Особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом
|
Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации и социометрический статус в подростковом возрасте: понятия, содержание и структура
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Содержание и структура ценностных ориентаций в подростковом возрасте 15
1.3. Теоретический анализ понятия «социальный статус» личности 23
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей ценностных ориентации подростков с различным социометрическим статусом
1.1. Организация исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 26
1.2. Методы исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 26
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций подростков, с различным социометрическим статусом
3.1. Анализ показателей особенностей ценностных ориентаций подростков с
различным социометрическим статусом 32
3.2. Результаты исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Глава 1. Ценностные ориентации и социометрический статус в подростковом возрасте: понятия, содержание и структура
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Содержание и структура ценностных ориентаций в подростковом возрасте 15
1.3. Теоретический анализ понятия «социальный статус» личности 23
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей ценностных ориентации подростков с различным социометрическим статусом
1.1. Организация исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 26
1.2. Методы исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 26
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций подростков, с различным социометрическим статусом
3.1. Анализ показателей особенностей ценностных ориентаций подростков с
различным социометрическим статусом 32
3.2. Результаты исследования особенностей ценностных ориентаций
подростков с различным социометрическим статусом 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Актуальность темы исследования. Подростковый период это - самый переломный, сложный момент в жизни каждого человека. Этот период - переход от ребенка к взрослому во всех сферах жизнедеятельности.
Актуальность проблемы исследования ценностных ориентаций подростков на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития.
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере подростков, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Взаимосвязь социального статуса с ценностными ориентациями - одна из наиболее интересных тем в современной психологии. Исследования по данной проблеме проводились отечественными (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), так и зарубежными психологами (Б. Вайнер К. Двек, Д. Аткинсон, Д. Маккелланд)
Степень научной разработанности проблемы исследования. Ценностные ориентации, как одна из составляющих структуры личности, изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с детьми подросткового возраста.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков как психологические явления.
Предмет исследования: особенности социометрического статуса и ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста
Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций учащихся с различным социометрическим статусом.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в ценностных ориентациях между группами учащихся с разным социометрическим статусом.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия социальный статус и ценностные ориентации как психологические аспекты.
2. Организовать и провести исследование социального статуса и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
3. Сопоставить результаты и определить согласованность внутри каждый группы
4. Найти различия между социальными группами подростков по
ценностным ориентациям.
Методы и методики исследования: Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация.
2.Эмпирические: беседа, тестирование, констатирующий эксперимент.
3.Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Были использованы следующие методики:
1. Тест «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
2. Социометрический метод. Дж Морено (в модификации Я.Л. Коломинского).
Математические методы обработки данных:
1) Методы статистического анализа: среднее арифметическое, шкала рангов.
2) Метод коэффициент конкордации или согласия Кендалла.
3) Метод критерий Краскела-Уоллиса.
Выборка: в исследовании приняли участие 50 подростков в возрасте 14-15 лет, Тюлячинской средней общеобразовательной школы Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Актуальность проблемы исследования ценностных ориентаций подростков на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития.
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере подростков, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Взаимосвязь социального статуса с ценностными ориентациями - одна из наиболее интересных тем в современной психологии. Исследования по данной проблеме проводились отечественными (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), так и зарубежными психологами (Б. Вайнер К. Двек, Д. Аткинсон, Д. Маккелланд)
Степень научной разработанности проблемы исследования. Ценностные ориентации, как одна из составляющих структуры личности, изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены особенности ценностных ориентаций подростков с различным социометрическим статусом. Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с детьми подросткового возраста.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков как психологические явления.
Предмет исследования: особенности социометрического статуса и ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста
Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций учащихся с различным социометрическим статусом.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в ценностных ориентациях между группами учащихся с разным социометрическим статусом.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия социальный статус и ценностные ориентации как психологические аспекты.
2. Организовать и провести исследование социального статуса и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
3. Сопоставить результаты и определить согласованность внутри каждый группы
4. Найти различия между социальными группами подростков по
ценностным ориентациям.
Методы и методики исследования: Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация.
2.Эмпирические: беседа, тестирование, констатирующий эксперимент.
3.Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Были использованы следующие методики:
1. Тест «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
2. Социометрический метод. Дж Морено (в модификации Я.Л. Коломинского).
Математические методы обработки данных:
1) Методы статистического анализа: среднее арифметическое, шкала рангов.
2) Метод коэффициент конкордации или согласия Кендалла.
3) Метод критерий Краскела-Уоллиса.
Выборка: в исследовании приняли участие 50 подростков в возрасте 14-15 лет, Тюлячинской средней общеобразовательной школы Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Жизненные цели и ценности являются составными частями жизненной программы. Этим понятием обозначаются совокупность всех элементов внутреннего мира личности, связанных с моделированием жизненной позиции личности в системе общественных отношений на отдаленную перспективу.
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации - это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Целью нашего исследования было выявить особенности ценностных ориентаций учащихся с различным социометрическим статусом.
Объектом исследования выступало ценностные ориентации подростков как психологические явления.
Предметом исследования стало особенности социометрического статуса и ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам гипотезу о том, что существуют значимые различия в ценностных ориентациях между группами учащихся с разным социометрическим статусом.
В результате были получены следующие выводы:
1. Выявлены существующие различия в особенностях ценностных ориентациях подростков, с различным социометрическим статусом.
2. Индивидуальные ценности подростков с разным статусом различаются по содержанию и направленности.
3. Для высокостатусных учащихся характерны ориентация на
«целеустремленность» и личностная направленность «на позицию». Это связано, прежде всего, со спецификой самой статусной категории: для лидеров особенно важной является возможность удерживать свое высокое положение в группе.
3. Для среднестатусных учащихся наиболее характерна направленность «на себя» и «на самоутверждение», на «образованность».
4. Содержание ценностных предпочтений аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных учащихся. Для низкостатусных подростков наиболее важными являются ценности поддержания хороших взаимоотношений с окружающими и сохранения своего Я.
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации - это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Целью нашего исследования было выявить особенности ценностных ориентаций учащихся с различным социометрическим статусом.
Объектом исследования выступало ценностные ориентации подростков как психологические явления.
Предметом исследования стало особенности социометрического статуса и ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам гипотезу о том, что существуют значимые различия в ценностных ориентациях между группами учащихся с разным социометрическим статусом.
В результате были получены следующие выводы:
1. Выявлены существующие различия в особенностях ценностных ориентациях подростков, с различным социометрическим статусом.
2. Индивидуальные ценности подростков с разным статусом различаются по содержанию и направленности.
3. Для высокостатусных учащихся характерны ориентация на
«целеустремленность» и личностная направленность «на позицию». Это связано, прежде всего, со спецификой самой статусной категории: для лидеров особенно важной является возможность удерживать свое высокое положение в группе.
3. Для среднестатусных учащихся наиболее характерна направленность «на себя» и «на самоутверждение», на «образованность».
4. Содержание ценностных предпочтений аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных учащихся. Для низкостатусных подростков наиболее важными являются ценности поддержания хороших взаимоотношений с окружающими и сохранения своего Я.
Подобные работы
- Адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет (Педагогика, психология)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - Показатели социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ПОДРОСТКА НА ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - Психологическое время студентов с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки старших подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация "Трудных" учащихся в условиях психокоррекционной общности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ “ТРУДНЫХ” УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ОБЩНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОАППАРАТУРЫ В ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОДРАМЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018



