004
18. Летягин А.А. Современные информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения географии. - География в школе. № 4. 2011;
19. Лазарев и др. Новые информационные технологии обучения и деятельностные подходы к проектированию//Народ. образование N10, 2011г.
20. Марченко Н.А. Компьютерные технологии в преподавании географии // Труды II съезда РГО. Т. 7. Санкт-Петербург, 2015.- С. 244-249.
21. Молодцов Д.В. Географическое образование в условиях перехода к новым ФГОС // География и экология в школе XXI века. №2 6. - 2012. - С. 213
- 215.
22. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. - 2014. №5
23. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. - С. 85 - 87.
24. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. № 1, 2012. - С. 34 - 36.
25.Чернявская З.В. Самостоятельная работа учащихся по формированию естественно-научных понятий.Автореф. дисс. - Красноярск, 1991. - 212 с.
26. Шебень В. Использование ТСО и ЭВМ как средства развития познавательного интереса учащихся образовательных школ ЧСФР. Автореф. Дисс. - Красноярск, 1992. - 342 с.
27. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования
компьютерных технологий в преподавании географии. //География в школе.
- 2013. - №8
28. Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии // География в школе. - М.: 8. 2012.
29. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. - География в школе. N5. 2014;
30. Пятунин В.Б. Моделирующие компьютерные программы в формировании творческой деятельности учащихся. - География в школе. N5. 2013
31. «Использование компьютера на уроках географии" в газете
"География в школе" 2014 и 2015уч. годы.
32. CD «Домашний репетитор» География. География России. ООО «Медиахауз»,2008.
33. CD «Домашний репетитор» География. Политическая карта. ООО «Медиахауз»,2008.
34. CD «Домашний репетитор» География. Физическая география. ООО «Медиахауз»,2008.
Интернет источники
1. http://compress.ru/article.aspx?id=11121МаксаковскийВ.П.,
2. http://www.curator.ru/e-books/g2.htmlДушиной И.В., Коринской В.А. и Щенева В А.
3. http://www.curator.ru/e-books/g2.html. Аналитический отчет
педагогической деятельности учителя математики, информатики ИКТ Ондар Аяны Владиславовны «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках»
4. http://zg.podfm.ruПетрова Н.Н.
5 .http: //www.ecosystem.ru
6. http://school-collection.edu.ru
7. http://it-nru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ