Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театральное искусство как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Работа №53230

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у младших школьников средствами театрального искусства .... 7
1.1. Понятие творческих способностей и особенности их развития в
младшем школьном возрасте 7
1.2. Возможности применения театрального искусства как средства
развития творческих способностей 16
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства 24
2.1. Выявление уровня творческого развития младших школьников на
констатирующем этапе 24
2.2. Развитие творческих способностей средствами театрального
искусства 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими
школьниками 47
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение

Актуальность исследования. Проблема творческого развития школьников стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Исследование влияния театрального искусства на развитие творческих способностей у младших школьников и результаты этого исследования очень актуальны в наше время еще и потому, что у педагогов и специалистов, работающих с детьми, нет комплексного и дающего результаты тренинга, который бы способствовал развитию этих самых творческих способностей. Такой тренинг должен учитывать не только реальные, но и потенциальные возможности школьников, опираясь на них, способствовать личностному развитию. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема творческого развития школьников приобретает особое значение.
Являясь одной из самых актуальных, проблема творческого развития школьников привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.
Задача современного среднего образовательного учреждения - создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов СОШ) работы по творческому развитию школьников во всех возрастных группах.
Актуальность данного исследования определяется тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от школьников не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость в настоящее время уделить внимание творческому развитию школьников.
Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности школьников в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Цель работы: определить педагогические условия успешного
творческого развития младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность их реализации в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования - процесс творческого развития младших
школьников.
Предмет исследования - педагогические условия творческого развития младших школьников с помощью театрального искусства.
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ педагогический и методической литературы по теме исследования.
2) Доказать роль и педагогические возможности педагога в творческом развитии младших школьников, взяв как средство театральное искусство в условиях среднего общеобразовательного учреждения.
3) Охарактеризовать критерии, показатели и уровни творческого развития младших школьников.
4) Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий в творческом развитии младших школьников, взяв как средство театральное искусство.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: творческое развитие младших школьников будет происходить более успешно при реализации условий:
1) если творческие способности применительно к младшему школьному возрасту рассматриваются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество (гибкость, оригинальность и беглость, как факторы дивергентного мышления);
2) если показателями творческих способностей считать (согласно методике Е. Туник) беглость, гибкость, оригинальность;
3) если в деятельности по творческому развитию школьников опираться на индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других;
4) если ориентировать театральное искусство на развитие творческих способностей.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов как Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О.
М. Дьяченко, В. А. Левин; Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Н. Е. Веракса, А. Н. Лук и др.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Методики: тестирование по тесту Е. Туник, методика «Нарисуй что- нибудь» Р.С. Немова и методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова.
Практическая значимость состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности младших школьников, разработка и апробация театрального искусства по развитию гибкости, оригинальности и беглости у детей младшего школьного возраста. Данная работа может быть полезной в работе педагогов-психологов общеобразовательных школ, педагогов начального звена, родителям, специалистам в организации театральных игр, психологам в ходе коррекционной работы, в семейном и индивидуальном консультировании.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 4 города Менделеевска, театральная студия «Радуга».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе исследовалось развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства. Для этого была проведена театрализованная игра в театральной студии «Радуга» в средней общеобразовательной школе № 4 города Менделеевск для развития творческих способностей у младших школьников.
Изучены научные труды по проблеме использования театрализованной игры в творческом развитии школьников такие авторов как Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев; Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, А.А. Мелик-Пашаев и др.
По их мнению, творческие способности - это индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Творческие способности являются свойством функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Театральное искусство дает толчок развитию творческих способностей младших школьников: многообразие переживаний, значимых для ребенка, способствует этим изменениям.
Подтверждена гипотеза исследования: творческое развитие младших школьников будет происходить более успешно, при реализации условий:
1) если творческие способности применительно к младшему школьному возрасту рассматриваются как совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество (гибкость, оригинальность и беглость,
как факторы дивергентного мышления);
2) если показателями творческих способностей считать (согласно методике Е. Туник) беглость, гибкость, оригинальность;
3) если в деятельности по творческому развитию школьников опираться на индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других;
4) если ориентировать театральное искусство на развитие творческих способностей.
Если развивать у детей младшего школьного возраста гибкость, оригинальность, точность и беглость, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, помня о том, что одни способности влияют на развитие других, ориентировать детей на различные виды деятельности и осуществлять работу по развитию творческих способностей совместно с семьей, то можно добиться их существенного развития.
Экспериментальная группа детей (младших школьников), посещающая театральную студию «Радуга», прошедших театрализованную игру «Золушка», показали в ходе эксперимента улучшенные результаты по сравнению с ранее проведенными. Также они оказались лучше, чем в контрольной группе.
Театральное искусство является хорошим средством развития творческих способностей младших школьников.
Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей (гибкости, беглости и оригинальности), а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.



1. Акулова О.А. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.- С. 45-49.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в школе: игры, упражнения, сценарии. - М. : Сфера, 2006. - 120 с.
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности. Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 37-42.
4. Артемьева Л.В. Театрализованные игры младших школьников: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2001.- 129 с.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240с.
6. Березина В.Г. Детство творческой личности. СПб: издательство Буковского, 2004. - 60 с.
7. Богат В. Развивать творческое мышление. Вопросы психологии. -
2004. - №1. - С. 17-19.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Академия, 2006. - 392 с.
9. Бодрова Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании. Вопросы психологии. - 2009.- С. 34-45.
10. Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника. Журнал «Завуч начальной школы» . - №2, 2007. - С. 9-13.
11. Брофман В. В. Построение графических моделей как средство развития способности к наглядному моделированию. Вопросы психологии . - 2010. - № 5. - С. 51-58.
12. Брофман В. В. Формирование действий по использованию представлений о плоскостных геометрических формах в конструктивной деятельности детей школьного возраста: Исследование проблем школьного воспитания в трудах молодых ученых. - 2012. - № 8. - С.33-36.
13. Брофман В. В. Психологические особенности формирования модельных представлений в конструктивной деятельности школьников. - 2012. -№ 9. - С.68-78.
14. Брунер Дж. Игра, мышление и речь.Перспективы. Вопросы образования . - 2007. - № 1. - С. 30-31.
15. Бурменская Г. Л. Одаренные дети . - М.: Прогресс, 2009, - 220 с.
16. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология.: Педагогика, 2006.
- 228 с.
17. Венгер А.Л. Путь к развитию творчества - 2012 - №11. - С, 32-38 с.
18. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии / Н. Е. Веракса. - 2007. - №4. - С. 5-9.
19. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте - СПб.: Союз, 2007. - 92 с.
20. Выготский Л. С. Раннее детство. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.:
Педагогика, 2004.- 650 с.
21. Воронов В. И. К психологии детского рисунка. Вестник воспитания
- 2010. - № 5. - С.95-112.
22. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования - Екатеринбург, 2002. - 118 с.
23. Годфруа Ж. Психология. Изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 2007. - 442 с.
24. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает - М.: Знание,
2004. - 157с.
25. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения школьника. Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С.52-60.
26. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. Вопросы психологии. - 2012 - №12. - С. 73-75.
27. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ . - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2006. - 264 с.
28.Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии/. - 2008. - №2. - С. 54-58.
29. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2008.
- 380 с.
30. Крылов Е. Школа творческой личности. Вопросы психологии. -
2008. - № 7. - С. 11-20.
31. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - школьник: новый подход к диагностике творческих способностей. Вопросы психологии. -2005 - № 9 - С. 52-59.
32. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Сб. научн. тр. / Под ред. В. В. Давыдова, И. В.Дубровиной. - М.: ВЛАДОС, -
2007. - 412 с.
33. Левин В. А. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 2005. - 56 с.
34. Лук А. Н. Психология творчества - М.: Наука, 2008. - 125 с.
35. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. - М.: Знание, 2004. - 88 с.
36. Нестеренко А. А. Страна сказок - Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 2005. - 32 с.
37. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г., Вдовина В. В. «Поваренная» книга учителя. Норильск, 2004. - 50 с.
38. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М. 3нание, 2004. - 255 с.
39. Николаева Е. И. Психология детского творчества . - СПб.: Питер, 2010. - 424 с.
40. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога- М.: «Просвещение», 2006. - 352 с.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 442 с.
42. Палашна Т. Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. Вопросы психологии. - 2009. - №6. - 72 с.
43. Полуянов Д. Воображение и способности . - М.: 3нание, 2005. - 50 с.
44. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у школьников. Вопросы психологии.- 2009 - №1. - С.16 - 20.
45. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика . - М.: АСТ,
2006. - 218 с.
46. Пиаже Ж. Развитие мышления. Избр. психол. труды . - М.: Дрофа,
2007. - 410 с.
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - М.: Академия, 2006. - 720 с.
48. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов . - М.: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
49. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет . - М.: Школа - Пресс, 2007. - 380с.
50. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 322 с.
51. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека .М.: Изд. корпорация «Логос», 2006. - 280 с.
52.Эльконин Д. Б. Психология игры - М.: Владос, 2005. - 360 с. 53.Эльконин Д. Б. Метод изучения предметного действия как творческого акта . - М. МГУ, 2008. - 132 с.
54.Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. - М.: Академия, 2006. - 220 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ