Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ 5
1.1 Понятие координационных способностей 5
1.2 Виды координационных способностей и особенности их развития 8
Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (АУТИЗМ) 21
2.1 Особенности физического развития детей с нарушением центральной нервной системы (аутизм) 21
2.2 Технологические карты физкультурных занятий по развитию координационных способностей у дошкольников с нарушениями центральной нервной системы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Актуальность темы. Причем у 70% из них истоки заболевания нервной системы идут из перинатального периода. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему (Л.А. Данилова и др.) [4, с. 35].
У детей с органическим поражением ЦНС, кроме задержки развития и формирования таких психических функций, как речь, память, внимание, восприятие, наблюдается и задержка в развитии физических качеств. Это выражается в нарушении мышечного тонуса, общей моторики, неразвитости функций равновесия, координации и т.д. Поэтому необходимо уделять особое внимание своевременному развитию быстроты, силы, ловкости, координации. Составной частью коррекционно-развивающей работы является диагностика развития физических качеств, по результатам которой планируется индивидуальная реабилитационная и абилитационная работа в содружестве медиков, педагогов, психологов, дефектологов (В.П. Назаров и др.) [14, с. 55].
На данный момент признано, что помощь средствами образования ребёнку с нарушениями центральной нервной системы требуется не меньше, а во многих случаях даже больше медицинской. Развитие такого ребёнка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребёнка, направляющих и организующих его отношения с миром.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом и отсутствием должного внимания к данной проблеме со стороны воспитателей, инструктора по физическому воспитанию специальных дошкольных учреждений. Проблема исследования заключается: как развить координационные способности у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом.
Объект исследования – координационные способности детей старшего дошкольного возраста с аутизмом.
Предмет исследования – методы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями центральной нервной системы (аутизм) на физкультурных занятиях в ДОО.
Целью работы является изучение видов, средств и методов развития координации у детей дошкольного возраста (2-6 лет) с нарушениями центральной нервной системы.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть методику развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить особенности физического развития детей с поражениями центральной нервной системы, в частности, заболеваний аутизмом.
4. Разработать практические рекомендации для воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию по развитию координационных способностей у дошкольников с нарушениями центральной нервной системы.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию ДОО по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В ходе решения задачи «Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме» был сформулирован вывод о том, что в настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа заболеваний аутизмом. У детей с аутизмом страдает не только центральная нервная система, но и нервно-мышечный аппарат конечностей, что не¬ редко приводит к тяжелым контрактурам, деформациям конечностей, тем самым усложняет адаптацию к условиям внешней среды, затрагивает эмоциональную сферу, интеллект. Нарушения в моторном развитии оказывают вторичное воздействие, отрицательно сказываясь на формировании высших психических функций лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата. У детей старшего дошкольного возраста с аутизмом не развиты координационные способности.
В процессе решения задачи «Рассмотреть методику развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста» было определено, что основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов.
Решение задачи «Выделить особенности физического развития детей с поражениями центральной нервной системы, в частности, заболеваний аутизмом», позволило заключить, что аутизм характеризуется нарушением работы опорно-двигательного аппарата из-за патологии нервной системы, чаще головного мозга. Другими словами, у старшего дошкольника с аутизмом нарушена координация, он не может совершать определенных движений, ему трудно прямо стоять, иногда страдают речь, слух и зрение, а также отстает умственное и психическое развитие. Все это происходит потому, что нервные клетки головного мозга, отвечающие за выполнение двигательных функций, повреждены или и вовсе не развиты. Большинство старших дошкольников с аутизмом испытывают большой дефицит в движении и вертикальном положении тела в пространстве, которые являются пусковым механизмом в формировании координации. Координационные способности – это сложный механизм, включающий в себя работу центральной и периферической нервной систем, и нарушения этих систем приводят к задержке созревания или поражения соответствующих мозговых центров.
Решение задачи «Разработать практические рекомендации для воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию по развитию координационных способностей у дошкольников с нарушениями центральной нервной системы» позволило определить, что стойкое нарушение нервно-мышечного тонуса, наблюдаемое у дошкольников с аутизмом, способствует появлению нарушения осанки и различных деформаций позвоночного столба. Зачастую дети с поражением ЦНС даже не представляют себе, что такое правильная осанка. Поэтому в комплекс лечебной гимнастики надо всегда включать корригирующие упражнения, направленные на коррекцию деформаций позвоночного столба. В качестве рекомендаций для воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию по развитию координационных способностей у дошкольников с нарушениями центральной нервной системы были предложены разработанные комплексы упражнений.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Беркутова, И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением психомоторной сферы [Текст] / И. Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 20-22.
2. Важенин, С.А. Адаптивная физическая культура в структуре системы физической культуры [Текст] / С.А. Важенин // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2. – С. 35-36.
3. Гросс, Н.А. Современные подходы к развитию двигательных навыков у детей с РДА [Текст] / Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс // Адаптивная физическая культура. – 2010. – № 4. – С. 46-48.
4. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь дошкольникам с РДА : моногр. [Текст] / Л.А. Данилова. – Москва : Детство-Пресс, 2011. – 144 c.
5. Евсеев, П.С. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие / П.С. Евсеев, Л.В. Шапкова – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 541 с
6. Епифанов, В.А. Лечебная физкультура и спортивная медицина : учеб. для вузов [Текст] / В.А. Епифанов – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2011. – 412 с.
7. Иванов, А.В. Адаптивная физическая культура как метод реабилитации дошкольников с РДА [Текст] / А.В. Иванов, Т.А. Пустозерова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 36-39.
8. Каштанова, Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников [Текст] / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. – Москва : АРКТИ, 2012. – 64 с.
9. Коткова, Л.Ю. Коррекционно-развивающая методика совершенствования двигательных качеств и координационных способностей дошкольников с РДА : автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Коткова Лариса Юрьевна; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. – Омск : ОмГУ, 2015. – 24 с.
10. Лезгафт, П.Ф. Методика физического воспитания [Текст] / П.Ф. Лезгафт. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 478 с.
11. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии : Учебное пособие [Текст] / Н.Л. Литош. – Москва : СпортАкадемПресс, 2012. – 369 с.
12. Максимова, Н.Ю. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с РДА [Текст] / Н.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – № 1 (57), 2014. – С. 20-25.
13. Морозова, К.Е. Особенности развития психомоторной сферы дошкольников с аутизмом [Текст] / К.Е. Морозова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – №4. – С. 62-66.
14. Назаров, В.П. Координация движений у детей дошкольного возраста с аутизмом [Текст] / В.П. Назаров – Москва : Физкультура и спорт. 2014. – 144 с.
15. Попов, С.Н. Физическая реабилитация [Текст] / С.Н. Попов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 461 с.
16. Соловьева, Н.Л. Начинаем тренировку, или лекарство от беды : Книга для родителей детей-инвалидов [Текст] / Н.Л. Соловьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 156 с.
17. Терентьева, Ю.В. Особенности развития психомоторной сферы у школьников с РДА [Текст] / Ю.В. Терентьева // Дефектология. – 2015. – №;. – С. 52-55.
18. Шаповалов, И.М. Роль общефизической подготовки в воспитании двигательных качеств у лиц с РДА [Текст] / И.М. Шаповалов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – №4. – С. 58-61.
19. Ципин, Л.Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями : учеб. пособие [Текст] / Л.Л. Ципин. – Санкт-Петербург : Копи-Р Групп, 2012. – 103 с.
20. Цыганова, И.М. Адаптивная физкультура / И.М. Цыганова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 306 с.
21. Юрчик, Р.О. Особенности физической реабилитации детей с РДА [Текст] / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 52-55.
22. Яковлева, Н.Г. Адаптивная физкультура [Текст] / Н.Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2011. – 402 с.