ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ 6
1.1. Моногорода: их сущность, специфика, классификация 6
1.2. Нормативно-правовая база по развитию моногородов 13
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 25
2.1. Общие тенденции и проблемы моногородов Республики Татарстан 25
2.2. Оценка социально-экономического развития моногородов Республики
Татарстан 45
3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ 65
3.1. Успешное решение проблем моногородов: зарубежный опыт 65
3.2. Рекомендации по совершенствованию социально-экономического
развития моногородов Республики Татарстан 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса модернизации экономики моногородов как важнейшего условия их устойчивого социально-экономического развития. В настоящее время модернизация экономики и инновации постепенно становятся преобладающими в стратегии управления развитием моногородов и приобретают характер осознанной необходимости и всеобщей мотивации к внедрению новейших технологий, использованию новых знаний.
В последние годы на ряде градообразующих предприятий отмечалось сокращение объемов производства вследствие уменьшения заказов на выпускаемую продукцию, снижения инвестиционной активности. Причинами сохранения данных тенденций являются дефекты управленческого воздействия, недостаточный профессионализм в управлении ограниченными ресурсами в экономике градообразующих предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства, недоступность кредитных и иных ресурсов.
Моногорода, важно подчеркнуть, расположены на всей территории России: в Восточной и Европейской частях, на юге и на севере, вблизи крупнейших городов. Проблема поиска способов изменения ситуации в моногородах, адекватных рыночным условиям хозяйствования и обеспечивающих возможность саморазвития городов монопрофильного типа, а также выработку у них адаптивности к трансформациям внешней среды без федеральной ресурсной поддержки, сводится к разработке качественно новых подходов как к методологическим проблемам анализа социально-экономического положения моногородов, так и к совершенствованию механизмов управления процессом устойчивого развития всей территории.
В этой связи особую важность приобретают исследования, посвященные социально-экономическому развитию моногородов, анализу их проблем.
В области изучения проблем моногородов проведено немало исследований, но они недостаточно изучены и нуждаются в дальнейшей разработке.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка социально-экономической ситуации моногородов Республики Татарстан, а также разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность моногорода и отразить его основные характеристики;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование моногородов на федеральном, региональном, местном уровнях в современной России;
- провести SWOT-анализ, выявив особенности моногородов Республики Татарстан;
- провести оценку социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан;
- выявить актуальные проблемы и предложить рекомендации по улучшению социально-экономической ситуации в моногородах Республики Татарстан на основе изученного зарубежного опыта.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются моногорода Республики Татарстан.
Предметом исследования данной работы являются социально - экономическое развитие моногородов Республики Татарстан.
Информационная база исследования - научные труды отечественных ученых и учебные пособия для теоретической части, интернет ресурсы, государственные программы, Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Комплексные инвестиционные планы (КИП) моногородов, отчеты Администрации города.
В качестве методов исследования будут использованы метод SWOT- анализа и метод социально-экономического анализа: сравнение, исчисление интегральных индексов.
Данная тематика получила широкое освещение в работах многих ученых в области изучения моногородов. Методологическим и практическим аспектам проблем моногородов посвящены работы Басаргина В. Ф., Горина М. А., Крысина Н. И., Давыдова И. Ш., Москаленко И. О. и других. Вопросами устойчивого развития моногородов в социально-экономическом плане занимались Загоруйко И. Ю., Ивашкина Н. С., Логинова Л. И., Колесников А. И. и другие. Развитие инфраструктуры на территории многопрофильного города освещены работы Борисоглебской Л. Н., Лыткина А. И., Гончарова А. М. и других.
Структуру выпускной квалификационной работы определяют сопоставленные задачи, и она состоит из введения, 3 глав и заключения.
Моногородом является город, где существует тесная связь между функционированием градообразующего предприятия и экономико-социальными аспектами жизни населения, так как градообразующие предприятия формируют весомую долю доходной части местного бюджета, устанавливают состояние местного рынка труда, помогают обеспечить социальную стабильность на территории данного города. При этом перспективы развития и существования предприятия значительно влияют как на судьбу города, так и на его жителей.
Стоит отметить, что в ходе нашего исследования, нами были рассмотрены пять моногородов Республики Татарстан. В параграфе 2.1. был. был проведен SWOT-анализ каждого, с выявлением сильных и слабых сторон по социальному и экономическому блокам. На основе этих данных были определены общие тенденции развития моногородов по социальному и экономическому блокам. В ходе данной работы было определено, что проблемы в моногородах носят как общий, так и частный характер. То, что присуще одному моногороду может быть не присуще другому. Данные города следует рассматривать по отдельности и прослеживать тенденцию социально-экономического развития, так как моногорода делятся на 3 категории, моногорода: со стабильной социально-экономической ситуацией, с рисками ухудшения социально-экономического положения, со сложной социально-экономической ситуацией.
Следующим шагом, была разработка методика опенки социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан. Были определены показатели, характеризующие социальные и экономические сферы городов. Показатели были поделены на 2 блока: 1 блок - социальный, 2 блок - экономический. Далее были рассчитаны интегральные индексы по блокам и общий интегральный индекс по двум блокам.
Из пяти анализируемых моногородов Республики Татарстан лидером по социально-экономическому развитию является Нижнекамск, средние позиции занимают Набережные Челны и Менделеевск, отстающими моногородами являются Чистополь и Зеленодольск.
В 3 главе были проанализирован зарубежный опыт монопрофильных муниципальных образований и даны рекомендации по усовершенствованию социально-экономического развития моногородов Республики Татарстан.
Для устойчивого и дальнейшего развития моногородов были выделены предложения совершенствования ситуации в моногородах общего характера, по поддержке градообразующих предприятий, по совершенствованию местного самоуправления в моногородах.
I. Предложения общего характера.
1. Разработать государственную политику в отношении небольших монопрофильных населенных мест, малых, средних городов и поселков городского типа с целью их сохранения, дальнейшего социально-экономического развития, оказания им в этом всемерной помощи и поддержки.
2. Сформировать исчерпывающий перечень моногородов в Российской Федерации на базе обоснованных предложений моногородов и субъектов Федерации и провести централизованно их систематизацию.
3. Разработать и принять федеральный закон "О градообразующем предприятии", который предусматривал бы основные положения государственной политики по отношению к моногородам, формируется план действий по сохранению и развитию конкретных монопрофильных населенных мест;
II. Предложения по поддержке градообразующих предприятий.
1. В кратчайшие сроки разработать государственную промышленную политику с выделением раздела градообразующих предприятий моногородов, ориентированную на поддержку отечественных товаропроизводителей, создание условий для выведения их из пореформенного кризиса, создание новых рабочих мест и т.п.
2. Обеспечить размещение государственных заказов на выпускаемую предприятиями моногородов продукцию государственной значимости и своевременные расчеты за поставленную по госзаказу продукцию.
3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее налоговое законодательство, предусматривающих для градообразующих предприятий упрощение системы отсрочки платежей.
4. Усовершенствовать законодательство о банкротстве с целью исключения возможности "заказных" банкротств предприятий моногородов. Принять принципиальное решение о недопустимости и мерах по предотвращению банкротств градообразующих предприятий в моногородах.
III. Предложения по совершенствованию местного самоуправления в моногородах.
1. Разработать и принять федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где бы было изложено о предоставлении органам местного самоуправления права участвовать в решениях по приватизации градообразующих предприятий
2. Принять нормативный правовой акт об обязательном информировании органов местного самоуправления (с указанием сроков и ответственности) о текущих и перспективных показателях деятельности градообразующих предприятий.
3. Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации дополнения о предоставлении органам местного самоуправления права получать в налоговых органах информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами.
4. Принять меры по обеспечению органов самоуправления небольших моногородов статистической информацией (организовать отделы государственной статистики или усилить их в случае их наличия) для проведения своевременного и качественного мониторинга и осуществления социально-экономического прогнозирования.
Таким образом, выше представленные рекомендации помогут диверсифицировать экономики моногородов, так как большинство градообразующих предприятий являются основой российской экономики.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014-2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов».
7. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля
2014 года №1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня
2015 года № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российский Федерации (моногородов)».
10. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 854 "Об организации в Минэкономразвития России ведения комплексного мониторинга социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)".
11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 476 «О комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)».
12. Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
13. Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 года №50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан».
14. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
15. Закон Республики Татарстан от 13 февраля 2016 года №5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Татарстан».
16. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года №289 «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2010-2020 годы».
17. Решение Городского совета муниципального образования города
Набережные Челны от 27 октября 2011 года N14/8 "Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Набережные Челны на 2011 - 2020 годы".
18. Постановление Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 13 декабря 2013 года N 7556 "О муниципальной программе адресной социальной поддержки населения города Набережные Челны на 2014-2016 годы».
19. Утвержденная Исполнительным комитетом города Набережные Челны от 14 апреля 2015 году №623 «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Набережные Челны до 22021 года и на период до 2030 года».
20. Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 14 марта 2016 г. № 1078, муниципальная программа "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Набережные Челны Республики Татарстан на 2016-2020 годы».
21. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2010 г. N 669 "Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Набережные Челны Республики Татарстан (на период 2010-2015 годов)".
22. Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 17 февраля 2015 года № 03-03-346, программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Зеленодольск Зеленодольского муниципального района на 2015-2030 годы».
23. Постановление Исполнительного комитета города Зеленодольск от 13 февраля №1999 «Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».
24. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2010 г. N 1075 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Зеленодольск Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов)".
25. Решение Совета Нижнекамского муниципального района от 23 апреля 2008 года №16 «Генеральный план города Нижнекамска по 2025 годы».
26. Решение Нижнекамского городского совета от 14 октября 2011 года N23 «Об утверждении долгосрочной Программы комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства в городе Нижнекамске на 2011- 2020 годы».
27. Решение Совета Чистопольского муниципального района от 23 декабря 2008 года №28/4 «Генеральный план города Чистополя на 2011- 2020 годы»
28. Решение Чистопольского городского совета от 24 декабря 2014 года №36/1 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования города Чистополь на 2015-2017 годы»
29. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2010 г. N 833 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Чистополь и Долгосрочной целевой программы "Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Чистополь (на период 2010-2015 годов)".
30. Решение Менделеевского городского Совета местного самоуправления от 9 ноября 2009 №118 «Генеральный план города
Менделеевск».
31. Постановление Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 20 ноября 2015 года N 649 "Об утверждении Программы комплексного развития системы инженерной инфраструктуры муниципального образования "город Менделеевск" на 2015-2020 годы».
32. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2010 года N 1076 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Менделеевска на период 2010-2015 годов"
Учебники и монографии:
33. Анимица, Е. Г. Проблемы и перспективы развития моногородов России / Е. Г. Анимица, Н. В. Новикова // Управленец. 2009. - № 1-2 (28-29).- С. 46-53.
34. Анимица, Е. Г. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования : монография / Екатеринбург : Урал. Гос. экон. ун-т, 2003. - 291 с.
35. Борисоглебская, Л. Н. Влияние технопарков в сфере высоких технологий на инновационное развитие регионов России / Л. Н. Борисоглебская, А. В. Мац // Инновации. 2011. - № 7. - С. 58-64.
36. Гончаров, А. Модернизация экономической системы моногорода // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 16 (199) С. 58-60.
37. Горин, М.А. Экономические проблемы моногородов в условиях мирового финансового кризиса// Вестник Российского нового университета, 2011 No 2, стр. 37-45.
38. Давыдова, И.Ш., Малышкин A.M., Тимирясова В.Г. Моногорода: проблемы и перспективы развития /. Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. - 220 с.
39. Евдокимова, Е. Н. Малое инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов // Лаборатория Базовых Знаний, 2003. - 180 с.
40. Жандаров, А.И., Шиллер Ф.Ф. Государственное регулирование экономики: проблемы моногородов России, 2013 гг. - С. 68-73.
41. Загоруйко, И. Ю., Главацкий В. Б. Определение понятия «город» как концептуальная основа разработки механизмов устойчивого развития моногородов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. - С. 29-33.
42. Загоруйко, И. Ю. Вопросы экономической теории города и устойчивое развитие промышленных моногородов // Российское предпринимательство. 2013. -№ 7, вып. 1,- С. 161-164.
43. Иванов, В. В. Территории инновационного развития и наукограды // Инновации. № 10. - 2012 гг. - С. 25-27.
44. Ивашина, Н.С. Развитие монопрофильных городов регионов России. / Н.С. Ивашина, Н.А. Улякина. // ИнВестРегион. - 2014.- С.42
45. . Ивашкина, Н.С., Улякина Н.А. Развитие монопрофильных городов регионов России // «Экономика и управление». - 2011. - №4 (7). - С. 31.
46. Колесник, Е. А. Особенности развития моногородов в переходной экономике // Муниципальная экономика. 2004. №3. С. 2-8.
47. Колесников, А. И. Развитие моногородов и социальная ответственность предприятий / М. : Наука, 2007. - 156 с.
48. Коновалов, Т.А. Моногорода в Росссии: типы и особенности функционирования / Т. А. Коновалова // Молодой ученый. - 2013. - С. 239.
49. Коновалова, К. С. Монопрофильные города и экономические проблемы. - 2011. - С. 237.
50. Касимов, Н. Р. Монопрофильные города и градообразующие предприятия. - 2014. - С. 34-37.
51. Кох, И.А. Тенденции социального развития монопрофильных городов с градообразующим предприятием // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2011 - №4(9). - С. 14-17.
52. Липсица, И. В., Монопрофильные города и градообразующие предприятия. 2011. - С. 115
53. Логинова, Л. Социально-экономическая модернизация: от теории к практике реализации в России // Модернизация России: трудности и перспективы: Сборник научных трудов. Саратов: Наука, 2013. С. 3-12.
54. Лыткин, А. И. Инфраструктура развития моногорода / А. И. Лыткин // Инновационные технологии, научно-техническая политика и деловое сотрудничество : сб. статей III Международной науч.-практ. конф. -Тольятти- Москва, 2011.
55. Любовный, В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса:
состояние, проблемы, возможности реабилитации. — М.: ЗАО
«Дортранспечать», 2009. — 110 с.
56. Манаева, И.В. Моногорода: вопросы терминологии. // Современные проблемы социально-экономического развития России: материалы науч- практ. конф в 2 т./ под ред. Камышанченко Е.Н., Растворцевой С.Н. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. Т.2, С. 140-143.
57. Маслова, А. А. Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов России // Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований. Иркутск: БГУЭП, 2009.
58. Москаленко, И. О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф.).Т. II. — М. : РИОР, 2011. С. 157-160.
59. Неклюдова, Т. А. Город градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие / 2011 гг. - 47 с.
60. Тюрин, Г.В. Опыт возрождения моногородов. — М.: Поколение,
2007. — С.47. Власова Н., Лычева Т., Любовный В. Монопрофильные
зарубежные города: проблемы развития и занятости // Человек и труд. 2000. № 6. С. 5.
61. Тургель, И.Д. Монофункциональные города России.. / И.Д. Тургель. - Екатеринбург, 2013. - С. 36.
Электронные ресурсы:
62. Официальный сайт Министерства регионального развития, режим доступа: http://www.mmregion.ru(дата обращения: 11.03.2016)
63. Официальный сайт Администрации города Набережные Челны, режим доступа: http://nabchelny.ru(дата обращения: 01.03.2016)
64. Официальный сайт Администрации города Зеленадольск, режим доступа http://zelenodolsk.tatarstan.ru(дата обращения: 12.03.2016)
65. Официальный сайт Администрации города Чистополь, режим доступа http://chistopol.tatarstan.ru(дата обращения: 15.03.2016)
66. Официальный сайт Администрации города Менделеевск, режим доступа: http://www.mendeleevsk.ru(дата обращения: 14.03.2016)
67. Официальный сайт Администрации города Нижнекамск, режим доступа: http://www.e-nkama.ru(дата обращения: 17.03.2016)
68. База данных показателей муниципальных образований // Федеральная
служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/
free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm (дата обращения: 05.02.2016)
43 Таблица составлена на основе авторской методики.