Театральное искусство как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников средствами театрального искусства .... 7
1.1. Понятие творческих способностей и особенности их развития в
младшем школьном возрасте 7
1.2. Возможности применения театрального искусства как средства
развития творческих способностей 16
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства 24
2.1. Выявление уровня творческого развития младших школьников на
констатирующем этапе 24
2.2. Развитие творческих способностей средствами театрального
искусства 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими
школьниками 47
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников средствами театрального искусства .... 7
1.1. Понятие творческих способностей и особенности их развития в
младшем школьном возрасте 7
1.2. Возможности применения театрального искусства как средства
развития творческих способностей 16
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства 24
2.1. Выявление уровня творческого развития младших школьников на
констатирующем этапе 24
2.2. Развитие творческих способностей средствами театрального
искусства 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими
школьниками 47
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение
Актуальность исследования. Проблема творческого развития школьников стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Исследование влияния театрального искусства на развитие творческих способностей у младших школьников и результаты этого исследования очень актуальны в наше время еще и потому, что у педагогов и специалистов, работающих с детьми, нет комплексного и дающего результаты тренинга, который бы способствовал развитию этих самых творческих способностей. Такой тренинг должен учитывать не только реальные, но и потенциальные возможности школьников, опираясь на них, способствовать личностному развитию. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема творческого развития школьников приобретает особое значение.
Являясь одной из самых актуальных, проблема творческого развития школьников привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.
Задача современного среднего образовательного учреждения - создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов СОШ) работы по творческому развитию школьников во всех возрастных группах.
Актуальность данного исследования определяется тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от школьников не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость в настоящее время уделить внимание творческому развитию школьников.
Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности школьников в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Цель работы: определить педагогические условия успешного
творческого развития младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность их реализации в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования - процесс творческого развития младших
школьников.
Предмет исследования - педагогические условия творческого развития младших школьников с помощью театрального искусства.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ педагогический и методической литературы по теме исследования.
2) Доказать роль и педагогические возможности педагога в творческом развитии младших школьников, взяв как средство театральное искусство в условиях среднего общеобразовательного учреждения.
3) Охарактеризовать критерии, показатели и уровни творческого развития младших школьников.
4) Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий в творческом развитии младших школьников, взяв как средство театральное искусство.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: творческое развитие младших школьников будет происходить более успешно при реализации условий:
1) если творческие способности применительно к младшему школьному возрасту рассматриваются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество (гибкость, оригинальность и беглость, как факторы дивергентного мышления);
2) если показателями творческих способностей считать (согласно методике Е. Туник) беглость, гибкость, оригинальность;
3) если в деятельности по творческому развитию школьников опираться на индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других;
4) если ориентировать театральное искусство на развитие творческих способностей.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов как Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О.
М. Дьяченко, В. А. Левин; Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Н. Е. Веракса, А. Н. Лук и др.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Методики: тестирование по тесту Е. Туник, методика «Нарисуй что- нибудь» Р.С. Немова и методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова.
Практическая значимость состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности младших школьников, разработка и апробация театрального искусства по развитию гибкости, оригинальности и беглости у детей младшего школьного возраста. Данная работа может быть полезной в работе педагогов-психологов общеобразовательных школ, педагогов начального звена, родителям, специалистам в организации театральных игр, психологам в ходе коррекционной работы, в семейном и индивидуальном консультировании.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 4 города Менделеевска, театральная студия «Радуга».
Являясь одной из самых актуальных, проблема творческого развития школьников привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.
Задача современного среднего образовательного учреждения - создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов СОШ) работы по творческому развитию школьников во всех возрастных группах.
Актуальность данного исследования определяется тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от школьников не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость в настоящее время уделить внимание творческому развитию школьников.
Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности школьников в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Цель работы: определить педагогические условия успешного
творческого развития младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность их реализации в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования - процесс творческого развития младших
школьников.
Предмет исследования - педагогические условия творческого развития младших школьников с помощью театрального искусства.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ педагогический и методической литературы по теме исследования.
2) Доказать роль и педагогические возможности педагога в творческом развитии младших школьников, взяв как средство театральное искусство в условиях среднего общеобразовательного учреждения.
3) Охарактеризовать критерии, показатели и уровни творческого развития младших школьников.
4) Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий в творческом развитии младших школьников, взяв как средство театральное искусство.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: творческое развитие младших школьников будет происходить более успешно при реализации условий:
1) если творческие способности применительно к младшему школьному возрасту рассматриваются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество (гибкость, оригинальность и беглость, как факторы дивергентного мышления);
2) если показателями творческих способностей считать (согласно методике Е. Туник) беглость, гибкость, оригинальность;
3) если в деятельности по творческому развитию школьников опираться на индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других;
4) если ориентировать театральное искусство на развитие творческих способностей.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов как Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О.
М. Дьяченко, В. А. Левин; Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Н. Е. Веракса, А. Н. Лук и др.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Методики: тестирование по тесту Е. Туник, методика «Нарисуй что- нибудь» Р.С. Немова и методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова.
Практическая значимость состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности младших школьников, разработка и апробация театрального искусства по развитию гибкости, оригинальности и беглости у детей младшего школьного возраста. Данная работа может быть полезной в работе педагогов-психологов общеобразовательных школ, педагогов начального звена, родителям, специалистам в организации театральных игр, психологам в ходе коррекционной работы, в семейном и индивидуальном консультировании.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 4 города Менделеевска, театральная студия «Радуга».
В работе исследовалось развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства. Для этого была проведена театрализованная игра в театральной студии «Радуга» в средней общеобразовательной школе № 4 города Менделеевск для развития творческих способностей у младших школьников.
Изучены научные труды по проблеме использования театрализованной игры в творческом развитии школьников такие авторов как Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев; Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, А.А. Мелик-Пашаев и др.
По их мнению, творческие способности - это индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Творческие способности являются свойством функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Театральное искусство дает толчок развитию творческих способностей младших школьников: многообразие переживаний, значимых для ребенка, способствует этим изменениям.
Подтверждена гипотеза исследования: творческое развитие младших школьников будет происходить более успешно, при реализации условий:
1) если творческие способности применительно к младшему школьному возрасту рассматриваются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество (гибкость, оригинальность и беглость,
как факторы дивергентного мышления);
2) если показателями творческих способностей считать (согласно методике Е. Туник) беглость, гибкость, оригинальность;
3) если в деятельности по творческому развитию школьников опираться на индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других;
4) если ориентировать театральное искусство на развитие творческих способностей.
Если развивать у детей младшего школьного возраста гибкость, оригинальность, точность и беглость, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других, ориентировать детей на различные виды деятельности и осуществлять работу по развитию творческих способностей совместно с семьей, то можно добиться их существенного развития.
Экспериментальная группа детей (младших школьников), посещающая театральную студию «Радуга», прошедших театрализованную игру «Золушка», показали в ходе эксперимента улучшенные результаты по сравнению с ранее проведенными. Также они оказались лучше, чем в контрольной группе.
Театральное искусство является хорошим средством развития творческих способностей младших школьников.
Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей (гибкости, беглости и оригинальности), а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
Изучены научные труды по проблеме использования театрализованной игры в творческом развитии школьников такие авторов как Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев; Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, А.А. Мелик-Пашаев и др.
По их мнению, творческие способности - это индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Творческие способности являются свойством функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Театральное искусство дает толчок развитию творческих способностей младших школьников: многообразие переживаний, значимых для ребенка, способствует этим изменениям.
Подтверждена гипотеза исследования: творческое развитие младших школьников будет происходить более успешно, при реализации условий:
1) если творческие способности применительно к младшему школьному возрасту рассматриваются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество (гибкость, оригинальность и беглость,
как факторы дивергентного мышления);
2) если показателями творческих способностей считать (согласно методике Е. Туник) беглость, гибкость, оригинальность;
3) если в деятельности по творческому развитию школьников опираться на индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других;
4) если ориентировать театральное искусство на развитие творческих способностей.
Если развивать у детей младшего школьного возраста гибкость, оригинальность, точность и беглость, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других, ориентировать детей на различные виды деятельности и осуществлять работу по развитию творческих способностей совместно с семьей, то можно добиться их существенного развития.
Экспериментальная группа детей (младших школьников), посещающая театральную студию «Радуга», прошедших театрализованную игру «Золушка», показали в ходе эксперимента улучшенные результаты по сравнению с ранее проведенными. Также они оказались лучше, чем в контрольной группе.
Театральное искусство является хорошим средством развития творческих способностей младших школьников.
Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей (гибкости, беглости и оригинальности), а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие учреждений дополнительного образования со школой по развитию творческих способностей детей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Театрализация как способ развития творческих способностей обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения (Свердловский областной педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



