Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №53247

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-7
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1 Проблемы формирования экологической культуры учащихся 8-22
1.2 Эколого - нравственное воспитание учащихся 22-33
1.3 Педагогические методы внеклассной работы по формированию эколого-
нравственной культуры учащихся 33-43
Глава II НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
2.1. Педагогические условия организации воспитания нравственного
компонента экологической культуры учащихся сельской школы 44-48
2.2 Модель формирования нравственного компонента учащихся сельской школы 48-57
2.3 Ход и результат экспериментальной работы 57-67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68-70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71-75
ПРИЛОЖЕНИЯ

Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется усиливающимися антропогенным воздействием на природную среду. При этом возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Потребительским отношением к природе люди нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства.
Требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Экологическое образование учащихся - это не только дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание у учащихся способности понимать и любить окружающий природный мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении учащихся с природой открываются возможности нравственного и экологического воспитания. Общение с природой обогащает сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности личности, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. Госстандарте общего образования (2004 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [Государственный стандарт общего образования по окружающему миру,2004].
Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования учащихся.
Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга [Чередов,1988].
Насыщенность урока научными экологическими сведениями не всегда может раскрыть природоведческие вопросы, интересующие учащихся. В связи с этим внеклассная работа должна включать такие требования, которые способствуют развитию интереса и желания самостоятельно изучить материал по данной проблематике.
Вопросам экологического воспитания учащихся по внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И.Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания [Захлебный,1984]. В настоящее время в школе широко применяются информационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Эколого-нравственное воспитание в современной школе широко используется в учебно-воспитательном процессе, поэтому актуальность проблемы обусловлена выбором темы исследования: «Формирование нравственного компонента экологической культуры учащихся сельской школы».
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое обоснование и практическая реализация педагогического проекта «Формирование нравственного компонента экологической культуры учащихся сельской школы».
Объект исследования экологическое воспитание учащихся сельской школы.
Предмет исследования: развитие нравственного компонента экологической культуры учащихся в учебной и внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры учащихся будет эффективна если:
- Расширить и систематизировать представление учащихся об экологической культуре;
- Осуществить эколого-нравственное воспитание в рамках учебно-воспитательного процесса и в процессе внеклассной деятельности;
- Реализовать модель эколого-нравственного воспитания учебного процесса сельской школы;
Доказательство выдвинутой гипотезы потребовало решения следующих задач:
1. Изучить проблемы воспитания нравственного компонента экологической культуры учащихся;
2. Определить степень экологической воспитанности учащихся сельской школы.
3. Разработать и реализовать модель «Формирования нравственного компонента экологической культуры учащихся сельской школы».
Методологической основой исследования являются: философские положения, концепции о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений В.И. Вернадского, В.И. Данилов- Данильяна, Н.Ф. Реймерса, И.Д. Лаптева и др. Педагогические принципы построения экологического образования и воспитания А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Л.П. Печко, С.Н. Глазачева и др. Особенности формирования у учащихся любви и бережного отношения к природе Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др. являются: идеологические положения в области человек-природа, единой общности и взаимосвязи явлений (В.И. Вернадский, А.Д. Урсул, Б.М. Миркин, Н.Ф. Реймерс, В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов и др.); эстетический аспект экологического образования и воспитания (Н.К. Андриенко, Б.Т. Лихачев, А.В. Миронов, А.А. Радугин и др.); системный подход к изучению культуры (А.М. Марков, Г.М. Пономарева, Ю. Асоян, В.Д. Бондаренко и др.); принципы формирования экологического образования и воспитания (С.Н. Николаева, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.А. Горелов, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, Л.П. Печко, В.И. Медведев и др.); дидактические основы методов обучения и воспитания (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез содержания экологических,
педагогических, психологических, философских, социологических, научно-литературных источников, полученных научных фактов по проблеме формирования нравственного компонента экологической культуры учащихся;
- анализ и обобщение педагогического опыта работы школы, учебных программ с целью изучения состояния проблемы;
- метод I сбора эмпирической I информации - тестирование, наблюдение, педагогическое моделирование, эксперимент;
- методы статистической обработки, И качественный и количественны анализ, I графические и табличные I интерпретации полученных данных.
Экспериментальная база.
Педагогический эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шеланговская средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан. В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 8 класса в количестве 14 человек.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом, дидактическом и В методическом обеспечении экологического воспитания I школьников среднего I звена. Разработана педагогическая модель Н формирования нравственного Н компонента экологической культуры учащихся, выявлены ее структура и содержание. Практическая значимость: Разработана модель организации эколого-нравственного воспитания; апробирована методика проведения педагогического эксперимента по формированию нравственного компонента экологической культуры личности в общеобразовательной школе. Разработана программа в которой предложены конкретные мероприятия для ценностно-нравственного восприятия природного мира.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались и докладывались на научно-практических конференциях «Чтение памяти Анатолия Андреевича Попова» (Казань, 2016); «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета» (Казань,2016), «Чтение памяти Анатолия Андреевича Попова» (Казань, 2017), «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета» (Казань,2017), «IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием» (Казань,2017).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель «Развитие нравственного компонента в процессе формирования экологической культуры учащихся современной сельской школы».
2. Диагностика на установление индивидуально-личностных изменений и анализ эффективности экспериментальной работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения; списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В воспитании личности особую роль играет культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. В настоящее время считается признанным, что важным компонентом общей культуры является экологическая культура.
В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, умений и навыков качественного поведения в природе; неотделимость их усвоения от формирования духовного облика человека, его мировоззренческих, нравственных установок и ценностных ориентаций.
Экологическое образование также включает в себя познавательную и воспитывающую составляющие, так как речь идет о воспитании экологически нравственной личности, ее активной гражданской позиции. Эффективное экологическое образование сегодня стало жизненной необходимостью, что потребовало воспитания соответствующих экологических знаний.
Теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников, раскрыты проблемы экологического воспитания, которые достаточно освещены в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), отведена особая роль внеклассной работы в воспитании экологической культуры, а также выделено содержание экологического воспитания учащихся.
На современном этапе экологическое образование развивает идею о возможности формирования экологической культуры как следствия познавательно-воспитательного процесса, творческой деятельности учащихся, направленной на гармонизацию интересов человека и возможностей природы, активизацию экологических позиций, формирование гармоничных отношений с природой через формирование эколого-нравственных знаний.
Нравственная сформированность выступает как компонент экологической культуры учащихся, которая способна оперировать имеющимися экологическими знаниями для определения действия, способного привести к сохранению среды своего обитания.
Согласно ФГОС в начальной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, так и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания - в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС экологическая культура - одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как:
- умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания;
- умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;
- ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);
- способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир».
В ходе дальнейшего исследования были выделены необходимые педагогические условия для воспитания нравственного компонента экологической культуры учащихся сельской школы. Разработана модель «Формирования нравственной компетенции экологической культуры учащихся сельской школы».
Единое образовательное пространство насыщенное экологической и нравственной информацией, что позволяет нравственно оценивать природный мир, бережно к нему относиться и переводить полученный положительный опыт в практическую область, основанную на творческой, разумно преобразующей деятельности. Сформированное образовательное пространство позволяет говорить об экологической, нравственной образованности и воспитанности, а, следовательно, и о воспитании экологических знаний учащихся.
По результатам проведения эколого-педагогического эксперимента выявили невысокий уровень экологической воспитанности учащихся. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала авторская разработка эколого-образовательной модели.
Результат реализации, которой показал положительную динамику воспитания экологической компетентности учащихся, а следовательно и процесс становления экологической культуры личности.
Результаты проведенного педагогического исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. В результате исследования была изучена педагогическая, психологическая и научно-методическая литературы с целью изучения проблемы воспитания нравственного компонента экологической культуры.
2. По итогам педагогического эксперимента нами была определена степень экологической воспитанности учащихся сельской школы. Экологические знания были 31,25% стали 87,5%, уровень нравственности был 37,35% стал 92,8%, знания поведения на природе были 37,35 стали 92,8%. Результаты указывают на положительную динамику процесса воспитания нравственного компонента экологической культуры учащихся.
3. Разработана и реализована модель «Формирования нравственного компонента экологической культуры учащихся сельской школы».



1) Абашидзе З.Э. Формирование экологической культуры учащихся в школе.[Текст]/ З.Э. Абашидзе Автореф. канд. пед. наук. // Тбилиси, 1991. С.22.
2) Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов ПедВУЗа. [Текст]/ дисс. на соискание ученой степени канд. Пед. наук. Казань, 2004. - С. 43-50.
3) Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Текст]/ П.К. Анохин Наука, - 1980. - С.34.
4) Аристотель. Сочинения в 4-х томах, [Текст]/ Аристотель - 1984, - С. 147.
5) Божьеволина И.М.[Текст]/Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: Автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. - С.25.
6) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие для вузов. Серия « Учебное пособие» [Текст]/ Н.В. Бордовская - Питер-2000. - С. 304. - ISBN 5-8046-0174-1
7) Бортник А. Ф., Федоров И. И. Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии [Текст]/ А.Ф. Бортник - Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. - С. 47-48.
8) Брокгауз Ф.А., Ефронь И.А. [Текст]/ Энциклопедический
словарь.Т.81./П.:Тип. Акп. Общ. Брокгауз-Ефронь, 1904. - С.286.
9) Будыко М.И. Эволюция биосферы [Текст]/ М.И. Будыко - Л.:
Гидрометеоиздат,1984. - С.488.
10) Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного
экологического образования [Текст]/А.А. Вербицкий /Педагогика - 1997 - №6.
- С.31-36.
11) Вернадский В.И. Дневники: 1926-1934 [Текст]/ В.И. Вернадский/ М.: Наука, 2001. - С. 456. ISBN 5-02-004409-1.
12) Государственный стандарт начального общего образования по
окружающему миру // Вестник образования России, № 6, -2004, -С. 51.
13) Гайсин И.Т.[Текст]/Приемственность системы непрерывного
экологического образования: Автореф. док. пед. наук. Казань, - 2000. - С.24.
14) Гирусов Э.В. Экология, культура, образование [Текст]/ Э.В.Гирусов материалы к конференции, Ленина, - 1989. - С.11-18.
15) Гончаренко С. У.Украшський педагоычний словник [Текст]/ С. У. Гончаренко. - К.: «Либщь» - 1997. - С.374.
16) Данилов-Данильян В.И., Рейф И.Е. Биосфера и цивилизация [Текст]/
B. И. Данилов-Данильян М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2016. -
C. 282. ISBN 978-5-94802-066-2
17) Дерябо С.Д.,Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика [Текст]/ С.Д. Дерябо /Ростов на Дону: Феникс, 1996. - С.476.
18) Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект.
[Текст]/О.М. Дорошко Гродно, 2001.- С.234.
19) Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. [Текст]/Д.С. Ермаков Экологическое образование, №4, 2004. - С.69-70.
20) Забелин, С. И. Время искать, и время терять. [Текст]/ С.И. Забелин М.: Социально-экологический союз. 1998. - С. 34.
21) Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы
[Текст]/А.Н.Захлебный Педагогика - 1981. - С.184.
22) Зверев И.Д.,Трайтак Д.И. Методика преподавания биологии: исторический очерк [Текст]/И.Д. Зверев, Биология в школе. - 1987. № 5. - С.22-26.
23) Чередов И.М.Формы учебной работы с средней школе
[Текст]/И.М.Чередов //Москва - 1988. - С.44.
24) Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников [Текст]/ Л. В. Каропа. - Минск: НИО, 1998. - С.154.
25) Кертман Л. Е. Методологии изучения культуры и критике её идеалистических концепций [Текст]/Л.Е.Кертман Новая и новейшая история. 1973. № 3. - С.21.
26) Кобылянский В.А. Формирование культуры и проблемы образования [Текст]/ М. Педагогика 2001.№1. - С. 32 - 41.
27) Кропоткин П.А. Этика [Текст]/ П.А.Кропоткин М.: Политиздат, 1991.- С.495.
28) Кузмшський А. 1.Педагог1ка[Текст]/ А. I. Кузьмшський,
А. В. Омеляненко. // «Знання», 2007. - С.418.
29) Лескова С. В. Формирование экологической культуры.[Текст]/ Начальная школа.- 2003 - №7.- С.7.
30) Лихачев Б.Т. Дневники: 1926-1934 [Текст]/Т.Б.Лихачев Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — Юрайт-М,, 2001. - С. 456. ISBN 5-02-004409-1
31) Медведев В.И.,Алдашева А.А. Экологическое сознание.
[Текст]/В.И.Медведев/ Логос, 2001. - С.384.
32) Моисеева Л.В. [Текст]/Экологическая педагогика/Л.В.Моисеева; УрГПУ. Екатеринбург, 2006. - С. 59.
33) Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников [Текст]/Л.В. Моисеева Педагогическое образование в России, 2011. - № 2 -С.203-210.
34) Ожегов С.И. [Текст]/ Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ 14-е изд., Стереотип. - М.: Рус. яз., 1998. - С.816.
35) Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология.
[Текст]/В.А.Ситаров/М.: Академия, 2000. - С.140.
36) Суравегина И.Т. Экология для учителя [Текст]/ М.: Издательский дом NOTA-BENE, 1999. - С.132 .
37) Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. [Текст]/ Т.И. Тарасова Борисоглебск: БГПИ, 2002. - С.146.
38) Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд. и доп. [Текст]/И.Ф.ХарламовМ.: Гардарики, 2003.- С.519.
39) Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]/А.В.Хуторский Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
40) Штофф В.А. Моделирование и философия. [Текст]/Москва. Ленинград, Наука,1966.- С.295.
41) Экологический словарь [Текст]/ Конкорд ЛТД. - Экопром, 1993. - С.85.
Экологическое воспитание школьников во внеурочное время. Методическое пособие. [Текст]/Изд-во КГПУ,2003. - С.13.
42) Яницкий, О. Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. [Текст]/ О.Н. Яницкий // М.: Институт социологии РАН - 1996. - С. 109 .
43) Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст]/ М.Г.Яновская Классный руководитель. 2003. - № 4 - С.24¬29.
44) Dickens, P. Society and Nature. Towards a Green Social Theory. N. Y, L.: Harvester-Wheatsheaf. 1992. - С. 140.
45) Douglas, M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. London: Routledge. 1992.- С. 49.
46) Douglas, M., and Wildavsky, A. Risk and Culture. An Essay on the Selection of Technical and Environmental Dangers. Berkley and Los Angeles: Univ. of California Press. 1982. - С. 36.
47) Milbrath, L. Environmentalists. Vanguard for a New Society. Albany: State University of New York Press. 1984. - С. 103.
48) Murphy, R. Sociology and Nature. Social Action and Context. Boulder: Westview Press. 1997.- С. 87.
49) Partridge, E. (ed.) . Responsibilities to Future Generations. Environmental Ethics. Buffalo: Prometheus Books. 1981- С. 22.
50) Temkina, A. Russia in Transition: The Case of New Collective Actors and New Collective Actions. Helsinki: Kikimora Publications. 1997.- С.56.
51) Touraine, A., Dubet, F., Hegedus, Z., and Wieviorka, M. Anti-nuclear Protest. The Opposition to Nuclear Energy in France. Cambridge:
CambridgeUniversityPress. 1983.- С. 143.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ