Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИДЫ ГЕРОЕВ-ПРЕСТУПНИКОВ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №53226

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЮРИДИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 11
1.1. Понятие преступления: юридический аспект. 11
1.2. Религиозно-теологическая трактовка понятия преступления 13
1.3. Психология преступления. Преступные типы 17
1.4. Понятие преступления в литературе, образы героев-преступников в
литературе конца XIX - начала ХХ веков 19
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. ПРЕСТУПНЫЕ ТИНЫ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА (НА ПРИМЕРЕ
МАЛЫХ И СРЕДНИХ ЖАНРОВ) 29
2.1. Экзогенный вид преступных образов в прозе И.А. Бунина 29
2.2. Эндогенный преступный тип в рассказах И.А. Бунина 34
2.3. Экзогенно-эндогенный преступный образ как особый тип бунинского героя 36
2.4. Факультативные занятия по литературе как фактор духовно- нравственного воспитания. Изучение прозы И.А. Бунина на факультативных занятиях в школе 45
Выводы по главе II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

На разных этапах развития мирового общества и исторических реалий понятие преступления неизменно составляет концептологическую базу человеческого, языкового и культурологического сознания, а также является непременным элементом культурных кодов в национальной парадигме.
Рецепция данного понятия на сегодняшний день разноуровнева и многоаспектна. По мере удаления от теоцентрической жизненной практики, присущей средневековой культуре, и приближения к современному антропоцентристскому обществу ассоциативный диапазон понятия «преступление» расширился от универсалии «грех» до тезиса «психология преступления».
Литература как продукт культурогенеза наиболее полно и всеохватывающе исследует тему зла и преступления, а также раскрывает проблему интерпретации ее отдельной личностью.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами:
1. Наравне с понятиями «любовь», «добро», «милосердие» и др. концепты «зло» и «преступление» также являются универсальными и базовыми для социальной и духовной сферы человеческой жизни, а потому актуальными и злободневными для любой исторической формации.
2. В связи с последними событиями, происходящими в мировой милитарно-политической зоне (конфликты в Украине и Сирии), вновь поднимается вопрос о соответствии линии поведения современного мирового сообщества и отдельных организаций юридическим и нравственным законам.
3. Борьба с преступностью остается важной составляющей внутренней и внешней политики большинства стран.
4. Устойчивым к проблеме внутренней стороны преступления и к личности преступника остается внимание психологии, криминалистики, литературы и других социологических, искусствоведческих и юридических дисциплин.
В результате исследования предшествующего опыта изучения преступного типа (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Д.А. Дриль, С.В. Познышев, П.П. Баранов, В.И. Курбатов, В.Н. Волков, С.И. Янаев и другие), а также литературной интерпретации юридической психологии, анализа образа героя- преступника (Э. Ферри, Ф.М. Достоевский, Э. Золя, И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, В. Гюго и другие) отметим, что обозначенный вопрос, несмотря на повышенный к нему научный и искусствоведческий интерес, сегодня остается открытым и представляет большое пространство для социологических, психологических, криминалистических и литературоведческих исследований.
5. На сегодняшний день прослеживается проблема стереотипизации общественного мнения о людях, совершивших преступление: как правило, оно резко негативно и не предусматривает наличия у преступников сложных психологических причин, смягчающих и оправдывающих обстоятельств, а также деталей и подробностей совершенного противозаконного деяния.
6. В кругу современных читателей возрастает интерес к «возвращенным писателям», в частности, к творчеству И.А. Бунина, в чьих произведениях с поразительной глубиной раскрывается сложная и многогранная личность персонажей-преступников.
7. Научная гипотеза С.В. Познышева, изложенная в его книге «Криминальная психология. Преступные типы» [31], является новаторской в области криминологии и юриспруденции, психологии раскрытия преступления, а также для анализа литературного героя-преступника.
Преступные типы в литературе - интереснейшая литературоведческая проблема, которая на сегодняшний день является малоизученной. В рамках совокупных междисциплинарных исследований последнего столетия явление типизации преступных образов приобретает особую значимость. Первая попытка интегрировать юридические и литературоведческие критерии анализа личности преступника принадлежат итальянскому криминологу и политическому деятелю Э. Ферри, который в своей книге «Преступные типы в искусстве и литературе» (1908) наблюдает за людьми, преступившими закон, и изучает репрезентацию разнообразных видов преступления в психолого-антропологическом аспекте, а также в искусстве и литературе. Делая упор на классификацию преступлений, автор труда не уделяет достаточного внимания дифференциации героев-преступников в ее психологическом аспекте.
Книга С.В. Познышева «Криминальная психология. Преступные типы», изданная в 20-х гг. XX века восполняет вышеуказанный «пробел» юридической психологии. Автор выделяет экзогенный (преступление совершается по причинам внешней природы) и эндогенный (противозаконное деяние - результат проверки определенной теории, идеи, т.е. явление внутреннего порядка) преступные психологические типы, что кардинально поменяло качество криминалистики и юриспруденции, а также подготовило плодородную почву для анализа и глубокого раскрытия литературного преступного образа.
Таким образом, проблема раскрытия личности преступника в литературе практически не решена, нет исследований, посвящённых анализу преступных типов в русской литературе, поэтому она нуждается в дальнейшей разработке.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые юридические понятия экзогенного и эндогенного преступных типов интерпретируются и подробно анализируются в контексте литературного произведения. Кроме того, с целью наиболее глубокого и полного анализа бунинского персонажа выводится его новая синкретическая модель - экзогенно-эндогенный литературный преступный образ.
Объектом исследования стала специфика раскрытия преступного типа в творчестве И.А. Бунина.
Предмет исследования - проза И.А. Бунина, мастера психологического рассказа.
Целью данной работы явилась попытка выявить особенности реализации и раскрытия экзогенного и эндогенного преступных типов литературного героя в малых и средних жанрах И.А. Бунина.
Установленная цель определила постановку следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме:
a) дать определение понятию «преступление»;
b) рассмотреть данное понятие в юридическом, религиозном и психологическом аспектах;
c) рассмотреть рецепцию понятия преступления в литературе, образы героев-преступников в литературе конца XIX - начала XX веков.
2. Определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «экзогенный тип», «эндогенный тип», «экзогенно-эндогенный тип», «преступный образ», «факультативное занятие».
3. Выявить особенности раскрытия:
a) экзогенного преступного образа в прозе И.А. Бунина;
b) эндогенного типа преступника в рассказах И.А. Бунина;
c) экзогенно-эндогенного преступного образа как особого типа бунинского героя.
4. Определить авторский замысел введения в образную систему произведений героя-преступника.
5. Раскрыть специфику изучения прозы И.А. Бунина на факультативных занятиях.
Для решения названных задач в работе применялись следующие методы литературоведческого исследования:
1. Метод сплошной выборки (при сборе фактического материала, примеров из прозаических текстов И.А. Бунина).
2. Метод комплексного анализа (при выявлении особенностей реализации преступных типов в прозе И.А. Бунина).
3. Описательный метод, используемый при обработке фактического материала; составляющими этого метода являются интерпретация, обобщение литературоведческих данных и классификация преступных типов.
4. Метод моделирования (при конструировании единого экзогенно - эндогенного преступного типа в повести «Дело корнета Елагина»).
Теоретико-методологическую базу работы составили: Уголовный кодекс РФ [33], словари русского языка различного назначения и времени создания [16, 19, 30], Библия [1], «Катехизис» Ф. Дроздова [9], «В помощь кающемуся» И. Брянчанинова [2], «Преступный человек» Ч. Ломброзо [26], «Преступные типы в искусстве и литературе» Э. Ферри [34],«Криминальная психология. Преступные типы» С.В. Познышева [31], «Судебные речи известных русских юристов» Е.М. Ворожейкина [15], «Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею» Д.А. Дриля [18], «Преступление небольшой или средней тяжести как основание освобождения от уголовной ответственности» П.И. Коробова [23] учебники «Юридическая психология» П.П. Баранова и В.И. Курбатова, В.Н. Волкова и С.И. Янаева [12, 14]. В сфере исследования творчества И.А. Бунина вспомогательными стали: переписка автора 1905-1919 годов [4], «Преступные типы в искусстве и литературе» Э. Ферри [35], «Рецепция символизма в эмигрантском творчестве И.А. Бунина («Дело корнета Елагина») А.М. Грачевой [16], «Бунин и его проза» Н.И. Кучеровского [24], «Преступник и преступление на страницах художественной литературы» Л.Р. Клебанова [22], «Интерпретация юридических событий и фактов в текстах разных жанров» К.В. Нестеренко [29]. В процессе изучения и описания обозначенной проблемы мы опирались на предшествующий опыт изучения преступного типа как феномена криминальной психологии, понятия авторской картины мира в трудах по литературоведческому анализу художественного текста (учебник «Основы теории литературы» Г.Г. Хазагерова [36], учебник «Введение в литературоведение. Основы теории литературы» В.П. Мещерякова [28], учебное пособие для ВУЗов «Теория литературы» Э.Я. Фесенко [35] и другие).
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных результатов в вузовском и школьном преподавании курса литературы, в частности, в курсе «История русской литературы первой половины ХХ века», в разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных исследованию художественного образа. Материалы исследования могут быть использованы в практике составления учебных и учебно-методических пособий по литературе, при организации научно-исследовательской работы студентов и школьников. Отдельные фрагменты работы могут найти применение в качестве ценной дополнительной информации как для школьников, студентов и преподавателей, так и для широкого круга читателей, интересующихся криминологией, юриспруденцией, психологией и литературоведением.
Апробация результатов исследования была произведена с помощью детальной разработки планов-конспектов (приложения № 1-2) факультативных занятий и проведения последних занятий в общеобразовательном учреждении. Два факультативных занятия по подготовке к заданию «В9» - ЕГЭ по литературе (приложение №1) и предметной олимпиаде по литературе (приложение №2). Занятия проводились в МБОУ «Черемуховская СОШ» (Новошешминский район РТ) среди учащихся 9-11 классов.
Основные положения и выводы дипломной работы нашли отражение в выступлениях на:
1. Студенческих итоговых конференциях Елабужского института
Казанского федерального университета (диплом II степени (2014 г.); диплом III степени (2017 г.)
2. В научных статьях:
1. Виды преступных типов в рассказах И.А. Бунина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2014 - № 5(12). - 116 с.
2. Экзогенно-эндогенный преступный образ как особый тип бунинского героя в рассказе «Дело корнета Елагина» // The theory and practice of gender studies in world science: materials of the VII in-ternational scientific conference on May 5-6, 2016. - Prague : Vedecko vydavatelske cen-trum «Sociosfera-CZ», 2016. - 105 с.
3. Экзогенный вид преступных образов в прозе И.А. Бунина // Научная дискуссия: инновации в современном мире. сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. - № 11 (54). - М., Изд. «Интернаука», 2016. - 126 с.
3. В монографии:
1. Преступные типы в прозе И.А. Бунина (на примере малых и средних жанров) // Вопросы современной науки: коллект. науч. монография; [под ред. Н.Р. Красовской]. - М.: Изд. Интернаука, 2017. Т. 18. - 206 с.
Структура дипломной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники и материалы, обосновывается практическая значимость работы.
В I главе: «Юридический, религиозно-теологический, психологический аспекты преступления» рассматривается понятие преступления в контексте юриспруденции, теологии и психологии, проводится комплексный анализ данной универсалии в различных источниках: Уголовном кодексе РФ, религиозных текстах, словарях и различных трудах по криминальной психологии; также выявляются экзогенный и эндогенный преступные типы. Проводится обзор литературной трактовки данного понятия.
Во II главе: «Преступные типы в прозе И.А. Бунина (на примере малых и средних жанров)» предпринимается практическое применение юридической классификации преступных типов в бунинских произведениях, а также рассматривается изучение прозы И.А. Бунина на факультативных занятиях в школе в основном звене.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, словари и религиозные тексты. В целом список использованной литературы насчитывает 36 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящей дипломной работы явилось выявление специфики реализации экзогенного и эндогенного литературного преступного типов в контексте малых и средних жанров прозы И.А. Бунина.
Результатами поставленных задач стали:
1. Изучение и систематизация теоретического материала по исследуемой проблеме.
Преступление - понятие многостороннее и разноаспектное. В контексте юриспруденции оно является центральным и базовым определением Уголовного кодекса РФ, на основе которого нами была выведена парадигматика классификаций данной универсалии.
В русле теологического направления исследования были выявлены особенности ортодоксального восприятия понятий греха, зла, преступления, связанные с переступанием нравственного закона и ожиданием Небесного Суда.
В результате исследования работ по криминалистике была определена такая классификация преступных типов, как универсальных кодов изучения психологии преступника: экзогенный и эндогенный, послужившая также основой и для литературоведческого анализа художественных образов прозы И.А. Бунина.
Обзор классической русской литературы конца XIX - начала XX веков вывел следующие виды героев-преступников: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Родион Раскольников - идейный преступник); Л.Н. Толстой «Братья Карамазовы» (Иван Карамазов и Смердяков - идейные преступники), «Анна Каренина» (Анна Каренина - импульсивный преступник), И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев» (Остап Бендер - идейный преступник; Александр Яковлевич и отец Федор - импульсивные преступники); М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (сатирические образы московского общества, Никанора Ивановича и Косцова - импульсивных преступников). В результате анализа представленных произведений был сделан вывод, что в литературе понятие преступления представлено в синтезе его юридического, религиозного и психологического видения.
2. Выявление своеобразия реализации экзогенного и эндогенного преступных типов в прозе И.А. Бунина.
На основе рассказов «Дурочка», «Три рубля» и «Ночлег» был проведен анализ экзогенного преступного типа героев, на преступления которых подтолкнули обстоятельства внешнего порядка. Герои рассказов «Дурочка» и «Ночлег» помышляют об изнасиловании из-за распалившей их страсть ночной жары. Героиня рассказа «Три рубля» вынуждена заниматься проституцией по причине бедственного материального положения собственной семьи.
Преступление для героя рассказа «Петлистые уши» является результатом вынашивания определенной продуманной и прочувствованной идеи или теории, которая, по мнению персонажа, способна полностью оправдать преступника. Он без жалости и угрызений совести убивает проститутку в гостиничном номере, ссылаясь на заложенный в нем «преступный ген», а также на теорию Раскольникова о «тварях дрожащих и право имеющих». Вследствие анализа образ Соколовича отнесен нами к эндогенному преступному типу.
По итогам исследования художественного пространства рассказа «Убийца» и повести «Дело корнета Елагина», нами был определен особый, синкретический, экзогенно-эндогенный, образ литературного героя, который совершает преступление из-за совокупности внешних и внутренних причин. Убийство возлюбленного для героини рассказа «Убийца» - это последний пункт плана мести (черта эндогенного типа), который она вынашивала долгое время, узнав об измене мужчины (внешнее обстоятельство преступления). Персонажи повести «Дело корнета Елагина» Мария Сосновская и Александр Елагин составили единый экзогенно-эндогенный преступный образ, где носителем пагубной идеи декадентского жизнестроительства является Сосновская (эндогенный тип), а исполнителем этой идеи по просьбе возлюбленной становится Елагин (экзогенный образ).
3. Определение авторского замысла введения в систему персонажей героя-преступника.
Такой концептуальный ход не случайно избран писателем. В процессе литературоведческого анализа преступного типа нами была обнаружена логическая взаимосвязь концепции произведений с современными автору историческими реалиями. Написанные в революционное, военное и послевоенные времена, произведения обнажают жестокую реальность, которая, несомненно, влияет и на мир человеческих чувств. Автор сравнивает понятия любви и насилия, доказывая, что они несоотносимы.
4. Раскрытие особенностей изучения прозы И.А. Бунина на факультативных занятиях.
Был произведен анализ факультативного занятия как формы, нацеленной на расширение, углубление и корректировку литературоведческих знаний обучающихся, активизацию их познавательной деятельности. Функционал факультативов базируется на предметно-повышающих, общеобразовательных, мотивирующих и профориентационных началах. Несмотря на специфику факультативного занятия (добровольная основа) и многообразие его форм (урок, дискуссия, проект и т.д.), существует проблема искажения его смысла и назначения в современных общеобразовательных учреждениях.
В результате разработки и практическом применении факультативных занятий, направленных на подготовку к заданию «В9» - ЕГЭ и олимпиаде по литературе стало возможным утверждать, что изучение прозы И.А. Бунина на данном типе внеурочных занятий является эффективным. Обладая тематическим и идейным своеобразием, творчество И.А. Бунина является универсальным литературным материалом для практического закрепления литературоведческих знаний.
Таким образом, в плане содержания представленная работа полностью соответствует заявленной цели и поставленным задачам.
При разработке темы исследования возникла проблема отсутствия теоретико-методологической базы и научных разработок в области изучения интерпретации экзогенного и эндогенного преступных типов в художественной литературе. Этот пробел в ближайшее время будет решаться с помощью выхода ряда статей, детально разрабатывающих анализируемую тему, выступлений на очных и заочных студенческих конференциях и привлечения к данной проблеме большего количества исследователей, как среди студентов и преподавателей, так и в школьной среде.



1. Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 2014. - 1 376 с.
2. Брянчанинов И. В помощь кающемуся. - М.: Сибирская
Благозвонница, 2015. - 78 с.
3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Азбука-Аттикус,
2015. - 480с.
4. Бунин И.А. Письма 1905-1919 годов; подготовка текстов писем и комментариев С.Н. Морозова и др.; под общей ред.
О. Н. Михайлова; Рос. Акад. наук, Институт мировой литературы им. Горького и др. - М.: ИМЛИ, 2003. - 745 с.
5. Бунин И.А. Солнечный удар: роман, повести, рассказы. - М.: Эксмо, - 2014. - 640 с.
6. Бунин И.А. Темные аллеи. - М.: Эксмо, 2015. - 325 с.
7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо, 2013. - 848 с.
8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: Азбука, 2015. - 445 с.
9. Дроздов Ф. Катехизис. - М.: Сибирская Благозвонница, 2014. - 160 с.
10. Ильф. И., Петров Е. Двенадцать стульев. - М.: Азбука, 2016. - 344 с.
11. Толстой Л.Н. Анна Каренина. - М.: Эксмо, 2014. - 960 с.
II. Научно-критическая литература
12. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 184 с.
13. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - M.: Стеле, 1995. - 304 с.
14. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. - М.: Инфа-М, - 2005. - 218 с.
15. Ворожейкин Е.М Судебные речи известных русских юристов. Сборник 3-е изд., испр. - М.: Госюриздат, 1958. - 871 с.
16. Грачева А.М. Рецепция символизма в эмигрантском творчестве И.А. Бунина («Дело корнета Елагина») [Электронный ресурс]. - URL:
http://postsymbolism. ru/joomla/index.php?gid=45&option=com_docman&task=docview (Дата обращения: 12.02.2016).
17. Даль В.И Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 248 с.
18. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. - М.: Инфа-М, 2004. - 159 с.
19. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. - М.: Бертельсманн Медиа Москау АО, 2013 г. - 1120 с.
20. Кайзер Г. Криминология. Введение в основы. - М.: Юрид. Лит., 1979. - 318 с.
21. Качурин М.Г., Матольская Д.К. Методика факультатива по литературе в восьмом классе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 128с.
22. Клебанов Л.Р. Преступник и преступление на страницах художественной литературы. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 144 с.
23. Коробов П.И. Преступление небольшой или средней тяжести
как основание освобождения от уголовной ответственности. - Государство и право. Юридические науки. - Вестник
Волжского университета им. В.Н. Татищева. Выпуск. - 2010. - № 74 (34). - 13 с.
24. Кучеровский Н.И. И. Бунин и его проза. / Н. И. Кучеровский. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. - 506 с.
25. Лесскис Г.А. Комментарии к «Мастеру и Маргарите» // Булгаков М.А. Собр. соч. Т. 5. - М.: Инфа-М, 1964. - 612 с.
26. Ломброзо Ч. Человек преступный. - М.: Эксмо, 2013. - 352 с.
27. Маранцман М.Г. Методика преподавания литературы. - М.: Наука, 1994. - 388с.
28. Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П. и др. Введение в
литературоведение. Основы теории литературы. - М.:
Издательство Юрайт, 2012. - 442с.
29. Нестеренко К.В. Интерпретация юридических событий и фактов в текстах разных жанров. - Лингвоправовая картина мира: современные проблемы лингвистики и иностранной дидактики. Монография. - Харьков: НТМТ, 2012. - 16 с.
30. Ожегов С.И Словарь русского языка. - М.: Оникс, 2014. - 1200 с.
31. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. - М.: Инфа-М, 2010. - 159 с.
32. Положение о факультативах. - М.: Наука, 2010. - 44 с.
33. Уголовный кодекс РФ. - М.: Проспект, 2015. - 240 с.
34. Ферри Э. Преступные типы в искусстве и литературе. Пер. с итал. Изд. 2-е. - М.: Стереотип, 2015. - 168 с.
35. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. - 780с.
36. Хазагеров Г.Г. Основы теории литературы: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 316с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ