Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом

Работа №53237

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и социометрический статус в подростковом возрасте: понятия, содержание и структура
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Содержание и структура ценностных ориентаций в подростковом возрасте 15
1.3. Теоретический анализ понятия «социальный статус» личности 23
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей ценностных ориентации подростков с различным социометрическим статусом
1.1. Организация исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 26
1.2. Методы исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 26
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций подростков, с различным социометрическим статусом
3.1. Анализ показателей особенностей ценностных ориентаций подростков с
различным социометрическим статусом 32
3.2. Результаты исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения

Актуальность темы исследования. Подростковый период это - самый переломный, сложный момент в жизни каждого человека. Этот период - переход от ребенка к взрослому во всех сферах жизнедеятельности.
Актуальность проблемы исследования ценностных ориентаций подростков на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития.
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере подростков, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Взаимосвязь социального статуса с ценностными ориентациями - одна из наиболее интересных тем в современной психологии. Исследования по данной проблеме проводились отечественными (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), так и зарубежными психологами (Б. Вайнер К. Двек, Д. Аткинсон, Д. Маккелланд)
Степень научной разработанности проблемы исследования. Ценностные ориентации, как одна из составляющих структуры личности, изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с детьми подросткового возраста.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков как психологические явления.
Предмет исследования: особенности социометрического статуса и ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста
Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций учащихся с различным социометрическим статусом.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в ценностных ориентациях между группами учащихся с разным социометрическим статусом.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия социальный статус и ценностные ориентации как психологические аспекты.
2. Организовать и провести исследование социального статуса и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
3. Сопоставить результаты и определить согласованность внутри каждый группы
4. Найти различия между социальными группами подростков по
ценностным ориентациям.
Методы и методики исследования: Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация.
2.Эмпирические: беседа, тестирование, констатирующий эксперимент.
3.Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Были использованы следующие методики:
1. Тест «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
2. Социометрический метод. Дж Морено (в модификации Я.Л. Коломинского).
Математические методы обработки данных:
1) Методы статистического анализа: среднее арифметическое, шкала рангов.
2) Метод коэффициент конкордации или согласия Кендалла.
3) Метод критерий Краскела-Уоллиса.
Выборка: в исследовании приняли участие 50 подростков в возрасте 14-15 лет, Тюлячинской средней общеобразовательной школы Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жизненные цели и ценности являются составными частями жизненной программы. Этим понятием обозначаются совокупность всех элементов внутреннего мира личности, связанных с моделированием жизненной позиции личности в системе общественных отношений на отдаленную перспективу.
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации - это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Целью нашего исследования было выявить особенности ценностных ориентаций учащихся с различным социометрическим статусом.
Объектом исследования выступало ценностные ориентации подростков как психологические явления.
Предметом исследования стало особенности социометрического статуса и ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам гипотезу о том, что существуют значимые различия в ценностных ориентациях между группами учащихся с разным социометрическим статусом.
В результате были получены следующие выводы:
1. Выявлены существующие различия в особенностях ценностных ориентациях подростков, с различным социометрическим статусом.
2. Индивидуальные ценности подростков с разным статусом различаются по содержанию и направленности.
3. Для высокостатусных учащихся характерны ориентация на
«целеустремленность» и личностная направленность «на позицию». Это связано, прежде всего, со спецификой самой статусной категории: для лидеров особенно важной является возможность удерживать свое высокое положение в группе.
3. Для среднестатусных учащихся наиболее характерна направленность «на себя» и «на самоутверждение», на «образованность».
4. Содержание ценностных предпочтений аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных учащихся. Для низкостатусных подростков наиболее важными являются ценности поддержания хороших взаимоотношений с окружающими и сохранения своего Я.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.:
Академический Проект, 2001. 704 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: ЛГУ, 1968.339 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.: Питер Ком, 1999. 528 с.
4. Буякас, Т.М., Зевина, О. Г. Опыт утверждения человеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании / Т.М. Буякас, О.Г. Зевина // Вопросы психологии. 1997 -№ 5.44-56с.
5. Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П., Шаповалов, В.А. Социология молодежи / Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону.: 2001.576 с.
6. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 2000.108с.
7. Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология М.:Просвещение, 1984
8. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод.пособие. - М.:Фолиум, 2004. 64 с.
9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1999.
10.Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.- М.:Изд. «Флинта» МПСИ, 2002.647с.
11. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.1984.239с.
12.Обухова Л.Ф.Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - : Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
13.Обозов Н.Н. Межличностные отношения: учеб.пособие. 1990.
14. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. М., 2000
15. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /- М.: Академия, 2006.320 с.
16. Каширина Л. В. Статусно-ролевые аспекты социально-психологических состояний социальных групп // Социология власти. 2004134с.
17. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций
старшеклассников и управление социализацией личности /Е.В. Киприянова // Обществознание в школе.1999. 50-52с.
18. Кирьякова А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография. Оренбург, 1996.188 с.
19.. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. 120 с.
20. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996.36с.
21. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - В 3 кн. - Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М: Просвещение: Валдос, 1995.507 с.
22. Немов Р.С. Практическая психология: М.: Проспект, 1999
23. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербанова. М., 1987.
24. Мадорский Л.Р. Глазами подростков: Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1991.176с.
25. Психология. Учебник. - М.: “Проспект”, 2000.294 с.
26. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 2001. 210 с.
27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: СПб., 2000.624с.
28. Рыбалко, Б.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: уч. Пособие. Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.256 с.
29. Рогов Е.И. Общая психология - М.: Владос, 1998.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Наука, 2010. 596 с.
31. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. - Киев: Наукова думка, 1987. 156 с. 
33. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
34. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. - 2003.123.
35. Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. - М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002. 502с.
36.
36. Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. / А.Ю. Стойлик // [Электронный ресурс].URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143(дата обращения 21.12.2016).
37. Сулейманова С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.. [Электронный ресурс] URL: http://www.pnzgu.ru- (дата обращения 15.02.2017)
38. Тамарин В. Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний // Советская педагогика, 1976.12с.
39. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2002. 114с.
40. Ценностные ориентации подростков. Психологический словарь на
azps.ru//http: //azps.ru/handbook/c/cenn541 .html. ( дата обращения-
08.02.2017)
41. Шиянов Е. Н. Формирование у студентов пед. вузов мотивационно - ценностного отношения к педагогической деятельности. Дис. ... канд. пед. наук, М., 1982.168с.
42. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010.92с.
43. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. -М, 2000.203с.
44. http://www.evening-kazan.ru/articles/kazanskie-pervoklashki-iz-bednyh-semey-uchatsya-huzhe-detey-bogachey.html ( дата обращения: 14.12.2016)
45. .http://www.medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.1940.1945
-статья. Автор Нехорошков А.В. (дата обращения 15.03.2017)
46. http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n2/35334 full.shtml(дата обращения 21.03.2017.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ